Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть программы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Потребление наркотиков играет важную роль в распространении ВИЧ-инфекции, гемоконтактных гепатитов, сохранении высокой смертности трудоспособного населения и других демографических потерях.
По экспертной оценке ущерб в связи с употреблением наркотиков ежегодно составляет не менее 900 млн. руб. Следует отметить, что суммы, потраченные населением на приобретение наркотиков, выводятся из легального оборота и вывозятся из Российской Федерации. К этим убыткам необходимо прибавить затраты общества на воспитание, обучение, охрану здоровья лиц, которые стали наркозависимыми, убытки вследствие несчастных случаев и правонарушений, связанных с наркотиками, убытки вследствие распространения гепатитов и ВИЧ-инфекции, социальные выплаты сиротам. Таким образом, вложения в профилактику наркотической зависимости относятся к разряду наиболее окупаемых и эффективных.
Принятые меры позволили стабилизировать уровень заболеваемости наркоманией как в целом по Российской Федерации, так и в Липецкой области. По итогам 2011 года учтенный контингент больных наркоманией в Липецкой области составил 155,1 на 100 тыс. населения (на 7% меньше, чем по итогам 2010 года). Тенденция к снижению заболеваемости сохраняется и в 2012 году.
Однако изменение ситуации вызывает новые проблемы, требующие комплексного решения.
В период лавинообразного роста заболеваемости наркологической патологией приобщение к приему наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов часто происходило за счет случайного вовлечения в наркотизацию лиц, малокомпетентных в отношении последствий приема наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Благодаря активной пропаганде здорового образа жизни (далее - ЗОЖ) удалось снизить первичную заболеваемость за счет уменьшения вероятности случайного вовлечения в наркотизацию гармонично развитых лиц. Однако классический информационный подход практически не дает эффекта в отношении группы риска, характеризующейся определенными психологическими и поведенческими проблемами.
Необходимо обеспечение воздействия антинаркотической пропаганды не только на население в целом, но и максимально обеспечить использование в антинаркотической пропаганде психологических закономерностей, важных для получения максимального эффекта в группе риска.
Соответственно, пропаганда ЗОЖ, ориентированная на группу риска, должна стать профессиональной, максимально использовать такие формы, как видеоролики, слоганы, проблемно-ориентированное краткое интернет-консультирование, тренинговую работу как с подростками, так и со специалистами.
Мероприятиями программы предусмотрено увеличение количества социальной рекламы, создание интернет-сайта профилактической направленности с возможностью анонимного консультирования, повышение количества видеолекториев.
Важным направлением профилактики становится раннее выявление потребителей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, в связи с чем предусмотрено оснащение медицинских организаций необходимой аппаратурой.
В настоящее время сформирован запрос населения на оказание услуг по реабилитации и ресоциализации больных наркоманией. С учетом высокой численности больных наркоманией спрос на реабилитационные услуги остается устойчивым.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом выросло количество лиц, вовлеченных в амбулаторные реабилитационные программы (на 60,3%), число лиц, полностью завершивших стационарные реабилитационные программы, увеличилось на 6,8%.
Благодаря этому на 47% снизилась обращаемость больных наркоманией за дорогостоящим стационарным лечением, количество длительных ремиссий (свыше двух лет) среди больных наркоманией, состоящих под наблюдением врача, выросло на 53%.
Тем не менее, доступность реабилитации остается низкой. Достаточно указать, что в таком крупном городе как Елец, реабилитационные подразделения отсутствуют в нарушение приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 апреля 2010 года N 225ан "Об утверждении Порядка оказания наркологической помощи населению Российской Федерации".
Отделение амбулаторной реабилитации ГУЗ "Липецкий областной наркологический диспансер" (далее - ГУЗ "ЛОНД"), образованное в 2000 году, имеет расчетную мощность 10 посещений в смену, что крайне недостаточно в условиях повышающегося спроса на реабилитационные услуги.
Действующие реабилитационные подразделения ГУЗ "ЛОНД" не имеют мощностей для организации трудовой занятости и обучения больных, отсутствует реабилитационное общежитие и загородные реабилитационные подразделения.
Следует отметить, что перспектива внедрения альтернативного лечения больных наркоманией также требует срочного увеличения мощности реабилитационных отделений.
По мере снижения социальной адаптации больных все большее значение приобретает ресоциализация (восстановление трудовых и других социальных навыков). Однако вовлечение больных в мероприятия по ресоциализации остается крайне недостаточным в связи с отсутствием в Липецкой области сертифицированных социально-реабилитационных центров для больных наркологической патологией.
Для восстановления трудовых навыков необходимо обеспечить будущих реабилитантов сельскохозяйственной техникой и производственными мощностями для организации трудовых мастерских.
Ряд регионов Российской Федерации (например, Ханты-Мансийский автономный округ) имеет опыт организации социально-реабилитационных центров. При этом социально-реабилитационные центры работают на условиях самофинансирования, не имеют обслуживающего персонала. Анализ этого опыта важен для развития ресоциализации больных в Липецкой области.
Предупреждение наркотизации требует межведомственного подхода, единства целей в деятельности различных органов, организаций и т.п., решения определенных юридических проблем. Раннее выявление потребителей наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, работа с группой риска среди несовершеннолетних, обеспечение безопасности граждан при выполнении определенных видов деятельности, обеспечение лечения и реабилитации больных наркоманией требует регулярного взаимодействия различных органов, организаций и т.п., обучения специалистов, в связи с чем мероприятиями Программы предусмотрена разработка и тиражирование методической литературы, профилактических материалов, проведение семинаров и конференций по актуальным темам межведомственного взаимодействия.
