Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации Липецкой области от 27 июля 2012 г. N 305 настоящее постановление дополнено приложением 17
Приложение 17
администрации Липецкой области
"Об утверждении государственных стандартов
социального обслуживания Липецкой области"
Государственный стандарт
социального обслуживания населения Липецкой области "Социальное обслуживание населения. Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления"
Раздел I. Общие положения
1. В государственном стандарте социального обслуживания населения Липецкой области "Социальное обслуживание населения. Услуги детям в учреждения отдыха и оздоровления" (далее - стандарт) реализованы нормы:
Федеральных законов:
от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"
от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Областных законов:
от 02 декабря 2004 года N 143-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения в Липецкой области";
от 30 декабря 2004 года N 163-ОЗ "О некоторых вопросах социального обслуживания населения в Липецкой области";
- постановления Липецкого областного Совета депутатов от 23 декабря 2004 года N 723-пс "О социальных нормах и нормативах в учреждениях социального обслуживания Липецкой области".
2. В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты Российской Федерации:
ГОСТ Р 50644-94 Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов
ГОСТ Р 50690-2000 Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования
ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг
ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
ГОСТ 26265-84 Стандартизация в бытовом обслуживании населения. Основные положения
ГОСТ Р 52887-2007 Социальное обслуживание населения. Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления.
3. В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", ГОСТ Р 26265-84 "Стандартизация в бытовом обслуживании населения. Основные положения".
Раздел II. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на услуги детям в организациях и учреждениях (далее - учреждениях) отдыха и оздоровления. Настоящий стандарт устанавливает виды этих услуг, их состав, формы, порядок и условия предоставления.
Термины и определения
Отдых детей и их оздоровление: совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
Организации (учреждения) отдыха детей и их оздоровления: организации различных организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления: детские оздоровительные лагеря (загородные детские оздоровительные лагеря, лагеря дневного и круглосуточного пребывания детей и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, учреждения социального обслуживания или их структурные подразделения и др.
Учреждения отдыха детей и их оздоровления могут быть стационарными (специально созданными с целью обеспечения отдыха детей и их оздоровления и временно приспособленными (в том числе передвижными, палаточными с круглосуточным или дневным пребыванием на базе образовательных, досуговых, спортивных учреждений, учреждений социального обслуживания, клубов по месту жительства, санаторно-курортных учреждений).
Раздел III. Состав, объемы и формы социальных услуг
1. При предоставлении услуг детям учреждения отдыха и оздоровления должны обеспечить их защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства.
2. В учреждениях отдыха и оздоровления детей следует строго соблюдать установленные федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции; недопустимо распространение продукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Эти меры призваны обеспечивать здоровье, физическую, интеллектуальную, нравственную и психическую безопасность детей.
3. При оказании услуг детям в учреждениях отдыха и оздоровления следует использовать настольные, компьютерные и иные игры, игрушки и игровые сооружения, прошедшие в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, социальную, психологическую, педагогическую, санитарную экспертизу.
4. Объем и качество услуг детям в учреждениях отдыха и оздоровления подвергают внешнему контролю уполномоченных на то органов исполнительной власти и организаций, приобретающих путевки для отдыха и оздоровления детей, а также оценке соответствия требованиям настоящего стандарта в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в установленном порядке.
5. Для обеспечения необходимого качества услуг, предоставляемых детям учреждением отдыха и оздоровления, должны соблюдать следующие основные условия:
наличие и состояние документации, в соответствии с которой работает учреждение;
условия размещения учреждения;
укомплектованность учреждения необходимыми специалистами и уровень их квалификации;
техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, спортивное и туристское снаряжение, транспорт и т.д.);
наличие системы внутреннего контроля качества предоставляемых услуг.
5.1. Наличие и состояние документации
В состав документации должны входить:
устав учреждения;
положение об учреждении, зарегистрированные в установленном порядке;
штатное расписание;
руководства, правила, инструкции, методики, планы и программы работы с детьми;
заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной инспекции;
документация на имеющиеся оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение;
национальные стандарты Российской Федерации;
финансово-хозяйственная и медицинская документация;
положение (приказ) о проведении внутреннего контроля.
