Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть программы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа.
В современных условиях возрастает роль гражданского общества, уровень развития которого становится одним из решающих факторов политического, экономического, научно-технического развития страны в целом и Липецкой области в частности. Задача модернизации экономики и общества не может быть решена без вовлечения в этот процесс как можно большего числа творческих, свободных и активных граждан.
В последние годы в Липецкой области уделялось существенное внимание развитию гражданского общества. Реализация областной целевой программы "Развитие гражданского общества (2009 - 2012 годы)" позволила сформировать активно действующий некоммерческих сектор, внедрить в практику общественно-государственного взаимодействия передовые формы организации работы, обеспечить процесс стабильного развития институтов гражданского общества.
Приняты областные законы, изменения и дополнения к ним, направленные на совершенствование взаимодействия власти и институтов гражданского общества, деятельности некоммерческих организаций и благотворительной деятельности.
Сложившаяся система институтов гражданского общества в Липецкой области представляет собой организованные группы населения, четко идентифицирующие себя с целевой группой. Они выражают общественное мнение отдельных групп общества, способны участвовать в решении вопросов регионального и местного значения. Ежегодно наблюдается рост некоммерческих организаций Липецкой области (далее - НКО), число которых увеличилось с 2009 года на 5%. Изменения в структуре институтов гражданского общества происходят постоянно:
Рис. 1. Количество зарегистрированных некоммерческих организаций на территории области
|
на 01.01.2012 г. |
на 07.08.2012 г. |
Всего НКО, из них: |
1368 |
1397 |
Общественные объединения, в т.ч.: |
680 |
695 |
политические партии |
7 |
20 |
профессиональные союзы |
220 |
215 |
Религиозные организации, в т.ч.: |
305 |
306 |
православные |
262 |
265 |
иные конфессии |
43 |
41 |
Прочие некоммерческие организации, в т.ч. |
383 |
396 |
фонды |
49 |
51 |
автономные некоммерческие организации |
52 |
52 |
некоммерческие учреждения |
103 |
112 |
некоммерческие партнерства |
117 |
116 |
казачье общество |
1 |
1 |
Развиваются ассоциативные общественные объединения, целью деятельности которых является формирование единого коммуникационного и организационного пространства в обсуждении и выработке мнений и предложений по основным вопросам общественной и социальной жизни области: Липецкий областной союз общественных объединений "Липчане", Липецкий областной союз общественных объединений "Патриот", Липецкая региональная ассоциация спортивных общественных объединений "Физкультурно-Спортивное общество "Единство", Ассоциация творческих союзов Липецкой области. Ведется создание ассоциации организаций инвалидов.
Активную роль в процессе совершенствования и развития форм взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества играет сформированный в 2011 году областной Клуб лидеров некоммерческих организаций, в состав которого на 01 июня 2012 входят 59 НКО.
Созданы механизмы учета мнения граждан и их объединений на разных уровнях при принятии решений - общественные, экспертные и консультативные советы, комиссии, региональная и муниципальные общественные палаты и др., в которых активно принимают участие представители НКО. Представители общественности получили возможность более широкого влияния на формирование политики, принятие общественно значимых решений.
Решаются задачи обеспечения межконфессиональной и межнациональной стабильности. В регионе осуществляет свою деятельность рабочая группа по вопросам гармонизации межэтнических отношений. В целях разрешения межнациональных конфликтов, пропаганды межнационального мира и веротерпимости реализуется межнациональный социально-значимый проект "Дом национальностей". С 2010 года на территории области не зарегистрировано ни одного межконфессионального и межнационального конфликта.
Поддержка НКО осуществляется через субсидирование реализации социальных проектов и исполнение НКО государственного заказа.
Ежегодно увеличивается количество средств, выделяемых в виде субсидий НКО: с 10361 тыс. рублей в 2009 году до 14346 тыс. рублей в 2012 году.
Определенный руководством страны курс на модернизацию общества особое место отводит СО НКО, которые рассматриваются как организационная основа гражданского общества и отражают интересы, в первую очередь, социально незащищенных слоев населения.
В работу по оказанию социальных услуг населению области вовлечены более 40 СО НКО. Населению оказываются информационные, просветительские, юридические услуги, услуги по организации досуга и дополнительного образования, социальной реабилитации. Получателями услуг СО НКО являются около 4,5 тыс. человек.
Комплекс мер по поддержке СО НКО позволил Липецкой области принять участие в конкурсе на получение субсидий из федерального бюджета на реализацию программ поддержки СО НКО. По результатам конкурсного отбора Липецкой области в 2011 году выделена субсидия в размере 8,795 млн. рублей.
