Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации Липецкой области от 16 июня 2010 г. N 177 настоящее постановление дополнено приложением 10
Приложение 10
администрации области
от 10.02.2010 N 24
Государственный стандарт
социального обслуживания населения Липецкой области
"Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального
обслуживания"
1. Общие положения
1.1. В государственном стандарте социального обслуживания населения Липецкой области "Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания" (далее - стандарт) реализованы нормы:
1.1.1. Федеральных законов:
- от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
- от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
1.1.2. Постановления Минтруда Российской Федерации от 28.12.2000 N 93 "Об утверждении рекомендаций по подготовке уставов государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания";
1.2. В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты Российской Федерации:
- ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения" (утвержден Постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 N 326-ст);
- ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг" (утвержден Постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 N 327-ст);
- ГОСТ Р 53058-2008 "Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.12.2008 N 437-ст).
1.3. В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 N 532-ст).
2. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на документацию, оказывающую существенное влияние на качество предоставляемых социальных услуг и в соответствии с которой функционируют учреждения социального обслуживания населения (далее - учреждения) независимо от их типа, вида, форм собственности, и устанавливает состав документации, ее назначение и краткую характеристику.
3. Состав и характеристика документации учреждений социального
обслуживания
Документация учреждения включает в себя:
- устав учреждения;
- положение об учреждении;
- правила, инструкции, методики;
- документацию на специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы);
- документы в области стандартизации;
- прочие документы.
Состав документации конкретного учреждения может быть уточнен по сравнению с изложенным в настоящем стандарте (в сторону увеличения или уменьшения) в зависимости от типа учреждения, специфики обслуживаемых категорий населения, характера предоставляемых услуг.
3.1. Устав учреждения
В Уставе учреждения, который является учредительным документом, должны быть следующие разделы:
- общие положения;
- правовой статус учреждения;
- предмет, цели и направления деятельности учреждения;
- имущество и финансы учреждения;
- финансово-хозяйственная деятельность учреждения;
- структурные подразделения учреждения;
- управление учреждением;
- трудовой коллектив учреждения;
- ликвидация и реорганизация учреждения.
3.1.1. Общие положения.
Раздел должен содержать сведения о полном официальном наименовании учреждения, его организационно-правовой форме, дате его создания, местонахождении, фактическом и юридическом адресах.
3.1.2. Правовой статус учреждения.
В разделе должны указываться цели создания учреждения, сведения об учредителе (учредителях), правоспособности учреждения как юридического лица, отнесении учреждения к объектам той или иной формы собственности, нормативных правовых актах, которыми руководствуется учреждение, о других вопросах правового характера.
3.1.3. Предмет, цели и направления деятельности учреждения.
В разделе должны быть указаны направления социального обслуживания населения, по которым предоставляются услуги гражданам, с указанием категорий обслуживаемых граждан, видов социальных услуг, а также вопросы, связанные с лицензированием услуг.
3.1.4. Имущество и финансы учреждения.
В разделе должны быть указаны положения о правах на имущество учреждения и порядке распоряжения им, о закреплении за учреждением имущества на праве оперативного управления, об источниках формирования имущества и финансовых средств учреждения, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
3.1.5. Финансово-хозяйственная деятельность учреждения.
В разделе должны быть отражены сведения о наличии филиалов учреждения, договорных отношениях учреждения с третьими лицами в сфере хозяйственной деятельности, организации ведения бухгалтерского и статистического учетов и отчетности, организации контроля за деятельностью учреждения.
3.1.6. Структурные подразделения учреждения.
В разделе должны быть указаны структурные подразделения, создаваемые в учреждении и отвечающие его целям и направлениям деятельности, а также права на открытие (по согласованию с учредителем) отделений, служб и иных структурных подразделений, деятельность которых не противоречит направлениям его деятельности.
3.1.7. Управление учреждением.
Раздел должен содержать сведения о порядке назначения руководителя учреждения, компетенции руководителя учреждения и учредителя (учредителей) по отношению к учреждению, правах и обязанностях руководителя учреждения.
3.1.8. Трудовой коллектив учреждения.
В разделе указывается, что в состав трудового коллектива учреждения входят все граждане, участвующие в деятельности учреждения на основе трудового договора (контракта). Трудовой коллектив учреждения рассматривает и решает вопросы, отнесенные к его компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.1.9. Ликвидация и реорганизация учреждения.
В разделе должны быть указаны положения о ликвидации и реорганизации учреждения, которые осуществляются на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством.
