14 октября 2011 г.
В целях реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда и в соответствии с Уставом Липецкой области администрация Липецкой области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда на 2012 - 2014 годы" согласно приложению.
2. Управлению финансов Липецкой области (Щеглеватых В.М.) при формировании проекта областного бюджета на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 годов включить областную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда на 2012 - 2014 годы" в перечень областных целевых программ, финансируемых из областного бюджета.
Глава администрации |
О. Королев |
Областная целевая программа
"Улучшение условий и охраны труда на 2012 - 2014 годы"
14 октября 2011 г.
См. также областную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда 2009 - 2011 годы", утвержденную постановлением Администрации Липецкой области от 9 октября 2008 г. N 273
I. Паспорт областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда на 2012 - 2014 годы"
Наименование Программы |
Областная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 22.07.2008 N 157-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Устав Липецкой области. |
Государственный заказчик |
Администрация Липецкой области (далее - администрация области) |
Разработчик Программы |
Управление труда и занятости Липецкой области |
Цель и задачи Программы |
Цель Программы - обеспечение условий труда, отвечающих требованиям безопасности, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Реализация поставленной цели обеспечивается исполнением следующих задач: - снижение профессиональных рисков на производстве; - организация обучения по охране труда; - формирование у подрастающего поколения культуры труда. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2012 - 2014 годы |
Исполнители Программы |
Управление труда и занятости Липецкой области |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансовых средств Программы на 2012 - 2014 гг. прогнозно составит 2164,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 г. - 655 тыс. рублей, 2013 г. - 799 тыс. рублей, 2014 г. - 710 тыс. рублей. Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Объемы финансирования ежегодно уточняются при рассмотрении областного бюджета на очередной финансовый год. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели активности |
Улучшение условий труда работников в организациях области, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Снижение уровня производственного травматизма (К/ч - количество несчастных случаев на 1000 работающих) с 2,2 до 2,0. Увеличение количества руководителей и специалистов, прошедших обучение по охране труда, с 5000 до 5300 человек. Уменьшение показателя профессиональной заболеваемости на 10 тыс. работающих с 5,0 до 4,85. |
Порядок осуществления контроля за ходом выполнения Программы |
Общий контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет администрация области. Управление труда и занятости Липецкой области представляет отчетные данные в соответствии с Постановлением администрации области от 28.11.2007 N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ". |
II. Описательная часть Программы
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является неотъемлемой частью государственной политики в области охраны труда.
Принимаемые в 2010 году администрацией области антикризисные меры и меры по модернизации экономики и социальной сферы позволили сохранить основные показатели качества и уровня жизни населения, способствовали стабилизации ситуации на рынке труда, восстановлению роста в промышленном производстве, увеличению потребительского спроса.
Прирост экономики составил (по оценке) 2,4% (РФ - 4%), в промышленности - более 10% (РФ - 8,2%), внешнеторгового оборота - более чем на треть (РФ - 31,8%), инвестиций в основной капитал - на 5,8% (РФ - 6%), оборота розничной торговли - на 7% (РФ - 4,4%), среднедушевые денежные доходы населения выросли на 13% (РФ - 11,3%), пенсии - на 23%.
Обеспечен рост в производстве электрооборудования - в 3 раза, резиновых и пластмассовых изделий - в 1,5 раза, машин и оборудования - в 1,3 раза.
По отдельным видам промышленной деятельности произошло восстановление докризисных объемов производства (производство электрооборудования (238,5%), производство резиновых и пластмассовых изделий (118,1%), химическое производство (164,3%), производство кожи (105,7%), производство пищевых продуктов (100,4%)).
Государственная поддержка хозяйствующих субъектов в рамках действующего законодательства позволила привлечь 20 млрд. рублей инвестиций и создать около 2 тыс. рабочих мест.
В результате принятых мер по диверсификации промышленности индекс промышленного производства без учета черной металлургии составил 112,6%.
В 2010 году проведен ремонт и реконструкция более 20 хозяйственных объектов, приобретено более 200 единиц технологического оборудования и 9 единиц специализированного автотранспорта.
Безусловным приоритетом остается развитие малого и среднего бизнеса. Сегодня в этой сфере работает свыше 48 тысяч субъектов, трудится треть от общего числа занятых в экономике.
Позитивные изменения произошли и в здравоохранении. В 2010 году обеспечена успешная реализация очередного этапа приоритетного национального проекта "Здоровье", в том числе в части мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи онкологическим больным и формирование здорового образа жизни.
В минувшем году отмечается существенное сокращение (на 23,4%) первичной инвалидности населения области. Выше среднеобластной сложилась первичная инвалидность в Лебедянском, Долгоруковском, Данковском, Липецком и Добровском районах, а также в г. Липецке.
