Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Тимохина И.В, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 17 ноября 2023 года кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023 года по административному делу N 3а-206/2023 по административному исковому заявлению ООО "С Коллекшен" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 465 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Мигунова В.Ю, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2022 года N 3605-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 7 декабря 2022 года за N 10149, опубликованным в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 7 декабря 2022 года, в официальном печатном издании - журнале "Собрание законодательства Республики Татарстан" N 14, 17 февраля 2023 года, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее - Перечень).
Пунктом 465 в Перечень включен объект недвижимости с кадастровым номером N - здание, расположенное по адресу: "адрес" которое признано объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость.
ООО "С Коллекшн" (далее также по тексту Общество, административный истец), являясь собственником вышеуказанного объекта недвижимости, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного пункта Перечня, обосновывая свою позицию тем, что объект недвижимости не отвечает требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", то есть не является торговым центром (комплексом). Включение спорного объекта недвижимости в Перечень нарушает права и законные интересы Общества, поскольку возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 14 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023 года, административное исковое заявление ООО "С Коллекшен" удовлетворено, пункт 465 Перечня признан недействующим со дня принятия.
Не согласившись с принятыми судебными актами, представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в кассационной жалобе просит их отменить. Указывает, что объект недвижимости обладает предусмотренными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку расположен на соответствующем земельном участке, а также фактически используется в этих целях, исходя из представленных договоров аренды, свидетельствующих о передаче в аренду для использования офисных помещений, для торговли, общая площадь которых превышает 20 процентов от общей площади здания.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В силу положений пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определилвиды недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предоставив субъекту Российской Федерации право устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении:
-административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
-нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
-жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что назначение здания по сведениям Единого государственного реестра недвижимости "нежилое", наименование "административно-офисный центр", площадь которого составляет 3 869, 8 кв.м.
В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости (технический паспорт, составленный по состоянию на 20 марта 2017 года ООО "Межрегиональный кадастровый центр") здание имеет наименование "Административно-офисное здание", год постройки - 2016, площадью 3 971, 2 кв.м, согласно экспликации к поэтажному плану включает в себя помещения следующего назначения: "автостоянка", "водомерный узел", "электрощитовая", "станция пожаротушения", "офисное пространство", "коридор", "КУИ", "санузел", "тамбур-шлюз", "лестничная клетка", "офисное помещение", "венткамера", "тераса", "котельная".
Указанная техническая документация признана ненадлежащей, поскольку имеет иную площадь, отличающуюся от площади спорного объекта недвижимости, при этом сведений об изменении площади спорного здания не имеется, а указанная техническая документация отсутствует в реестровом деле. Иной технической документации (документов технического учета (инвентаризации), содержащей сведения о наименовании и назначении помещений, входящих в указанное здание, ни в материалах административного дела, ни в материалах реестрового дела не имеется.
Оценивая фактическое использование объекта недвижимости, суд указал, что 10 ноября 2022 года проведено обследование спорного здания на предмет фактического его использования, результаты зафиксированы в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения.
Согласно акту здание на втором этаже используется в целях торговли, площадью торговых залов 922, 2 кв.м, что составляет 23, 8 процентов от общей площади здания. Фактическое использование помещений 1, 3 и 4 этажа здания не установлено. Здание соответствует критериям торгового центра.
17 ноября 2022 года Комиссией по рассмотрению вопросов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения на основании рассмотренных актов обследования зданий (строений, сооружений) и помещений, результатов фото- и (или) видеосъемки, представленных рабочими группами, в том числе в отношении здания, рекомендовано Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан определить вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений как торговый центр (комплекс) (протокол заседания N 3).
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 18 ноября 2022 года N 3499-р в отношении объектов, указанных в приложении к распоряжению, в числе которых значится спорное здание, определен вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений как торговых центров (комплексов).
Распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 1 декабря 2022 года N 10134, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 1 декабря 2022 года.
Судебными инстанциями отклонен акт обследования здания от 10 ноября 2022 года, поскольку он не позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения объектов торговли и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади зданий. Кроме того, акт подписан лишь одним членом рабочей группы. По этим основаниям не может быть принято во внимание соответствующее распоряжение от 18 ноября 2022 года N 3499-р.
Оценивая объект недвижимости по признаку вида разрешенного использования земельного участка, судебные инстанции исходили из того, что действующее законодательство разграничивает виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисных зданий делового и коммерческого назначения и виды разрешенного использования иных земельных участков.
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" вид разрешенного использования с кодом 4.0 - предпринимательство предусматривает размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10.
Вид разрешенного использования земельного участка "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" (код 4.2) предусматривает размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5 000 кв.м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2, "Бытовое обслуживание" (код 3.3) предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро), "Общественное питание" (код 4.6.) предусматривает размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары), "Рынки" (код 4.3) предусматривает размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв.м, и размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей рынка, "Магазины" (код 4.4) предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв.м.
Здание с кадастровым номером N на момент его включения в оспариваемый Перечень находилось в пределах принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: "административно-офисный центр (код 4.0)", то есть из него нельзя сделать однозначный вывод о том, что здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), вышеназванное нежилое здание не могло быть включено в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Принимая во внимание также отсутствие достоверных сведений, содержащихся в кадастровом паспорте данного объекта недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), сведений о фактическом использовании, указывающих на размещение в здании офисных, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что спорный объект недвижимости не по одному из критериев, предусмотренных положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не мог быть включен в Перечень, соответственно, включение данного объекта недвижимости в такой Перечень является необоснованным.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Довод кассационной жалобы о том, что помещения сдаются в аренду для торговой деятельности, не может быть принят во внимание, поскольку исходя из представленных договоров аренды за разные периоды времени нельзя сделать однозначный вывод о фактическом использовании более чем 20 процентов здания, принадлежащего обществу, в целях предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (при одновременном использовании помещений площадью 703 кв.м, 38 кв.м, 32 кв.м - торговые площади, что составляет 19, 97 процентов от общей площади здания).
Иных сведений, позволяющих определить принадлежность указанного здания к административно-деловому или торговому центру в материалах административного дела не содержится.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 29 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.