Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть Программы
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Областная целевая Программа "Модернизация и развитие промышленности Липецкой области на 2013 - 2020 годы" является базовым системным документом, определяющим цели и задачи промышленной политики в Липецкой области на среднесрочный период - 2013 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года, пути их достижения, выявленные на основе анализа современного состояния промышленности Липецкой области, основных тенденций и проблем ее развития.
Анализ статистических показателей за ряд последних лет позволяет обозначить следующие позитивные и негативные тенденции в развитии промышленности Липецкой области, как общеэкономического характера, так и применительно к отдельным составляющим производственной деятельности предприятий.
Промышленность является одним из важнейших секторов экономики области. Ее доля в валовом региональном продукте составляет около 50%. Отрасль обеспечивает занятость почти четверти занятых в экономике области (118 тыс. чел.).
Индекс промышленного производства в 2011 году составил 104% к 2010 году и 150,7% к 2000 году. Объем промышленного производства достиг 384,6 млрд. руб., превысив в стоимостном выражении уровень докризисного 2008 года на 46 млрд. руб.
По объему продукции обрабатывающих производств на душу населения область занимает 2-е место в ЦФО и 4-е место в Российской Федерации.
В металлургическом производстве, удельный вес которого составляет 59,4% в общем объеме промышленного производства и более 64% в объеме обрабатывающих отраслей, индекс производства в 2011 году составил 104% к уровню 2010 года, произведено продукции на сумму 228,5 млрд. руб.
В области выпускается 15% общероссийского производства стали, 14% проката черных металлов, 20% чугуна, 62% электротехнических сталей, 61% трансформаторной стали. Увеличилось производство основных видов продукции: стали и проката на 5%, чугуна на 2%, труб и профилей из чугуна на 22%, труб стальных на 17%.
В ОАО "НЛМК" завершилось строительство доменной печи N 7 мощностью более 3,4 млн. т. чугуна в год. Реализация проекта позволит увеличить выплавку стали до 12,4 млн. т. в год, увеличив объем ее производства на 36%.
Доля выпуска машин и оборудования в структуре промышленного производства в 2011 году составила 6,3%. Предприятиями области производится 37% общероссийского производства холодильников и морозильников, 36% стиральных машин, 30% культиваторов, 39% строительно-отделочных машин.
В области продолжилось развитие промышленного кластера по производству "белой техники" на базе ЗАО "Индезит Интернэшнл" по выпуску холодильников и стиральных машин торговой марки "Индезит" и "Аристон" и 11 предприятий, работающих в кооперации с ним. В составе кластера - крупнейший в Европе Центр логистики для складирования и дистрибуции бытовой техники, поступающей из Италии, Польши, Турции, Кореи, Китая. Формируются кластеры по производству автокомпонентов, фармацевтической продукции, сельскохозяйственной техники и оборудования.
Успешно развиваются особые экономические зоны промышленно-производственного типа.
В ОЭЗ ППТ "Липецк" реализуются проекты российских и иностранных инвесторов. Количество зарегистрированных резидентов достигло 22, объем заявленных инвестиций - 70 млрд. руб. Производственную деятельность осуществляют 9 предприятий, 4 из которых введены в эксплуатацию в 2011 году: ООО "Йокохама Р.П.З." (Япония), ООО "Гражданские припасы" (Россия), ООО "Фенци" (Италия), ООО "ЛЗСК "Оконные системы" (Россия). Два предприятия расширили свое производство, запустив вторые очереди: ООО "Бекарт Липецк" (Бельгия) и ООО "Сэст-Лювэ" (Италия).
Всего произведено продукции в объеме 9 млрд. рублей, в том числе в 2011 году - 3,8 млрд. руб. или 2,5% от объема отгруженной промышленной продукции без учета металлургии. Создано около 2 тысяч новых рабочих мест.
Продолжается реализация проектов по развитию ОЭЗ промышленно-производственного типа регионального уровня. На территориях особых экономических зон зарегистрировано 23 участника с инвестиционным потенциалом около 60 млрд. руб. Планируется создать более 6 тысяч новых рабочих мест. Введены в эксплуатацию 6 предприятий.
В целях дальнейшего развития промышленного потенциала области, ведется работа по созданию индустриальных парков на свободных производственных площадях предприятий. Зарегистрировано два индустриальных парка: "Кузнецкая слобода" - на территории ОАО "Лебедянский завод строительно-отделочных машин", где уже функционирует 5 резидентов и "Грязинский" - на свободных площадях ОАО "Грязинский культиваторный завод", разместивший двух резидентов. Рассматривается вопрос создания индустриальных парков в г. Ельце, Усманском и Краснинском районах.
