Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть программы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа.
В современных условиях возрастает роль гражданского общества, уровень развития которого становится одним из решающих факторов политического, экономического, научно-технического развития страны в целом и Липецкой области в частности. Задача модернизации экономики и общества не может быть решена без вовлечения в этот процесс как можно большего числа творческих, свободных и активных граждан.
В последние годы в Липецкой области уделялось существенное внимание развитию гражданского общества. Реализация областной целевой программы "Развитие гражданского общества (2009 - 2012 годы)" позволила сформировать активно действующий некоммерческих сектор, внедрить в практику общественно-государственного взаимодействия передовые формы организации работы, обеспечить процесс стабильного развития институтов гражданского общества.
Приняты областные законы, изменения и дополнения к ним, направленные на совершенствование взаимодействия власти и институтов гражданского общества, деятельности некоммерческих организаций и благотворительной деятельности.
Сложившаяся система институтов гражданского общества в Липецкой области представляет собой организованные группы населения, четко идентифицирующие себя с целевой группой. Они выражают общественное мнение отдельных групп общества, способны участвовать в решении вопросов регионального и местного значения. Ежегодно наблюдается рост некоммерческих организаций Липецкой области (далее - НКО), число которых увеличилось с 2009 года на 5%. Изменения в структуре институтов гражданского общества происходят постоянно:
Рис. 1. Количество зарегистрированных некоммерческих организаций на территории области
|
на 01.01.2012 г. |
на 07.08.2012 г. |
Всего НКО, из них: |
1368 |
1397 |
Общественные объединения, в т.ч.: |
680 |
695 |
политические партии |
7 |
20 |
профессиональные союзы |
220 |
215 |
Религиозные организации, в т.ч.: |
305 |
306 |
православные |
262 |
265 |
иные конфессии |
43 |
41 |
Прочие некоммерческие организации, в т.ч. |
383 |
396 |
фонды |
49 |
51 |
автономные некоммерческие организации |
52 |
52 |
некоммерческие учреждения |
103 |
112 |
некоммерческие партнерства |
117 |
116 |
казачье общество |
1 |
1 |
Развиваются ассоциативные общественные объединения, целью деятельности которых является формирование единого коммуникационного и организационного пространства в обсуждении и выработке мнений и предложений по основным вопросам общественной и социальной жизни области: Липецкий областной союз общественных объединений "Липчане", Липецкий областной союз общественных объединений "Патриот", Липецкая региональная ассоциация спортивных общественных объединений "Физкультурно-Спортивное общество "Единство", Ассоциация творческих союзов Липецкой области. Ведется создание ассоциации организаций инвалидов.
Активную роль в процессе совершенствования и развития форм взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества играет сформированный в 2011 году областной Клуб лидеров некоммерческих организаций, в состав которого на 01 июня 2012 входят 59 НКО.
Созданы механизмы учета мнения граждан и их объединений на разных уровнях при принятии решений - общественные, экспертные и консультативные советы, комиссии, региональная и муниципальные общественные палаты и др., в которых активно принимают участие представители НКО. Представители общественности получили возможность более широкого влияния на формирование политики, принятие общественно значимых решений.
Решаются задачи обеспечения межконфессиональной и межнациональной стабильности. В регионе осуществляет свою деятельность рабочая группа по вопросам гармонизации межэтнических отношений. В целях разрешения межнациональных конфликтов, пропаганды межнационального мира и веротерпимости реализуется межнациональный социально-значимый проект "Дом национальностей". С 2010 года на территории области не зарегистрировано ни одного межконфессионального и межнационального конфликта.
Поддержка НКО осуществляется через субсидирование реализации социальных проектов и исполнение НКО государственного заказа.
Ежегодно увеличивается количество средств, выделяемых в виде субсидий НКО: с 10361 тыс. рублей в 2009 году до 14346 тыс. рублей в 2012 году.
Определенный руководством страны курс на модернизацию общества особое место отводит СО НКО, которые рассматриваются как организационная основа гражданского общества и отражают интересы, в первую очередь, социально незащищенных слоев населения.
