Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Состояние и проблемы образования Лебедянского района
Система общего образования района на сегодняшний день представлена 9 средними, 11 основными, 4 начальными школами и 1 комплексом "начальная школа - детский сад". В них обучаются свыше 4 тыс. школьников. 1262 ребенка дошкольного возраста воспитываются в 13 дошкольных образовательных учреждениях.
Работают 3 учреждения дополнительного образования: детско-юношеский центр, детско-юношеская спортивная школа, станция юных натуралистов.
Педагоги района под руководством отдела образования продолжают работать над решением задачи, доминирующей в приоритетном национальном проекте "Образование" - повышение качества образования. Положительным примером этому являются позитивные изменения в системе образования района:
- расширилась сеть образовательных услуг;
- в 8 школах введено изучение основ православия;
- профильное обучение реализуют 8 средних общеобразовательных школ по 13 направлениям в 17 классах;
- всего в школах района преподается более 80 элективных курсов;
- во всех школах введен 3-й час физкультуры;
- продолжают работать оборонно-спортивные классы в МОУ СОШ с. Б. Попово и с. Троекурово;
- введено предпрофильное обучение по курсу ОБЖ класс "Юный спасатель" на базе МОУ СОШ п. Агроном.
Результаты ЕГЭ, который в 2010 году сдавался в штатном режиме, по 4 предметам из 12 превзошли прошлогодние. Повысился средний балл: по русскому языку (с 60,75 до 61,76), по истории (с 56,8 до 65,86), по информатике (с 53 до 67), по физике (с 52,7 до 54,82). Средний балл, набранный выпускниками района, по 3 предметам превысил областной показатель: по истории (район - 68,1, область - 63,93); по информатике (район - 67, область - 64,4); по немецкому языку (район - 44, область - 40,38).
В целом по результатам единого государственного экзамена успеваемость по району составила 100%. Все выпускники получили аттестаты о среднем полном общем образовании (по области их не получили 29). Но проблема повышения качества знаний остается не просто актуальной, а является самой насущной в современных условиях обновления образования.
Одновременно с реализацией стандартов общего образования совершенствуются условия для развития и реализации способностей каждого ребенка, талантливой молодежи. Ярким подтверждением тому являются 3 призовых места, в том числе 2 первых: по экологии и ОБЖ, 1 призер по физической культуре, завоеванных нашими школьниками в областном этапе Всероссийской олимпиады.
Победители регионального этапа предметных олимпиад стали областными стипендиатами.
Мы начали и будем продолжать работу по построению разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Отдел образования рассматривает взаимодействие "Школа - ВУЗ" как новый этап содержательного развития образования района в направлении усиления практической ориентации общего образования.
Сотрудничество с ЛГПУ, ЕГУ им. И.А. Бунина, а также с Научно-информационным центром экономического и компьютерного образования молодежи г. Липецка является динамичным элементом развития креативных способностей учащихся.
Отбор лучших инновационных идей, способных наиболее эффективно решать проблемы современного образования, способствовал расширению сети экспериментальных площадок в ОУ района по разнообразным направлениям, апробация новых учебников (гимназия N 1, СОШ N 2), государственная итоговая аттестация за курс основной школы в экспериментальной форме с включением материалов по теории вероятности и комбинаторике (СОШ N 3, гимназия N 1, СОШ п. Агроном), частичное использование методики Н.Б. Фоминой для определения качества обучения учащихся (гимназия N 1) в МОУ СОШ с. Большое Попово региональная экспериментальная площадка "Роль школьного библиотечно-информационного центра в информационной среде школьного пространства", в МОУ СОШ N 3 "Введение ФГОС начального общего образования".
Одним из приоритетных направлений в развитии школьного образования является здоровьесбережение. Во всех общеобразовательных учреждениях действуют спортивно-оздоровительные секции и группы, в которых занимается свыше 2000 человек.
Постоянно совершенствуется спортивная база ОУ.