В структуре инвестиций в основном капитале крупных и средних предприятий наибольший удельный вес занимают собственные средства предприятий, доля которых в 2011 году составила 65% (в 2010 г. - 58%).
Крупными и средними предприятиями и организациями промышленности за 2011 год в основной капитал вложено 39690 млн. рублей, что соответствует 82% всех инвестиций в основной капитал в регионе. По сравнению с 2010 годом отмечается рост инвестиций в обрабатывающих производствах (на 37%).
В тоже время, объем инвестиций в основные фонды в промышленности остается недостаточным, о чем свидетельствуют показатели использования и обновления основных фондов.
Для промышленности области характерна высокая энергоемкость продукции. В структуре производственных затрат в промышленности доля топлива и энергии составляет около 25% и в течение последних лет имеет тенденцию к повышению, что связано с опережающим ростом цен на услуги естественных монополий.
Высокая энергоемкость промышленной продукции на предприятиях области в случае резкого повышения цен на энергоносители и сырье может привести к потере ценовых конкурентных преимуществ региональных товаропроизводителей. Этот факт подтверждает необходимость снижения затрат на производство продукции путем применения ресурсо-энергосберегающих технологий.
В последние годы на промышленных предприятиях области наблюдалась тенденция снижения занятости работников, что проявилось в превышении числа работников, выбывших с предприятий над числом принятых на работу.
Только в 2011 году численность занятых на крупных и средних предприятиях области по сравнению с предыдущим годом снизилась на 3,7 тыс. человек, в том числе в обрабатывающих производствах - на 1,3 тыс. чел.
В результате обобщения тенденций, характеризующих развитие промышленности Липецкой области, можно выделить следующие основные проблемы, препятствующие стабильному и долгосрочному экономическому росту:
- моноотраслевая структура промышленного сектора экономики области, создающая высокие риски в результате зависимости от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары;
- слабая диверсификация промышленного комплекса, незначительная доля производства машин и оборудования;
- высокая степень износа основных производственных фондов и низкие темпы их обновления;
- низкий уровень использования производственных мощностей;
- недостаточная инвестиционная активность промышленных предприятий;
- высокая энергоемкость продукции, опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий;
- недостаточный уровень качества выпускаемой продукции и конкурентоспособности предприятий в целом.
Необходимость принятия данной Программы вызвана потребностью в долгосрочный период обеспечить выход на новое качество роста промышленного комплекса и повышение конкурентных позиций промышленных предприятий региона.
Разработка Программы рассматривается в качестве основного инструмента управления реализацией промышленной политики в рамках Закона Липецкой области от 14 июня 2001 года N 144-ОЗ "О промышленной политике в Липецкой области".
В процессе разработки Программы проведен анализ проблем и тенденций, выявленных в предыдущий период с учетом результатов практической деятельности органов государственной власти в сфере реализации промышленной политики за последние три года.
Решение выявленных проблем предлагается осуществить путем разработки соответствующего комплекса мероприятий, объединенных в данной Программе.
Применение программно-целевого метода решения проблем в сфере промышленности является наиболее эффективным в силу следующих обстоятельств:
- высокая значимость промышленности области для социально-экономического развития региона;
- комплексный характер решения проблемы ускорения промышленного развития области, вызывающий необходимость обеспечить консолидацию и координацию действий многочисленных субъектов промышленной политики;
- необходимость осуществления промышленной политики в регионе во взаимосвязи с федеральной экономической политикой;
- возможность привлечения дополнительных инвестиций из федеральных источников финансирования;
- невозможность достижения цели без участия органов государственной власти области.
Программа является одним из главных инструментов реализации Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года и логическим продолжением промышленной политики области, в том числе последовательно реализуемых мер в рамках областных целевых программ развития промышленности Липецкой области за период с 2002 по 2012 годы.
Программа как базовый системный документ определяет задачи промышленной деятельности в области на период до 2020 года, позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы, усилия управления инновационной и промышленной политики области и хозяйствующих субъектов области на достижении поставленных целей. Успешная реализация Программы потребует в дальнейшем разработки концепции, а также стратегии развития промышленности в целях эффективного и достоверного прогнозирования развития промышленного производства с учетом влияния как экономических, так и неэкономических факторов, работы предприятий в условиях Всемирной торговой организации и развития экономики области в целом.
