Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть Программы
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года, необходимостью ускорения темпов социально-экономического развития, потребностью в существенном улучшении условий жизни населения требуется развитие не только традиционных, но и новых стратегических направлений, среди которых безусловным приоритетом является развитие и функционирование индустрии туризма.
Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, туризм с конца 90-х годов вышел на первое место и занимает лидирующее положение в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и другие отрасли.
Причиной столь успешного развития отрасли в мире является социально-экономический эффект, получаемый в результате развития туризма:
- туризм создает рабочие места в секторе туризма и в смежных с ним отраслях (каждый въезжающий турист создает 8 - 10 рабочих мест);
- стимулирует развитие внутренних подотраслей - гостинично-туристского и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб, туристско-развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров;
- способствует притоку в область иностранной валюты;
- стимулирует инвестиции в местную туриндустрию, способствуя увеличению налогооблагаемой базы и доходов бюджетов;
- стимулирует модернизацию местных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;
- способствует сохранению и восстановлению историко-культурного и природного наследия области;
- стимулирует возрождение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел, изготовление сувенирной продукции;
- экологически устойчивый туризм способствует продуктивному экоориентированному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, что позволяет сохранять естественную флору на больших площадях, а также наглядно демонстрирует большое значение природных и культурных ресурсов для экономического и социального благосостояния общества;
- формирует престиж области и страны в целом.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туризм отнесен к числу приоритетных отраслей экономики.
На современном этапе Липецкая область - один из центров деловой активности Российской Федерации. Рост валового регионального продукта в 2010 году по оценке составил 102,6%. По ВРП на душу населения Липецкая область занимает 4-е место среди регионов ЦФО.
Регион отличает выгодное географическое положение, высокая транспортная доступность, инвестиционная привлекательность, высокие темпы развития экономики, политическая и социальная стабильность.
С 2006 года на территории Липецкой области реализуются проекты особых экономических зон регионального уровня туристско-рекреационного типа "Елец" и "Задонщина". Создание особых экономических зон регионального уровня туристско-рекреационного типа имеет большое значение для организации и развития туризма, позволяет привлекать в регион инвестиционные компании.
Инвестиционные проекты по развитию двух кластеров - туристско-рекреационного кластера "Елец" и автотуристского кластера "Задонщина", представленные на участие в конкурсном отборе инвестиционных проектов по вхождению в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", были поддержаны и приняты как перспективные и значимые не только для Липецкой области, но и на федеральном уровне.
Вышеуказанные проекты будут реализованы в рамках Программы на основе государственно-частного партнерства. Автотуристский кластер "Задонщина" располагается на федеральной трассе М4 и будет включать в себя придорожную гостиницу или мотель, парковки для легкового и грузового автотранспорта, автобусов, кафе-ресторан, автосервис, магазины придорожной торговли, автозаправочный комплекс и другие объекты. Туристско-рекреационный кластер "Елец" размещается в историко-культурном центре г. Ельца, который является региональным центром притяжения туристов. Кластеры станут точками роста региона, вокруг которых активизируется развитие малого и среднего бизнеса.
Туристские отрасли и смежные секторы являются привлекательными сегментами для работы малого бизнеса, развития предпринимательства, поскольку требуют относительно малых инвестиционных вложений, обладают большей гибкостью, возможностью кооперации. Для городов Липецкой области малые, "рассеянные" инвестиции могут служить источником развития, обновления областной среды в условиях снижения объемов крупных инвестиционных потоков: отмена крупных, "амбициозных" инвестиционных проектов, спад на рынке недвижимости и строительства и др.
Состояние социально-экономической сферы области свидетельствует о ее достаточно высоком развитии.
По уровню доходов область опережает все близлежащие регионы. Несмотря на экономический кризис, численность безработных в области остается низкой.
В формировании ВРП Липецкой области преобладающую роль играют обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство. Как показывает анализ, в структуре ВРП остается незначительным производство услуг гостинично-ресторанного бизнеса, транспорта и связи.
В настоящее время объективно необходимым становится формирование в области системы рекреации здоровья и отдыха населения.
Липецкая область обладает большим историко-культурным и природно-рекреационным потенциалом, составляющим основу туристских ресурсов региона.
Для большинства городов Липецкой области, как для областного центра, так и для малых городов и деревень области, пока не привлекающих туристов, уникальное историко-культурное наследие является одним из основных ресурсов развития туризма.
