Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Репиной Е.В, Денисова Ю.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты" по доверенности Зубань Е.В. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2022 года и апелляционное определение Московского городского суда от 5 июля 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-948/2022 по административному исковому заявлению ФИО8" к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) о признании решений и действий незаконными.
Заслушав доклад судьи Шеломановой Л.В, выслушав объяснения представителя Роскомнадзора по доверенности Свириденко Д.В, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы и заключение представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации по доверенности Саниной О.В. полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведен мониторинг сети Интернет, в ходе которого установлено систематическое размещение публикаций на страницах интернет - сайта "данные изъяты" содержащих недостоверную общественно значимую информацию о разрушении войсками Российской Федерации жилых домов и о жертвах среди гражданского населения, в том числе детях и несовершеннолетних.
Заместителем Генерального прокурора Российской Федерации в Роскомиадзор направлено требование N 27-31-2022/207-22 от 24 ноября 2022 года о принятии мер по ограничению доступа на территории Российской Федерации интернет к указанным сайтам.
На основании требования Генеральной прокуратуры Роскомнадзор ограничил доступ на информационном портале "данные изъяты".
24 февраля 2022 года Роскомнадзор в рамках проведения процедуры, установленной статьей 15.3 Закона об информации, на адреса электронной почты "данные изъяты" и провайдеру хостинга на адрес электронной почты "данные изъяты" сформировал и направил уведомления на русском и английских языках об ограничении доступа к информации, распространяемой с нарушением закона (идентификатор записи: 491870-НВ).
26, 28 февраля 2022 года в Роскомнадзор поступили уведомления об удалении информации, распространяемой с нарушением закона, в связи с чем, указатели страниц сайтов были исключены из Реестра.
Между тем, 17 марта 2022 в Роскомнадзора вновь поступило требование заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 16 марта 2022 года N 27-31-2022/Ид3393-22 об ограничении доступа к информационному ресурсу "данные изъяты" в связи с систематическим размещением недостоверной общественно значимой информации о проводимой Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции при участии группировки войск Донецкой и Луганской народных республик, ее форме, способах ведения боевых действий, потерях Вооруженных Сил Российской Федерации, жертвах среди мирного населения, создающей угрозу массового нарушения общественного порядка и общественной безопасности, способствующей дестабилизации общественно-политической обстановки.
Требование от 16 марта 2022 года об ограничении доступа к информационному ресурсу "данные изъяты", внесено в Роскомнадзор по тем же основаниям.
18 марта 2022 года Роскомнадзором на адрес электронной почты провайдера хостинга abuse@ovh.net были направлены уведомления на русском и английском языках 491870-НВ, 495676-НВ, 491869-НВ об ограничении доступа к информационному ресурсу, на котором размещена информация, распространяемая с нарушением закона, с приложением описания распространяемой с нарушением закона информации.
Считая названные требования прокурора и уведомления Роскомнадзора незаконными, "данные изъяты" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором указало, что ограничение доступа к принадлежащему сайту, является ограничением гарантированного Конституцией Российской Федерации права на свободное распространение и выражение мнения.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 5 июля 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 4 октября 2023 года, представитель административного истца просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам. В нарушение статьи 15.3 Закона о защите информации Генеральная прокуратура ограничила доступ к сайту целиком без указания конкретных публикаций и страниц сайта в сети "Интернет". При этом, административному истцу неизвестно какая информация признана нарушающей закон. Блокировка сайта представляет собой акт государственной цензуры и носит явно политический характер.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушения судами обеих инстанций не допущено.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) предусмотрено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 10 Закона об информации в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Закона об информации).
Таким образом, право на распространение информации не является безусловным, а сопряжено с соблюдением требований закона при ее распространении.