2. Цели и задачи Программы
Программа призвана стать одним из основных инструментов государственной промышленной политики Липецкой области по осуществлению модернизации промышленности, путем обеспечения инвестиционной привлекательности, содействия субъектам промышленной деятельности в обновлении основных фондов, внедрения в производство передовых технологий, сбалансированном развитии особых экономических зон регионального уровня промышленно-производственного типа и индустриальных парков области.
Программа представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на решение задач интенсификации промышленного развития посредством консолидации ресурсов и их целенаправленного использования для достижения конечных результатов Программы.
Целью Программы является создание благоприятных условий для модернизации и повышения конкурентоспособности промышленности области.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих первоочередных задач:
- повышение эффективности деятельности особых экономических зон регионального уровня промышленно-производственного типа и индустриальных парков области;
- содействие росту конкурентоспособности предприятий промышленности.
Задача 1. Повышение эффективности деятельности особых экономических зон регионального уровня промышленно-производственного типа и индустриальных парков области.
Формирование условий для эффективного развития промышленного производства, особых экономических зон регионального уровня промышленно-производственного типа и индустриальных парков области обеспечивается за счет государственной поддержки, снижения инфраструктурных барьеров для хозяйствующих субъектов области.
В рамках Программы предполагается:
- предоставление субсидий юридическим лицам на компенсацию части затрат по адаптации (модернизации) инженерной инфраструктуры к условиям конкретного проекта на территории индустриальных парков области;
- предоставление субсидий юридическим лицам на компенсацию части капитальных затрат, связанных с приобретением машин и оборудования для реализации инвестиционных проектов в особых экономических зонах промышленно-производственного типа регионального уровня.
Задача 2. Содействие росту конкурентоспособности предприятий промышленности.
В среднесрочной перспективе рост промышленного потенциала области предполагается осуществить за счет реализации стратегических проектов, ориентированных на освоение производства высококонкурентных изделий, экспортных товаров, импортозамещающей продукции, продукции, пользующейся повышенным спросом на внутреннем и внешнем рынках. Именно адресная поддержка таких проектов является действенным инструментом структурной перестройки промышленности.
Основными инструментами адресной государственной поддержки являются:
- предоставление субсидий юридическим лицам на компенсацию затрат по уплате процентов по кредитным договорам, направленным на модернизацию производства, приобретение оборудования, монтаж оборудования, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, внедрение ресурсо-энергосберегающих технологий, создание новых производств;
- предоставление субсидий юридическим лицам на компенсацию затрат по уплате процентов по лизинговым договорам, связанных с приобретением технологического оборудования для предприятий машиностроения;
- предоставление субсидий юридическим лицам на компенсацию затрат за аренду выставочной площади на выставках и ярмарках;
- предоставление субсидий юридическим лицам на компенсацию затрат по разработке, внедрению, сертификации систем менеджмента организации и качества продукции в соответствии с требованиями международных и европейских стандартов.
Срок реализации Программы 2013 - 2020 годы.
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Предполагаемый объем средств на реализацию программных мероприятий составляет 509650 тыс. руб., в том числе:
2013 г. - 7550 тыс. рублей;
2014 г. - 7550 тыс. рублей;
2015 г. - 84550 тыс. рублей;
2016 г. - 104500 тыс. рублей;
2017 г. - 100000 тыс. рублей;
2018 г. - 97500 тыс. рублей;
2019 г. - 94000 тыс. рублей;
2020 г. - 14000 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Заказчиком Программы является администрация области.
Управление инновационной и промышленной политики Липецкой области осуществляет:
- выполнение мероприятий Программы (в соответствии с системой программных мероприятий);
- аналитическую работу по оценке отклонений фактических результатов от их запланированных показателей в рамках реализации Программы и вносит предложения по уточнению ее целевых установок;
- ежеквартальный мониторинг реализации Программы;
- подготовку предложений по уточнению объемов расходов на выполнение мероприятий Программы в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год.
Управление инновационной и промышленной политики Липецкой области, являясь главным распорядителем бюджетных средств, выполняет обязательства по реализации мероприятий Программы в соответствии с доведенными лимитами предельных объемов ассигнований, утвержденными законом Липецкой области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Государственная поддержка в виде субсидий из областного бюджета не может оказываться в отношении субъектов промышленной деятельности, по которым было принято решение о предоставлении аналогичной субсидии, и сроки ее предоставления не истекли. Под "аналогичной субсидией" подразумевается субсидия, направленная на возмещение одних и тех же затрат.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Управление инновационной и промышленной политики Липецкой области представляет отчетные данные об исполнении Программы в управления контроля и проверки исполнения, экономики администрации области, финансов области в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация области.
