Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Описательная часть программы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Сельская кооперация представляет собой массовое, демократическое, современное социальное движение, призванное обеспечить достойный уровень жизни сельского населения, продовольственную безопасность страны, сохранность сельскохозяйственных земель, повысить уровень человеческого капитала на селе, обеспечить устойчивое развитие сельских территорий.
Существенная поддержка агропромышленного комплекса в последние годы и интенсификация производства способствовала высвобождению рабочей силы из крупного бизнеса. За последние 10 лет среднегодовая численность занятых в сельскохозяйственных предприятиях области сократилась на 40%, в промышленности - на 30%. Уровень населения, незанятого в экономике области, составляет 12,6%. Особенно остро вопрос занятости стоит в Воловском, Краснинском, Долгоруковском, Измалковском, Данковском районах, где доля незанятого трудоспособного населения выше среднеобластного значения и составляет от 12,7% до 17,2%.
Данная экономическая ситуация вывела на особое место личные подсобные хозяйства. Если раньше доходы от ведения ЛПХ рассматривались как вспомогательный источник, наполняющий потребительскую продовольственную корзину жителей, то сейчас для многих они являются основным или единственным источником прямых денежных поступлений.
Сегодня малые формы хозяйствования становятся полноправными участниками экономики Липецкой области, обеспечивают самозанятость сельского населения. На них приходится треть валового производства продукции сельского хозяйства, доля занятых - более 50% от общей численности занятых в сельскохозяйственном производстве (34,3 тыс. чел.).
В Липецкой области насчитывается более 185 тысяч личных подсобных хозяйств, зарегистрировано 1404 крестьянских фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельским хозяйством.
Малыми формами хозяйствования в 2012 году произведено 146 тыс. тонн овощей (93% от общего объема производства), 615 тыс. тонн картофеля (85%), зерна 260 тыс. тонн (14%), подсолнечника 35 тыс. тонн (16%), сахарной свеклы 544 тыс. тонн (14%). Доля личных подсобных и фермерских хозяйств в производстве продукции растениеводства в области с 2000 года выросла в среднем на 5%. Вместе с тем, доля хозяйств, вовлеченных в экономический оборот, остается невысокой (16% заняты товарным производством).
Темпы роста участия малых форм хозяйствования в производстве сельскохозяйственной продукции могли быть выше. Отсутствие системы и механизма обслуживания сельхозтоваропроизводителей малого и среднего агробизнеса препятствуют их развитию. Малый и средний бизнес особенно остро нуждается в развитии системы сбыта, снабжения, финансирования, обслуживания, которая учитывала бы потребности и специфику его развития. Сельскохозяйственная потребительская кооперация заключает в себе большие потенциальные возможности роста темпов производства, экономического и социального развития села, являясь связующим звеном между различными сферами агропромышленного комплекса.
Учитывая важную роль кооперации в развитии сельских территорий, в регионе с 2010 года действовала областная целевая программа "Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов Липецкой области на 2010 - 2012 годы", утвержденная постановлением администрации области от 9 сентября 2009 года N 322. За прошедшие 3 года количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов выросло в 6 раз и на 1.01.2013 составило 364 единицы, включая 38 перерабатывающих и 126 снабженческо-сбытовых. За 2012 год сельскохозяйственными потребительскими кооперативами закуплено сельскохозяйственной продукции на сумму 3,9 млрд. руб., (в 2,6 раза больше 2011 года), произведено пищевой продукции на сумму более 2 млрд. руб. (в 5 раз больше), предоставлено займов на сумму 39,5 млн. руб.
Основные проблемы, сдерживающие развитие кооперации: недостаток финансовых средств, низкий уровень обеспеченности материально-техническими ресурсами в малых формах хозяйствования, объединившихся в кооператив. Все это приводит к сдерживанию развития сельскохозяйственного производства в индивидуальных хозяйствах населения, фермерских хозяйствах.
