Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Тиуновой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Крашенинникова Федора Геннадиевича на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 21 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 23 мая 2023 года по административному делу N 2а-5645/2022 по административному исковому заявлению Крашенинникова Федора Геннадиевича о признании незаконным распоряжения Минюста России, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, возражения представителя административного истца Минюста России Наумовой Ю.Г, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Крашенинников Ф.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным распоряжение Минюста России от 2 сентября 2022 года N 1182-р о включении его в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, возложить на Минюст России обязанность исключить сведения об истце из списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
В обоснование иска указано, что истец является российским философом, политическим аналитиком, журналистом и публицистом, писателем. В 2020 году он выехал из Российской Федерации и в настоящее время постоянно проживает на территории Литовской Республики. По факту проведения проверки, предшествующей включению в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, истец административным ответчиком не извещался, оспариваемое распоряжение и уведомление о включении в список не получал. Истец ссылается на отсутствие подтверждения осуществления им политической деятельности и получения иностранного финансирования. Оспариваемым распоряжением нарушены права административного истца, поскольку включение в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, ограничивает ряд конституционных прав и возлагает новые обязанности.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 21 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 23 мая 2023 года, в удовлетворении административного иска Крашенинникова Ф.Г. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 17 октября 2023 года, административный истец просил указанные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что Крашенинников Ф.Г. никогда не осуществлял политическую деятельность в интересах и под воздействием иностранного источника; оспариваемое решение представляет собой дискриминацию, нарушает конституционные принципы и права истца, в том числе на свободу выражения своего мнения, уважение частной жизни, умаляет достоинство истца.
Административным ответчиком Минюстом России представлены возражения на кассационную жалобу.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд административного истца и представителей заинтересованного лица, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя административного ответчика, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по данному административному делу не имеется.
Согласно ст. 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее - иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса Российской Федерации), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи). Перечень сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Политической деятельностью признается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Политическая деятельность осуществляется в следующих формах: участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений; участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий; публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике; формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований; вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность; финансирование указанной деятельности (часть 1).
Физическое лицо, деятельность которого подпадает под признаки, указанные в части 1 настоящей статьи, обязано в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, подать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (часть 2).
На основании информации, представляемой в порядке, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, ведет список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, который размещается в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления деятельности физического лица, выполняющего функции иностранного агента, которое не подало заявление (уведомление) в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включает данное лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Решение о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, может быть обжаловано в суд (часть 3).
Физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязано не реже одного раза в шесть месяцев представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, либо его территориальный орган отчет о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании (часть 6).
Как установлено судами и подтверждается собранными доказательствами, Минюстом России принято распоряжение от 2 сентября 2022 года N 1182-р о включении Крашенинникова Ф.Г. в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации". Уведомление от 5 сентября 2022 года о принятии указанного распоряжения направлено истцу почтовой связью 7 сентября 2022 года по месту его регистрации.
Основанием для принятия Минюстом России оспариваемого распоряжения послужила информация, поступившая из Главного управления по противодействию экстремизму МВД России, об участии истца в политической деятельности на территории Российской Федерации с распространением информации негативного характера относительно принимаемых органами государственной власти России решений, в том числе в связи с проведением специальной военной операции.
Кроме этого, в Минюст России поступили сведения из Роскомнадзора о выявленных фактах распространения Крашенинниковым Ф.Г. печатных и иных сообщений и материалов иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, которые содержат негативную информацию относительно принимаемых органами государственной власти России решений и предназначены для неограниченного круга лиц. Из Росфинмониторинга в Минюст России поступили сведения о получении административным истцом иностранного финансирования.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что включение истца в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, осуществлено в соответствии с требованиями закона, не является дискриминацией и не свидетельствует о нарушении конституционных прав и свобод истца, как и не является вмешательством в частную жизнь истца.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов нижестоящих инстанций соглашается.
Вопреки доводам жалобы материалами дела подтверждается, что истец осуществлял политическую деятельность в форме распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике в связи с оказанным на него иностранным источником воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности.
Доводы жалобы, сводящиеся к тому, что у Минюста России не было достаточных оснований для принятия оспариваемого решения, носят оценочный характер. Несогласие административного истца с оценкой доказательств, которая дана судами первой и апелляционной инстанций с соблюдением правил ст. 84 КАС РФ, не может повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку суд кассационной инстанции не уполномочен на переоценку доказательств, правила оценки доказательств судами не нарушены. Их выводы о наличии оснований для включения административного истца в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Подлежат отклонению и доводы жалобы о том, что оспариваемым распоряжением нарушаются и ограничиваются конституционные права истца как гражданина Российской Федерации, поскольку положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина на основании федерального закона, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Несогласие административного истца с нормативными правовыми актами, примененными Минюстом России и судами нижестоящих инстанций, не является основанием для признания оспариваемого распоряжения и обжалуемых судебных актов незаконными.
Судами при рассмотрении дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, им дана надлежащая оценка, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.
Каких-либо доводов, способных поставить под сомнение законность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену, в кассационной жалобе не приведено. Поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 21 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 23 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Крашенинникова Федора Геннадиевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.