Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть целевой программы
1. Характеристика проблем на потребительском рынке, на решение которых направлена Программа
Принятие районной целевой программы "Повышения качества торгового и бытового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2011 - 2013 годы" обусловлено необходимостью сохранения стабильного функционирования потребительского рынка района, увеличения объемов торговых и бытовых услуг, обеспечения их доступности для сельского населения, уменьшения диспропорций в обеспечении жителей товарами и услугами.
Мероприятия Программы обеспечивают преемственность программ социально-экономического развития муниципальных районов и области.
Деятельность органов местного самоуправления в рамках реализации Программы основана на сочетании основополагающих принципов:
- ориентирование бюджетных расходов на сферы, определяющие качество жизни населения;
- стимулирование инвестиционной активности субъектов торговли и услуг, осуществляющих обслуживание сельского населения;
- формирование общих условий для развития инфраструктуры потребительского рынка в сельской местности.
За последние годы на потребительском рынке происходят позитивные изменения. Сегодня это один из стремительно растущих сегментов экономики, который характеризуется устойчивыми ежегодными темпами наращивания объемов продаж и предоставляемых услуг. Улучшается качество обслуживания населения, расширяется диапазон предлагаемых услуг, открываются предприятия новых форматов, создаются дополнительные рабочие места.
Активно развивается материально-техническая база сферы потребительского рынка - ежегодно вводится более 200 кв. м. торговых площадей.
По мере улучшения экономической ситуации потребительский рынок Усманского района постепенно приобретает совершенную инфраструктуру, доля нецивилизованной рыночной торговли сокращается, продолжается процесс универсализации торговых предприятий, в которых посетители могут делать все виды покупок в одном месте. В условиях растущей конкуренции все активнее используются новые прогрессивные формы обслуживания, такие как самообслуживание, сезонные распродажи.
Однако в сфере потребительского рынка сохраняется ряд проблем, решение которых на данном этапе только рыночными механизмами невозможно. В районе более 23 населенных пунктов не имеют стационарных торговых предприятий, обеспеченность сельскими комплексными приемными пунктами составляет 58,3%. Обеспечить жителей этих поселений торговыми и бытовыми услугами возможно через организацию развозной торговли и выездного обслуживания.
Как правило, маршруты доставки пролегают по бездорожью, что приводит к частым поломкам и быстрому износу автотранспортных средств. Техническое состояние имеющегося автотранспорта затрудняет обеспечение бесперебойного снабжения населения торговыми и бытовыми услугами, особенно отдаленных и малонаселенных пунктов.
Географическая удаленность от районных центров и малая численность населенных пунктов делает наиболее приемлемой выездную форму обслуживания, однако, и она требует значительных финансовых затрат (расход горюче-смазочных материалов, заработная плата водителя и продавца и т.д.), которые не окупаются из-за небольших объемов розничного оборота и количества заказов бытовых услуг в связи с недостаточным платежеспособным спросом.
Одной из проблем является убыточность продажи хлеба и хлебобулочных изделий в торговых предприятиях районов, особенно в отдаленных и малонаселенных пунктах. Социальная значимость этой продукции ограничивает уровень торговых надбавок до 10-15%, доходы от продажи не перекрывают затраты на автомобильное топливо.
Для снижения издержек обращения, влияющих на уровень розничных цен реализуемых в сельской местности товаров, необходима поддержка хозяйствующих субъектов, имеющих стационарную сеть на селе.
Существенные изменения происходят в сфере бытового обслуживания, сворачиваются услуги, не нашедшие широкого спроса или не дающие прибыли, такие как сложный ремонт бытовой техники, современной телерадиоаппаратуры, пошив обуви, ремонт трикотажных изделий, услуги химчистки и другие. Вместе с тем, эти виды услуг востребованы. Для расширения их перечня, обеспечения доступности бытовых услуг населению необходима организация доставки заказов для исполнения их в специализированных предприятиях г. Липецка и г. Ельца.
С целью решения указанных проблем предусматривается возмещение части затрат на приобретение специализированного автотранспорта и субсидирование затрат по доставке товаров и заказов в сельские населенные пункты, а также на специализированные предприятия г. Липецка и г. Ельца (затраты на приобретение автомобильного топлива).
Сельская местность для инвесторов является непривлекательной в плане финансовых вложений. Недостаток собственных оборотных средств при высоких затратах на содержание предприятий не позволяет привести материально-техническую базу в соответствие с современными требованиями, произвести реконструкцию и ремонт объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, приобрести новое технологическое оборудование, а также увеличить запасы товаров и материалов.
Несмотря на смещение структуры продажи непродовольственных товаров в сторону увеличения, в целом обеспеченность сельских жителей данной группой нельзя считать удовлетворительной.
Сложившееся размещение объектов торгового и бытового обслуживания не полностью отвечает потребностям населения. Торговые предприятия, в основном, размещаются в районном центре. Проблема территориальной доступности товаров и услуг в сельской местности сохраняется.
Указанные проблемы поможет решить привлечение заемных средств банков, что будет способствовать укреплению материально-технической базы предприятий потребительского рынка, расширению ассортимента предлагаемых товаров и услуг, следовательно, увеличению объемов розничного оборота, бытовых услуг, снижению диспропорций в обеспечении городских и сельских жителей.
Не менее важной проблемой потребительского рынка, одинаково актуальной как для предприятий сферы торговли и услуг, так и для потребителей, является дефицит и слабая подготовка кадров.
