Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Ульянкина Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, ФКУЗ МСЧ N 67 ФСИН России на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 04 июля 2023 года по административному делу N 2-3362/2022 по административному исковому заявлению Смоленского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУЗ МСЧ N 67 ФСИН России, ФСИН России о понуждении к действию по соблюдению прав осужденных.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, выслушав объяснения представителя ФСИН России и УФСИН России по Смоленской области Корниенко Л.Г, поддержавшей кассационную жалобу, возражения представителя прокуратуры Блошенковой А.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокуратура Смоленской области по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратилась в суд с иском к ФКУЗ МСЧ N 67 ФСИН России, ФСИН России о понуждении к действию по соблюдению прав осужденных.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной проверки в филиалах МЧ-2, МЧ-3, ПБ ФКУЗ МСЧ N 67 ФСИН России выявлены факты отсутствия необходимого медицинского оборудования для оказания медицинской помощи осужденным. В связи с этим, прокурор просил: возложить обязанность на ФКУЗ МСЧ N 67 ФСИН России устранить нарушения требований законодательства и создать условия медико-санитарного обеспечения осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-2, ИК-3 УФСИН России по Смоленской области и ПБ ФКУЗ МСЧ-67 ФСИН России; распределить в МЧ-2, МЧ-3, ПБ необходимое медицинское оборудование: рентген-аппарат, экспериментально-психологические методики - 5, кресло вращающееся (Барани), аудиометр, набор камертонов медицинских, автоматический пневмотонометр, авторефрактометр, гониоскоп, набор магнитов; обязать ФСИН России для устранения нарушений требований закона в трехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу осуществить материально-техническое обеспечение, необходимое для создания условий медико-санитарного обеспечения осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-2, ИК-3 УФСИН России по Смоленской области и ПБ ФКУЗ МСЧ-67 ФСИН России, то есть обеспечить вышеперечисленным медицинским оборудованием.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 04 октября 2022 года требования прокурора удовлетворены, на ФКУЗ МСЧ N 67 ФСИН России возложена обязанность устранить нарушения требований закона не позднее 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, а на ФСИН России возложена обязанность осуществить материально-техническое обеспечение указанных мероприятий.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 14 декабря 2022 года решение отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение за счёт средств федерального бюджета расходов на проведение мероприятий по приобретению спорного медицинского оборудования является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, при отсутствии надлежащих доказательств реального нарушения прав осужденных на получение квалифицированной медицинской помощи в упомянутых медицинских учреждениях, не оснащенных медицинским оборудованием, является необоснованным.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 04 мая 2023 года апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 04 июля 2023 года решение Ленинского районного суда г. Смоленская от 04 октября 2022 года изменено в части, касающейся увеличения срока устранения административными ответчиками нарушений закона: для ФКУЗ МСЧ N 67 ФСИН России срок увеличен с шести месяцев до одного года; для ФСИН России - с трёх месяцев до шести месяцев.
В кассационной жалобе ФСИН России и ФКУЗ МСЧ N 67 ФСИН России ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам административного дела, нарушения норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13 ноября 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, в состав ФКУЗ МСЧ-67 ФСИН России в качестве обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, входят девять филиалов, в том числе МЧ-2, МЧ-3, ПБ ФКУЗ МСЧ-67 ФСИН России.
По результатам проверки, проведенной прокурором 07 февраля 2022 года, установлено, что в нарушение требованиям приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 июня 2020 года N 560 "Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований" в МЧ-2 отсутствует рентген-аппарат.
В нарушение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" в части стандарта оснащения необходимым оборудованием в МЧ-2, МЧ-3, ПБ отсутствуют: экспериментально-психологические методики - 5 (приложение N 6 к Порядку оказания медицинской помощи при психиатрических расстройствах и расстройствах поведения, утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 566н).
В нарушение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 года N 905н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "оториноларингология" в кабинете врача отоларинголога ПБ отсутствует медицинское оборудование - кресло вращающееся (Барани), аудиометр, набор камертонов медицинских.
В нарушение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 902н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "офтальмология" в кабинете врача офтальмолога ПБ отсутствует медицинское оборудование, автоматический пневмотонометр, авторефрактометр, гониоскоп, набор магнитов (т. 1 л.д. 6-9).
В адрес ФКУЗ МСЧ N 67 ФСИН России прокурором внесено представление от 22 марта 2022 года N 09-41 об устранении нарушений требований законодательства.
В ответ на представление, ФКУЗ МСЧ N 67 ФСИН России указало, что с 2019 года учреждением ежегодно направлялись запросы о дополнительном выделении лимитов бюджетов и обеспечении соответствующим оборудованием, однако необходимое дополнительное финансирование не предоставлено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что ФКУЗ МСЧ N 67 ФСИН России нарушило требования статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и не создало надлежащие условия содержания граждан в пенитенциарном учреждении, а ФСИН России не приняла действия, направленные на необходимое финансирование соответствующих мероприятий.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем, с указанными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В соответствии с положениями пунктов 1, 3 статьи 26 названного Федерального закона и части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В силу части 5 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 года N 1466 утверждены Правила оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы, которые определяют порядок оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов медицинских организаций при невозможности оказания лицам, лишенным свободы, медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
В обоснование возражений относительно предъявленных прокурором требований, административные ответчики ссылались на то, что медицинская помощь осужденным оказывается согласно приведенным Правилам. С этой целью учреждение ежегодно заключает государственные контракты с соответствующими медицинскими учреждениями. Отсутствие медицинского оборудования, необходимого для оказания медицинской помощи в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности, не свидетельствует о нарушение прав осужденных на оказание необходимой медицинской помощи. Понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчинённых ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа.
В ходе разрешения настоящего спора, в нарушение требования о необходимости принятия мер для всестороннего и полного установления фактических обстоятельств административного дела, приводимые административными ответчиками доводы, судом апелляционной инстанции оставлены без должного внимания, проверки и оценки.
В силу положений статьи 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также с получением гражданами судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемый судебный акт суда апелляционной инстанции приведенным положениям не соответствует.
Допущенные апелляционным судом нарушения норм права являются существенными и могут быть исправлены только посредством отмены принятого по настоящему делу судебного акта и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в порядке административного производства.
При новом рассмотрении следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, принять меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в зависимости от добытых по делу доказательств разрешить административный спор в строгом соответствии с законом.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 04 июля 2023 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Смоленский областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.