Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Описательная часть Программы
2.1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Принятие районной целевой программы обусловлено необходимостью создания условий для самореализации молодых людей, включения их в процессы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества.
Районная целевая программа "Молодежь Елецкого района (2012 - 2014 годы)" принимается в соответствии с Законом Липецкой области от 22 декабря 2004 г. N 161-ОЗ "О государственной молодежной политике в Липецкой области", Законом Липецкой области от 7 мая 1996 г. N 39-ОЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Законом Липецкой области от 25 декабря 2006 года N 10-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года", приоритетными направлениями государственной молодежной политики в Липецкой области на 2009 - 2013 годы и мерами по их реализации, стратегией социально-экономического развития Елецкого муниципального района Липецкой области на период до 2020 года, принятой решением Совета депутатов Елецкого муниципального района N 367/31 от 20.02.2008.
Современные приоритеты экономического и политического развития района, в том числе Елецкого (далее - район), не могут не учитывать человеческий капитал, качественное улучшение и развитие которого признано на нынешнем этапе основным вектором развития России. Среди основных ресурсов региона важнейшим является население, в котором стратегическая составляющая - молодое поколение. От качественных параметров данной категории населения зависит социально-экономическое положение района в ближайшем будущем.
Молодежь как социально-демографическая группа имеет ряд особенностей. К позитивным тенденциям, требующим целенаправленного развития в молодежной среде, можно отнести:
- восприимчивость к новому, рост инновационной активности;
- рост самостоятельности, практичности и мобильности, ответственности за свою судьбу;
- повышение престижности качественного образования и профессиональной подготовки;
- рост заинтересованности в сохранении своего здоровья;
- стремление к интеграции в международное молодежное сообщество.
К негативным тенденциям, требующим целенаправленного снижения в молодежной среде, можно отнести:
- отчуждение молодежи от участия в событиях политической, экономической и культурной жизни общества;
- неравномерность социальной и профессиональной адаптации различных групп молодежи;
- криминализацию молодежной среды, воздействие деструктивных субкультур и сообществ на молодежь;
- влияние деструктивных информационных потоков на молодежную среду.
Приоритетные задачи социально-экономического развития района требуют продолжения реализации государственной молодежной политики в рамках идеи создания условий для интеграции молодых граждан в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в развитие региона.
На территории района проживают свыше 6000 людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет почти 22% от общего количества населения.
Структура молодого поколения становится все более сложной и многослойной. В условиях социального расслоения, отсутствия у молодых граждан равных возможностей на получение образования, достойной работы продолжают нарастать негативные явления в молодежной среде, усиливается тенденция размывания духовно-нравственных ценностей, ориентиров. В то же время молодежи района свойственно стремление получить образование, открыть собственное дело, реализовать творческий и интеллектуальный потенциал в различных общественных объединениях.
По данным социологического опроса, для 61% респондентов остается актуальной проблема трудоустройства и занятости. Среди главных приоритетов при выборе работы молодые люди называют следующие: высокая заработная плата (78%), удобный график работы (28%), наличие перспектив карьерного роста (26%). Среди факторов, мешающих найти работу по специальности, - низкая заработная плата (22%), отсутствие вакансий (28%), отсутствие опыта работы, недостаточный уровень образования (38%). Медленное решение этих проблем приводит к негативному отношению молодых людей к общественно-политической жизни, их низкой активности в электоральном процессе.
По данным территориальной избирательной комиссии Елецкого района, за 2010 год количество молодых избирателей в районе составило 5471 человек (16,4% от общего числа избирателей, проживающих на территории района). Анализ явки молодых избирателей показывает положительные тенденции. Молодежь активнее участвует в выборах всех уровней. В выборах 2010 года из 144 депутатов сельских советов 44 заняли представители молодежи в возрасте до 30 лет.
