Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть Программы
1. Характеристика проблем,
на решение которых направлена областная целевая Программа
Основанием для разработки областной целевой программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" является Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Принятый в 1995 году Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определил государственную политику в области социальной защиты инвалидов в России, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами и нормами международного права.
В современных социально-экономических условиях одним из важнейших направлений социальной защиты инвалидов является создание для них, а также для других маломобильных групп населения (лица пожилого и преклонного возраста, беременные женщины, лица, получившие травмы различных локализаций, лица с грудными и малолетними детьми и пр.) доступной среды жизнедеятельности.
Масштабность проблем инвалидов и необходимость их приоритетного решения обусловлена устойчивой тенденцией к увеличению доли инвалидов в структуре населения. По оценкам экспертов ООП, инвалиды составляют в среднем 10 процентов населения. В России отмечается увеличение как абсолютного, так и относительного показателей инвалидности, что происходит на фоне уменьшения численности населения страны и ее отдельных регионов, увеличения заболеваемости и смертности.
За последние 15 лет общее число инвалидов в стране увеличилось с 6,3 до 11,4 миллиона человек. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 миллиона человек, в том числе более одного миллиона - впервые, из них почти половину составляют лица трудоспособного возраста.
Аналогичная тенденция по увеличению численности инвалидов характерна и для Липецкой области. По состоянию на I декабря 2010 года в области проживают 150,7 тыс. инвалидов и 4,0 тыс. детей-инвалидов. Анализ показывает, что ежегодно в области впервые признаются инвалидами более 13 тыс. человек, из которых около 500 признаются детьми-инвалидами и большинство из числа впервые признанных инвалидами (65%) являются гражданами трудоспособного возраста.
На территории области на протяжении многих лет показатель полной реабилитации не превышает 3 процента, то есть из 100 инвалидов только у трех улучшается состояние здоровья и возможность возвращения к трудовой деятельности (в среднем по Российской Федерации показатель реабилитации - 2,3 процента).
Проведенные социологические исследования показали, что уровень жизни инвалидов значительно ниже, чем в среднем у населения, а многочисленные их проблемы решаются недостаточно эффективно.
Низкий уровень и качество жизни у большинства инвалидов сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде. Недоступность в настоящее время многих объектов социальной инфраструктуры области для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения является значительным препятствием для реализации их гражданских прав и свобод.
У большинства инвалидов развита установка, в результате которой человек уходит в болезнь, надеется на пенсионное и льготное содержание его государством, не ориентирован на восстановление трудоспособности и не предпринимает активных шагов по восстановлению своего социального статуса.
В современных условиях, когда политическая, экономическая, социальная жизнь продолжает претерпевать коренную трансформацию, решение проблем инвалидности, улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, которые определены в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость проведения в Липецкой области комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей повышение их жизненного уровня и интеграции в общество.
Сложившаяся на сегодня инфраструктура городов и населенных пунктов области не в полной мере приспособлена для жизнедеятельности инвалидов, ограничивает их возможности передвижения и препятствует их активному участию во всех сферах жизни общества, кроме этого, недостаточно автобусов, оснащенных специализированными устройствами для перевозки инвалидов.
Принятие областной целевой программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы" позволит продолжить работу по комплексному решению проблем по созданию условий для формирования доступной среды жизнедеятельности, будут создаваться благоприятные условия для жизни, профессиональной и творческой самореализации инвалидов и других маломобильных групп населения. Реализация мероприятий программы будет способствовать интеграции инвалидов в жизнь общества, содействовать повышению уровня их жизни, возвращению к профессиональной, общественной и бытовой деятельности.
Необходимость комплексного решения проблем, связанных с инвалидностью, программно-целевым методом обусловлена рядом объективных причин, в том числе:
- масштабностью, сложностью и многообразием проблем реабилитации инвалидов и интеграции их в общество, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
- потребностью в координации усилий исполнительных органов государственной власти.
С учетом имеющегося опыта реализации областных целевых программ по созданию доступной среды использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для создания на территории области системы комплексной реабилитации как основного средства интеграции инвалидов в общество.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Цель программы:
- повышение качества жизни инвалидов и маломобильных категорий граждан и обеспечение интеграции их в общество.
Для достижения названной цели должны быть решены задачи по обеспечению доступа инвалидов и маломобильных категорий граждан к информации, повышению уровня подготовки специалистов, работающих с инвалидами, по содействию интеграции детей-инвалидов в общество, повышению доступности объектов транспортной инфраструктуры.
Реализация программы будет способствовать повышению качества жизни инвалидов, социальной адаптации и интеграции их в общество.
Цели, задачи и мероприятия программы разработаны в соответствии с приоритетами социальной политики в Липецкой области и согласно действующему законодательству.
Срок реализации программы - 5 лет: с 2011 по 2015 год включительно.