С 2011 года в регионе наблюдается развитие кооперации в отрасли растениеводства. Созданы более 50 снабженческо-сбытовых и 10 перерабатывающих потребительских кооператива. Наиболее крупные кооперативы (такие как "Лидер" и "Возрождение" Добринского района, "Астра" Добровского района, "Радуга" Елецкого района, "Ермак" и "Задонские зори" Задонского района, "Возрождение" и "Измалковский" Измалковского района, "Фаворит", "Березовский", "Садовод" Тербунского района, "Дары Черноземья" и "Мечта" Усманского района, "Липецкий" Липецкого района) получили в 2012 году выручку от реализации овощей, картофеля, зерна, плодов и ягод, рассады и цветов в сумме более 400 млн. рублей. Эти кооперативы не стоят на месте, а продолжают свое развитие. СССПСПК "Мечта" Усманского района реализует проект по увеличению мощностей по переработке овощей с 5 до 200 тонн в год. СССПК "Липецкий" Липецкого района в 2013 г. вводит в эксплуатацию собственную хлебопекарню производственной мощностью 1,5 тонны хлебобулочных изделий в сутки, начинает модернизацию крупяного цеха и овощехранилища вместимостью 850 тонн. В 15 сельскохозяйственных потребительских кооперативах идет строительство или реконструкция складских помещений.
В области создаются и обслуживающие кооперативы. Фермеры Воловского района объединились в сельхозкооператив "МТС Воловская" с целью общими усилиями создать свой машинно-тракторный парк. Работают кооперативы по снабжению семенами и минеральными удобрениям.
Однако кооперация еще не стала реальной силой. Членами кооперативов являются только 2,2% личных подсобных хозяйств. Кооперативы остаются разрозненными, развивающимися хаотично и зачастую абсолютно бесконтрольно.
Развитие овощеводства (включая закрытого грунта) и картофелеводства в хозяйствах населения было и остается приоритетным направлением, при этом используются устаревшие технические и технологические способы производства. Особенно назрела необходимость развития мелких тепличных хозяйств в Елецком, Задонском, Усманском, Грязинском и Липецком муниципальных районах, где овощеводство является традиционным видом деятельности в личных подсобных и фермерских хозяйствах.
Через кооператив сельскохозяйственные товаропроизводители имеют возможность получить более дешевый и надежный доступ к средствам производства, чего они не могут достичь действуя разрозненно, или улучшить свое положение на рынке, получить прямой доступ к потребителям или производителям, усилить свое рыночное влияние, позволяющее им отстаивать свои интересы перед коммерческими фирмами и крупными перерабатывающими предприятиями.
В рамках развития кооперации необходимо также улучшать взаимодействие с крупным агробизнесом и торговыми сетями путем создания на базе кооперативов оптовых распределительных (логистических) центров, инфраструктуры по предпродажной подготовке сельскохозяйственной продукции.
Решить задачу по улучшению финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей, развитию отрасли растениеводства в малых формах хозяйствования в регионе возможно программно-целевым методом, а именно с помощью настоящей Программы.
Для реализации Программы в области имеются необходимые предпосылки:
- наличие разработанной и утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 05 июня 2008 года N 130 схемы территориального планирования области;
- наличие схем территориального планирования всех муниципальных районов, генеральных планов сельских поселений;
- наличие действующей областной целевой программы "Социальное развитие села на 2009 - 2013 годы", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 21 октября 2008 года N 280, которая направлена на повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе развития инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности. Согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р, разрабатывается областная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий в Липецкой области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года";
- наличие действующей областной целевой программы "Охрана окружающей среды Липецкой области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 9 августа 2012 года N 320, которая направлена на улучшение состояния окружающей среды области.
В целях увеличения объемов производства продукции растениеводства (картофеля, овощей, фруктов и пр.) в индивидуальных хозяйствах населения и фермерских хозяйствах и прироста выручки от реализации этой продукции (в ценах предыдущего года) в рамках Программы предусмотрена государственная поддержка в виде предоставления субсидий на возмещение части затрат на создание и модернизацию предприятий сельскохозяйственной кооперации в сфере производства, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции отрасли растениеводства.
