Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Виноградовой О.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Каменева Ильи Сергеевича, поданную 15 ноября 2023 года, на решение Советского районного суда г. Томска от 16 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 22 сентября 2023 года
по административному делу N 2а-2370/2023 по административному исковому заявлению Каменева Ильи Сергеевича, Каменевой Светланы Геннадьевны к Администрации Города Томска о признании незаконными приказов Управления молодежной политики администрации Города Томска в части отказа в подтверждении наличия нуждаемости в жилы помещениях и об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Каменев Илья Сергеевич, Каменева Светлана Геннадьевна (далее-истцы, молодая семья) обратились в суд порядке гражданского судопроизводства с исковым заявлением к администрации Города Томска о признании незаконными приказов Управления молодёжной политики администрации Города Томска (далее-оспариваемые приказы) в части отказа в подтверждении наличия нуждаемости в жилых помещениях на момент заключения кредитного договора от 06.03.2023 N 2-16/08 и об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома от 07.03.2023 N 1/16/10.
В обоснование требований указали, что приказом Управления молодежной политики администрации Города Томска семья Каменевых в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признана нуждающейся в жилых помещениях на территории муниципального образования "Город Томск" в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы. В январе 2023 году сообщением начальника управления молодежной политики администрации Города Томска семья уведомлена о том, что в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии от 25.01.2023 включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2023 году, в связи с чем в 15-дневный срок необходимо предоставить документы. Сообщением от 10.03.2023 Каменевы уведомлены о том, что им отказано в подтверждении факта нуждаемости в жилых помещениях на момент заключения кредитного договора. Приказом управления от 07.03.2023 отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома. Каменев И.С, Каменева С.Г. считают указанные постановления органа местного самоуправления незаконными и нарушающими их права на получение мер социальной поддержки, поскольку отказ мотивирован отсутствием регистрации по месту жительства на территории муниципального образования "Город Томск" на момент заключения кредитного договора, что свидетельствует о формальном подходе административного органа и не может являться законным.
Определением судьи от 24.05.2023, в соответствии с положениями ст. ст. 1, 127 КАС РФ, ст. 133 ГПК РФ иск принят к производству в порядке административного судопроизводства.
Решением Советского районного суда г. Томска Томской области от 16 июня 2023 года (далее-решение суда первой инстанции), оставленным без изменения апелляционным определением по административным делам Томского областного суда от 22 сентября 2023 года (далее-апелляционное определение, апелляционная инстанция) в удовлетворении иска отказано.
Кассатор просит судебные акт отменить, подробно цитируя положения ГК РФ, Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" выражая несогласие со всеми выводами судов указывает, что на момент подачи заявления о предоставлении социальной выплаты молодая семья Каменевых имела право на постановку на учет для получения социальной выплаты и была включена в состав участников программы, поскольку соответствовала условиям, изложенным в п.6 Правил, в том числе, являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, право собственности на квартиру приобретено после признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, а кредитный договор, в свою очередь был заключен с целью покупки квартиры, то есть в целях решения своей жилищной проблемы путем реализации права на оказание мер государственной поддержки в виде предоставления социальной выплаты на погашение части стоимости жилья.
Кассатор настаивает на том, что ответчиком был допущен формальный подход при подтверждении нуждаемости молодой семьи Каменевых в жилом помещении, что не отвечает целям программы "Обеспечение жильем молодых семей", нарушает закрепленное в Конституции РФ право истцов на жилье, препятствуя возможности реализации им своего права на получение социальной выплаты на погашение жилищного кредита за счет средств бюджетных средств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме в судебное заседание не явились, ответчиком представлены возражения на кассационную жалобу. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов административного дела, что 09.07.2013 Каменев И.С, Каменева С.Г. обратились в комиссию по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий с заявлением о рассмотрении документов на комиссии по признанию граждан нуждающимися в жилых помещениях условий, с целью последующего участия в программе "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2011 N 1050".