Приоритетными направлениями деятельности СО НКО в развитии услуг населению являются:
профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства;
повышение качества жизни людей пожилого возраста;
социальная адаптация инвалидов и их семей;
развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;
развитие межнационального сотрудничества и обеспечение межконфессиональной стабильности.
Но, несмотря на создание благоприятных условий для развития гражданского общества и его институтов на территории Липецкой области, остаются не решенными ряд вопросов, среди основных проблем следует отметить следующие:
1. Недостаточно развитый сектор оказания социальных услуг населению некоммерческими организациями. Вместе с тем, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одним из направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения является развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг.
2. Низкий уровень общественной активности, общественной поддержки и доверия граждан к деятельности СО НКО. Общественная активность населения области, его участие в реализации социальных проектов и программ носит ситуативный характер.
3. Существуют проблемы с формированием экспертного сообщества в сфере развития гражданского общества, создания специализированных правовых и юридических служб.
4. Недостаточный уровень кадровой подготовки сотрудников НКО к социально значимой деятельности и представителей органов власти к взаимодействию с институтами гражданского общества и гражданами, особенно на муниципальном уровне. Работники некоммерческого сектора слабо ориентируются в современном российском законодательстве, в том числе по вопросам финансов, обеспечивающим основу работы НКО. Общественные организации имеют слабую финансовую базу и недостаточный опыт поиска источников финансирования. Не отлажена система государственной поддержки работников и добровольцев общественных организаций в сфере подготовки, переподготовки и повышения их квалификации.
5. Высокая внутренняя дифференциация и неоднородность общественных институтов, слабые административно-правовые и материальные (финансовые, имущественные) ресурсы НКО, что приводит к недостаточному уровню влияния СО НКО на принятие решений по вопросам социально-экономического развития области. Имеются серьезные различия общественных институтов по территориальному признаку, тематической ориентации, экономической активности, уровню и степени профессионализма в отстаивании интересов и взаимодействии с заинтересованными сторонами. Региональные НКО неактивно развивают свои отделения, представительства, филиалы в муниципальных образованиях.
6. Развитие гражданского общества замедляет разрозненность, плохо развитая инфраструктура поддержки деятельности НКО, включая собственные сети - отсутствуют инфраструктурные организации, оказывающие информационные, консультационные и образовательные услуги общественным объединениям.
7. Наблюдается недостаточное внимание средств массовой информации к деятельности институтов гражданского общества, не отлажена система их взаимодействия. Наблюдается незаинтересованность журналистов в разработке тем, посвященных деятельности СО НКО. Большинство НКО Липецкой области не имеют PR-специалистов, недостаточно заботятся о контактах с журналистами, нерегулярно обеспечивают СМИ информацией о своей работе.
8. В связи с миграционными последствиями возникает напряженность в межэтнических и межконфессиональных отношениях, требующих постоянного контроля и регулирования.
Эффективным решением вышеизложенных проблем является формирование целостного программного документа - долгосрочной областной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и развитие гражданского общества Липецкой области (2013 - 2020 годы)".
Программные мероприятия позволят обеспечить участие представителей гражданского общества в реализации Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года, будут способствовать обеспечению социальной и политической стабильности в регионе, возникновению у населения гражданской ответственности, формированию активной жизненной позиции, развитию новых форм самоорганизации и самоуправления. Развитый, активный некоммерческий сектор обеспечит стабильность экономического развития и политической системы, обеспечит развитие сети негосударственных социальных услуг.
Развитие и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги, повысит эффективность социального обслуживания населения, создаст конкурентный рынок социальных услуг. Конкурсное финансирование некоммерческих организаций в социальной сфере будет способствовать привлечению альтернативных источников финансирования различных видов социальной помощи.
2. Цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации.
Цель Программы: содействие развитию институтов гражданского общества, повышение гражданской активности жителей Липецкой области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
поддержка и развитие сектора социально ориентированных некоммерческих организаций;
повышение гражданской активности, развитие благотворительной деятельности граждан и организаций;
обеспечение научно-методического и информационного сопровождения деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.
обеспечение поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций на местном уровне;
формирование межэтнической солидарности, этнотолерантности, профилактика национализма, фашизма и экстремизма.
I этап (подготовительный) - 2013 год предполагает создание условий для активного формирования сектора СО НКО в регионе, модернизацию механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и власти, формирование системы государственной поддержки СО НКО на конкурсной основе, создание системы методического обеспечения органов местного самоуправления и оказания им содействия в разработке и реализации мер по поддержке СО НКО, совершенствование правовых механизмов поддержки и развития СО НКО, благотворительности, добровольчества.