5. Оценка эффективности Программы
Программа направлена на создание благоприятных условий для модернизации и повышения конкурентоспособности промышленности области.
Эффективность Программы целесообразно оценивать как по всей совокупности мероприятий, поскольку в большинстве случаев они взаимосвязаны и дополняют друг друга, так и по отдельным мероприятиям.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- создать 3700 новых рабочих мест на предприятиях, получивших господдержку в рамках Программы;
- обеспечить рост количества новых производств, участников особых экономических зон регионального уровня промышленно-производственного типа и резидентов индустриальных парков области до 130;
- обеспечить прирост объемов производства, выполненных работ и услуг на предприятиях, получивших государственную поддержку в рамках Программы на 75% по отношению к базовому периоду;
- сертифицировать систему менеджмента качества в соответствии с международными и европейскими стандартами на 107 предприятиях области.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе сравнения фактических показателей развития промышленного комплекса области и целевых индикаторов и показателей, приведенных в таблице.
Значения фактических показателей зависят от характера действия внешних факторов в рассматриваемый период, объемов финансирования Программы, от эффективности исполнения планируемых к разработке концепции и стратегии промышленной политики, которые в совокупности определяют условия выполнения Программы.
Оценка и расчет показателей Программы осуществляются ответственным исполнителем Программы на основе данных мониторинга предприятий и организаций, получивших государственную поддержку в рамках реализации Программы.
Плановые показатели и плановые значения эффективности реализации областной целевой Программы "Модернизация и развитие промышленности Липецкой области на 2013 - 2020 годы"
Таблица
N |
Наименование |
Единица измерения |
Величина в базовом году (до начала реализации программы) |
Плановые значения по периодам действия целевой программы |
Источник определения значения показателей |
|||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
1. |
Цель Программы: Создание благоприятных условий для модернизации и повышения конкурентоспособности промышленности области |
|||||||||||
2. |
Индикатор цели: Количество новых рабочих мест, созданных на предприятиях, получивших господдержку в рамках Программы |
единиц |
0 |
100 |
180 |
300 |
380 |
450 |
540 |
750 |
1000 |
Мониторинг |
3. |
Задача 1. Повышение эффективности деятельности особых экономических зон регионального уровня промышленно-производственного типа и индустриальных парков области |
|||||||||||
4. |
Показатель задачи 1. Рост количества новых производств, участников особых экономических зон регионального уровня промышленно-производственного типа и резидентов индустриальных парков области (ежегодно) |
единиц |
0 |
5 |
7 |
12 |
15 |
18 |
21 |
25 |
27 |
Мониторинг |
5. |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
2000 |
2000 |
79000 |
82000 |
81000 |
80500 |
80000 |
3000 |
|
6. |
Экономическая эффективность к показателю |
тыс. руб./ед. |
|
400,0 |
285,7 |
6583,3 |
5466,7 |
4500,0 |
3833,3 |
3200,0 |
111,1 |
|
7. |
Задача 2. Содействие росту конкурентоспособности предприятий промышленности области |
|||||||||||
8. |
Показатель 1 задачи 2. Темп роста объемов производства товаров, выполненных работ и услуг на предприятиях, получивших господдержку в рамках Программы, по отношению к базовому периоду |
% |
100 |
103 |
107 |
110 |
115 |
130 |
145 |
165 |
175 |
Мониторинг |
9. |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
5050 |
5050 |
5050 |
19500 |
16500 |
15100 |
12700 |
10500 |
|
10. |
Экономическая эффективность к показателю 1 |
тыс. руб./%. |
|
49,0 |
47,2 |
45,9 |
169,6 |
126,9 |
104,1 |
77,0 |
60,0 |
|
11. |
Показатель 2 задачи 2. Количество предприятий, сертифицировавших систему менеджмента организации и качества продукции в соответствии с международными и европейскими стандартами (ежегодно) |
единиц |
107 |
5 |
5 |
5 |
30 |
25 |
19 |
13 |
5 |
Мониторинг |
12. |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
500 |
500 |
500 |
3000 |
2500 |
1900 |
1300 |
500 |
|
13. |
Экономическая эффективность к показателю 2 |
тыс. руб./ед. |
|
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.