1) Устав учреждения должен включать в себя:
полное, сокращенное и фирменное наименование и предназначение учреждения;
сведения об учреждении, организационно-правовой форме;
источники финансирования;
какими нормативно-правовыми актами руководствуется учреждение в своей деятельности;
юридический статус и адрес учреждения;
цели и основные задачи деятельности учреждения;
предмет деятельности учреждения (структурные подразделения учреждения, предоставляемые услуги, обслуживаемые группы детей, порядок и условия предоставления услуг).
2) Положение об учреждении должно включать в себя:
предназначение учреждения;
основные задачи деятельности учреждения, группы обслуживаемых детей;
порядок создания, содержания, реорганизации учреждения;
юридический статус, ведомственная принадлежность, источники финансирования;
правила внутреннего распорядка;
порядок и условия принятия (зачисления) детей на обслуживание и снятия с него;
правила и обязанности персонала учреждения, детей и их родителей;
структурные подразделения учреждения, объем и порядок предоставления ими услуг.
3) Штатное расписание утверждает руководитель учреждения в пределах имеющегося фонда оплаты труда; оно должно подтверждать обеспеченность предоставляемых услуг специалистами необходимой квалификации.
4) Руководства, правила, должностные и прочие инструкции, методики, планы и программы утверждает руководитель учреждения; они должны регламентировать процесс предоставления социальных услуг, определять состав, объем, формы и методы их предоставления и контроля, устанавливать направления и формы работы с детьми.
5) Заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора и пожарной инспекции о соответствии состояния учреждения и территории, на которой оно располагается, санитарным требованиям и требованиям пожарной безопасности.
6) Документация на имеющиеся в учреждении оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение, необходимая для их правильной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном и безопасном состоянии.
7) Национальные стандарты Российской Федерации - нормативные документы, устанавливающие характеристики продукции (продовольственной продукции, технических средств оснащения и т.п.), правила предоставления и характеристики оказываемых услуг учреждениями отдыха и оздоровления детей и в смежных областях - туризм, экскурсионное обслуживание, общественное питание и т.п.
8) Финансово-хозяйственная и медицинская документация, которая должна отражать состояние финансовой и хозяйственной деятельности учреждения, медицинского обслуживания детей.
9) В учреждении должен осуществляться регулярный контроль за состоянием документации, включение в нее необходимых изменений и изъятие из обращения устаревших документов.
6. Условия размещения учреждения
Эколого-климатическая характеристика местности, ландшафт и оформление участка, на котором располагают учреждение, архитектура зданий и сооружений учреждения должны обеспечивать создание благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей.
Учреждение должно быть размещено в специально предназначенном стационарном или временном здании или в помещениях, которые должны быть обеспечены всеми необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания, охраной, оснащены средствами связи и пожарной безопасности.
По своим размерам, состоянию и оборудованию здания и помещения, в которых размещены учреждения, должны соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, а также требованиям пожарной безопасности.
7. Укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация
Учреждение должно располагать необходимым количеством специалистов в соответствии со штатным расписанием.
Каждый специалист должен иметь соответствующее (специальное) образование, соответствующий уровень квалификации и профессиональной подготовки, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения должностных обязанностей, перед поступлением на работу пройти медицинское освидетельствование, дающее допуск к работе с детьми.
Для каждой категории специалистов должны быть разработаны должностные инструкции, утвержденные руководителем учреждения, регламентирующие их обязанности и права.
Наряду с необходимым уровнем квалификации и профессионализмом все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными и нравственно-этическими качествами, чувством ответственности за свою работу и руководствоваться в работе принципами справедливости, доброжелательности и другими гуманистическими принципами, необходимыми для работы с детьми.
При оказании услуг персонал учреждения должен проявлять к детям максимальную чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение и учитывать их физическое и психическое состояние и личные особенности.
8. Техническое оснащение учреждения
Техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура, музыкальные инструменты, спортивное и туристское снаряжение и т.д.) должно соответствовать требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивать надлежащее качество и безопасность предоставляемых с их применением услуг соответствующих видов.