Мероприятиями Программы предусмотрено развитие реабилитационной службы в соответствии с современными требованиями и объемом спроса на реабилитационные услуги.
Мероприятия Программы соответствуют Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", согласно которому необходимо (подпункт "а" пункта 2) обеспечить дальнейшую работу, направленную на реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации, включая профилактику наркомании, завершить (подпункт "д" пункта 2) до 1 января 2016 года модернизацию наркологической службы Российской Федерации.
Направления модернизации наркологической службы определяются Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690, а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 202-р "Об утверждении Плана мероприятий по созданию государственной системы профилактики немедицинского употребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией на 2012 - 2020 годы".
Важным аспектом профилактики наркомании является работа правоохранительных органов по уменьшению масштабов предложения наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и профилактика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Программой обеспечивается комплементарное развитие системы предупреждения наркотизации, при этом социальное давление на потребителей наркотиков, принуждение их к лечению, повышение выявляемости сочетается с расширением мощностей реабилитационного звена наркологической службы и повышением оснащенности ее специализированных подразделений.
Реализация в Липецкой области областных целевых программ "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001 - 2005 годы", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2006 - 2009 годы" и "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2009 - 2012 годы" показала, что программный метод является эффективным инструментом комплексного решения проблем организации противодействия употреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и их незаконному обороту на областном уровне.
Благодаря программному подходу возможна интеграция усилий различных организаций и ведомств, целевого финансирования программных мероприятий, организация контроля на уровне области за достижением указанных в Программе показателей.
Следует отметить, что уровень зарегистрированной заболеваемости наркоманией в Липецкой области стабильно ниже, чем в среднем по Российской Федерации и Центральному федеральному округу. Достаточно низким остается и коэффициент латентности наркомании, особенно среди лиц, зависимых от инъекционных наркотиков.
Данные свидетельствуют о позитивных результатах, достигнутых благодаря программному подходу в работе всех служб, занятых в противодействии злоупотреблению наркотиками.
2. Цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов её реализации
Целью Программы является уменьшение масштабов употребления наркотиков среди населения Липецкой области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач Программы:
1. Обеспечение действенной профилактики наркомании среди населения.
2. Улучшение межведомственного взаимодействия по профилактике наркологических расстройств среди населения (координация действий субъектов по профилактике и совершенствованию мониторинга наркологической ситуации).
3. Совершенствование системы лечения и реабилитации больных наркоманией.
4. Укрепление материально-технической базы субъектов антинаркотической деятельности.
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Для реализации мероприятий Программы из средств областного бюджета прогнозно потребуется 34,67 млн. руб., в том числе по годам: 2013 год - 8,12 млн. руб.; 2014 год - 14,025 млн. руб.; 2015 год - 4,13 млн. руб.; 2016 год - 4,305 млн. руб.; 2017 год - 4,09 млн. руб.
Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год.
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы - администрация Липецкой области.
Реализация Программы обеспечивается исполнением программных мероприятий. Мероприятия Программы взаимосвязаны с целями и задачами, на решение которых они направлены.
Исполнители Программы - управление здравоохранения Липецкой области, управление административных органов Липецкой области, управление образования и науки Липецкой области, управление социальной защиты населения Липецкой области:
выполняют обязательства по реализации мероприятий Программы в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными законом Липецкой области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
обеспечивают выполнение показателей Программы;
осуществляют анализ эффективности программных мероприятий.
Управление здравоохранения Липецкой области осуществляет:
координацию деятельности по реализации Программы;
оказание методической помощи и содействия в рамках своей компетенции исполнителям и участникам Программы;
подготовку предложений по уточнению и корректировке программных мероприятий;
подготовку предложений по уточнению объемов расходов на выполнение мероприятий Программы в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год;
представляет отчетные данные в управление контроля и проверки исполнения администрации области, управление экономики администрации области, управление финансов Липецкой области о ходе реализации Программы в соответствии с постановлением администрации области от 28 ноября 2007 года N 168 "О Порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
Управление административных органов Липецкой области, управление образования и науки Липецкой области и управление социальной защиты населения Липецкой области предоставляют управлению здравоохранения Липецкой области информацию о ходе реализации мероприятий Программы: по итогам 1-го квартала, 1-го полугодия, 9 месяцев - до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 15 января года, следующего за отчетным.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
5. Оценка эффективности целевой программы
Программа носит социальный характер, имеет общественную и проблемно ориентированную направленность. Результаты реализации мероприятий Программы будут оказывать влияние на различные стороны жизни общества на протяжении длительного времени. Оценка последствий реализации Программы включает выявление полного комплекса конечных результатов Программы (в том числе незапланированных) и их влияния на социально-экономическую ситуацию в области.
Значения фактических показателей зависят от степени исполнения системы программных мероприятий и характера действия внешних факторов в рассматриваемый период, которые в совокупности определяют условия выполнения Программы.
Оценка общественной эффективности реализации мероприятий Программы осуществляется на основе соотношения темпов роста фактически достигнутых целевых индикаторов к темпам роста фактически достигнутых показателей задач.
Оценка эффективности проводится по цели и каждой задаче целевой программы с учетом выполнения всех мероприятий, направленных на ее достижение.
Плановые показатели и плановые значения эффективности цели и задач Программы приведены в таблице.
Постановлением Администрации Липецкой области от 15 июля 2013 г. N 328 в таблицу "Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы" подраздела 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения
Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы
Таблица
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.