Несмотря на стабилизацию ситуации, в социально-экономическом развитии области еще остается ряд нерешенных проблем.
Так, профессиональная заболеваемость по-прежнему остается серьезной государственной проблемой, несущей негативные последствия экономического и социального характера. Производственный травматизм и профессиональные заболевания ведут к невосполнимым материальным и моральным потерям как для работников и организаций, так и для области в целом.
В этой связи охрана труда выступает важным фактором социально-экономического развития региона.
Ориентация Программы на реализацию государственной политики в сфере охраны труда обеспечивается согласованными действиями исполнительных органов государственной власти области, органов надзора и контроля, профсоюзов, объединений работодателей за соблюдением законодательства об охране труда.
На предприятиях и в организациях области наблюдается высокий уровень профессиональных рисков. В условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работают свыше 45 тыс. человек, или 36,1% работающих.
Неблагоприятные условия труда, подрывающие здоровье работников в процессе трудовой деятельности, производственный травматизм и профессиональные заболевания входят в ряд важнейших факторов, сокращающих продолжительность жизни населения области. Неудовлетворительные условия труда продолжают оставаться основной причиной формирования у работников профессиональной патологии. Ежегодно в области регистрируется свыше 150 случаев с впервые установленными профессиональными заболеваниями, получают травмы на производстве с тяжелыми последствиями свыше 60 человек, около 70 человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья или профзаболевания. Серьезной проблемой остается высокий уровень производственного травматизма в строительстве и аграрном секторе, где численность пострадавших в расчете на 1000 работающих составляет соответственно 3,3 и 2,7 против областного показателя - 2,2.
Обеспечение безопасности труда работников на предприятиях нередко производится по остаточному принципу. Недобросовестные работодатели пытаются со ссылкой на финансовые проблемы экономить на охране труда, что негативно влияет на состояние условий труда, заставляет работников рисковать собственным здоровьем и жизнью ради сохранения места работы.
Основными причинами несчастных случаев на производстве в области являются:
- недостаточный контроль руководства предприятий за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах и состоянием охраны труда;
- неудовлетворительный производственный контроль;
- несоответствие объектов требованиям промышленной безопасности;
- нарушение трудовой дисциплины;
- недостаточный контроль за техническим состоянием оборудования и, как следствие, сбои в работе механизмов.
По-прежнему велика доля оборудования, морально и физически устаревшего и не отвечающего требованиям безопасности. Наряду с техническими причинами несчастных случаев на производстве, устранение которых требует значительных инвестиционных и материально-технических затрат, почти 80% несчастных случаев связаны с организацией труда. К ним относятся: неудовлетворительное обеспечение безопасности производства работ; допуск к работе работников, не прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, не изучивших требований инструкций по охране труда; нарушение трудовой и производственной дисциплины.
В целях дальнейшего снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, развития имеющихся позитивных тенденций в сфере охраны труда необходимо продолжить работу в рамках настоящей Программы, которая сформирована как единый комплекс взаимосвязанных организационных, методических, учебно-пропагандистских и других мероприятий. Реализация Программы обеспечит преемственность и развитие результатов предыдущих областных целевых программ по охране труда.
Сохраняются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях по видам экономической деятельности. Если в обрабатывающих производствах на эти мероприятия затрачено на одного работающего 7154,5 руб., то в строительстве - 2278,3 руб.
Разница в затратах на охрану труда снижает социальную защищенность работников и, самое главное, в конечном итоге приводит к нарушениям законодательства в области охраны труда.
Для повышения экономической заинтересованности работодателей в снижении профессионального риска в области продолжает расширяться практика установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также финансирование Фондом социального страхования Российской Федерации предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Решение многих проблем сдерживается недостаточным развитием механизмов реализации законодательной и нормативной базы в сфере обеспечения охраны труда. До настоящего времени на федеральном уровне не отработан экономический механизм, побуждающий работодателя принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.
Поставленные задачи могут быть решены только программными методами через осуществление комплекса мероприятий, направленных на улучшение условий и охрану труда.
В этой связи Программа, являясь важнейшим инструментом реализации государственной политики в сфере охраны труда на территории области, позволяет планомерно проводить работу по обеспечению охраны труда, предусматривать необходимые материальные и организационные ресурсы для реализации приоритетных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей и задач.
Улучшение условий труда, создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, наряду с другими факторами, также будут способствовать улучшению демографической ситуации в области.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы - обеспечение условий труда, отвечающих требованиям безопасности, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- снижение профессиональных рисков на производстве;
- организация обучения по охране труда;
- формирование у подрастающего поколения культуры труда.