Однако пока это наследие не капитализировано и не стало значимой частью экономики и рынка труда. Между тем мировая практика показывает, что культурно-историческое наследие, местные традиции и ремесла рассматриваются не только как важный ресурс для привлечения туристов, но и как значимая часть развития и диверсификации региональной экономики, форма развития малого бизнеса, регулирования ситуации на рынке труда, часть промышленной политики, один из важнейших элементов внешнеторговой политики - товары местного производства выступают одними из наиболее важных экспортных продуктов, инструмент национальной культурной политики. Предварительный аудит традиционных ремесел, их связи с городской средой и экономикой, основными рынками сбыта позволил зафиксировать следующее:
1) ремесленная продукция местного производства обладает слабой рыночной позицией: как географической (область практически не производит и не экспортирует в промышленно значимых масштабах уникального местного продукта, хотя обладает высоким потенциалом), так и отраслевой;
2) устаревшие технологии проектирования, производства и дистрибуции товаров делают ремесло неэффективным экономически, ресурсно-затратным;
3) кадровый дефицит, отсутствие институционализированных школ, образовательных программ не позволяют превратить ремесла в современный вид творческой деятельности, а сохраняет их лишь как один из видов традиционного ручного труда. Ремесло сегодня непривлекательно для талантливой и активной молодежи, поскольку не предоставляет возможности самореализации и динамичного карьерного роста;
4) отсутствие в области мер поддержки ремесла не как элемента культуры, а как актива экономического развития.
Таким образом, необходима комплексная работа по формированию кластеров креативных индустрий на основе историко-культурного наследия Липецкой области. Наиболее актуальными задачами представляются:
технологическая модернизация секторов, использующих наследие (обновление дизайна, маркетинг товаров);
создание условий для талантливой молодежи по самореализации в видах деятельности, использующих наследие;
обеспечение связи творческих видов деятельности и ремесел с городской средой.
Усилить привлекательность региона и обеспечить туристские потоки также сможет развитие делового, сельского и событийного видов туризма.
Уникальность географического положения Липецкой области, наличие 154 особо охраняемых природных территорий, рек, озер, искусственных водоемов создают условия для развития экологического и охотничье-рыболовного туризма.
Но вместе с тем следует отметить, что, несмотря на высокий туристский потенциал области, туристские ресурсы используются туроператорами недостаточно эффективно. Основными причинами являются неразвитость туристской инфраструктуры области и недостаточная известность для российских и иностранных туристов.
На сегодняшний день очень ограничена типология объектов туристского обслуживания. Отсутствуют многофункциональные комплексы, музеи-гостиницы, мотели на основных въездах в города области, и другие виды объектов, присущие туристским центрам.
Общим недостатком гостиничного хозяйства является отсутствие квалифицированных кадров, что сказывается на уровне культуры обслуживания, а также явно недостаточное применение современных гостиничных технологий в практике работы предприятий размещения туристов.
Косвенным фактором, сдерживающим рост туристских потоков в область, является конкуренция со стороны традиционных туристских регионов России - Санкт-Петербурга, Москвы, городов "Золотого кольца", Тульской области и других регионов.
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в туристской отрасли, с процессами, происходящими в обществе, является главным фактором и условием осуществления государственной политики по дальнейшему развитию туристской индустрии на территории области.
Основными преимуществами решения поставленной проблемы программно-целевым методом являются:
- комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть все аспекты развития туризма в Липецкой области, а направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках Программы;
- распределение полномочий и ответственности. В программе предусматривается четкое распределение полномочий между органами исполнительной власти, инвесторами;
- определение показателей, которые по итогам мониторинга позволяют ежегодно оценивать эффективность планирования и результаты реализации тех или иных мероприятий Программы.
2. Цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации
Целью Программы является формирование и сохранение конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию Липецкой области.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие основные задачи:
1. Развитие туристско-рекреационного комплекса Липецкой области.
Реализация данной задачи предполагается путем:
а) развития туристско-рекреационного кластера "Елец" на территории города Елец Липецкой области;
б) создания автотуристского кластера "Задонщина" на территории Задонского района Липецкой области.
2. Повышение качества туристских услуг.
Реализация данной задачи предполагается путем:
а) увеличения объема платных туристских услуг, оказанных населению туристическими фирмами и коллективными средствами размещения;
б) увеличения количества работающих в коллективных средствах размещения и туристических фирмах.
3. Продвижение туристского продукта Липецкой области на мировом и внутреннем туристских рынках.
Реализация данной задачи предполагается путем:
а) разработки новых туристических маршрутов, в том числе межрегиональных;
б) реализации событийных мероприятий, продвижение туристских ресурсов на выставках, ярмарках, фестивалях, в СМИ.