Техническое оснащение должно использоваться строго по назначению в соответствии с документацией по его функционированию и эксплуатации, содержаться в технически исправном и безопасном состоянии.
9. Система внутреннего контроля качества предоставляемых услуг
Учреждение должно иметь документально оформленную собственную систему (службу) контроля за деятельностью подразделений и сотрудников по оказанию услуг на соответствие национальным стандартам, документации учреждения по вопросам объема, качества и безопасности предоставляемых услуг.
Подраздел 1. Основные виды услуг
1. Услуги, предоставляемые детям в учреждениях отдыха и оздоровления, разделяют на следующие виды:
1) услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия для отдыха и оздоровления детей;
2) оздоровительные и социально-реабилитационные услуги для детей с ограниченными возможностями;
3) медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни у детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований;
4) образовательные услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала;
5) психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к условиям жизнедеятельности;
6) правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту их законных прав и интересов, связанных с пользованием услугами учреждения отдыха и оздоровления;
7) услуги по организации культурно-досуговой деятельности, туристские, краеведческие и экскурсионные, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;
8) услуги в сфере физической культуры и спорта, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;
9) информационные услуги, направленные на предоставление своевременной и достоверной информации о различных сторонах деятельности учреждения;
10) транспортные услуги.
2. Услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия для отдыха и оздоровления детей.
Услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия для отдыха и оздоровления детей, следует предоставлять в следующем составе и формах:
1) организация и осуществление приема и размещения детей;
2) содействие в осуществлении в первоочередном порядке по отношению к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, мер социальной поддержки, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
3) обеспечение детей жильем, отвечающим государственным санитарно-эпидемическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности и профилактики травматизма;
4) обеспечение детей необходимой мебелью, постельными и другими принадлежностями в соответствии с установленными нормами;
5) предоставление детям возможности для соблюдения норм личной гигиены, включая пользование баней или душем;
6) уборка жилых помещений и территории, на которой расположено учреждение;
7) обеспечение стирки, необходимой санитарной обработки постельного белья, своевременной его замены;
8) организация мелкого ремонта одежды и обуви детей.
3. Оздоровительные и социально-реабилитационные услуги для детей с ограниченными возможностями.
Оздоровительные и социально-реабилитационные услуги для детей с ограниченными возможностями, следует предоставлять в следующем составе и формах:
1) оказание помощи на поддержание жизнедеятельности детей в быту;
2) оказание медицинской помощи, направленной на поддержание и улучшение здоровья детей;
3) оказание социально-психологической помощи, предусматривающую коррекцию психологического состояния детей для их адаптации в среде обитания (обществе);
4) оказание социально-педагогической помощи, направленной на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития ребенка, формирование у него позитивных интересов, в том числе в сфере досуга;
5) оказание юридической помощи, защита законных прав и интересов детей.
4. Медицинские услуги
Медицинские услуги следует предоставлять в следующем составе и формах:
1) выявление детей, нуждающихся в неотложной медицинской помощи;
2) оказание медицинской помощи;
3) осуществление реабилитации;
4) доставка детей в случае необходимости в стационарное медицинское учреждение;
5) проведение динамического наблюдения за состоянием здоровья детей;
6) организация и проведение консультаций и бесед по вопросам здорового образа жизни;
7) санитарно-просветительская работа с детьми;
8) организация консультативного приема врачами-специалистами;
9) организация проведения медицинских процедур врачами (стоматологами и другими);
10) проведение лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
11) индивидуальная работа с детьми, направленная на предупреждение вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания);
12) подготовка детей к ответственному родительству, обучение основам планирования семьи, профилактики венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции и СПИДа;
13) разработка и реализация специальных программ оздоровления детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями;
14) проведение мероприятий по профилактике травматизма.
5. Образовательные услуги
Образовательные услуги предоставляют в следующем составе и формах:
1) организация работы кружков и клубов по интересам, детских студий, компьютерных классов, творческих объединений детей;
2) проведение олимпиад, викторин, конкурсов знаний
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.