Программу предлагается реализовать в два этапа:
На I этапе в 2011 - 2013 гг.:
- основные усилия будут концентрироваться на объективной оценке состояния доступности учреждений социальной защиты населения и их паспортизации, на внедрении автоматизированной информационной системы "Доступная среда";
- информация о доступности объектов социальной инфраструктуры, государственных услуг и мерах социальной поддержки для инвалидов будет размещаться на общедоступном Интернет-ресурсе;
- будут выполняться мероприятия областной целевой программы в соответствии с выделенным финансированием.
На II этапе в 2014 - 2015 гг.:
- будет осуществляться объективная оценка состояния доступности учреждений здравоохранения, образования, службы занятости, культуры, спорта, архивных учреждений и их паспортизация;
- информация о доступности объектов социальной инфраструктуры будет размещаться на общедоступном Интернет-ресурсе;
- будет проводиться обучение специалистов, работающих с инвалидами;
- будет осуществляться реализация мероприятий Программы на соответствующие годы.
Ежегодно будет проводиться оценка эффективности реализации мероприятий Программы. На основе анализа достигнутых результатов эффективности реализации Программы будут сформированы предложения по актуальности принятия очередной Программы, будут планироваться последующие этапы совершенствования системы социальной интеграции в общество инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Реализацию мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Программы в 2011 - 2015 гг. - 43090 тыс. руб. областного бюджета, в том числе по годам:
2011 год - 10000 тыс. руб.;
2012 год - 4542 тыс. руб.;
2013 год - 4000 тыс. руб.;
2014 год - 14083 тыс. руб.;
2015 год - 10465 тыс. руб.
Объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняются в установленном порядке в процессе исполнения областного бюджета и при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Механизм реализации Программы включает меры, направленные на выполнение в полном объеме программных мероприятий, мониторинг и порядок корректировки объемов финансирования и сроков реализации, условия ее досрочного прекращения.
Правовую основу Программы составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Липецкой области, регламентирующие вопросы поддержки инвалидов и создание доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также разработки целевых программ.
Цели, задачи и мероприятия Программы определены в соответствии с приоритетами социально-экономической политики Российской Федерации и Липецкой области.
Объемы финансирования программных мероприятий ежегодно устанавливаются в соответствии с Законом Липецкой области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Разработчики областной целевой Программы с учетом выделяемых финансовых средств ежегодно уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям и механизм реализации областной целевой Программы.
Основные исполнители мероприятий Программы несут персональную ответственность за выполнение мероприятий Программы.
Основные исполнители мероприятий Программы ежеквартально представляют разработчику-координатору Программы:
- информацию об оценке эффективности реализации целевой Программы;
- информацию о ходе выполнения мероприятий областной целевой Программы:
- отчет об объемах финансирования целевой Программы.
К отчетной информации прилагается пояснительная записка, отражающая:
- состояние проблем, на решение которых была направлена целевая Программа;
- достижение поставленных целей;
- эффективность реализованных мероприятий.
Разработчик-координатор Программы обобщает полученные данные и направляет их в управление экономики администрации области.
Корректировка областной целевой Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением администрации области от 28.11.2007 г. N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
Контроль за исполнением мероприятий Программы осуществляет администрация области.
5. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит определить количество учреждений социальной сферы, в которых требуется пронести мероприятия по обеспечению доступа инвалидов, осуществлять постоянный мониторинг создания доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, приспособить ряд учреждений социальной сферы, находящихся в областной собственности, к нуждам инвалидов и других маломобильных групп населения.
Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, характеризующим состояние и динамику развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Оценка основных показателей деятельности в рамках Программы производится путем анализа общественного мнения через проведение социологических опросов, анкетирования, анализа представляемых основными исполнителями мероприятий отчетов о реализации мероприятий.
Постановлением Администрации Липецкой области от 28 сентября 2012 г. N 394 таблица "Динамика плановых показателей эффективности реализации областной целевой программы" подраздела 5 раздела II настоящего приложения изложена в новой редакции
Динамика плановых показателей эффективности реализации областной целевой программы
Таблица
N |
Наименование |
Единица измерения |
Величина в базовом году (до начала реализации программы) |
Плановые значения по периодам действия целевой программы |
Источник определения значений показателей |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||||
1. |
Цель программы. Повышение качества жизни инвалидов и маломобильных категорий граждан и обеспечение интеграции их в общество |
