Определение Липецкого областного суда
от 16 апреля 2012 г. N 33-810/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего: Игнатенковой Т.А.,
судей Лепехиной Н.В., Давыдовой Н.А.
при секретаре Смольниковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке в порядке апелляционного производства дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения Лев-Толстовский сельсовет Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области на решение Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 20 февраля 2012 года, которым постановлено:
"Признать незаконными действия и.о. главы Лев-Толстовского сельсовета Лев-Толстовского района Липецкой области и обязать выдать гр. Гришаеву Виталию Николаевичу градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 100 кв. м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 40 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес> для размещения торгового павильона".
Заслушав доклад судьи Игнатенковой Т.А., судебная коллегия установила:
Гришаев В.Н. обратился с заявлением о признании незаконными действий и.о. главы администрации сельского поселения Лев-Толстовский сельсовет Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области. В обоснование заявленных требований Гришаев В.Н. указал, что 01.06.2011 года между ним и администрацией Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области заключен договор аренды земельного участка для размещения торгового павильона сроком на пять лет. Указанный земельный участок расположен за пределами участка, ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 40 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>
На основании названного договора аренды он обратился в администрацию сельского поселения Лев-Толстовского сельсовета с заявлением о выдаче градостроительного плана на указанный земельный участок. Однако и.о. главы администрации сельского поселения Лев-Толстовский сельсовет отказал ему в выдаче градостроительного плана, мотивировав отказ тем, что предоставленный ему в аренду земельный участок предназначен не для строительства, а для его размещения торгового павильона.
Отказ в выдаче градостроительного плана на предоставленный в аренду земельный участок Гришаев В.Н. считает незаконным по тем основаниям, что постановлением администрации Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден акт выбора места расположения земельного участка для строительства торгового павильона, на основании которого был сформирован вышеуказанный земельный участок. 28.04.2011 г. в газете "Народное слово" было опубликовано объявление о намерении администрации Лев-Толстовского муниципального района предоставить земельный участок в аренду на 5 лет для целей строительства. Он был единственным претендентом. Таким образом, в отношении названного земельного участка была проведена процедура предоставления земельного участка для строительства. Цель использования данного земельного участка соответствует правилам землепользования и застройки.
Гришаев В.Н. просит обязать администрацию сельского поселения Лев-Толстовский сельсовет выдать ему градостроительный план названного земельного участка. По утверждению Гришаева В.Н., отказ в выдаче градостроительного плана препятствует в подготовке документов для получения разрешения на строительство объекта недвижимости на этом земельном участке.
В судебном заседании Гришаев В.Н. заявленные требования поддержал, ссылаясь на те же доводы.
Представитель администрации сельского поселения Лев-Толстовский сельсовет Лев-Толстовского муниципального района по доверенности Колачева Н.С. возражала против удовлетворения требований Гришаева В.Н., при этом указала, что названный земельный участок формировался для временного размещения торгового павильона, в упомянутом договоре аренды нет сведений о том, что данный земельный участок предоставляется в целях капитального строительства. Поскольку в силу ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешения для размещения временных торговых павильонов не требуется, то отказ и.о. главы администрации сельского поселения Лев-Толстовский сельсовет в выдаче градостроительного плана является законным. Кроме того, сослалась и на то обстоятельство, что спорный земельный участок располагается на пути предполагаемой дороги, проходящей по <адрес>, а потому не может быть предоставлен для возведения на нем капитального строения.
Представители администрации Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области по доверенностям Коротеев А.В., и Иноземцева Н.В. не возражали против удовлетворения заявления Гришаева В.Н., полагали отказ в выдаче градостроительного плана указанного земельного участка незаконным, поскольку договор аренды этого земельного участка заключен в соответствии с требованиями Закона, его форма отвечает требованиям Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 06.07.2004 г. N 104-р.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе администрация сельского поселения Лев-Толстовский сельсовет Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, утверждая о том, что размещение на земельном участке торгового павильона подразумевает его временное нахождение, не связанное со строительством капитального строения.
Согласно ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Изучив материалы гражданского дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации сельского поселения Лев Толстовский сельский совет по доверенности Колачевой Н.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Гришаева В.Н., представителя администрации Лев Толстовского муниципального района Липецкой области по доверенности от 20.01.2012 г. Коротеева А.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает обжалуемое судебное постановление подлежащим отмене по следующим основаниям:
В развитие статьи 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту именно нарушенных или оспариваемых прав и свобод, положения ч. 1 ст. 254, ст. 255 и ч. 4 ст. 258 ГПК РФ устанавливают в качестве условий для обращения в суд за оспариванием решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц нарушение прав и свобод гражданина, создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконное возложение на гражданина какой-либо обязанности либо незаконное привлечение его к ответственности приняты. Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Материалами дела установлено, что земельный участок, площадью 100 кв. м., в отношении которого возник спор, 20.04.2011 г. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N с указанием разрешенного использования - для размещения торгового павильона, что подтверждается кадастровым паспортом от 20.04.2011 г.