На территории района действуют молодежные и детские общественные объединения, финансирование мероприятий в сфере молодежной политики ежегодно предусматривается в бюджете Елецкого района. Вместе с тем для результативной работы с молодежью района необходимо не только сохранение сложившейся системы, но и ее активное развитие в правовом, экономическом, организационном плане.
Необходимо оказывать поддержку развивающемуся детскому и молодежному движению. С 2000 года в районе существует Союз пионерских и детских организаций, насчитывающий свыше 688 членов. Активно участвует в общественной жизни района местное отделение Липецкого регионального отделения Всероссийской общественной организации "Молодая гвардия Единой России". На территории района функционируют 15 местных отделений, которые с успехом ведут свою деятельность. Организация насчитывает свыше 160 членов. Развивается патриотическое воспитание подрастающего поколения. Стало ежегодным проведение районных акций и мероприятий, таких как "Вперед, мальчишки", "День призывника", "День флага". Кроме того, молодежь района активно принимает участие в областных акциях "В армии служить почетно!", "Я - гражданин", военно-спортивной игре "Победа".
Совершенствуются формы и методы физического воспитания молодых жителей района. Развивается деятельность по пропаганде здорового образа жизни, профилактике асоциальных проявлений в молодежной среде. В районе действует районная детско-юношеская спортивная школа в п. Солидарность с филиалами в сельских поселениях. Итогом работы только в 2011 году стало присвоение 5 званий "Мастер спорта".
Для информационного обеспечения молодежной политики в районной газете "В краю родном" открыта рубрика "Молодым о молодых".
Социологический опрос показал, что работа по информированию молодежи должна продолжаться в нескольких направлениях: распространение сведений об общественных объединениях, их деятельности и роли в реализации молодежной политики в Елецком районе, а также необходимости участия молодых людей в их работе; пропаганда достижений молодых людей в разнообразных сферах деятельности; информирование о возможностях научного, творческого, профессионального роста и получения образования. Проходят социологические исследования, анкетирование.
Для результативной работы с молодежью района необходимо не только сохранение сложившейся системы, но и ее активное развитие.
Целесообразность программного решения поставленных и проанализированных выше проблем на уровне района обосновывается в рамках системы соответствующих программных мероприятий.
Мероприятия по социальной и профессиональной адаптации молодежи (ярмарки вакансий рабочих мест, профессиональные турниры молодых специалистов, "Школа молодежного предпринимательства", организация временной занятости несовершеннолетней молодежи и другие) позволят, используя программный метод, решать проблемы, связанные с неравномерностью процессов социального и профессионального становления различных категорий молодых граждан.
Решению программным методом проблем повышения гражданской активности и ответственности молодежи, развития молодежного и детского движения будут способствовать фестивали молодых лидеров, молодежных социальных инициатив, молодых исследователей родного края, конференции молодых избирателей, "Школа молодого парламентария", форумы молодежи Елецкого района и другие мероприятия.
Программное решение проблем поддержки талантливой молодежи, духовно-нравственного воспитания и интеллектуально-творческого развития молодежи предусмотрено через систему таких мероприятий, как фестивали молодежного творчества, молодежных увлечений, художественной самодеятельности, научно-технического творчества молодежи, слеты и церемонии чествования талантливой молодежи, конференции молодых ученых и другие.
Мероприятия, связанные с физическим воспитанием, пропагандой здорового образа жизни, организацией отдыха и оздоровления молодежи, профилактикой асоциального поведения в молодежной среде, осуществляемые программным методом, создадут условия для снижения уровня криминализации молодежной среды и будут способствовать уменьшению воздействия на молодежь деструктивных сообществ.
Программное решение проблем информированности молодежи планируется осуществлять через ряд мероприятий по научно-методическому и информационному обеспечению реализации государственной молодежной политики (научные, социологические и статистические исследования, конференции и семинары, создание и пополнение электронной базы данных, конкурсный отбор социальной рекламы и другие).
2.2. Цели и задачи Программы с указанием сроков ее реализации
Основной целью Программы является создание условий для самореализации молодых людей, включения их в процессы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества. Достижение цели предполагает реализацию трех направлений:
1. Интеграция молодежи в социально-экономические отношения.
