Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Рябинина К.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми на решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 13 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 13 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 июня 2023 года, по административному делу N 2а - 79/2023 по административному исковому заявлению Кызьюрова Д. С. к Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Коми, Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 38 с особыми условиями хозяйственной деятельности" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 35 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Коми, Федеральному казенному учреждению Колония - поселение N 34 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Коми, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Коми, Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Коми о признании условий содержания ненадлежащими, взыскании денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кызьюров Д.С. обратился с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ КП-34 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-35 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании денежной компенсации в размере 200 000 рублей за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях с сентября 2007 года по июнь 2010 года, просил признать незаконными действия (бездействие) в части необеспечения надлежащих условий его содержания, выразившиеся в отсутствии горячего водоснабжения.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Российская Федерация в лице ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, правопреемник ФКУ ИК-35 - ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН России по Республике Коми.
Решением Усть - Вымского районного суда Республики Коми от 13 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 13 марта 2023 года, признаны незаконным бездействие Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Коми, Федерального казенного учреждения Колония - поселение N 34 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Коми, Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 35 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Коми, Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Коми в период с 07 сентября 2007 года по 01 июня 2010 года, выразившееся в частичном необеспечении надлежащих условий содержания, установленных законодательством Российской Федерации. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Кызьюрова Д.С. компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительных учреждениях в размере 25 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 июня 2023 года решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 13 января 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 27 сентября 2023 года, представитель заявителей просит об отмене судебных актов, либо изменении со снижением суммы взысканной компенсации, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указал, что административным истцом был пропущен срок обращения с административным иском.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
Из положений статьи 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что подозреваемый, обвиняемый, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания под стражей или в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Из пунктов 19.2.1 и 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно - исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, следует, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 1 18.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях также были предусмотрены ранее действующей Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 30-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп.
Судами первой и второй инстанции установлено, что Кызьюров Д.С. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми с 07 сентября 2007 года по 26 июня 2008 года, с 16 августа 2008 года по 13 февраля 2009 года; с 26 июня по 16 августа 2008 года, с 13 февраля 2009 года по 09 июля 2009 года в ФКУ ИК-35 УФСИН России по Республике Коми; с 09 июля по 23 августа 2009 года, с 16 сентября 2009 года по 04 марта 2010 года в ФКУ КП-34 УФСИН России по Республике Коми; в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с 04 марта 2010 года по 01 июня 2010 года.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что условия содержания административного истца не в полной мере соответствовали предъявляемым требованиям действующего законодательства, выразившихся в отсутствии горячего водоснабжения за период с 07 сентября 2007 года по 23 августа 2009 года, с 16 сентября 2009 года по 01 июня 2010 года.
Доказательств оснащения каждой камеры следственного изолятора водонагревательными приборами в спорный период, которые могли компенсировать отсутствие централизованного горячего водоснабжения для принятия гигиенических процедур не представлено
Определяя размер компенсации за ненадлежащие условия содержания, суд первой инстанции, исходил из обстоятельств данного дела, характера допущенного нарушения, выразившегося в отсутствии горячего водоснабжения, повлекшее нарушение права административного истца на возможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, периода, в течение которого имело место выявленное нарушение (2 года 8 месяцев), отсутствие каких-либо негативных последствий для административного истца в результате допущенного нарушения условий содержания, руководствуясь принципом разумности и справедливости, обоснованно определилк взысканию сумму компенсации в размере 25 000 рублей.
Доводы кассационной жалобы о том, что требования новых нормативных правовых актов не распространяются на здания, построенные до введения таких нормативных правовых актов, поскольку закон обратной силы не имеет, получили оценку суда апелляционной инстанции и были правомерно отклонены, поскольку факт постройки и введение зданий следственного изолятора и исправительного учреждения в эксплуатацию до принятия СП 308.1325800.2017 не препятствует их переоборудованию, реконструкции или капитальному ремонту, с целью создания надлежащих условий содержания обвиняемых, подозреваемых, осужденных.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном размере компенсации, не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 13 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 13 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 июня 2023 года, по административному делу N 2а - 79/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 13 января 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 13 марта 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 26 июня 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.