Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть Программы
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Обеспечение населения чистой питьевой водой является одним из важнейших направлений социально-экономического развития Липецкой области.
Согласно закону Липецкой области от 30.05.2002 N 3-ОЗ "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" основными принципами питьевого водоснабжения являются:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "11.06.2002"
государственные гарантии первоочередного обеспечения качественной питьевой водой граждан в целях удовлетворения их жизненных потребностей и охраны здоровья;
государственное регулирование и государственный надзор в области питьевого водоснабжения;
обеспечение безопасности и надежности систем питьевого водоснабжения;
отнесение объектов водоснабжения к особо важным объектам жизнеобеспечения.
В целях обеспечения реализации требований указанного закона необходимо развитие водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе, а именно: совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее безопасных в экологическом отношении и эффективных способов очистки воды, внедрение новых технологий.
В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба. Ее решение на территории Липецкой области должно осуществляться за счет реализации мероприятий областной программы "Чистая вода" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа).
Централизованное питьевое водоснабжение области осуществляется полностью из подземных источников. В основной массе качество воды соответствует требованиям санитарных норм, но только в г. Ельце и Краснинском районе не зафиксированы сверхнормативные загрязнения подземных водоносных горизонтов. На территории остальных муниципальных образований в той или иной степени имеет место несоответствие качества питьевой воды установленным нормативам. Так, в некоторых населенных пунктах Данковского, Измалковского, Елецкого, Лебедянского, Лев-Толстовского, Липецкого, Становлянского районов наблюдается повышенное содержание в воде нитратов, в Воловском, Грязинском, Добровском, Добринском, Тербунском, Усманском районах - повышенное содержание железа. По сведениям за 2010 год ТУ Роспотребнадзора по Липецкой области, 22,1% исследованных проб воды не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям и 2,3% - по микробиологическим показателям. В 124-х населенных пунктах области 25,2 тыс. человек (2,2%) употребляют некачественную воду.
Доступ к централизованному водоснабжению, включая пользование водоразборными колонками, имеют все жители городов и 94,5% жителей сельской местности. Жители 293-х населенных пунктов области периодически испытывают дефицит воды, а 253 малочисленных населенных пункта не имеют централизованного водоснабжения. Проблема дефицита воды особенно обострилась в летний период 2010 года в связи с установившимися аномальными для Липецкой области погодными условиями - высокой температурой воздуха и длительным отсутствием атмосферных осадков.
В области активно ведется жилищное строительство, которое требует обеспечения инженерной инфраструктурой.
Обеспечение населения чистой водой окажет непосредственное влияние на повышение качества жизни населения.
Повышение качества воды в системах централизованного водоснабжения позволит населению использовать водопроводную воду и не прибегать к использованию бутилированной воды.
Сложившаяся ситуация в области питьевого водоснабжения обусловлена недостаточностью мероприятий по охране источников питьевого водоснабжения (устройству зон санитарной охраны скважин, тампонажу бездействующих скважин, которых насчитывается более 500 шт., и т.д.), неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, неустойчивым финансовым состоянием организаций коммунального комплекса, несовершенством экономических механизмов в сфере водопользования.
По данным Федеральной службы государственной статистики в Липецкой области за 2009 год подано в сеть на хозяйственно-питьевые нужды 125,35 млн. куб. метров воды. При этом потери воды составили 31,159 млн. куб. метров, или (24,8%). Это обусловлено высокой - до 72%, степенью износа водопроводных сетей и нерациональным расходованием воды потребителями. Из 7740 км водопроводных сетей 3237 км (41,8%) нуждаются в замене, при этом ежегодно меняется около 1,5% водопроводных сетей.
В Липецкой области в 2009 году через канализационные очистные сооружения пропущено на полную очистку 85,05 млн. куб. метров сточных вод. Из них нормативно очищенные только 17,5 млн. куб. метров, или 20,6%. Остальные 79,4% стоков являются недостаточно очищенными. Одна треть канализационных сетей (426,1 км из 1337 км) нуждается в замене, при этом в 2009 году было заменено только 0,1% общей протяженности сетей.
Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод вызвано недостаточным финансированием отрасли.
Вследствие низких капитальных вложений инфраструктура, связанная с водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод, стремительно изнашивается, что приводит к перерывам в поставках воды и снижению ее качества.
Целесообразность использования программно-целевого метода для перехода к устойчивому функционированию и развитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определяется тем, что:
- задача по обеспечению населения чистой водой входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития области, ее решение позволит обеспечить возможность улучшения качества жизни населения, снизить количество нештатных ситуаций, связанных с функционированием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, создать условия для более эффективного функционирования и устойчивого развития организаций коммунального комплекса;
- необходимые капитальные вложения не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов бюджетов различных уровней и внебюджетных источников.