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Общий прогнозируемый объем финансирования составит 2164,0 тыс. руб. в том числе по годам:
2012 г. - 655 тыс. рублей,
2013 г. - 799 тыс. рублей,
2014 г. - 710 тыс. рублей.
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета.
Объемы финансирования мероприятий программы ежегодно уточняются при рассмотрении областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Заказчиком Программы является администрация области, которая осуществляет контроль за ее исполнением.
Исполнителем Программы является управление труда и занятости Липецкой области.
Управление труда и занятости Липецкой области вносит предложения по уточнению и корректировке программных мероприятий.
Управление труда и занятости Липецкой области представляет отчетные данные в соответствии с постановлением администрации области от 28.11.2007 N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ" управлениям: контроля и проверки исполнения администрации области, экономики администрации области и финансов области.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области осуществляет информационное сопровождение Программы и обеспечивает доведение до населения области информации о реализации мероприятий Программы.
Постановлением Администрации Липецкой области от 14 октября 2011 г. N 367 в подраздел 5 раздела II настоящей Программы внесены изменения
5. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы будет обеспечена общественная эффективность, выражающаяся в защите конституционных прав трудящихся на здоровые и безопасные условия труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, достигнуто снижение количества несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом и снижение профессиональной заболеваемости.
В ходе выполнения мероприятий коллективных договоров и соглашений в сфере охраны труда, планов оздоровительных мероприятий, разработанных по результатам аттестации рабочих мест, ожидается улучшение условий труда для более 20 тыс. человек, снижение количества несчастных случаев на 1000 работающих в обследуемых видах экономической деятельности с 2,2 до 2,0,
Таблица
N п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Величина в базовом году (2011 год) |
Плановые значения по периодам действия Программы |
Источник определения значения показателей |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||||
1 |
Цель: Обеспечение условий труда, отвечающих требованиям безопасности, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности |
||||||
2 |
Индикатор Цели. Улучшение условий и охраны труда в целях снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, расположенных на территории Липецкой области |
тыс. чел. |
7,7 |
7,8 |
7,9 |
8,0 |
Ведомственная отчетность |
3 |
Задача 1. Снижение профессиональных рисков на производстве |
||||||
4 |
Показатель 1 задачи 1 Уровень производственного травматизма |
К/ч - количество несчастных случаев на 1000 работающих |
2,2 |
2,15 |
2,1 |
2,0 |
Статистическая отчетность |
5 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. рублей |
|
200,0 |
334,0 |
225,0 |
|
6 |
Общественная эффективность мероприятий к показателю 1 задачи 1 |
% |
|
103,7 |
103,7 |
106,4 |
|
7 |
Показатель 2 задачи 1 Уровень профессиональной заболеваемости |
К/ч - количество профбольных на 10 тыс. работающих |
5,0 |
4,95 |
4,9 |
4,85 |
Ведомственная отчетность |
8 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. рублей |
|
80,0 |
80,0 |
85,0 |
|
9 |
Общественная эффективность к показателю 2 задачи 1 |
% |
|
102,3 |
102,3 |
102,3 |
|
10 |
Задача 2. Организация обучения по охране труда |
||||||
11 |
Показатель 1 Задачи 2 Количество руководителей и специалистов, прошедших обучение и проверку знаний требованиям охраны труда |
тыс. чел. |
5,0 |
5,1 |
5,2 |
5,3 |
Данные организаций, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда |
12 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. рублей |
|
345,0 |
350,0 |
360,0 |
|
13 |
Общественная эффективность к показателю 1 задачи 2 |
% |
|
99,4 |
99,4 |
99,4 |
|
14 |
Задача 3. Формирование у подрастающего поколения культуры труда |
||||||
15 |
Показатель 1 задачи 3 Количество учащихся, принимающих участие в областном детском конкурсе на тему: "Охрана труда глазами детей" |
Количество учащихся, принявших участие в конкурсе |
- |
30 |
40 |
50 |
Ведомственная отчетность |
16 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. рублей |
|
30,0 |
35,0 |
40,0 |
|
17 |
Общественная эффективность к показателю 1 задачи 3 |
% |
|
- |
76,0 |
81,0 |
|
Социально значимый эффект от реализации Программы:
В результате реализации Программы планируется осуществить отработку форм и методов взаимодействия участников системы управления охраной труда в области, создать предпосылки для повышения уровня безопасности труда, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и соответствующего уменьшения расходов на компенсации потерь здоровья работающих.
Социальный эффект от выполнения Программы проявится в сокращении производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, повышении безопасности труда и социальной защищенности работников, формирования у подрастающего поколения культуры труда.