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования программы в 2011 - 2018 годах составляет 7 284 250,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 г. - 55 250,0 тыс. рублей;
2012 г. - 1 135 600,0 тыс. рублей;
2013 г. - 1 133 200,0 тыс. рублей;
2014 г. - 2 360 200,0 тыс. рублей;
2015 г. - 1 370 500,0 тыс. рублей;
2016 г. - 734 400,0 тыс. рублей;
2017 г. - 490 100,0 тыс. рублей;
2018 г. - 5 000,0 тыс. рублей.
Из них: средства федерального бюджета - 1 920 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 г. - 0,0 тыс. рублей;
2012 г. - 260 000,0 тыс. рублей;
2013 г. - 260 000,0 тыс. рублей;
2014 г. - 660 000,0 тыс. рублей;
2015 г. - 390 000,0 тыс. рублей;
2016 г. - 210 000,0 тыс. рублей;
2017 г. - 140 000,0 тыс. рублей;
2018 г. - 0,0 тыс. рублей.
Средства областного бюджета - 620 250,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 г. - 55 250,0 тыс. рублей;
2012 г. - 69 600,0 тыс. рублей;
2013 г. - 69 600,0 тыс. рублей;
2014 г. - 207 100,0 тыс. рублей;
2015 г. - 110 900,0 тыс. рублей;
2016 г. - 61 000,0 тыс. рублей;
2017 г. - 41 800,0 тыс. рублей;
2018 г. - 5 000,0 тыс. рублей.
Внебюджетные источники - 4 744 000,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2011 г. - 0,0 тыс. рублей;
2012 г. - 806 000,0 тыс. рублей;
2013 г. - 803 600,0 тыс. рублей;
2014 г. - 1 493 100,0 тыс. рублей;
2015 г. - 869 600,0 тыс. рублей;
2016 г. - 463 400,0 тыс. рублей;
2017 г. - 308 300,0 тыс. рублей;
2018 г. - 0,0 тыс. рублей.
Перечень мероприятий и объемы финансирования областной целевой программы
Таблица 1
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Заказчиком Программы является администрация области.
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области осуществляет:
- выполнение мероприятий Программы (в соответствии с системой программных мероприятий);
- координацию деятельности по реализации Программы;
- аналитическую работу по оценке отклонений фактических результатов от их запланированных показателей в рамках реализации Программы и вносит предложения по уточнению ее целевых установок;
- ежеквартальный мониторинг реализации Программы;
- оказание методической помощи и содействия в рамках своей компетенции исполнителям и участникам Программы;
- подготовку предложений по уточнению и корректировке программных мероприятий;
- подготовку предложений по уточнению объемов расходов на выполнение мероприятий Программы в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год.
Исполнители Программы осуществляют:
- реализацию мероприятий Программы (в соответствии с системой программных мероприятий);
- подготовку предложений разработчику программы по уточнению объемов расходов на выполнение мероприятий, исполнителем которых является при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация области.
Координация деятельности по реализации Программы осуществляется управлением физической культуры, спорта и туризма Липецкой области. Исполнители Программы представляют управлению физической культуры, спорта и туризма Липецкой области информацию о ходе реализации мероприятий Программы: по итогам 1 квартала, 1 полугодия, 9 месяцев до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года до 20 января года, следующего за отчетным.
Управление физической культуры, спорта и туризма Липецкой области представляет отчетные данные о ходе реализации Программы в соответствии с постановлением администрации области от 28.11.2007 г. N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
5. Оценка эффективности Программы
Определение эффективности Программы производится на этапе разработки Программы и далее отслеживается на всех этапах ее реализации.
Оценка последствий реализации Программы включает выявление полного комплекса конечных результатов Программы (в том числе незапланированных) и их влияния на социально-экономическую ситуацию в области.
Оценка общественной эффективности реализации мероприятий Программы осуществляется на основе сравнения темпов роста фактически достигнутых целевых индикаторов к темпам роста фактически достигнутых показателей задач.
Значения фактических показателей зависят от характера действия внешних факторов в рассматриваемый период, от степени исполнения системы программных мероприятий, которые в совокупности определяют условия выполнения Программы.
Оценка эффективности проводится по каждой цели и задаче целевой Программы с учетом выполнения всех мероприятий, направленных на ее достижение.
Плановые показатели и плановые значения эффективности задач целевой Программы представлены в таблице 2:
Постановлением Администрации Липецкой области от 19 июня 2012 г. N 243 в таблицу подраздела 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения
Таблица
Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.