II этап (пилотный) - 2014 - 2015 годы направлен на внедрение моделей, программ по развитию сектора СО НКО в регионе, и расширение сферы социальных услуг, оказываемых ими, пропаганду и популяризацию деятельности СО НКО, благотворительной деятельности и добровольчества, поддержку деятельности СО НКО, действующих в основных приоритетных направлениях, расширение сферы деятельности консультативных советов, комиссий при исполнительных органах государственной власти области, обеспечение участия представителей заинтересованных СО НКО в оценке результативности и эффективности реализуемых исполнительными органами государственной власти области и государственными учреждениями программ (мероприятий) в области социальной политики, разработку системы мониторинга и анализа эффективности реализуемых мероприятий Программы, анализа эффективности осуществления программных мероприятий, корректировка задач, показателей и мероприятий Программы.
III этап (основной) - 2016 - 2020 годы предполагает обеспечение функционирования скоординированной системы межведомственного взаимодействия в сфере поддержки СО НКО, предоставление финансовой и имущественной поддержки НКО, создание и обеспечение функционирования региональных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, внедрение результатов проводимых научно-исследовательских работ по проблемам деятельности и развития СО НКО, обеспечение функционирования системы безвозмездных консультационных услуг СО НКО, в т.ч. по правовым, бухгалтерским, налоговым и иным вопросам, включая вопросы привлечения добровольцев.
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы.
Общий объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета составляет 299391 тыс. рублей, в том числе:
по управлению внутренней политики области - 219391 тыс. рублей;
по управлению сельского хозяйства области - 80000 тыс. рублей.
По годам:
2013 год - 30843,8 тыс. рублей, в том числе:
по управлению внутренней политики области - 20843,8 тыс. рублей;
по управлению сельского хозяйства области - 10000 тыс. рублей;
2014 год - 35938,6 тыс. рублей, в том числе:
по управлению внутренней политики области - 25938,6 тыс. рублей;
по управлению сельского хозяйства области - 10000 тыс. рублей;
2015 год - 35938,6 тыс. рублей, в том числе:
по управлению внутренней политики области - 25938,6 тыс. рублей;
по управлению сельского хозяйства области - 10000 тыс. рублей;
2016 год - 37160 тыс. рублей, в том числе:
по управлению внутренней политики области - 27160 тыс. рублей;
по управлению сельского хозяйства области - 10000 тыс. рублей;
2017 год - 38090 тыс. рублей, в том числе:
по управлению внутренней политики области - 28090 тыс. рублей;
по управлению сельского хозяйства области - 10000 тыс. рублей;
2018 год - 39310 тыс. рублей, в том числе:
по управлению внутренней политики области - 29310 тыс. рублей;
по управлению сельского хозяйства области - 10000 тыс. рублей;
2019 год - 40330 тыс. рублей, в том числе:
по управлению внутренней политики области - 30330 тыс. рублей;
по управлению сельского хозяйства области - 10000 тыс. рублей;
2020 год - 41780 тыс. рублей, в том числе:
по управлению внутренней политики области - 31780 тыс. рублей;
по управлению сельского хозяйства области - 10000 тыс. рублей.
Основным источником финансирования Программы является областной бюджет. Объем средств областного бюджета подлежит ежегодному уточнению законом Липецкой области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Участие в конкурсном отборе субъектов РФ на получение субсидии из федерального бюджета на софинансирование программ поддержки СО НКО позволит привлечь средства федерального бюджета в порядке софинансирования данной деятельности от 20% до 50%.
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы - администрация Липецкой области.
Реализация Программы обеспечивается исполнением программных мероприятий. Мероприятия Программы взаимосвязаны с целями и задачами, на решение которых они направлены.
Исполнители Программы - управление внутренней политики Липецкой области, управление сельского хозяйства Липецкой области:
- выполняют обязательства по реализации мероприятий Программы в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными законом Липецкой области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
- обеспечивают выполнение показателей Программы;
- осуществляют анализ эффективности программных мероприятий.
Управление внутренней политики Липецкой области осуществляет:
- координацию деятельности по реализации Программы;
- оказание методической помощи и содействия в рамках своей компетенции исполнителям и участникам Программы;
- подготовку предложений по уточнению и корректировке программных мероприятий;
- подготовку предложений по уточнению объемов расходов на выполнение мероприятий Программы в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год.
- представляет отчетные данные в управление контроля и проверки исполнения администрации области, управление экономики администрации области, управление финансов Липецкой области о ходе реализации Программы в соответствии с постановлением администрации области от 28.11.2007 N 168 "О Порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
Управление сельского хозяйства Липецкой области предоставляет управлению внутренней политики Липецкой области информацию о ходе реализации мероприятий Программы: по итогам 1-го квартала, 1-го полугодия, 9 месяцев - до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 15 января года, следующего за отчетным.
Поддержка некоммерческих организаций осуществляется в форме предоставления субсидий СО НКО и иным некоммерческим организациям, в соотв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.