Источниками информации для оценки эффективности реализации Программы являются статистические отчеты и информация органов надзора и контроля, за соблюдением законодательства об охране труда.
Постановлением Администрации Липецкой области от 14 октября 2011 г. N 367 раздела III настоящей Программы изложен в новой редакции
III. Система программных мероприятий
Таблица
N п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Весовой коэффициент, характеризующий влияние: данного мероприятия на достижение показателя задачи/данной задачи на достижение цели |
Ответственный исполнитель |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
|||
всего |
в том числе по годам реализации |
|||||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||||
1 |
Цель: Обеспечение условий труда, отвечающих требованиям безопасности, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности |
|||||||
2 |
Индикатор цели: Снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, развитие имеющихся позитивных тенденций в сфере охраны труда |
|||||||
3 |
Задача 1. Снижение профессиональных рисков на производстве |
Кол-во рабочих мест, прошедших аттестацию по условиям труда, подтвержденную государственной экспертизой условий труда |
0,4 |
|
|
|
|
|
4 |
Показатель 1 задачи 1. Снижение уровня производственного травматизма |
К/ч - количество несчастных случаев на 1000 работающих |
|
|
|
|
|
|
5 |
Подготовка и издание методических материалов, информационных бюллетеней по вопросам охраны труда и управлению профессиональными рисками |
|
0,3 |
Управление труда и занятости Липецкой области |
180,0 |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
6 |
Проведение семинаров, совещаний, круглых столов по вопросам условий и охраны труда, мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда |
|
0,2 |
Управление труда и занятости Липецкой области |
240,0 |
80,0 |
80,0 |
80,0 |
7 |
Проведение областной конференции по охране труда: "Инновационные приоритеты модернизации охраны труда" |
|
0,2 |
Управление труда и занятости Липецкой области |
130,0 |
- |
130,0 |
- |
8 |
Участие во Всероссийских, международных мероприятиях (выставках, ярмарках, семинарах, конгрессах) с целью изучения и обобщения передового опыта работы по охране труда |
|
0,3 |
Управление труда и занятости Липецкой области |
209,0 |
60,0 |
64,0 |
85,0 |
9 |
Показатель 2 задачи 1. Снижение уровня профессиональной заболеваемости |
К/ч - количество профбольных на 10 тыс. работающих |
|
|
|
|
|
|
10 |
Проведение ежегодных специализированных выставок, ярмарок средств индивидуальной защиты |
|
0,5 |
Управление труда и занятости Липецкой области |
185,0 |
60,0 |
60,0 |
65,0 |
11 |
Проведение мониторинга производственного травматизма, условий труда, аттестации рабочих мест, профессиональной заболеваемости |
|
0,5 |
Управление труда и занятости Липецкой области |
60,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
12 |
Задача 2. Организация обучения по охране труда |
Количество человек, принявших участие в обучении |
0,4 |
|
|
|
|
|
13 |
Показатель задачи 2. Количество руководителей и специалистов, прошедших обучение и проверку знаний требованиям охраны труда |
Количество человек, принявших участие в обучении |
|
|
|
|
|
|
14 |
Организация обучения по вопросам охраны и безопасности труда руководителей и специалистов бюджетных учреждений |
|
0,5 |
Управление труда и занятости Липецкой области |
810,0 |
270,0 |
270,0 |
270,0 |
15 |
Организация обучения специалистов, проводящих государственную экспертизу условий труда |
|
0,5 |
Управление труда и занятости Липецкой области |
245,0 |
75,0 |
80,0 |
90,0 |
16 |
Задача 3. Формирование у подрастающего поколения культуры труда |
Кол-во учащихся, принявших участие в конкурсе |
0,2 |
|
|
|
|
|
17 |
Показатель задачи 3. Количество учащихся, принимающих участие в конкурсе |
Кол-во учащихся, принявших участие в конкурсе |
|
|
|
|
|
|
18 |
Проведение областного детского конкурса на тему: "Охрана труда глазами детей" |
|
1,0 |
Управление труда и занятости Липецкой области |
105,0 |
30,0 |
35,0 |
40,0 |
19 |
Итого: |
|
|
|
2164,0 |
655,0 |
799,0 |
710,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Липецкой области от 11 августа 2011 г. N 285 "Об утверждении областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда на 2012 - 2014 годы"
Текст постановления опубликован в "Липецкой газете" от 19 августа 2011 г. N 160
Постановлением Администрации Липецкой области от 11 марта 2014 г. N 109 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Липецкой области от 22 октября 2012 г. N 425
Постановление Администрации Липецкой области от 14 октября 2011 г. N 367