В газете "Народное слово" N 45 (9912) от 28.04.2011 г. дано объявление о том, что администрация Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области принимает заявления от физических и юридических лиц о предоставлении в аренду сроком на 5 лет вышеуказанного земельного участка для размещения торгового павильона. Разъяснено, что параметры строительства устанавливаются при соблюдении необходимых санитарных и противопожарных норм в соответствии с согласованным проектом. Существует возможность подключения к инженерно-техническим сетям. (л.д. 29).
24.05.2011 г. с соответствующим заявлением обратился Гришаев В.Н. (л.д. 28) Постановлением администрации Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N названный земельный участок предоставлен Гришаеву В.Н. в аренду для размещения торгового павильона (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области и Гришаевым В.Н. заключен договор аренды указанного земельного участка, площадью 100 кв. м., с кадастровым номером N, сроком на 5 лет для размещения торгового павильона. Местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - жилой дом. Участок находится примерно в 40 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. (л.д. 8-9).
Удовлетворяя требования Гришаева В.Н., суд первой инстанции указал, что спорный земельный участок согласно градостроительному плану находится в зоне "Ж-1", согласно ст. 23 "Генерального плана, совмещенного с проектом планировки, правил землепользования и застройки п.г.т. Лев Толстой Липецкой области" одним из основных видов разрешенного использования зоны "Ж-1" являются магазины торговой площадью до 200 кв. м. Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования. А в силу ст. 7 Градостроительного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Согласно части седьмой статьи 151 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходим градостроительный план земельного участка.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ
Приведя изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Градостроительный кодекс РФ не содержит норм, запрещающих арендатору на любом этапе пользования земельным участком принимать решение о возведении временного либо капитального строения, которое соответствовало бы разрешенному виду использования земельного участка. Поскольку земельный участок, предоставленный в аренду Гришаеву В.Н., находится на земельном участке сельского поселения, которое предполагает возможность капитального строительства, в том числе объектов торговли до 200 кв. м., Гришаев В.Н., как указал суд первой инстанции, вправе был обратиться и получить градостроительный план земельного участка, являющийся обязательным документом для дальнейшего получения разрешения на капитальное строительство.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку они сделаны без учета действующего законодательства, а постановленное судом решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в выдаче Гришаеву В.Н. градостроительного плана земельного участка, администрация сельского поселения Лев-Толстовский сельсовет Лев-Толстовского района, сославшись на положения ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, указала, что подготовка такого плана осуществляется применительно к земельным участкам, предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, тогда как предоставленный Гришаеву В.Н. земельный участок предназначен лишь для размещения торгового павильона.
Градостроительный кодекс Российской Федерации отнес к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов утверждение документации по планировке территории (ст. 8 ГрК РФ), разновидностями которой являются проекты планировки территории (ст. 42 ГрК РФ), проекты межевания территории (ст. 43 ГрК РФ) и градостроительные планы земельных участков (ст. 44 ГрК РФ).
Согласно положениям статьи 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В составе градостроительного плана земельного участка, в частности, указываются: границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 г. N 207 (зарегистрировано в Минюсте РФ 24 мая 2011 г. N 20838, вступил в силу 14.07.2011 г.) утверждена форма градостроительного плана земельного участка, которая, в частности, содержит описание местоположения проектируемого объекта на земельном участке (объекта капитального строительства).
Градостроительный кодекс РФ не содержит определения градостроительного плана земельного участка. Однако, составить представление о назначении данного документа можно, обратившись к статьям 41 и 44 Кодекса. Согласно статье 41 подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. В части 1 статьи 44 ГрК РФ указывается, что подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Градостроительный план земельного участка в числе иных документов прилагается к заявлению о выдаче разрешения на строительство (ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что градостроительный план земельного участка является обязательным документом, который представляется застройщиком или заказчиком для проведения государственной экспертизы проектной документации, получения разрешения на строительство, получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Иными словами, градостроительный план является одним из основных документов, необходимых для осуществления строительства, в первую очередь для установления на местности границ земельного участка. Согласно приведенным нормам без градостроительного плана земельного участка невозможно согласовать необходимую документацию, получить разрешение на строительство и сдать объект капитального строительства, именно в нем в полном объеме фиксируются необходимые градостроительные требования и ограничения по использованию конкретного участка и возведенного на нем либо планируемого к строительству объекта капитального строительства.