3.2. Положение об учреждении
Положение об учреждении социального обслуживания - основной рабочий документ, в соответствии с которым организуется работа учреждения.
В Положении излагают следующие сведения об учреждении:
3.2.1. Назначение учреждения с указанием его вида, типа, категорий обслуживаемого населения, видов предоставляемых социальных услуг, ведомственной принадлежности и формы собственности.
3.2.2. Правовые и нормативные акты Российской Федерации и Липецкой области, в соответствии с которыми осуществляется деятельность учреждения.
3.2.3. Условия размещения учреждения, обеспеченность коммунально-бытовыми услугами всех видов, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности.
3.2.4. Порядок взаимодействия с другими учреждениями социальной защиты населения, органами здравоохранения, образования, внутренних дел и другими органами и учреждениями, осуществляющими социальную работу с населением.
3.2.5. Порядок создания, реорганизации или ликвидации учреждения.
3.2.6. Источники финансирования, за счет которых организуется и содержится учреждение.
3.2.7. Юридический статус учреждения.
3.2.8. Штатное расписание учреждения с указанием наименования должностей обслуживающего персонала и его численности.
3.2.9. Порядок приема граждан на обслуживание.
В разделе должны быть изложены сведения о том, какие категории граждан пользуются правом внеочередного и первоочередного принятия на обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации и Липецкой области, а также в каком порядке и в каких случаях производится снятие с обслуживания.
3.2.9.1. Основания для приема граждан пожилого возраста и инвалидов на стационарное социальное обслуживание, определены административным регламентом предоставления государственной услуги "Направление граждан пожилого возраста и инвалидов на стационарное социальное обслуживание", утвержденным Постановление администрации Липецкой области от 11.12 2007 N 175.
3.2.9.2. Основаниями для приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:
- личное обращение несовершеннолетнего;
- заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
- направление исполнительного органа государственной власти области в сфере социальной защиты населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
- акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения.
- направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иного детского учреждения, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.1 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
3.2.10. Условия оказания социальных услуг.
В разделе должны быть указаны:
- документы, на основании которых руководство учреждения принимает решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой);
- порядок заключения договора на социальные услуги, содержание договора, причины и порядок пересмотра условий оказания социальных услуг и размера взимаемой платы за них.
3.2.11. Основные задачи деятельности учреждения, категории обслуживаемого населения.
3.2.11.1. Общими для всех видов и типов учреждений социального обслуживания взрослых граждан являются следующие основные задачи, которые должны отражаться в Положении:
- выявление совместно с государственными и муниципальными органами (здравоохранения, образования, внутренних дел, занятости и другими), общественными и религиозными организациями и объединениями граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, и их учет;
- определение конкретных форм помощи гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния их здоровья, возможности к самообслуживанию и материально-бытового положения;
- оказание социальных услуг в соответствии с назначением учреждения, а также осуществление социального патронажа нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
- внедрение в практику новых и более эффективных форм социального обслуживания населения;
- привлечение различных государственных, муниципальных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и координация их деятельности в этом направлении.
3.2.11.2. Положения об учреждениях социального обслуживания семьи и детей кроме основных задач, указанных в 3.2.11.1, необходимо дополнить задачами, присущими только этим учреждениям и отражающими специфику социального обслуживания указанных категорий населения:
- выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их психолого-медико-педагогическое обследование, направленное на установление форм и степени социальной дезадаптации;
- разработка и реализация индивидуальных программ социальной реабилитации и адаптации детей и семей с детьми в трудной жизненной ситуации;
- обеспечение (при необходимости) временного проживания детей в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, одежды, обуви, других предметов первой необходимости, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода, возможности посещать образовательное учреждение или обучаться по индивидуальной программе;
- поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению трудной жизненной ситуации;
- участие в работе по профилактике безнадзорности детей, защите их прав и интересов;
- оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращению ребенка к родителям или лицам, их замещающим;
- подготовка рекомендаций для органов опеки и попечительства о наиболее целесообразных формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дальнейшее воспитание и организация работы по реализации этих рекомендаций;
- апробация по согласованию с органами опеки и попечительства новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработка и реализация индивидуальных программ социальной реабилитации и адаптации детей и семей с детьми в трудной жизненной ситуации.
3.2.11.3. Перечень основных задач конкретного учреждения может выбираться из указанных в настоящем разделе, сокращаться или дополняться в зависимости от профиля учреждения и состава обслуживаемого контингента.