17.07.2014 семья Каменевых обратилась с заявлением в администрацию Города Томска о рассмотрении документов для признания их семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, с целью последующего включения в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Заключением от 17.07.2014, утвержденным и.о. начальника управления молодежной политики администрации Города Томска семья Каменевых признана молодой семьей. имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
31.07.2014 Каменев И.С, Каменева С.Г. обратились в администрацию Города Томска с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы молодую семью.
Сообщением управления молодежной политики администрации Города Томска от 01.08.2014 N 1/408 Каменев И.С, Каменева С.Г. уведомлены, что согласно приказу от 01.08.2014 N 13/16-15 "О признании молодых семей нуждающимися в жилых помещениях на территории муниципального образования "Город Томск" в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, их семья признана нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
08.08.2014 Каменеву И.С, Каменевой С.Г. управлением молодежной политики администрации Города Томска сообщено, что согласно приказу N 08.08.2014 N 14/6-17 "о признании молодых семей участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" их семья признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
31.01.2023 управлением молодежной политики администрации Города Томска Каменеву И.С, Каменевой С.Г. направлено сообщение, согласно которому семья Каменевых в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии от 25.01.2023 N 69701000-1-2023-010 включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2023 году, в соответствии с п. 31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты Каменевым предложено в срок, не превышающий 15 рабочих дней после получения данного уведомления, представить в управление молодежной политики документы в соответствии со списком.
Согласно протоколу заседания комиссии администрации Города Томска от 06.03.2023 N 2 по признанию нуждающимися в жилых помещениях принято решение, в том числе, о рекомендации снять с учета нуждающихся в жилых помещениях молодые семьи, среди которых указана семья Каменева И.С.
Приказом управления молодежной политики администрации Города Томска от 06.03.2023 N 2/16-08 о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в отдельных муниципальных программах на территории муниципального образования "Город Томск", с учетом приложения к нему, Каменеву И.С, Каменевой С.Г. отказано в подтверждении нуждаемости в жилых помещениях у молодых семей, включенных в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках участия в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", в связи с отсутствием регистрации всех членов семьи по месту жительства на территории муниципального образования "Город Томск", в соответствии с пп.2 п.1 ст. 56 ЖК РФ Каменевы сняты с учета.
Суд первой инстанции указал, что как следует из представленных документов, семья Каменевых на момент обращения с заявлением о включении их в состав соответствующей программы были зарегистрированы на территории муниципального образования "город Томск", по адресу: "адрес", в то время как при заключении кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты" и на момент подтверждения нуждаемости, Каменев И.С, Каменева С.Г. зарегистрированы по адресу: "адрес", что в соответствии административно территориальным делением относится территории к Томского района.
Отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции исходил из того, что денежные средства выделяемые в рамках указанной программы являются бюджетными целевыми денежными средствами, их распределение должно быть строго в соответствии с их назначением, в рамках того муниципального образования на территории которого они выделялись для их назначения, следовательно, приняв решение об отказе в подтверждении нуждаемости по вышеуказанным обстоятельствам, административным органом, правомерно со ссылкой на пп.2 п. 1 ст. 56 ЖК РФ принято решение о снятии семьи Каменевых с учета.
Апелляционная инстанция выводы суда первой инстанции поддержала, указав, что оспариваемые приказы об отказе в подтверждении нуждаемости и выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты вынесены в рамках предоставленных административному органу полномочий в соответствии с приведенными выше правовыми предписаниями муниципальных нормативных актов, и не нарушают прав административных истцов, которые вправе встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту регистрации по месту постоянного жительства и стать участником соответствующей муниципальной программы по обеспечению жильем молодых семей, реализуемой на территории муниципального образования "Томский район".
Разрешая спор по существу, суды руководствовались следующими нормативными положениями.
Согласно пункту 3 Положения (Приложение N 1 к постановлению администрации Города Томска от 26.05.2014 N 426) под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства (часть 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 3 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае их выезда на место жительство в другое муниципальное образование.