Недостаток квалифицированных специалистов, занятых в предприятиях торговли, общественного питания, сфере услуг, отражается на качестве и культуре обслуживания. К сожалению, большинство нарушений правил и требований к организации торгового, бытового обслуживания населения объясняется низким уровнем профессиональной подготовки персонала.
Эффективное решение проблемы кадрового обеспечения невозможно без использования программных методов посредством организации и проведения семинаров по подготовке, повышению квалификации кадров для потребительского рынка и конкурсов профессионального мастерства.
Таким образом, реализация программных мероприятий будет способствовать созданию условий для развития в сельской местности торговли, общественного питания и бытового обслуживания, позволит повысить уровень жизни сельского населения, развить инфраструктуру сферы потребительского рынка, организовать новые рабочие места, сформировать в отраслях квалифицированный кадровый потенциал.
2. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Программа повышения качества торгового и бытового обслуживания сельского населения Усманского муниципального района Липецкой области на 2009 - 2013 годы предусматривает комплексный план действий по повышению качества обслуживания и созданию благоприятной среды для развития розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания в сельской местности.
Цель Программы - повышение качества, комфортности жизни сельского населения посредством создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса на потребительские товары, услуги общественного питания, бытового обслуживания при обеспечении их ценовой, территориальной доступности и установленных государством гарантиях качества, безопасности, а также создания условий для развития предприятий сферы потребительского рынка в сельской местности. Для достижения указанной цели Программой решаются задачи:
1. Обеспечение необходимого уровня и качества потребления товаров, услуг сельскому населению, уменьшение диспропорции в обеспечении жителей товарами и услугами;
2. Содействие в привлечении частных инвестиций с целью активизации работы по совершенствованию материально-технической базы действующих предприятий сферы потребительского рынка в сельской местности путем проведения технического перевооружения.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. Содействие в решении вопросов занятости, повышения квалификации, подготовки специалистов сферы потребительского рынка с целью сохранения кадрового потенциала.
Сроки реализации Программы - 2011 - 2013 годы.
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Предполагаемый объем средств на реализацию программных мероприятий из средств местного бюджета составляет прогнозно 479,3 тыс. руб., в том числе:
2011 год - 138,7 тыс. руб.; в т.ч.1 кв.17,0 т.р., 2 кв. - 50 т.р., 3 кв. - 62,0 т.р., 4 кв. - 9,7 т.р.
2012 год - 152,6 тыс. руб.;
2013 год - 188,0 тыс. руб.
Объем финансирования мероприятий Программы ежегодно уточняется при формировании местного бюджета на очередной финансовый год. Предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете Усманского муниципального района на реализацию мероприятий Программы.
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Закупка имущества осуществляется в соответствии с законодательством о поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд.
Субсидии, определенные мероприятиями Программы, предоставляются в случаях и в порядке, предусмотренных решением Совета депутатов Усманского муниципального района о бюджете на очередной финансовый год и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Усманского муниципального района.
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация Усманского муниципального района Липецкой области. Комитет по экономике и прогнозированию администрации Усманского муниципального района Липецкой области ежеквартально предоставляет отчет об исполнении Программы.
5. Оценка эффективности Программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать достижению следующих результатов:
- обеспечению доступности для сельского населения качественных товаров и услуг через организацию развозной торговли и выездного обслуживания во все населенные пункты района;
- увеличению в сельской местности оборота розничной торговли и объемов бытовых услуг;
- развитию предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка сельской местности;
- стимулированию инвестиционной активности субъектов торговли и услуг, осуществляющих обслуживание сельского населения;
- формированию в отрасли стабильного, квалифицированного кадрового потенциала.
Оценка эффективности реализации Программы будет проводиться на основе использования целевых индикаторов.
Основные целевые индикаторы реализации мероприятий Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. измер. |
Период действия целевой программы |
||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|||
1. |
Задача 1. Предоставление субсидий на компенсацию затрат, связанных с приобретением автомобильного топлива для доставки товаров и заказов сельскому населению |
||||
1.1. |
Прирост оборота розничной торговли в сельской местности к предыдущему году |
млн. руб. |
0,7 |
0,9 |
1,0 |
1.2. |
Прирост объема бытовых услуг в сельской местности к предыдущему году |
тыс. руб. |
2,4 |
2,6 |
2,9 |
1.3. |
Охват торговым обслуживанием населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
2. |
Задача 2. Предоставление субсидий на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитным договорам, полученным в кредитных организациях для закупки товаров, сырья и материалов |
||||
2.1. |
Прирост продажи товаров непродовольственной группы в сельской местности |
млн. руб. |
0,3 |
0,43 |
0,5 |
3. |
Задача 3. Предоставление субсидий на компенсацию части затрат по уплате процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях и части лизинговых платежей по лизинговым операциям на приобретение специализированного автотранспорта, торгового и технологического оборудования |
||||
3.1 |
Привлечение частных инвестиций в сферу потребительского рынка |
млн. руб. |
|
- |
1,0 |
4. |
Задача 4. Повышение квалификации специалистов |
||||
4.1. |
Проведение циклов обучающих семинаров по вопросам повышения качества торгового и бытового обслуживания сельского населения |
кол./год |
|
- |
1 |
4.2. |
Количество специалистов, повысивших квалификацию |
чел. |
|
- |
2 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.