В работу по оказанию социальных услуг населению области вовлечены более 40 СО НКО. Населению оказываются информационные, просветительские, юридические услуги, услуги по организации досуга и дополнительного образования, социальной реабилитации. Получателями услуг СО НКО являются около 4,5 тыс. человек.
Комплекс мер по поддержке СО НКО позволил Липецкой области принять участие в конкурсе на получение субсидий из федерального бюджета на реализацию программ поддержки СО НКО. По результатам конкурсного отбора Липецкой области в 2011 году выделена субсидия в размере 8,795 млн. рублей.
Приоритетными направлениями деятельности СО НКО в развитии услуг населению являются:
профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства;
повышение качества жизни людей пожилого возраста;
социальная адаптация инвалидов и их семей;
развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;
развитие межнационального сотрудничества и обеспечение межконфессиональной стабильности.
Но, несмотря на создание благоприятных условий для развития гражданского общества и его институтов на территории Липецкой области, остаются не решенными ряд вопросов, среди основных проблем следует отметить следующие:
1. Недостаточно развитый сектор оказания социальных услуг населению некоммерческими организациями. Вместе с тем, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одним из направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения является развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг.
2. Низкий уровень общественной активности, общественной поддержки и доверия граждан к деятельности СО НКО. Общественная активность населения области, его участие в реализации социальных проектов и программ носит ситуативный характер.
3. Существуют проблемы с формированием экспертного сообщества в сфере развития гражданского общества, создания специализированных правовых и юридических служб.
4. Недостаточный уровень кадровой подготовки сотрудников НКО к социально значимой деятельности и представителей органов власти к взаимодействию с институтами гражданского общества и гражданами, особенно на муниципальном уровне. Работники некоммерческого сектора слабо ориентируются в современном российском законодательстве, в том числе по вопросам финансов, обеспечивающим основу работы НКО. Общественные организации имеют слабую финансовую базу и недостаточный опыт поиска источников финансирования. Не отлажена система государственной поддержки работников и добровольцев общественных организаций в сфере подготовки, переподготовки и повышения их квалификации.
5. Высокая внутренняя дифференциация и неоднородность общественных институтов, слабые административно-правовые и материальные (финансовые, имущественные) ресурсы НКО, что приводит к недостаточному уровню влияния СО НКО на принятие решений по вопросам социально-экономического развития области. Имеются серьезные различия общественных институтов по территориальному признаку, тематической ориентации, экономической активности, уровню и степени профессионализма в отстаивании интересов и взаимодействии с заинтересованными сторонами. Региональные НКО неактивно развивают свои отделения, представительства, филиалы в муниципальных образованиях.
6. Развитие гражданского общества замедляет разрозненность, плохо развитая инфраструктура поддержки деятельности НКО, включая собственные сети - отсутствуют инфраструктурные организации, оказывающие информационные, консультационные и образовательные услуги общественным объединениям.
7. Наблюдается недостаточное внимание средств массовой информации к деятельности институтов гражданского общества, не отлажена система их взаимодействия. Наблюдается незаинтересованность журналистов в разработке тем, посвященных деятельности СО НКО. Большинство НКО Липецкой области не имеют PR-специалистов, недостаточно заботятся о контактах с журналистами, нерегулярно обеспечивают СМИ информацией о своей работе.
8. В связи с миграционными последствиями возникает напряженность в межэтнических и межконфессиональных отношениях, требующих постоянного контроля и регулирования.
Эффективным решением вышеизложенных проблем является формирование целостного программного документа - долгосрочной областной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и развитие гражданского общества Липецкой области (2013 - 2020 годы)".
Программные мероприятия позволят обеспечить участие представителей гражданского общества в реализации Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года, будут способствовать обеспечению социальной и политической стабильности в регионе, возникновению у населения гражданской ответственности, формированию активной жизненной позиции, развитию новых форм самоорганизации и самоуправления. Развитый, активный некоммерческий сектор обеспечит стабильность экономического развития и политической системы, обеспечит развитие сети негосударственных социальных услуг.