Настоящая программа предполагает государственную поддержку проектов по реализации мероприятий в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Такой подход является достаточно эффективным при реализации конкретных мероприятий в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, финансирование которых осуществляется преимущественно из областного бюджета.
Однако применение этого подхода не дает гарантии реализации в установленные сроки отдельных проектов, не позволяет создать эффективную модель развития сектора, работающую без регулярного вмешательства государства. В частности, государственная поддержка не обеспечивает создания условий и стимулов для повышения инвестиционной привлекательности и развития сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на новой технологической основе, повышения качества услуг организаций водоснабжения и качества воды, потребляемой населением.
В связи с этим необходимо привлечение частных инвестиций и передовых технологий в сектор водоснабжения и расширение государственно-частного партнерства, развитие конкуренции.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами, а также улучшение экологической обстановки путем повышения качества очистки сточных вод в целях предотвращения загрязнения подземных водоносных горизонтов.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих основных задач:
- модернизация и развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством предоставления местным бюджетам муниципальных образований Липецкой области финансовой поддержки на организацию водоснабжения населения и водоотведения в границах поселений, городских округов;
- создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации о тарифном регулировании в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части долгосрочного тарифообразования, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве и экологическим законодательством Российской Федерации;
- развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надежности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод
Целевые показатели и индикаторы реализации Программы приведены в приложении N 1.
По результатам оценки эффективности Программы может быть принято решение об изменении объемов бюджетных ассигнований на ее реализацию на очередной финансовый год и плановый период.
Срок реализации Программы 2011 - 2013 годы.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования Программы в 2011 - 2013 годах за счет бюджетных ассигнований областного бюджета составляет 275,5 млн. рублей. Указанный объем средств определен, исходя из существующих расходов областного бюджета на капитальные вложения в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Объем средств, направляемых на реализацию Программы, приведен в приложении N 2.
Объемы финансирования из федерального бюджета определены, исходя из условий федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы и уровня бюджетной обеспеченности Липецкой области на 2011 г. - 1,052.
Другими источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, местных бюджетов, внебюджетные средства, в том числе: установленные надбавки к тарифам на услуги водоснабжения и водоотведения, плата за подключение объектов к инженерным сетям, средства предприятий, частные инвестиции.
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
1. Координатором и исполнителем (главным распорядителем средств областного бюджета) Программы является управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области (далее - главный распорядитель), участниками Программы - органы местного самоуправления муниципальных образований области.
Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области является уполномоченным органом на осуществление взаимодействия с Министерством регионального развития РФ в рамках реализации федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.12.2010 N 1092.
Средства областного и федерального бюджетов, предусматриваемые на реализацию программных мероприятий, направляются на условиях софинансирования муниципальным образованиям - участникам Программы, по результатам конкурсного отбора в виде субсидий.
Более 60% средств, предусмотренных на реализацию программы, направляются на мероприятия в населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. чел.
Более 50% средств, предусмотренных на реализацию программы, направляются на реализацию мероприятий с использованием инновационной продукции, обеспечивающей энергосбережение и повышение энергетической эффективности, и на реализацию мероприятий, предусматривающих закупку российского оборудования, материалов и услуг.
2. Отбор муниципальных образований области для получения субсидий областного бюджета на организацию водоснабжения населения и водоотведения в границах поселения, городского округа (далее - субсидии) осуществляется главным распорядителем в соответствии со следующим порядком.
2.1. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований области осуществляется на следующих условиях:
а) при наличии:
- утвержденной программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры,
- утвержденных инвестиционных программ организаций коммунального комплекса,
- установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса,
- установленных тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры;
б) при условии долевого финансирования мероприятий, направленных на организацию водоснабжения населения и водоотведения в границах поселения, городского округа (далее - мероприятия), за счет местного бюджета, внебюджетных средств (средств хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей, населения, установленных надбавок к тарифам, установленных тарифов на подключение к системам инженерной инфраструктуры и др.) в размере не менее десяти процентов от суммы, необходимой для реализации данных мероприятий, включающей в себя стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектно-сметной документации (далее - ПСД), государственной экспертизы ПСД, непосредственно работ по выполнению мероприятия.
Стоимость мероприятия определяется на основании сводного сметного расчета в ценах текущего года.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, изготовление ПСД и проведение ее государственной экспертизы финансируются за счет средств местного бюджета и (или) внебюджетных средств.
Финансирование за счет средств областного бюджета изготовления ПСД и проведения ее государственной экспертизы производится в случае наличия решений, принятых по итогам заседаний администрации области.