||||||||
2. |
Индикатор цели Доля инвалидов и маломобильных категорий граждан, удовлетворенных доступностью объектов социальной, транспортной инфраструктуры и транспорта из числа анкетированных по годам |
% |
|
|
3 |
5 |
10 |
15 |
Анкетирование |
3 |
Задача 1. Обеспечение доступа инвалидов и маломобильных категорий граждан к информации |
||||||||
4 |
Показатель 1 задачи 1 Доля объектов социальной инфраструктуры, размещенных в автоматизированной информационной системе "Доступная среда", из числа паспортизированных по годам реализации программы |
% |
|
|
60 |
70 |
75 |
85 |
Отчетность в рамках Программы |
5 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
4894,5 |
2000 |
4000 |
4000 |
4000 |
|
6 |
Общественная эффективность |
|
|
|
|
1,4 |
1,87 |
1,32 |
|
7 |
Показатель 2 задачи 1 Удельный вес паспортизированных на предмет доступности для инвалидов и маломобильных категорий граждан учреждений социальной защиты населения |
% |
|
|
15 |
20 |
30 |
45 |
Отчетность в рамках Программы |
8 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
|
542 |
|
|
|
|
9 |
Общественная эффективность |
|
|
|
|
1,25 |
1,33 |
1,0 |
|
10 |
Показатель 3 задачи 1 Удельный вес паспортизированных на предмет доступности для инвалидов и маломобильных категорий граждан учреждений здравоохранения |
% |
|
|
|
|
35 |
60 |
Отчетность в рамках Программы |
11 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
|
|
|
662 |
|
|
12 |
Общественная эффективность |
|
|
|
|
|
|
0,88 |
|
13 |
Показатель 4 задачи 1 Удельный вес паспортизированных на предмет доступности для инвалидов и маломобильных категорий граждан учреждений социальной сферы к общему числу учреждений социальной сферы |
% |
|
|
|
|
35 |
45 |
Отчетность в рамках Программы |
14 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
|
|
|
1796 |
|
|
15 |
Общественная эффективность |
|
|
|
|
|
|
1,17 |
|
16 |
Показатель 5 задачи 1 Доля инвалидов из числа обратившихся в службы занятости, отметивших информирование по вопросам трудовой занятости с учетом требований рынка труда как удовлетворительное и выше по результатам анкетирования |
% |
|
|
|
|
40 |
65 |
Анкетирование |
17 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
|
|
|
550 |
550 |
|
18 |
Общественная эффективность |
|
|
|
|
|
|
0,92 |
|
19 |
Задача 2. Повышение уровня подготовки специалистов, работающих с инвалидами и маломобильными категориями граждан |
||||||||
20 |
Показатель 1 задачи 2 Количество специалистов, прошедших обучение по вопросам реабилитации инвалидов в рамках Программы |
человек |
|
|
|
|
85 |
135 |
Отчетность в рамках Программы |
21 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
|
|
|
375 |
425 |
|
22 |
Общественная эффективность |
|
|
|
|
|
|
0,94 |
|
23 |
Показатель 2 задачи 2 Доля слушателей курсов повышения квалификации по уходу за больными, удовлетворенных техническим оснащением курсов, из числа анкетированных по годам |
% |
|
|
|
|
50 |
70 |
|
24 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
|
|
|
1350 |
|
|
25 |
Общественная эффективность |
|
|
|
|
|
|
1,07 |
|
26 |
Задача 3. Содействие интеграции детей-инвалидов и маломобильных категорий граждан в общество |
||||||||
27 |
Показатель 1 задачи 3 Количество инвалидов и детей-инвалидов, принимающих участие в социокультурных мероприятиях в учреждениях образования в рамках Программы |
человек в год |
600 |
|
|
|
600 |
900 |
Ведомственная отчетность |
28 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
|
|
|
300 |
300 |
|
29 |
Общественная эффективность |
|
|
|
|
|
|
1,0 |
|
30 |
Показатель 2 задачи 3 Количество инвалидов и детей-инвалидов, принимающих участие в спортивных мероприятиях в рамках Программы |
человек в год |
80 |
|
|
|
90 |
100 |
Ведомственная отчетность |
31 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
|
|
|
250 |
250 |
|
32 |
Общественная эффективность |
|
|
|
|
|
|
1,35 |
|
33 |
Задача 4. Повышение уровня доступности для инвалидов и других маломобильных категорий граждан транспорта и транспортной инфраструктуры |
||||||||
34 |
Показатель 1 задачи 4 Удельный вес единиц общественного транспорта, доступного для перевозки маломобильных групп населения, в процентах к общему количеству единиц общественного транспорта |
% |
0,73 |
|
|
|
1,9 |
2,2 |
Ведомственная отчетность |
35 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
|
|
|
4500 |
4500 |
|
36 |
Общественная эффективность |
|
|
|
|
|
|
1,3 |
|
37 |
Показатель 2 задачи 4 Количество транспортных средств с подъемными устройствами в учреждениях социальной защиты населения |
ед. |
4 |
7 |
7 |
7 |
7 |
7 |
Отчетность в рамках программы |
38 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
5105,5 |
|
|
|
|
|
39 |
Общественная эффективность |
|
|
|
|
|
|
1,5 |
|
40 |
Показатель 3 задачи 4 Количество поездок инвалидов в год для участия в социокультурных, реабилитационных и спортивных мероприятиях |
поездок в год |
|
|
20 |
120 |
180 |
240 |
Отчетность в рамках программы |
41 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
|
2000 |
|
|
|
|
42 |
Общественная эффективность |
|
|
|
|
0,28 |
1,33 |
1,13 |
|
43 |
Показатель 4 задачи 4 Доля установленных звуковых дублеров из числа приобретенных по годам |
% |
|
|
|
|
85 |
95 |
Отчетность в рамках программы |
44 |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
|
|
|
300 |
440 |
|
45 |
Общественная эффективность |
|
|
|
|
|
|
1,28 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.