Как предусмотрено пунктом 5.2. постановления администрации Города Томска от 07.11.2016 N 1156 "Об утверждении муниципальной программы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" на 2017-2025 годы", претендовать на участие в Подпрограмме может молодая семья, изъявляющая желание стать участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей на территории муниципального образования "Город Томск" и соответствующая следующим условиям:
все члены семьи, за исключением членов семьи, не являющихся гражданами Российской Федерации в семьях, указанных в подпункте "в" пункта 5.1 настоящего раздела, являются гражданами Российской Федерации и состоят на регистрационном учете по месту жительства на территории муниципального образования "Город Томск" на момент подачи документов на участие в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей (пункт 5.2.1);
молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении для целей участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей на территории муниципального образования "Город Томск" (пункт 5.2.2.).
Порядок признания нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей на территории муниципального образования "Город Томск" определяется муниципальным правовым актом администрации Города Томска.
Подпунктом 5.14 пункта 5 Приложения N 1 к постановлению администрации Города Томска от 26.05.2014 N 426 предусмотрено, что молодые семьи, улучшившие свои жилищные условия посредством приобретения (строительства) жилого помещения с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), состоявшие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 либо поставленные на учет после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо бывшие признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в городской долгосрочной целевой программе "Предоставление молодым семьям муниципальной поддержки на приобретение (строительство) жилья на территории муниципального образования "Город Томск" на 2009 - 2011 годы", и имеющие намерение использовать социальную выплату на погашение указанного ипотечного жилищного кредита (займа), предоставляют, помимо документов, указанных в пунктах 5.1 - 5.6, документы, указанные в пунктах 5.7 и 5.8 настоящего Положения, с места регистрации по месту жительства на момент подачи документов для признания нуждающимися в целях участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей и с места регистрации по месту жительства на момент заключения ипотечного жилищного кредита (займа), копию договора ипотечного жилищного кредитования (займа), а также заявление о намерении использовать в последующем социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по указанным кредитам (займам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Комиссия осуществляет проверку представленных документов на соответствие изложенных в них сведений условиям мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и настоящего Положения и готовит по результатам проверки рекомендации уполномоченному органу в сроки не позднее дня их получения от уполномоченного органа (пункт 8 Приложения N 1 к постановлению администрации Города Томска от 26.05.2014 N 426).
При наличии противоречивой информации в представленных документах, несоответствии информации, содержащейся в представленных документах, сведениям, изложенным в ответах на запросы уполномоченного органа, наличии в представленных документах информации, свидетельствующей о приобретении (возможности приобретения) молодой семьей права собственности на жилые помещения), уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней с даты получения от комиссии рекомендации о направлении такого запроса, запрашивает у молодой семьи дополнительные документы, позволяющие устранить противоречия или недостатки, принять решение о наличии или отсутствии факта нуждаемости молодой семьи в жилом помещении. Запрос о предоставлении дополнительных документов должен быть мотивированным и содержать причины, по которым они требуются.
По результатам рассмотрения представленных заявителями документов комиссия, в срок не позднее дня их получения от уполномоченного органа, готовит рекомендации по признанию молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях либо отказу в признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях по каждому заявлению молодой семьи, которые оформляются протоколом заседания комиссии (пункты 9, 10 Приложения N 1).
При обращении молодой семьи в орган местного самоуправления за выдачей свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья комиссия повторно проверяет наличие факта нуждаемости молодой семьи в жилых помещениях в соответствии с условиями мероприятия по обеспечению жильем молодых семей. Перечень документов, предоставляемых молодой семьей для подтверждения наличия нуждаемости в жилых помещениях перед выдачей свидетельства определен пунктами 5 и 7 настоящего Положения (пункт 14 Приложения N 1).
