Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 1. Краткий анализ ситуации
Состояние и динамика демографической ситуации в Липецкой области в целом отражают тенденции демографического развития Российской Федерации. Демографическая политика в Липецкой области - комплекс мер, направленных на повышение качества человеческого потенциала области, осуществляемых с учетом общих демографических тенденций, специфики демографической ситуации в территориальных образованиях, и предусматривающих дифференцированный подход к различным социально-демографическим группам в соответствии с их социальными, психологическими, национальными и репродуктивными особенностями.
В последние годы органами исполнительной власти области предпринимаются целенаправленные меры по выстраиванию и реализации демографической политики.
Общие демографические процессы, реализованная система мер по поддержке материнства и детства обуславливают продолжающуюся тенденцию сохранения численности детского населения. Доля детского населения Липецкой области по данным переписи 2010 года составила 17,2% к общей численности населения.
По оценке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области численность постоянного населения области на 1 января 2012 года составила 1165,8 тыс. человек и уменьшилась с начала года на 0,5%. Численность детей в Липецкой области в возрасте от 0 до 17 лет по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. составляет 201 317 человек. Естественная убыль населения в 2011 году по сравнению с 2009 годом в Липецкой области сократилась на 20%: с 5,6 на 1000 населения в 2009 году (6,5 тыс. чел.) до 4,5 в 2011 году (5,2 тыс. чел.).
Система мер социально-экономического, правового, информационного, организационного характера областной целевой программы "Население Липецкой области: стратегия народосбережения (2009 - 2014 годы)", выполнение Плана мероприятий по реализации второго этапа (2011 - 2015 годы) Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Липецкой области обусловили определенные позитивные сдвиги в демографическом развитии региона.
В условиях низкой рождаемости и высокой смертности населения особую значимость приобретает сохранение и охрана здоровья населения.
В целях улучшения демографической ситуации, консолидации усилий органов государственной власти области 22 февраля 2011 года утвержден План мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах второго этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 1351, на территории Липецкой области.
Существенное влияние на улучшение демографических показателей оказывает реализация в области модели семейной политики, направленной на поощрение успешных и благополучных семей за рождение и большой вклад в воспитание детей и развитие семейных традиций, социальной поддержки многодетных семей, численность которых ежегодно увеличивается.
Для реализации активной семейно-демографической политики, направленной на стабилизацию численности населения области, реализуется областная целевая программа "Население Липецкой области: стратегия народосбережения (2009 - 2014 годы)", утвержденная постановлением администрации области от 09 октября 2008 года N 272. В рамках программы проводятся мероприятия по повышению престижа благополучной семьи, поддержке отцовства и материнства. На реализацию указанных мероприятий в 2011 году израсходовано в области 8,9 млн. рублей (2010 год - 6,3 млн. руб.).
Положительные тенденции в семейной и демографической политике в последние годы способствовали развитию в Липецкой области социальной инфраструктуры и повышению уровня жизни семей с детьми. Действующая система мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, в совокупности с другими социальными гарантиями формирует в Липецкой области социальную поддержку семьи, материнства и детства, в том числе обеспечивает прямую материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей, что приводит к сокращению количества малообеспеченных семей, воспитывающих детей.
Указанные меры привели к повышению уровня жизни семей с детьми. Индикатором в этом вопросе является динамика количества получателей ежемесячных пособий на детей, так как данный вид пособия назначается в зависимости от прожиточного минимума семьи. В 2011 году отмечается тенденция к снижению количества детей - получателей данного пособия с 45 475 человек в 2010 году до 42 912 человек в 2011 году.
Таким образом, в 2011 году количество детей, проживающих в семьях с доходами ниже прожиточного минимума, сократилось на 2563 человека. На 10% и более снизилось количество детей, проживающих в малообеспеченных семьях.
Особым вниманием в Липецкой области окружены многодетные семьи, социальная поддержка которых осуществляется в соответствии с Законом Липецкой области от 27 марта 2009 года N 259-ОЗ "О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью".
В целях поддержки многодетных семей Липецкой области, количество которых в 2011 году увеличилось на 13% по сравнению с 2009 годом, установлена единовременная социальная выплата при рождении троих или более детей одновременно в размере 1200,0 тыс. рублей.
За 2011 год на предоставление льгот этой категории семей по оплате коммунальных услуг, проезда и газификации израсходовано 39,0 млн. рублей (в 2010 г. - 36,9 млн. руб., в 2009 г. - 36,2 млн. руб.).