Постановлением Администрации Липецкой области от 25 декабря 2013 г. N 613 в таблицу "Объемы и источники ресурсного обеспечения Программы на период 2013 - 2015 годов с учетом внебюджетных источников" подраздела 1 раздела II настоящего приложения внесены изменения
Объемы и источники ресурсного обеспечения Программы на период 2013 - 2015 годов с учетом внебюджетных источников
Таблица
тыс. руб.
Реализация Программы позволит увеличить занятость сельского населения, снизить затраты на производство продукции растениеводства за счет модернизации производства, увеличить объемы и рентабельность производства в малых формах хозяйствования, что обеспечит устойчивое развитие сельских территорий. Развитие кооперации способствует легализации доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в индивидуальных хозяйствах населения.
2. Цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации
Цель Программы:
повышение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей путем развития сельскохозяйственной кооперации и создания системы оптовых распределительных (логистических) центров по сбыту сельскохозяйственной продукции.
Задачи Программы:
создание условий для развития отрасли растениеводства в малых формах хозяйствования на селе, развитие сельскохозяйственной кооперации;
создание товаропроводящей инфраструктуры, расширение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Срок реализации Программы: 2013 - 2015 годы.
Постановлением Администрации Липецкой области от 25 декабря 2013 г. N 613 в подраздел 3 раздела II настоящего приложения внесены изменения
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета прогнозно составит 87373 тыс. руб., в том числе по годам:
2013 год - 17373 тыс. руб.;
2014 год - 40 000 тыс. руб.;
2015 год - 30 000 тыс. руб.
Объемы расходов на выполнение Программы устанавливаются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год, ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета.
Государственная поддержка оказывается в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию мероприятий Программы.
Постановлением Администрации Липецкой области от 20 августа 2013 г. N 385 в подраздел 4 раздела II настоящего приложения внесены изменения
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Управление сельского хозяйства Липецкой области и управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области являются исполнителями мероприятий Программы и осуществляют:
разработку и уточнение условий и порядков предоставления субсидий в соответствии с системой программных мероприятий;
реализацию мероприятий Программы;
выполнение обязательств по реализации мероприятий Программы в соответствии с доведенными лимитами предельных объемов ассигнований, утвержденными законом Липецкой области об областном бюджете на соответствующий финансовый год;
аналитическую работу по оценке отклонений фактических результатов от целевых показателей в рамках реализации программных мероприятий и вносит предложения по их уточнению и корректировке.
Условия предоставления субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам определяются законом Липецкой области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет администрация Липецкой области.
Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области в установленные сроки (по итогам 1 квартала, 1 полугодия и 9 месяцев - до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года - до 25 января года, следующего за отчетным) представляет в управление сельского хозяйства Липецкой области отчетную информацию об исполнении Программы в электронном виде и на бумажных носителях.
Управление сельского хозяйства Липецкой области в установленные сроки (по итогам 1 квартала, 1 полугодия и 9 месяцев - до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным) представляют в управления экономики, контроля и проверки исполнения администрации Липецкой области и управление финансов Липецкой области отчетную информацию за указанные периоды в электронном виде и на бумажных носителях в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
В год завершения действия Программы в отчете дается оценка за весь период ее реализации.
5. Оценка эффективности Программы
Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов к концу 2015 года:
прирост численности членов сельскохозяйственных кооперативов (за исключением кредитных) на 600 граждан, ведущих сельскохозяйственное производство, что является увеличением занятости сельского населения;
прирост выручки от реализации сельскохозяйственной продукции отрасли растениеводства у членов сельскохозяйственных кооперативов на 164,4 млн. рублей (в ценах предыдущего года);
создание кооперативных распределительных (логистических) центров и сельскохозяйственных кооперативных рынков - 3;
модернизация предприятий сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции отрасли растениеводства.
Эффективность Программы оценивается путем сравнения фактических и плановых значений индикаторов и показателей за каждый период действия Программы по соответствующим мероприятиям.
Фактические значения индикаторов и показателей определяются путем проведения мониторинга управлением сельского хозяйства области.
Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы на 2013 - 2015 годы представлены в таблице "Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы".
Постановлением Администрации Липецкой области от 25 декабря 2013 г. N 613 в таблицу "Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы" подраздела 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения
Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы
Таблица
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.