2. Интеграция молодежи в общественно-политические отношения.
3. Интеграция молодежи в социокультурные отношения.
Интеграция молодежи в социально-экономические отношения связана с решением вопросов профессиональной ориентации молодых людей, их трудоустройства, занятости, формирования у молодежи позитивного отношения к производительному труду.
Интеграция молодежи в общественно-политическую деятельность возможна через решение вопросов участия молодых граждан в работе общественных объединений, органов государственной власти района, в электоральных процессах.
Интеграция молодежи в социокультурные отношения предполагает решение вопросов воспитания молодежи, ее информированности, физического, духовного и нравственного здоровья молодого поколения, профилактики асоциального поведения в молодежной среде.
В этой связи предусматривается решение следующих задач:
- совершенствование системы, обеспечивающей различные формы социальной и профессиональной поддержки и адаптации молодежи, трудоустройства, занятости молодых граждан;
- создание условий для повышения, гражданской активности и ответственности молодежи, развития молодежного и детского движения, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений, активизация их участия в решении социально значимых проблем молодежи;
- содействие духовно-нравственному воспитанию и интеллектуально-творческому развитию молодежи, поддержка талантливой молодежи;
- формирование в молодежной среде положительного отношения к здоровому образу жизни, физическому развитию, профилактика асоциального поведения в молодежной среде;
- развитие системы информационного обеспечения молодежи, научно-методического обеспечения реализации молодежной политики.
Срок реализации Программы: 2012 - 2014 годы.
2.3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источником финансирования целевой программы являются средства районного бюджета. Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Общий объем бюджетного финансирования мероприятий Программы прогнозно составит 650 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 150 тыс. рублей;
2013 год - 250 тыс. рублей;
2014 год - 250 тыс. рублей.
Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения районного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год.
2.4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее исполнения
Администрация района осуществляет организацию мероприятий, координацию и общий контроль деятельности по реализации Программы, а также обеспечивает контроль за целевым использованием средств.
Отдел физической культуры, спорта и молодежной политики представляет ежегодный отчет об исполнении Программы в администрацию района.
2.5. Оценка эффективности реализации Программы
Выполнение мероприятий Программы позволит:
- совершенствовать систему профориентации, трудоустройства, занятости молодежи;
- способствовать росту деловой активности и предприимчивости молодежи;
- привлечь большее количество молодежи к творческой, спортивной деятельности;
- повысить гражданскую и социальную активность молодых людей;
- преодолеть негативные тенденции в молодежной среде;
- уменьшение доли безработных в общей численности населения в возрастной группе 16 - 30 лет;
- увеличение доли молодежи, вовлеченной в деятельность общественных движений и организаций;
- увеличение доли молодежи, принимающей участие в выборах всех уровней;
- снижение доли лиц в возрасте 14 - 30 лет, совершивших преступления, в общей численности населения данного возраста.