Родителям многодетных семей компенсируется 100% внесенных средств за содержание детей в детских садах за счет средств областного бюджета. В 2011 году родители 2658 детей из многодетных семей, посещающих дошкольные учреждения, воспользовались данной компенсацией (2009 г. - 992 ребенка, 2010 г. - 2324 детей).
Таким образом, в Липецкой области успешно выполняются приоритетные направления семейной политики: всесторонне укрепляется институт семьи; совершенствуется система социальных гарантий, направленных на повышение благосостояния и стабильности семей с детьми; осуществляется поддержка малообеспеченных и многодетных семей.
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни. Значимость проблемы инвалидности обусловлена тем, что почти 25% инвалидов в возрасте до 50 лет получили инвалидность вследствие заболеваний, перенесенных в детстве.
В Липецкой области общее число признанных инвалидами детей за 2011 год увеличилось на 0,8% к уровню 2009 года и составило на 01 января 2012 года 4067 человек.
Показатель инвалидности детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно по области в 2011 году вырос на 1,9% к уровню 2009 года и составил 207,2 на 10 тыс. населения соответствующего возраста.
В 2011 году на меры социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, из средств бюджета субъекта израсходовано 19468,21 тыс. рублей, в том числе на лекарственное обеспечение детей, в рамках исполнения Закона Липецкой области от 02 декабря 2004 года N 141-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области" - 10 869,96 тыс. рублей, на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет по заключению врачей, в рамках исполнения Закона Липецкой области от 27 марта 2009 года N 259-ОЗ "О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью" - 8598,25 тыс. рублей.
В 2011 году 544 ребенка-инвалида получили адресную помощь на общую сумму 1 млн. рублей, 683 ребенка-инвалида получили ежемесячное пособие на сумму 4,1 млн. рублей.
Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации. В соответствии с законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
В 2011 году на территории Липецкой области в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования создана стажировочная площадка по распространению современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов по направлению: "Социализация детей с нарушениями зрения в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения III - IV вида (для детей с нарушениями зрения)".
В 2011 году финансирование данного проекта осуществлялось за счет средств федерального и областного бюджетов. В общей сложности на данные цели выделено 6018,22 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1918,22 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 4100 тыс. рублей.
Таким образом, в области совершенствуются комплексные технологии реабилитации и развития детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация областной целевой программы "Доступная среда на 2011 - 2015 года" позволит расширить участие детей-инвалидов во всех сферах жизни общества. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях создаются условия для качественного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения расширения их духовного мира, развития и социальной адаптации.
Важным элементом стратегии социальной защиты детей остается дальнейшее развитие и оптимизация сети учреждений социального обслуживания, своевременно предоставляющих социальные услуги, необходимые семье и детям в трудной жизненной ситуации. На территории Липецкой области функционирует сеть специализированных учреждений органов социальной защиты населения для несовершеннолетних, которая представлена следующими типами учреждений:
областное государственное бюджетное учреждение "Елецкий детский дом-интернат для умственно отсталых и малолетних инвалидов" на 155 мест;
областное государственное учреждение "Реабилитационно-оздоровительный центр "Лесная сказка" на 218 мест;
областное казенное учреждение "Кризисный центр помощи женщинам и детям" со стационаром на 20 мест;
шесть муниципальных казенных учреждений "Социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних" на 103 места;
23 комплексных центра социального обслуживания населения, в которых имеются отделения социальной помощи семье и детям и профилактики безнадзорности несовершеннолетних. За 2011 год в центрах получили реабилитацию 456 детей и подростков, что составило 102,0% к уровню 2010 года (2009 г. - 365 чел., 2010 г. - 447 чел.).
На учете в органах социальной защиты населения Липецкой области по состоянию на 01 января 2012 года состоит 1641 семья, где отсутствует необходимый уход и содержание детей, в которых проживают 3061 несовершеннолетний, что на 7,3% меньше, чем в 2010 году. Благодаря активному межведомственному сотрудничеству всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних из года в год отмечается сокращение неблагополучных семей.
В 2011 году семьи "риска" получили помощь в сумме 4,6 млн. рублей, в том числе в денежной форме - в сумме 2,3 млн. рублей и в натуральной форме (продукты, одежда, обувь, предметы быта и гигиены) на сумму 2,6 млн. рублей.
Одним из приоритетных направлений государственной политики области является деятельность по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на 1 января 2012 года на учете в органах опеки и попечительства области состоит 4376 детей этой категории, из них 3287 детей (75,1%) воспитываются в замещающих семьях, 1089 детей (24,9%) находятся на полном государственном обеспечении в организациях для детей-сирот и учреждениях профессионального образования. По сравнению с 2009 годом уменьшилось число детей данной категории с 4883 до 4376, при этом количество детей, воспитывающихся в замещающих семьях, увеличилось на 3,1%.