Суды пришли к выводу, что по смыслу вышеприведенных норм обязательным условием участия в мероприятии является признание семьи, нуждающейся в жилых помещениях, нуждаемость определяется в соответствии с перечнем документов, указанных в пункте 5 Приложения N 1 к постановлению администрации Города Томска от 26.05.2014 N 426, предоставляемых по месту регистрации по месту жительства семей-претендентов. Соответственно, для подтверждения нуждаемости в целях участия в мероприятиях по обеспечению жильем молодых семей на территории муниципального образования "Город Томск" в рамках муниципальной программы "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан" на 2017-2025 годы требуется постоянная регистрация на территории города Томска членов семьи, претендующей на получение советующей социальной выплаты, в том числе и на момент заключения ипотечного кредитного договора (06.06.2022).
Судами не учтено следующее.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание на недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, без исследования и оценки всех имеющих значение для правильного разрешения дела фактических обстоятельств, - в противном случае судебная защита прав и законных интересов не может быть обеспечена, а право на судебную защиту будет серьезно ущемленным (постановления от 28 октября 1999 года N 14-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, от 13 декабря 2016 года N 28-П, от 10 марта 2017 года N 6-П, от 11 февраля 2019 года N 9-П, определения от 18 апреля 2006 года N 87-О, от 17 июня 2008 года N 498-О-О).
Формальный подход тем более недопустим в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона.
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее- Постановление Пленума ВС РФ N 21) обратил внимание судов, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) органов наделенных государственными и иными публичными полномочиями нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм; подчеркнул необходимость проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (абзацы третий и пятый пункта 17).
Между тем судебные инстанции, рассматривая настоящее дело, ограничились проверкой формального соответствия оспариваемых приказов правовым нормам, признали законными оспариваемые приказы, выводы в указанной части требованиям мотивированности не отвечают, основаны на неполно исследованных фактических обстоятельствах, что подтверждается нижеследующим.
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ N 21-П государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, как следует из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года N 4-П и от 15 декабря 2011 года N 28-П, имеет особую значимость, а следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации, направленной в том числе на повышение рождаемости как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России, и позволяющую создавать условия для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, включая оказание помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы, а семьям, имеющим детей, - предоставление дополнительных мер государственной поддержки. Одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.
Как следует из материалов дела и установлено судами сообщением управления молодежной политики администрации Города Томска от 01.08.2014 N 1/408 Каменев И.С, Каменева С.Г. уведомлены, что согласно приказу от 01.08.2014 N 13/16-15 "О признании молодых семей нуждающимися в жилых помещениях на территории муниципального образования "Город Томск" в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, их семья признана нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, 08.08.2014 Каменеву И.С, Каменевой С.Г. управлением молодежной политики администрации Города Томска сообщено, что согласно приказу N 08.08.2014 N 14/6-17 "о признании молодых семей участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" их семья признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Указанные фактические обстоятельства по спору свидетельствуют о том, что истцы начиная с 2014 года на протяжении длительного периода времени, а именно в течение девяти лет имели оправданные ожидания относительно того, что им будет оказана государственная поддержка по вопросу приобретения жилья.
Названный факт также подтверждается тем, что 31.01.2023 управлением молодежной политики администрации Города Томска Каменеву И.С, Каменевой С.Г. направлено сообщение, согласно которому семья Каменевых в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии от 25.01.2023 N 69701000-1-2023-010 включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2023 году, в соответствии с п. 31 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья и их использования, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты Каменевым предложено в срок, не превышающий 15 рабочих дней после получения данного уведомления, представить в управление молодежной политики документы в соответствии со списком.
Как следует из содержания оспариваемого приказа от 06.03.2023 (том, 1, л.д, 13) истцам фактически отказано в признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием у них регистрации по месту жительства на территории муниципального образования в "город Томск" (далее-город Томск) на момент заключения кредитного договора.
Судами не дана надлежащая правовая оценка факту определения ответчиком критерия нуждаемости истцов в жилых помещениях в зависимости от факта регистрации по месту жительства, а именно судами не проверены обстоятельства фактического проживания истцов, не исследованы и не оценены обстоятельства длительного признания со стороны органа истцов нуждающимися в жилых помещениях, что подтверждается направлением по истечении фактически девяти лет с момента признания истцов нуждающимися в жилых помещениях в их адрес ответчиком в 2023 году сообщения согласно которому семья Каменевых в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии от 25.01.2023 N 69701000-1-2023-010 включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2023 году.