В соответствии с положениями статьи 1 Градостроительного кодекса РФ к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Являясь быстровозводимыми торговыми объектами, павильоны, как правило, размещаются в районах с неразвитой торговой сетью, в местах отдыха, а также для организации сезонных распродаж и на остановках пассажирского транспорта, относятся к временным объектам некапитального характера, расположенным на территориях общего пользования, которые впоследствии планируется использовать для других градостроительных целей. Согласно ст. 346.27 Налогового кодекса РФ павильоном является строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест. Нормами государственной противопожарной службы МВД России, утвержденными Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору, введенными в действие Приказом ГУГПС МВД России от 31.01.1995 г. N 5, согласованными с Минстроем России 29.12.1994 г. N 13\377, павильон определен как сооружение, предназначенное для оптовой или розничной торговли, с обслуживанием покупателей внутри помещения (НПБ 103-95. Нормы государственной противопожарной службы МВД России. Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования).
Принимая во внимание положения приведенных правовых норм, торговый павильон не является объектом капитального строительства, а, как уже было отмечено, в силу п. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Действительно, в силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса РФ для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходим градостроительный план земельного участка. Однако, как уже было указано, торговый павильон в силу действующих правовых норм не может быть отнесен к объектам капитального строительства. В соответствии с пп. 2 и 3 ч. 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для строительства и реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киоски, навесы и др.), строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешений на строительство не требуется.
Кроме того, надлежит иметь также в виду, что в силу статьи 81 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40, статьи 41 Земельного кодекса РФ арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В данном случае согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту спорный земельный участок по целевому назначению относится к категории "земли населенных пунктов", то есть, предназначен для застройки и развития населенного пункта пос. Лев Толстой, но с разрешенным использованием - для размещения торгового павильона.
В силу закона (часть 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ) обязанность по подготовке градостроительного плана действительно возложена на орган местного самоуправления.
Вместе с тем, при изложенных обстоятельствах у администрации сельского поселения Лев-Толстовский сельский совет Лев-Толстовского муниципального района Липецкой области отсутствует обязанность по выдаче Гришаеву В.Н. градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером N, площадью 100 кв. м., с разрешенным использованием - для размещения торгового павильона. Размещение торгового павильона как строительство капитального объекта будет противоречить разрешенному использованию названного земельного участка.
Как следует из материалов дела в газете "Народное слово" от 28.04.2011 г. N 45(9912) администрацией Лев Толстовского муниципального района было указано, что спорный земельный участок предоставляется для размещения торгового павильона, в заявлении от 24.05.2011 г. Гришаев В.Н. просил предоставить ему названный земельный участок также для размещения торгового павильона, упомянутым постановлением администрации Лев Толстовского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ этот земельный участок предоставлен Гришаеву В.Н. именно для размещения торгового павильона, по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному Гришаевым В.Н. с администрацией Лев Толстовского муниципального района, спорный земельный участок предоставлен для размещения торгового павильона.
Анализ представленных Гришаевым В.Н. в материалы дела доказательств не дает оснований для вывода о том, что изначально имелось в виду, что указанный земельный участок предоставлялся в целях строительства объекта капитального строения - магазина. А потому несостоятельна, как на основание к удовлетворению заявленных Гришаевым В.Н. требований, ссылка Гришаева В.Н. на акт выбора места расположения земельного участка от 12.01.2011 г., в котором указано, что выбор места расположения земельного участка производится для строительства торгового павильона по <адрес> пос. Лев Толстой, как и ссылка на постановление администрации Лев Толстовского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден указанный акт выбора места расположения земельного участка для строительства торгового павильона в пос. Лев Толстой по <адрес> обстоятельство, что Гришаев В.Н. изначально намерен был на указанном земельном участке вести строительство объекта капитального строительства, никоим образом не может служить основанием к удовлетворению заявленных им требований.
При изложенных обстоятельствах постановленное судом первой инстанции решение не может быть признано законным и обоснованным, а потому оно в соответствии с положениями ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене, а в удовлетворении заявленных Гришаевым В.Н. требований надлежит отказать.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Чаплыгинского районного суда Липецкой области от 20 февраля 2012 года - отменить, постановить новое решение, которым Гришаеву Виталию Николаевичу в удовлетворении требований отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Липецкого областного суда от 16 апреля 2012 г. N 33-810/2012
Текст документа размещен на официальном сайте Липецкого областного суда http://oblsud.lpk.sudrf.ru/