Развитие и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, повысит эффективность социального обслуживания населения, создаст конкурентный рынок социальных услуг. Конкурсное финансирование некоммерческих организаций в социальной сфере будет способствовать привлечению альтернативных источников финансирования различных видов социальной помощи.
2. Цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации.
Цель Программы: содействие развитию институтов гражданского общества, повышение гражданской активности жителей Липецкой области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
поддержка и развитие сектора социально ориентированных некоммерческих организаций;
повышение гражданской активности, развитие благотворительной деятельности граждан и организаций;
обеспечение научно-методического и информационного сопровождения деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.
обеспечение поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций на местном уровне;
формирование межэтнической солидарности, этнотолерантности, профилактика национализма, фашизма и экстремизма.
I этап (подготовительный) - 2013 год предполагает создание условий для активного формирования сектора СО НКО в регионе, модернизацию механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и власти, формирование системы государственной поддержки СО НКО на конкурсной основе, создание системы методического обеспечения органов местного самоуправления и оказания им содействия в разработке и реализации мер по поддержке СО НКО, совершенствование правовых механизмов поддержки и развития СО НКО, благотворительности, добровольчества.
II этап (пилотный) - 2014 - 2015 годы направлен на внедрение моделей, программ по развитию сектора СО НКО в регионе, и расширение сферы социальных услуг, оказываемых ими, пропаганду и популяризацию деятельности СО НКО, благотворительной деятельности и добровольчества, поддержку деятельности СО НКО, действующих в основных приоритетных направлениях, расширение сферы деятельности консультативных советов, комиссий при исполнительных органах государственной власти области, обеспечение участия представителей заинтересованных СО НКО в оценке результативности и эффективности реализуемых исполнительными органами государственной власти области и государственными учреждениями программ (мероприятий) в области социальной политики, разработку системы мониторинга и анализа эффективности реализуемых мероприятий Программы, анализа эффективности осуществления программных мероприятий, корректировка задач, показателей и мероприятий Программы.
III этап (основной) - 2016 - 2020 годы предполагает обеспечение функционирования скоординированной системы межведомственного взаимодействия в сфере поддержки СО НКО, предоставление финансовой и имущественной поддержки НКО, создание и обеспечение функционирования региональных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, внедрение результатов проводимых научно-исследовательских работ по проблемам деятельности и развития СО НКО, обеспечение функционирования системы безвозмездных консультационных услуг СО НКО, в т.ч. по правовым, бухгалтерским, налоговым и иным вопросам, включая вопросы привлечения добровольцев.
Постановлением Администрации Липецкой области от 25 декабря 2013 г. N 618 в подраздел 3 раздела II настоящего приложения внесены изменения
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы.
Общий объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета составляет 302791 тыс. рублей, в том числе:
по управлению внутренней политики области - 219391 тыс. рублей;
по управлению сельского хозяйства области - 80000 тыс. рублей.
по управлению по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов области - 3400 тыс. рублей.
По годам:
2013 год - 34243,8 тыс. рублей, в том числе:
по управлению внутренней политики области - 20843,8 тыс. рублей;
по управлению сельского хозяйства области - 10000 тыс. рублей;
по управлению по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов области - 3400 тыс. рублей;
2014 год - 35938,6 тыс. рублей, в том числе:
по управлению внутренней политики области - 25938,6 тыс. рублей;
по управлению сельского хозяйства области - 10000 тыс. рублей;
2015 год - 35938,6 тыс. рублей, в том числе:
по управлению внутренней политики области - 25938,6 тыс. рублей;
по управлению сельского хозяйства области - 10000 тыс. рублей;
2016 год - 37160 тыс. рублей, в том числе:
по управлению внутренней политики области - 27160 тыс. рублей;
по управлению сельского хозяйства области - 10000 тыс. рублей;
2017 год - 38090 тыс. рублей, в том числе:
по управлению внутренней политики области - 28090 тыс. рублей;
по управлению сельского хозяйства области - 10000 тыс. рублей;
2018 год - 39310 тыс. рублей, в том числе:
по управлению внутренней политики области - 29310 тыс. рублей;
по управлению сельского хозяйства области - 10000 тыс. рублей;
2019 год - 40330 тыс. рублей, в том числе:
по управлению внутренней политики области - 30330 тыс. рублей;
по управлению сельского хозяйства области - 10000 тыс. рублей;
2020 год - 41780 тыс. рублей, в том числе:
по управлению внутренней политики области - 31780 тыс. рублей;
по управлению сельского хозяйства области - 10000 тыс. рублей.