Частью 6 статьи 10 Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
На основании части 1 статьи 15.3 Закона об информации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, ложных сообщений об актах терроризма и иной недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информации, содержащей обоснование и (или) оправдание осуществления экстремистской деятельности, включая террористическую деятельность, предложение о приобретении поддельного документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам, включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании обращения, указанного в части 1 настоящей статьи и поступившего в отношении недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, которая размещена на информационном ресурсе, зарегистрированном в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" в качестве сетевого издания (далее - сетевое издание), незамедлительно уведомляет редакцию сетевого издания о необходимости удаления указанной информации и фиксирует дату и время направления такого уведомления редакции сетевого издания в соответствующей информационной системе (часть 1.1).
Незамедлительно с момента получения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, уведомления, указанного в части 1.1 настоящей статьи, редакция сетевого издания обязана удалить информацию, указанную в части 1.1 настоящей статьи (часть 1.2).
В случае, если редакция сетевого издания незамедлительно не удалила информацию, указанную в части 1.1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к сетевому изданию, в котором размещена информация, указанная в части 1.1 настоящей статьи. Данное требование должно содержать доменное имя сайта в сети "Интернет", сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать такую информацию (часть 1.3).
Приказом Роскомнадзора от 12 марта 2021 года N 25 утверждено Положение об Управлении контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций (далее - Управление).
В соответствии с пунктом 3.5 названного Положения, Управление осуществляет взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации в рамках реализации статьи 15.3 Закона об информации, а также в соответствии с пунктом 3.9 Положения организует взаимодействие с провайдерами хостинга, владельцами сайтов в сети "Интернет", а также иными лицами, обеспечивающими размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети "Интернет" информационных ресурсов посредством направления уведомлений в соответствии с положениями статей 10.1, 10.5, 10.6, 15.1, 15.1.1 - 15.3, 15.8, 15.9 Закона об информации.
Оценив содержание информации, размещенной на указанном в требовании прокуратуры интернет-ресурсе "данные изъяты", согласно которой на указанном сайте размещалась недостоверная общественно-значимая информация относительно проведения специальной военной операции на территории Украины - повсеместно на сайте упоминалось слово "война", что является недостоверным изложением сути проводимой военной операции и представляет повышенную общественную значимость, поскольку участие Российской Федерации в полномасштабных военных действиях, будет затрагивать широкий круг общественных интересов, как в социальной, так и в экономических сферах, суды двух инстанций пришли к выводам, что оспариваемая мера реагирования применена надлежащим уполномоченным должностным лицом - заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, в пределах его компетенции при наличии законных оснований; Роскомнадзор действовал на основании требования Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий; процедура ограничения доступа к информационному ресурсу соблюдена, должностными лицами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Роскомнадзора не совершено каких-либо неправомерных действий, либо бездействия, нарушающих права административного истца.
Судебная коллегия полагает выводы судов о том, что информация, размещенная на интернет-ресурсе www.newtimes.ru, силу часть 1 статьи 15.3 Закона об информации отнесена к распространяемой с нарушением закона информацией, и подлежит ограничению, правильными и соответствующими закону.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о не осведомленности административного истца о том, какая конкретно информация признана нарушающей закон, судебной коллегией отклоняются, поскольку по делу установлено, что размещенная на интернет-ресурсе "данные изъяты", информация отнесена к распространяемой с нарушением закона: в публикациях упоминалось слово "война", что является недостоверным изложением сути проводимой военной операции и представляет повышенную общественную значимость.
Содержащиеся в кассационной жалобе доводы о неправильном применении судами норм материального права, фактически сводятся к правовой и фактической переоценке установленных по делу обстоятельств, оснований согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Иные доводы кассационной жалобы, по существу, повторяют доводы, которыми обоснованы заявленные требования, апелляционная жалоба и также не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая правовая оценка судами обеих инстанций при исследовании доказательств в ходе судебных разбирательств, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
В силу изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 15 сентября 2022 года, апелляционное определение Московского городского суда от 5 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО9 по доверенности Зубань Е.В.- без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 27 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.