3.2.11.4. В учреждениях обслуживаются следующие категории населения, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
- дети;
- семьи;
- женщины;
- граждане пожилого возраста;
- инвалиды;
- граждане без определенного места жительства и занятий.
3.2.11.5. Категории обслуживаемого населения указываются в Положении об учреждении вместе с группами, входящими в их состав.
Например, категория населения "семья" включает в себя следующие группы:
- малообеспеченные;
- неполные, многодетные, бездетные, несовершеннолетних родителей;
- имеющие в своем составе неизлечимо больных людей, инвалидов, пенсионеров, лиц, страдающих психическими заболеваниями, злоупотребляющих алкоголем, принимающих наркотики;
- с неблагоприятным психологическим климатом, педагогической несостоятельностью родителей, жестоким обращением с детьми;
- имеющие в своем составе лиц, ведущих аморальный, паразитический, криминогенный образ жизни.
3.2.12. Структурные подразделения, основные направления их деятельности, объем предоставляемых ими услуг.
Структурными подразделениями учреждения являются соответствующие отделения учреждения, предоставляющие конкретные социальные услуги в соответствии с функциями учреждения.
Количество структурных подразделений и состав обслуживающего персонала в каждом из них зависят от объема и видов предоставляемых социальных услуг.
В Положении применительно к каждому отделению должно быть указано:
- наименование и назначение;
- основные направления деятельности с указанием перечня предоставляемых социальных услуг и кратким изложением их содержания.
3.3. Правила, инструкции, методики.
Правила, должностные инструкции, методики предназначаются для регламентирования процесса предоставления клиентам социальных услуг.
3.3.1. Правила внутреннего трудового распорядка должны определять режим работы учреждения, порядок работы его структурных подразделений и их взаимодействия между собой при оказании социальных услуг.
3.3.2. Правила поведения граждан - клиентов учреждения должны определять их права и обязанности, характер их взаимоотношений с обслуживающим персоналом и между собой, степень ответственности за возможные нарушения правил внутреннего распорядка.
3.3.3. Должностные инструкции должны быть у каждого специалиста учреждения и устанавливать его обязанности, права, ответственность, требования к образованию, квалификации, профессиональной подготовке, деловым и моральным качествам, а также требования этики взаимоотношений с клиентами и их социальным окружением.
3.3.4. Инструкции по предоставлению отдельных наиболее важных и ответственных социальных услуг должны устанавливать объем и порядок оказания этих услуг и предупреждать возможные ошибки и их негативные последствия.
3.3.5. Инструкции о приеме, учете, хранении и выдаче денежных сумм и драгоценностей предназначены для предупреждения возможных противоправных действий обслуживающего персонала, ущемляющих интересы клиентов.
3.3.6. Методики должны содержать методы (приемы) оказания социальных услуг и их контроля.
3.4. Документация на специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы).
Документация (паспорта, технические описания, инструкции по эксплуатации, формуляры) на специальное и табельное техническое оснащение, имеющееся в учреждении (оборудование, аппаратуру и приборы), предназначена для обеспечения грамотной и эффективной их эксплуатации, обслуживания, поддержания в работоспособном состоянии, своевременного выявления и устранения неисправностей, ремонта и замены.
3.5. Документы в области стандартизации.
К документам в области стандартизации, используемым учреждениями, относятся:
- государственные стандарты социального обслуживания населения Липецкой области, устанавливающие государственные эталоны, образцы деятельности учреждений в части объемов, качества социальных услуг, порядка и условий их предоставления;
- стандарты организаций (учреждений), устанавливающие правила внутренней деятельности учреждения и направленные на повышение эффективности его работы, повышение качества предоставляемых услуг и эффективности помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, применяемые при составлении учредительных документов и предоставлении информации для информационных систем и создания информационных ресурсов, статистического учета и налогообложения.
3.6. Прочие документы.
К прочим документам относятся:
3.6.1. Документы, подтверждающие право собственности или право оперативного управления.
3.6.2. Документ о включении учреждения в состав Единого государственного реестра юридических лиц.
3.6.3. Документы государственной противопожарной службы.
3.6.4. Документ о постановке на учет налогоплательщика - учреждения социального обслуживания с информацией о постановке и присвоении соответствующего идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).
3.6.5. Документы, связанные с обслуживанием клиентов в учреждении:
- личные дела клиентов, зачисленных на стационарное социальное обслуживание;
- медицинские документы клиентов;
- договор о стационарном социальном обслуживании;
- журналы регистрации поступающих и выбывших клиентов, умерших и другие необходимые для работы учреждения журналы;
- документы по контролю качества предоставления социальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.