Основным источником финансирования Программы является областной бюджет. Объем средств областного бюджета подлежит ежегодному уточнению законом Липецкой области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Участие в конкурсном отборе субъектов РФ на получение субсидии из федерального бюджета на софинансирование программ поддержки СО НКО позволит привлечь средства федерального бюджета в порядке софинансирования данной деятельности от 20% до 50%.
Постановлением Администрации Липецкой области от 24 декабря 2012 г. N 543 в подраздел 4 раздела II настоящего приложения внесены изменения
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы - администрация Липецкой области.
Реализация Программы обеспечивается исполнением программных мероприятий. Мероприятия Программы взаимосвязаны с целями и задачами, на решение которых они направлены.
Исполнители Программы - управление внутренней политики Липецкой области, управление сельского хозяйства Липецкой области, управление по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области:
- выполняют обязательства по реализации мероприятий Программы в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными законом Липецкой области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
- обеспечивают выполнение показателей Программы;
- осуществляют анализ эффективности программных мероприятий.
Управление внутренней политики Липецкой области осуществляет:
- координацию деятельности по реализации Программы;
- оказание методической помощи и содействия в рамках своей компетенции исполнителям и участникам Программы;
- подготовку предложений по уточнению и корректировке программных мероприятий;
- подготовку предложений по уточнению объемов расходов на выполнение мероприятий Программы в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год.
- представляет отчетные данные в управление контроля и проверки исполнения администрации области, управление экономики администрации области, управление финансов Липецкой области о ходе реализации Программы в соответствии с постановлением администрации области от 28.11.2007 N 168 "О Порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
Управление сельского хозяйства Липецкой области, управление по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области представляют управлению внутренней политики Липецкой области информацию о ходе реализации мероприятий Программы: по итогам 1-го квартала, 1-го полугодия, 9 месяцев - до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 15 января года, следующего за отчетным.
Поддержка некоммерческих организаций осуществляется в форме предоставления субсидий СО НКО и иным некоммерческим организациям, в соответствии с нормативными правовыми актами администрации Липецкой области.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе некоммерческими организациями, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Программой предусмотрено выделение субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с условиями предоставления и методикой расчета субсидий (приложение к Программе).
5. Оценка эффективности Программы.
Программа носит социальный характер, имеет общественную и проблемно-ориентированную направленность. Результаты реализации мероприятий Программы будут оказывать влияние на различные стороны жизни общества на протяжении длительного времени. Оценка последствий реализации Программы включает выявление полного комплекса конечных результатов Программы (в том числе незапланированных) и их влияния на социально-экономическую ситуацию в области.
Значения фактических показателей зависят от степени исполнения системы программных мероприятий и характера действия внешних факторов в рассматриваемый период, которые в совокупности определяют условия выполнения Программы.
Значения фактических показателей определяются путем проводимого управлением внутренней политики Липецкой области мониторинга ведомственной отчетности, официальной информации Минюста РФ по Липецкой области, опросов населения.
Оценка общественной эффективности реализации мероприятий Программы осуществляется на основе соотношения темпов роста фактически достигнутых целевых индикаторов к темпам роста фактически достигнутых показателей задач.
Оценка эффективности проводится по цели и каждой задаче целевой Программы с учетом выполнения всех мероприятий, направленных на ее достижение.
Постановлением Администрации Липецкой области от 25 декабря 2013 г. N 618 в таблицу "Плановые показатели и плановые значения эффективности задач целевой программы" подраздела 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения
Плановые показатели и плановые значения эффективности задач целевой программы
Таблица
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.