2.6. Оценка эффективности реализации целевой программы
Наименование целей и показателей |
Величина показателя в базовом году |
Плановые значения по периодам действия программы |
Источник определения значения |
||
2012 |
2013 |
2014 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Цель: Создание условий для самореализации молодых людей, включения их в процессы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества | |||||
Индикатор цели: процент охвата населения |
17,27 |
17,4 |
17,9 |
18,4 |
|
Задача 1. Совершенствование системы, обеспечивающей различные формы социальной и профессиональной поддержки и адаптации молодежи, трудоустройства, занятости молодых граждан |
|
|
|
|
|
Показатель 1.1. Уменьшение доли безработных в общей численности населения в возрастной группе 16 - 30 лет (%) |
23,3 |
22,5 |
22,0 |
21,5 |
Ведомственный |
Общественная эффективность по показателю 1.1 |
|
1,04 |
1,05 |
1,05 |
|
Показатель 1.2. Увеличение доли молодых людей, принявших участие в мероприятиях, направленных на социальную и профессиональную адаптацию молодежи (%) |
2,5 |
3,3 |
4,1 |
5,1 |
Опрос, анкетирование |
Общественная эффективность по показателю 1.2 |
|
0,76 |
0,83 |
0,83 |
|
Объем финансовых средств по задаче 1 (тыс. руб.) |
20 |
20 |
27 |
27 |
|
Задача 2. Создание условий для повышения гражданской активности и ответственности молодежи, развития молодежного и детского движения, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений, активизация их участия в решении социально значимых проблем молодежи |
|
|
|
|
|
Показатель 2.1. Увеличение доли молодых людей, принимающих участие в выборах всех уровней (%) |
72,3 |
72,6 |
73,1 |
73,7 |
Статистический |
Общественная эффективность по показателю 2.1 |
|
1,00 |
1,02 |
1,02 |
|
Показатель 2.2. Увеличение доли молодых людей, вовлеченных в деятельность общественных объединений и реализацию социально значимых проектов (%) |
31,6 |
32,2 |
33 |
34 |
Ведомственный |
Общественная эффективность по показателю 2.2 |
|
0,99 |
0,99 |
1,00 |
|
Объем финансовых средств по задаче 2 (тыс. руб.) |
69 |
69 |
111 |
111 |
|
Задача 3. Содействие духовно-нравственному воспитанию и интеллектуально-творческому развитию молодежи, поддержка талантливой молодежи |
|
|
|
|
|
Показатель 3.1. Увеличение доли молодых людей, принявших участие в мероприятиях, направленных на поддержку талантливой молодежи, духовно-нравственное воспитание и интеллектуально-творческое развитие молодежи (%) |
22,6 |
23,6 |
24,6 |
26,1 |
Ведомственный |
Общественная эффективность по показателю 3.1 |
|
0,97 |
0,99 |
0,97 |
|
Объем финансовых средств по задаче 3 (тыс. руб.) |
40 |
40 |
73 |
73 |
|
Задача 4. Формирование в молодежной среде положительного отношения к здоровому образу жизни, физическому развитию, профилактика асоциального поведения в молодежной среде |
|
|
|
|
|
Показатель 4.1. Снижение доли молодых людей в возрасте 14 - 30 лет, совершивших преступления, в общей численности населения данного возраста (%) |
2,0 |
1,9 |
1,7 |
1,5 |
Ведомственный |
Общественная эффективность по показателю 4.1 |
|
1,06 |
1,15 |
1,17 |
|
Показатель 4.2. Увеличение доли молодых людей, принявших участие в мероприятиях, направленных на физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни, профилактику асоциальных проявлений в молодежной среде (%) |
16,1 |
16,6 |
17,5 |
18,3 |
Ведомственный |
Общественная эффективность по показателю 4.2 |
|
0,98 |
0,98 |
0,98 |
|
Объем финансовых средств по задаче 4 (тыс. руб.) |
15 |
15 |
29 |
29 |
|
Задача 5. Развитие системы информационного обеспечения молодежи, научно-методического обеспечения реализации молодежной политики |
|
|
|
|
|
Показатель 5.1. Увеличение доли молодых людей, информированных о реализации в районе государственной молодежной политики (%) |
42,4 |
42,8 |
43,4 |
44,1 |
Опрос, анкетирование |
Общественная эффективность по показателю 5.1 |
|
1,00 |
1,01 |
1,01 |
|
Показатель 5.2. Увеличение количества информационных, справочных и методических материалов о реализации в области государственной молодежной политики (шт.) |
47 |
48 |
50 |
52 |
Ведомственное |
Общественная эффективность по показателю 5.2 |
|
0,99 |
0,99 |
0,99 |
|
Объем финансовых средств по задаче 5 (тыс. руб.) |
6 |
6 |
10 |
10 |
|
Итого объем финансовых средств (тыс. руб.) |
|
150 |
250 |
250 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.