Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Описательная часть программы
Постановлением Администрации Липецкой области от 17 июня 2013 г. N 284 подраздел 1 раздела II настоящего приложения изложен в новой редакции
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Устойчивый рост сельской экономики, повышение эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику страны и благосостояние российских граждан, повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, а также приближение села к городским жизненным стандартам являются основными целями государственной политики.
Развитая кооперация является важнейшим механизмом повышения эффективности производства, вовлечения в экономический оборот высвободившейся в процессе интенсификации производства рабочей силы, социальной стабильности в обществе.
Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства выступают в качестве субъектов интеграции в сельскохозяйственные потребительские кооперативы. На сегодняшний день малые формы хозяйствования Липецкой области представлены 1404 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями и более 185 тысяч индивидуальных хозяйств населения, в которых содержится третья часть поголовья крупного рогатого скота (в том числе коров) от областного показателя, 11% поголовья свиней и 89% овец и коз. В 2012 году малые формы хозяйствования произвели 33,2 тыс. тонн скота и птицы на убой (в живом весе) или 15% от областного показателя, 102,7 тыс. тонн молока или 37%, 135,5 млн. штук яиц или 23%. В развитие отрасли животноводства в регионе значительный вклад вносят хозяйства населения. Однако в течение последних пяти лет наблюдается тенденция спада объемов производства животноводческой продукции в частном секторе.
Личные подсобные хозяйства населения, вне зависимости от их положения и размеров, обычно успешно производят сельскохозяйственную продукцию, но им редко удается также успешно ее реализовать.
Учитывая важную роль кооперации в развитии сельских территорий, в регионе с 2010 года действовала областная целевая программа "Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов Липецкой области на 2010 - 2012 годы", утвержденная постановлением администрации области от 9 сентября 2009 года N 322. Именно в эти годы начинает развиваться сельскохозяйственная кооперация по закупке, хранению и переработке продукции животноводства. За три последних года доля кооперативов в закупках молока у населения выросла с 11% до 48%, что позволило снизить темпы уменьшения численности поголовья коров в личных подсобных хозяйствах. Молоко в хозяйствах населения закупают 27 кооперативов. На базе четырех кооперативов построены мини цеха по переработке молока - "Престиж" Тербунского района, "Липецкий" и "Органик-Л" Липецкого района, "Авванд" Усманского района. В 2013 году начинается строительство кооперативного молзавода на базе СПССПК "Экомол" Липецкого района мощностью 65 тонн в сутки. До 2015 года кооператив "Престиж" планирует увеличить мощность по переработке молока с 1 до 2 тонн в сутки. В Чаплыгинском районе через кооперацию развивается молочное животноводство в 117 личных хозяйствах населения, которые в 2012 году произвели 444 тонны молока. В области создан межрегиональный сельскохозяйственный потребительский кооператив "Объединенные производители молока" объединивший 26 сельхозтоваропроизводителей в целях регулирования закупочных цен на молоко.
Вместе с тем развивается и кооперация по закупке и переработке мяса. За 2012 год в малых формах хозяйствования закуплено 874 тыс. тонн мяса, 55% которого направлено в собственную переработку. В Чаплыгинском районе на базе двух кооперативов "Ломовской" и "Заготовитель" созданы убойные пункты. В СССПК "Ломовской" работают колбасный и консервный цеха, планируется увеличение мощностей по переработке мяса до 12 тонн в месяц. В СППК "Мираж" Елецкого района производят полуфабрикаты, требуется модернизация производства. Фермерские хозяйства, получившие гранты на развитие семейных животноводческих ферм, планирую в 2014 году построить в Елецком районе убойный цех.
В связи с предупреждением распространения африканской чумы свиней ужесточились требования по соблюдению ветеринарно-санитарных норм. Возникла необходимость в создании и модернизации предприятий по убою, переработке и хранению продукции животноводства. Из сложившихся реалий, в качестве приоритетного направления комплексной поддержки развития животноводства в малых формах хозяйствования на селе определено формирование системы сельской потребительской кооперации в сфере переработки и сбыта животноводческой продукции и продуктов ее переработки.
Задача стимулирования развития и роста эффективности субъектов малого предпринимательства в сельской местности, а также личных подсобных хозяйств не может быть выполнена без решения проблем продвижения создаваемой ими продукции на региональные и межрегиональные рынки, а также материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства, что, в свою очередь, вызывает потребность в создании и развитии системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих перерабатывающие, снабженческо-сбытовые и обслуживающие функции.
Кооперирование сельхозтоваропроизводителей малых форм позволяет им устоять в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры и решать проблемы повышения экономической эффективности ведения сельского хозяйства.
Целью деятельности сельскохозяйственного потребительского кооператива является удовлетворение потребностей членов кооператива в услугах по наиболее выгодным ценам, что создает предпосылки для снижения затрат и роста доходности в хозяйствах, которые являются членами кооператива.
Решить задачу по улучшению финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей, развитию отрасли животноводства в малых формах хозяйствования в регионе возможно программно-целевым методом, а именно с помощью настоящей Программы.