Сдан в эксплуатацию спортивный зал в МОУ СОШ с. Троекурово и МОУ СОШ п. Агроном, отремонтированы спортивные залы в гимназии N 1 и СОШ N 3.
Заканчивается строительство спортивно-оздоровительного комплекса.
К началу нового 2009 - 2010 учебного года в 9 образовательных учреждениях района полностью подготовлены и оснащены в соответствии с требованиями медицинские кабинеты.
Было приобретено для подвоза учащихся дополнительно 2 сертифицированных автобуса в МОУ СОШ с. Троекурово и МОУ СОШ пос. Агроном.
Для повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок детей автобусы оснащены навигационной системой ГЛОНАСС.
Не менее важно для здоровья правильно организованное питание. Шестой год все наши школьники получают горячее питание. В целях повышения его качества и доступности разработана и реализуется целевая программа "Модернизация системы школьного питания в образовательных учреждениях Лебедянского района до 2010 г.".
Для этого в текущем учебном году реконструированы спортивные залы под столовую в МОУ СОШ пос. Агроном и МОУ СОШ с. Б. Попово. Для этого было израсходовано:
- на проектно-сметную документацию в МОУ СОШ пос. Агроном на сумму 189 тыс. 460 руб.;
- в МОУ СОШ с. Б. Попово на сумму 199 тыс. 600 рублей;
- техническое обследование здания в с. Б. Попово - 76 тыс. 964 рубля;
- на реконструкцию спортзала под столовую:
- в МОУ СОШ п. Агроном на сумму 3 млн. 968 тыс. 762 руб. (77%), оставшаяся часть работ выполнена в ноябре, и оплата будет произведена в декабре месяце на сумму 1 млн. 147 тыс. 972 руб.;
- в МОУ СОШ с. Б. Попово на сумму 1 млн. 291 тыс. 744 рубля (15%);
- закуплено технологическое оборудование: в МОУ СОШ п. Агроном на сумму 1 млн. 318 тыс. 820 руб.;
- в МОУ СОШ с. Троекурово на сумму 45 тыс. 522 руб. (24%), в настоящее время оплачена оставшаяся сумма 188 тыс. 425 руб.;
- в МДОУ с. Романово на сумму 71 тыс. 821 руб. (78%);
- планируется строительство столовой в базовой школе с. Ольховец, для этого на проектно-сметную документацию выделено и освоено 409 тыс. 460 руб.
Ежегодно планируются и уточняются объемы расходов на укрепление материально-технической базы МУП "Комбинат питания", которое обеспечивает питанием 56% школьников района.
Система образования использует и такой ресурс охраны здоровья детей, как организация их отдыха. Количество детей, отдохнувших в пришкольных лагерях дневного пребывания, растет: в этом году - 3500 человек, за аналогичный период 2009 года - 2660 человек. В загородных лагерях поправили здоровье 55 детей (в 2009 году - 36).
В районе сложилась система моральной поддержки учительства. Это традиционные конкурсы профессионального мастерства "Учитель года", "Сердце отдаю детям", "Пионервожатый года" и др., публикации в СМИ, педагогические выставки, региональные педагогические конкурсы им. К. Москаленко и им. А. Горской и самый главный конкурс - конкурс лучших учителей в рамках ПНП "Образование".
В 2010 году победителем конкурса лучших учителей в рамках ПНПО "Образование" стал Липатников Геннадий Алексеевич - педагог-организатор МОУ СОШ N 2, а педагог гимназии N 1 - Скабелкина Наталия Ивановна стала лауреатом премии им. К. Москаленко.
Начал реализовываться новый формат аттестации педагогических и руководящих кадров.
Самостоятельным элементом современной модели образования становится система дошкольной подготовки детей, функционированию которой в нашем районе уделяется пристальное внимание.
В дошкольных образовательных учреждениях помимо типовой программы порционно используются программы "Радуга", "Юный эколог"; "Приобщение детей к истокам русской народной культуры", "Основы безопасности дошкольников". Обеспечивая комплексный подход в решении воспитательных и образовательных задач с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, педагоги ДОУ г. Лебедяни используют в своей работе программу "Детство".