Позиция судов, сделавших вывод о законности действий ответчика фактически сводится к тому, что семья Каменевых не может быть участником мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на территории муниципального образования "Город Томск", поскольку денежные средства, выделяемые в рамках муниципальной программы, являются целевыми бюджетными средствами, распределяемыми в строгом соответствии с их назначением, в пределах того муниципального образования, на которое они выделены.
Однако судами не учтено, что целью федеральной программы "Обеспечение жильем молодых семей" в связи с чем и осуществляется соответствующее финансирование является поддержка молодых семей нуждающихся в жилых помещениях и как следствие носит формальный характер отказ в социальной выплате только по основанию регистрации истцов не в г.Томске, а в Томском районе без выяснения обстоятельств как указано выше фактического проживания семьи Каменевых, без выяснения обстоятельств уведомляла ли семья Каменевых ответчика о регистрации по иному месту жительства, проверял ли ответчик в период признания семьи Каменевых нуждающимися в жилищных помещениях их фактическое место жительства, чем были вызваны обстоятельства регистрации семьи по иному месту жительства на момент заключения кредитного договора, а именно не в г.Томске, не носили ли данные обстоятельства вынужденный характер, не связана ли смена места регистрации с какими-либо жизненно важными обстоятельствами семьи.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая позицию суда первой инстанции указав, что действия ответчика не нарушают прав административных истцов, которые вправе встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту регистрации по месту постоянного жительства и стать участником соответствующей муниципальной программы по обеспечению жильем молодых семей, реализуемой на территории муниципального образования "Томский район" не мотивировал данный вывод нормами права, поскольку как следует из материалов дела Каменевым И.С. за счет кредитных ресурсов (том, 1, л.д, 113-121) приобретена в собственность квартира и истцы уже на протяжении девяти лет рассчитывали получить государственную поддержку в части приобретения жилого помещения, а оспариваемыми приказами им отказано в социальной выплате.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что предоставлением социальной выплаты истцам будут нарушены публичные интересы муниципального образования "Города Томска" в связи с излишним расходованием средств из местного бюджета являются немотивированными, поскольку признание ответчиком за истцами на протяжении девяти лет статуса нуждающихся в жилых помещениях и приобретение квартиры Каменевым И.С. за счет кредитных средств, наличие у Каменева И.С, Каменевой С.Г. на момент заключения кредитного договора регистрации по адресу: Томская "адрес", то есть регистрация истцов по месту жительства в субъекте РФ на территории которого находится город Томск не может безусловно свидетельствовать о нарушении публичных интересов, целью которых в данных правоотношениях является поддержка молодых семей в части обеспечения жилыми помещениями.
Суды поддержав позицию ответчика о наличии оснований для отказа в социальной выплате со ссылкой на статьи 52, 56 Жилищного кодекса РФ не учли положения специальных норм, регулирующих спорные правоотношения, а в соответствии с пунктом 33 Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование (далее - Правила), которыми установлен порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства и использования таких выплат, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 основаниями для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты являются нарушение установленного пунктом 31 настоящих Правил срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения (жилого дома), приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 38 настоящих Правил, ссылки на положения ЖК РФ в указанных правилах отсутствуют.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что апелляционное определение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам по спору, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции с целью процессуальной экономии и соблюдения разумных сроков судопроизводства, установленных статьей 10 КАС РФ, поскольку оценка доказательств и установление фактических обстоятельств дела в силу положений статьи 329 КАС РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит, при новом рассмотрении суду апелляционной инстанции необходимо исследовать и оценить юридически значимые обстоятельства, указанные судом кассационной инстанции, правильно применить нормы права, регулирующие спорные правоотношения, с учетом разъяснений, данных в Постановлении Пленума ВС РФ N 21.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 22 сентября 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.