Для реализации Программы в области имеются необходимые предпосылки:
- наличие разработанной и утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 05 июня 2008 года N 130 схемы территориального планирования области;
- наличие схем территориального планирования всех муниципальных районов, генеральных планов сельских поселений;
- наличие действующей областной целевой программы "Социальное развитие села на 2009 - 2013 годы", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 21 октября 2008 года N 280, которая направлена на повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе развития инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности. Согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р, разрабатывается областная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий в Липецкой области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года";
- наличие действующей областной целевой программы "Охрана окружающей среды Липецкой области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 9 августа 2012 года N 320, которая направлена на улучшение состояния окружающей среды области.
В целях увеличения объемов производства продукции животноводства в личных подсобных и фермерских хозяйствах и прироста выручки от реализации этой продукции (в ценах предыдущего года) в рамках Программы предусмотрена государственная поддержка в виде предоставления субсидий на возмещение части затрат на создание и модернизацию предприятий сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки и сбыта продукции животноводства.
Мероприятием Программы также предусмотрена поддержка на создание сети кооперативных розничных магазинов, что позволит исключить многочисленных посредников в цепи между сельхозтоваропроизводителями и потребителями.
Объемы и источники ресурсного обеспечения Программы на период 2013 - 2015 годы
Таблица
тыс. руб.
N |
Источники ресурсного обеспечения |
Всего, |
в том числе |
||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
1. |
Всего, |
1 500 000 |
625 000 |
500 000 |
375 000 |
2. |
в том числе |
|
|
|
|
3. |
областной бюджет |
120 000 |
50 000 |
40 000 |
30 000 |
4. |
федеральный бюджет |
180 000 |
75 000 |
60 000 |
45 000 |
5. |
средства внебюджетных источников |
1 200 000 |
500 000 |
400 000 |
300 000 |
Реализация Программы позволит увеличить занятость сельского населения, снизить затраты на переработку продукции животноводства за счет модернизации цехов по убою и переработке, увеличить рентабельность производства в малых формах хозяйствования, что будет способствовать устойчивому развитию сельских территорий.
2. Цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации
Цель Программы:
повышение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей путем развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в сфере переработки и сбыта продукции отрасли животноводства.
Задачи Программы:
создание условий для развития отрасли животноводства в малых формах хозяйствования на селе через развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
формирование рыночной цены и исключение многочисленных посредников в цепи между сельхозтоваропроизводителями и потребителями.
Срок реализации Программы: 2013 - 2015 годы.
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета прогнозно составит 120 000 тыс. руб., в том числе по годам:
2013 год - 50 000 тыс. руб.;
2014 год - 40 000 тыс. руб.;
2015 год - 30 000 тыс. руб.
Объемы расходов на выполнение Программы устанавливаются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год, ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета.
Государственная поддержка оказывается в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию мероприятий Программы.
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Управление сельского хозяйства области является разработчиком и исполнителем Программы и осуществляет:
разработку и уточнение условий и порядков предоставления субсидий в соответствии с системой программных мероприятий;
реализацию мероприятий Программы;
выполнение обязательств по реализации мероприятий Программы в соответствии с доведенными лимитами предельных объемов ассигнований, утвержденными законом Липецкой области об областном бюджете на соответствующий финансовый год;
аналитическую работу по оценке отклонений фактических результатов от целевых показателей в рамках реализации программных мероприятий и вносит предложения по их уточнению и корректировке.
Условия предоставления субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам определяются законом Липецкой области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет администрация Липецкой области.
Управление сельского хозяйства Липецкой области в установленные сроки (по итогам 1 квартала, 1 полугодия и 9 месяцев - до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным) представляют в управления экономики, контроля и проверки исполнения администрации Липецкой области и управление финансов Липецкой области отчетную информацию за указанные периоды в электронном виде и на бумажных носителях в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
В год завершения действия Программы в отчете дается оценка за весь период ее реализации.
5. Оценка эффективности Программы
Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов к концу 2015 года:
увеличение занятости сельского населения - прирост численности членов сельскохозяйственных кооперативов (за исключением кредитных) на 600 граждан, ведущих сельскохозяйственное производство;
создание не менее 45 рабочих мест;
прирост выручки от реализации сельскохозяйственной продукции отрасли животноводства у членов сельскохозяйственных кооперативов на 1,1 млрд. рублей (в ценах предыдущего года);
создание кооперативной сети розничной торговли, включающей не менее 32 магазинов;
улучшение материально-технической базы в предприятиях сельскохозяйственной потребительской кооперации в сфере переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции отрасли животноводства.
Эффективность Программы оценивается путем сравнения фактических и плановых значений индикаторов и показателей за каждый период действия Программы по соответствующим мероприятиям.
Фактические значения индикаторов и показателей определяются путем проведения мониторинга управлением сельского хозяйства области.
Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы на 2013 - 2015 годы представлены в таблице "Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы".
Постановлением Администрации Липецкой области от 17 июня 2013 г. N 284 в таблицу "Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы" подраздела 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения
Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы
Таблица
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.