В случае наличия угрозы жизни и (или) здоровью населения муниципальных образований области при подтверждении данных фактов уполномоченными органами или наличия решений по строительству, реконструкции, модернизации и ремонту объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (далее - объекты недвижимости), принятых по итогам заседаний администрации области, субсидии предоставляются без учета условий о софинансировании.
2.2. Критериями отбора получателей субсидий на организацию водоснабжения населения и водоотведения в границах поселения, городского округа, являются:
- соответствие мероприятия приоритетам социально-экономического развития области, закрепленным в нормативных правовых актах области;
- социальная эффективность мероприятия, направленная на улучшение качества жизни населения области;
- бюджетная эффективность мероприятия, направленная на улучшение качества водоснабжения и ликвидацию дефицита питьевой воды либо ликвидацию дефицита услуг водоотведения для большего количества граждан при наименьших затратах;
- наименьший срок реализации мероприятия;
- наименьшая общая стоимость реализации мероприятия;
- соответствие технического задания на проектирование схеме реализации мероприятия по водоснабжению и водоотведению, согласованной с главным распорядителем;
- соблюдение условий софинансирования;
- наибольший объем долевого финансирования мероприятий за счет местного бюджета и внебюджетных средств;
- наибольший объем внебюджетных средств, направляемых на реализацию мероприятия, по отношению к средствам местного бюджета в объеме долевого финансирования;
- наибольший процент износа объекта (при осуществлении реконструкции объекта);
- использование наиболее эффективных материалов и технологий при наименьших затратах;
2.3. Для формирования предложений о предоставлении субсидий главный распорядитель рассматривает заявки муниципальных образований области, содержащие следующую информацию и документы:
- пояснительную записку с обоснованием необходимости реализации мероприятия и информацией по установленным критериям отбора получателей субсидий;
- документы о выделении земельного участка для строительства (при реализации мероприятий по строительству объектов);
- титульный список стройки;
- ПСД, положительное заключение государственной экспертизы, сводный сметный расчет стоимости строительства, реконструкции, модернизации и ремонта объектов в ценах текущего года;
- документы, подтверждающие направление средств местного бюджета и (или) внебюджетных средств на осуществление мероприятия: договоры, платежные поручения, выписки из бюджетной росписи;
- документы, подтверждающие степень износа объектов водоснабжения и водоотведения;
- утвержденную программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования;
- утвержденную инвестиционную программу организации коммунального комплекса;
- нормативный правовой акт об установлении надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- нормативный правовой акт об установлении тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение к системе коммунальной инфраструктуры;
- информацию о применяемых при реализации мероприятий инновационных технологиях, энергосберегающем оборудовании, оборудовании российского производства.
По объектам незавершенного строительства предоставляется информация о сметной стоимости объектов, объеме выполненных работ, дебиторской и кредиторской задолженности, объемах дополнительного финансирования из всех источников по состоянию на 1 января текущего года, а также сведения о подрядчике и заказчике.
Заявка и все предоставляемые документы (копии документов) должны быть подписаны главой администрации муниципального образования и заверены печатью.
2.4. Заявки муниципальных образований на получение субсидий представляются ежемесячно в срок до 10-го числа каждого месяца. Рассмотрение заявок и отбор получателей субсидий осуществляется главным распорядителем не позднее 30-го числа каждого месяца.
2.5. Распределение субсидий областного бюджета бюджетам муниципальных образований области производится в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год, в размере, необходимом для выполнения мероприятия с учетом средств местного бюджета и внебюджетных средств, но не более 90 процентов стоимости мероприятия, за исключением нижеперечисленных случаев.
В случае наличия угрозы жизни и (или) здоровью населения муниципальных образований области при подтверждении данных фактов уполномоченными органами, или наличия решений по строительству, реконструкции, модернизации и ремонту объектов недвижимости, принятых по итогам заседаний администрации области, субсидии предоставляются в размере 100 процентов стоимости мероприятия.
Итоги проведенного отбора получателей субсидий и результаты распределения субсидий оформляются актом о рассмотрении заявок в форме протокола и утверждаются нормативным правовым актом главного распорядителя.
2.6. Органы местного самоуправления муниципальных образований области обеспечивают целевое направление субсидий и представляют отчетность об их использовании главному распорядителю до 10 числа каждого месяца по форме, установленной главным распорядителем.
В случае нецелевого использования субсидии подлежат возврату в областной бюджет.
Нарушение муниципальными образованиями условий предоставления субсидий является основанием для применения к нарушителям мер принуждения, предусмотренных действующим бюджетным законодательством.
В случае возникновения экономии при использовании субсидий муниципальными образованиями или наличия неиспользованных субсидий главный распорядитель перераспределяет данные субсидии между муниципальными образованиями области в соответствии с настоящим Порядком.