В рамках реализации районной целевой программы "Развитие и оптимизация образовательной сети Лебедянского района до 2010 года" и в целях решения проблемы доступности дошкольного образования в 2010 году ряд общеобразовательных учреждений района и МОУ ДОД ДЮЦ также оказывают услуги дошкольного образования в группах кратковременного пребывания для детей старшего дошкольного возраста (от 4 до 7 лет). Количество детей, посещающих данные группы, составляет 30.
За 2010 год охват услугами дошкольного образования повысился с 44,2% до 44,3%, количество детей, посещающих детские дошкольные учреждения, увеличилось с 1206 до 1252 человек. Очередность в детские сады возросла с 856 до 946 человек.
Для создания дополнительных дошкольных мест в детских садах в 2010 - 2011 г.г. намечено строительство нового детского сада в количестве 240 мест.
Идет реконструкция детского сада "Солнышко" на 120 мест.
Но данный вопрос по-прежнему остается актуальным для образования района.
Совершенствование воспитательных функций образования рассматривается как одна из главных задач профессионального вклада педагогов в оздоровление общества.
Воспитание в образовательных учреждениях района направлено на формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, здорового и нравственного образа жизни через совершенствование института классных руководителей.
Важнейшей составляющей формирования духовно и интеллектуально развитой личности выступает система дополнительного образования и воспитания детей. В районе работают 3 учреждения дополнительного образования детей, которые дают возможность учащимся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
В ходе оптимизации образовательной сети в 2010 было образовано 3 филиала: Романовский в МОУ СОШ с. Ольховец; Шовский и Б-Избищенский в МОУ СОШ с. Мокрое.
В связи с введением НСОТ средняя заработная плата работников в области образования по Лебедянскому району составила 8753 рубля, что на 5% выше прошлого года (2009 год - 8340 рублей) - учителя - 12257 рублей, или на 10% выше уровня прошлого года (2009 год - 11130 рублей).
В результате проведенной работы в новых финансовых условиях показатель наполняемости классов по району остался на уровне прошлого года - 15,1 чел.; по городу - 21,4 чел. (2009 год - 21,2 чел.) (область - 23,7); по селу - 10,9 чел. (2009 год - 11 чел.) (область - 11,6 чел.), коэффициент нагруженности педагогов - 10,7 (2009 год - 9 учеников) (обл. - 11,6).
Но сложившаяся ситуация еще не обеспечивает эффективное использование финансовых ресурсов ОУ.
Кроме того, отсутствуют параллели в старшем звене в большинстве средних школ, не развита районная система дистанционного обучения и сетевого взаимодействия ОУ, что затрудняет полноценное профильное обучение и оптимальное использование образовательных ресурсов.
Стабильность в положительной динамике результатов ЕГЭ пока не достигнута. Кадровое обеспечение на 18,7% состоит из педагогов пенсионного возраста, ресурсный возраст с 25 до 35 лет - 25%, и только 7% являются молодыми специалистами.
Материально-техническая база некоторых школ не имеет современной инфраструктуры.
Наблюдается разбросанность имеющихся образовательных ресурсов.
Повышение качества образования, перевод его на компетентностную основу, обеспечение доступности современного образования требует:
- создания ресурсных образовательных центров;
- модернизации материально-технической базы ресурсных образовательных центров;
- обновления содержания образования через профилизацию старшей ступени;
- обеспечения пространственной доступности услуг, предоставляемых образовательной сетью района;
- создания сети ресурсного взаимодействия образовательных центров и образовательных учреждений;
- обеспечить условия психофизической безопасности учащихся и комфортность образовательного процесса;
- создания системы поиска и поддержки талантливых и одаренных детей;
- создания системы поддержки и профессионального развития результативно работающих педагогов;
- развития общественно-государственных форм управления образовательными учреждениями.
Для решения поставленных задач в 2011 году намечается строительство новой школы на 1000 учеников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.