В 2011 году в области без попечения родителей остался 261 ребенок (2009 г. - 554 ребенка). Основной причиной стало лишение родительских прав их родителей, ограничения в родительских правах, уклонение родителей от воспитания, нахождение родителей в местах лишения свободы (182 ребенка или 69,7%). Важными обстоятельствами сиротства детей является смерть их родителей (61 ребенок - 23,4%) или их тяжелая болезнь (18 детей - 6,9%).
Ежегодный мониторинг устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что передача детей данной категории на воспитание в замещающие семьи является приоритетной формой их устройства. Усыновлены, переданы в приемные семьи, под опеку и попечительство 230 детей (88,1%) из числа выявленных детей. Процент устройства детей в замещающие семьи увеличился с 85,6% в 2009 году до 88,1% в 2011 году. В организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения начального профессионального образования на полное государственное обеспечение направлен 31 несовершеннолетний (11,9%).
Кроме того, в 2011 году в замещающие семьи переданы на воспитание 68 детей из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Благодаря эффективной деятельности областного органа опеки и попечительства и органов местного самоуправления, выполняющих отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, в 2011 году на воспитание в семьи усыновителей, опекунов, приемным семьям переданы в общей сложности 298 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В области активно развивающейся формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является институт приемной семьи. В течение 2011 года в области созданы 48 новых приемных семей, в которые переданы на воспитание 84 ребенка. По состоянию на 31 декабря 2011 года в области финансируются 397 приемных семей, в которых воспитываются 616 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В области реализуются меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, установленные Законами Липецкой области от 30 декабря 2004 года N 166-ОЗ "О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области" и от 05 июля 1997 года N 72-ОЗ "О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области". В соответствии с вышеназванными законами денежное пособие на содержание детей, воспитывающихся в семьях под опекой (попечительством) и в приемных семьях, в 2011 году увеличено и составляло от 0 до 7 лет - 4300 рублей; от 7 до 11 лет - 4773 рублей; от 11 до 18 лет - 5015 рублей.
В области развивается служба сопровождения замещающих семей в структуре областном Центре психолого-медико-социального сопровождения.
В настоящее время в Липецкой области функционирует 18 организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья: 7 детских домов, 2 общеобразовательные школы-интерната, 9 специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В этих учреждениях обучается и воспитывается 1626 детей, что на 589 человек меньше, чем в 2009 году. Из общего контингента воспитанников - 732 составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (на 393 детей меньше, чем в 2009 году).
Эффективная профилактическая работа с неблагополучными семьями, развитие института приемной и замещающей семьи способствовали уменьшению числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оптимизация сети учреждений государственной поддержки детства позволяет создавать комфортные условия для физического и духовного развития воспитанников, их социальной адаптации в обществе.
Одним из основных направлений предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является профилактика семейного неблагополучия. Специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обеспечивался контроль за образом жизни, поведением в быту, условиями воспитания и исполнения родительских обязанностей 2466 родителей, состоящих на учете.
В целях своевременного изъятия детей из семей в связи с угрозой их жизни и здоровью органами опеки и попечительства в 2011 году подготовлено 362 материала о лишении родительских прав (2010 г. - 524). К административной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей привлечено 6888 (2010 г. - 7041) родителей или законных представителей несовершеннолетних. За те же действия, связанные с жестоким обращением с детьми, к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ привлечено 19 взрослых лиц (2010 г. - 11).
За последние три года наблюдается тенденция к сокращению несовершеннолетних правонарушителей, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних территориальных органов МВД России. В 2011 году их количество сократилось на 4,4% (с 3211 до 3071), в 2009 году - на 4,3% (с 4240 до 4058), в 2010 году - на 20,9% (с 4058 до 3211).
В 2009 и 2010 годах отмечалось сокращение количества несовершеннолетних, совершивших преступления: в 2009 году - на 12,1% (с 506 до 445), в 2010 году - на 24,0% (с 445 до 338).
Принятые меры способствовали снижению числа преступлений, совершенных в отношении детей и подростков. В 2010 году их количество сократилось на 2,4% (с 669 до 653), в 2011 году - на 12,8% (с 653 до 569).
В результате межведомственного сотрудничества органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отмечается сокращение неблагополучных семей. За последние 3 года отмечено снижение количества неблагополучных семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения с 1 889 до 1 641 семьи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.