2.7. Контроль за целевым использованием субсидий осуществляется главным распорядителем.
3. Отбор мероприятий для включения в состав заявки, подаваемой в Министерство регионального развития РФ на софинансирование из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, проводит управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области в следующем порядке:
3.1. После получения от Министерства регионального развития РФ извещения о начале проведения отбора региональных программ, претендующих на получение средств федерального бюджета, в течение 5 рабочих дней доводит данную информацию до муниципальных образований.
3.2. Принимает заявки органов местного самоуправления в соответствии с требованиями, установленными для выделения субсидий из областного бюджета. Заявки также должны отвечать требованиям, установленным для получения субсидий по федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы. Сроки подачи заявок устанавливаются с учетом сроков подачи заявки в Министерство регионального развития РФ.
3.3. Проводит конкурсный отбор заявок муниципальных образований с учетом требований для предоставления субсидий, указанных в п. 2.1.-2.3. за исключением условий об объемах софинансирования из местного бюджета и (или) внебюджетных средств.
Объем средств, направляемых органами местного самоуправления на софинансирование из местных бюджетов и (или) внебюджетных источников, должен составлять не менее 10% от доли Липецкой области в финансировании мероприятий, планируемых для реализации по федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы.
В случае наличия угрозы жизни и (или) здоровью населения муниципальных образований области при подтверждении данных фактов уполномоченными органами или наличия решений по строительству, реконструкции, модернизации и ремонту объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности (далее - объекты недвижимости), принятых по итогам заседаний администрации области, субсидии предоставляются без учета условий о софинансировании за счет средств местного бюджета и (или) внебюджетных средств.
В случае если предоставлена для отбора одна заявка, удовлетворяющая необходимым требованиям, но у муниципального образования отсутствуют средства для обеспечения софинансирования в требуемых объемах, финансирование доли Липецкой области для реализации мероприятия по федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы осуществляется за счет средств областного бюджета.
3.4. По итогам отбора утверждает протокол, в котором указывается перечень мероприятий, для включения в состав заявки на получение средств федерального бюджета.
Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с условиями федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 22.12.2010 N 1092. В случае принятия Министерством регионального развития РФ положительного решения по поданной заявке субсидии федерального бюджета направляются органам местного самоуправления на реализацию мероприятий Программы.
Предоставляемые средства федерального и областного бюджетов имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.
4. При реализации мероприятий по модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод возможно появление объектов незавершенного строительства в результате задержки финансирования со стороны местных бюджетов муниципальных образований - участников программы. При появлении таких объектов предоставление местному бюджету нового транша бюджетных ассигнований из областного бюджета осуществляться не будет.
5. Поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в целях обеспечения реализации мероприятий Программы осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
6. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в процессе комплексных проверок с участием представителей Разработчика-координатора Программы, управлений контроля и проверки исполнения, экономики администрации Липецкой области, финансов Липецкой области. К сведениям, содержащимся в промежуточных и годовых отчетах о ходе реализации Программы, обеспечивается открытый доступ.
В целях осуществления контроля за ходом исполнения Программы Разработчик- координатор ежеквартально - до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет в управления контроля и проверки исполнения, экономики и финансов отчетные данные за соответствующий период.
5. Оценка эффективности Программы
Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы осуществляется на основе системы целевых показателей и индикаторов (далее - система индикаторов). Система индикаторов обеспечит мониторинг динамики изменений в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод за отчетный период, равный году, с целью уточнения или корректировки поставленных задач и проводимых мероприятий.
Ожидается, что в результате реализации Программы будет достигнут рост обеспеченности населения питьевой водой, соответствующей установленным нормативным требованиям, доступа населения к централизованным системам водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, повышению степени очистки сточных вод, что приведет к повышению качества жизни граждан, снижению негативного воздействия на экологию.
Реализация Программы к концу 2013 г. позволит:
- увеличить долю населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям безопасности:
по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, который должен снизиться с 22,1% до 21,27%,
по показателю удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, который должен снизиться с 2,3% до 2,1%;
- увеличить долю сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, с 20,6% до 25%;
- увеличить объем сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод с 93% до 96%;
- уменьшить долю уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, с 41,8% до 37,8%;
- уменьшить долю уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, с 31,8% до 29%;
- уменьшить число аварий в год на 1000 км сетей в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с 55 ед. в 2010 году до 50 ед. в 2013 году.
Одновременно будет снижена нагрузка на бюджеты всех уровней в результате привлечения дополнительных внебюджетных средств.
При изменении объемов финансирования Программы проводится корректировка целевых индикаторов и их значений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.