Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Описательная часть программы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Сельская кооперация представляет собой массовое, демократическое, современное социальное движение, призванное обеспечить достойный уровень жизни сельского населения, продовольственную безопасность страны, сохранность сельскохозяйственных земель, повысить уровень человеческого капитала на селе, обеспечить устойчивое развитие сельских территорий.
В Липецкой области насчитывается более 185 тысяч личных подсобных хозяйств, зарегистрировано 1404 крестьянских фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельским хозяйством.
Малыми формами хозяйствования в 2012 году произведено 146 тыс. тонн овощей (93% от общего объема производства), 615 тыс. тонн картофеля (85%), зерна 260 тыс. тонн (14%), подсолнечника 35 тыс. тонн (16%), сахарной свеклы 544 тыс. тонн (14%). Доля личных подсобных и фермерских хозяйств в производстве продукции растениеводства в области с 2000 года выросла в среднем на 5%.
Однако темпы роста участия малых форм хозяйствования в производстве сельскохозяйственной продукции могли быть выше. Отсутствие системы и механизма обслуживания сельхозтоваропроизводителей малого и среднего агробизнеса препятствуют их развитию. Малый и средний бизнес особенно остро нуждается в развитии системы сбыта, снабжения, финансирования, обслуживания, которая учитывала бы потребности и специфику его развития. Сельскохозяйственная потребительская кооперация заключает в себе большие потенциальные возможности роста темпов производства, экономического и социального развития села, являясь связующим звеном между различными сферами агропромышленного комплекса.
Учитывая важную роль кооперации в развитии сельских территорий, в регионе с 2010 года действовала областная целевая программа "Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов Липецкой области на 2010 - 2012 годы", утвержденная постановлением администрации области от 9 сентября 2009 года N 322. За прошедшие 3 года количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов выросло в 6 раз и на 1.01.2013 составило 364 единицы, включая 38 перерабатывающих и 126 снабженческо-сбытовых. Однако удельный вес работающих кооперативов составил 66%.
Основные проблемы, сдерживающие развитие кооперации: недостаток финансовых средств, низкий уровень обеспеченности материально-техническими ресурсами в малых формах хозяйствования, объединившихся в кооператив. Все это приводит к сдерживанию развития сельскохозяйственного производства в индивидуальных хозяйствах населения, фермерских хозяйствах. Развитие овощеводства (включая закрытого грунта) и картофелеводства в хозяйствах населения было и остается приоритетным направлением, при этом используются устаревшие технические и технологические способы производства. Особенно назрела необходимость развития мелких тепличных хозяйств в Елецком, Задонском, Усманском, Грязинском и Липецком муниципальных районах, где овощеводство является традиционным видом деятельности в личных подсобных и фермерских хозяйствах.
Через кооператив сельскохозяйственные товаропроизводители имеют возможность получить более дешевый и надежный доступ к средствам производства, чего они не могут достичь действуя разрозненно, или улучшить свое положение на рынке, получить прямой доступ к потребителям или производителям, усилить свое рыночное влияние, позволяющее им отстаивать свои интересы перед коммерческими фирмами и крупными перерабатывающими предприятиями.
В рамках развития кооперации необходимо также улучшать взаимодействие с крупным агробизнесом и торговыми сетями путем создания на базе кооперативов оптовых распределительных (логистических) центров, инфраструктуры по предпродажной подготовке сельскохозяйственной продукции.
Решить задачу по улучшению финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей, развитию отрасли растениеводства в малых формах хозяйствования в регионе возможно программно-целевым методом, а именно с помощью настоящей Программы.
В целях увеличения объемов производства продукции растениеводства (картофеля, овощей, фруктов и пр.) в индивидуальных хозяйствах населения и фермерских хозяйствах и прироста выручки от реализации этой продукции (в ценах предыдущего года) в рамках Программы предусмотрена государственная поддержка в виде предоставления субсидий на возмещение части затрат на создание и модернизацию предприятий сельскохозяйственной кооперации в сфере производства, переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции отрасли растениеводства.
В рамках реализации Программы за три года будет привлечено инвестиций на сумму около 250 млн. рублей, в том числе 120 млн. рублей из них будут возмещены из средств областного бюджета. Так, объем внебюджетных средств по периодам реализации Программы составит: в 2013 году - 54 млн. рублей, в 2014 году - 43,2 млн. рублей, в 2015 году - 32,4 млн. рублей.
Реализация Программы позволит увеличить занятость сельского населения, снизить затраты на производство продукции растениеводства за счет модернизации производства, увеличить объемы и рентабельность производства в малых формах хозяйствования, что обеспечит устойчивое развитие сельских территорий. Развитие кооперации способствует легализации доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в индивидуальных хозяйствах населения.
2. Цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации
Цель Программы:
повышение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей путем развития сельскохозяйственной кооперации и создания системы оптовых распределительных (логистических) центров по сбыту сельскохозяйственной продукции.
Задачи Программы:
создание условий для развития отрасли растениеводства в малых формах хозяйствования на селе, развитие сельскохозяйственной кооперации;
создание товаропроводящей инфраструктуры, расширение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Срок реализации Программы: 2013 - 2015 годы.
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета прогнозно составит 120 000 тыс. руб., в том числе по годам:
2013 год - 50 000 тыс. руб.;
2014 год - 40 000 тыс. руб.;
2015 год - 30 000 тыс. руб.
Объемы расходов на выполнение Программы устанавливаются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год, ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета.
Государственная поддержка оказывается в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию мероприятий Программы.
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Управление сельского хозяйства области является разработчиком и исполнителем Программы и осуществляет:
разработку и уточнение условий и порядков предоставления субсидий в соответствии с системой программных мероприятий;
реализацию мероприятий Программы;
выполнение обязательств по реализации мероприятий Программы в соответствии с доведенными лимитами предельных объемов ассигнований, утвержденными законом Липецкой области об областном бюджете на соответствующий финансовый год;
аналитическую работу по оценке отклонений фактических результатов от целевых показателей в рамках реализации программных мероприятий и вносит предложения по их уточнению и корректировке.
Условия предоставления субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам определяются законом Липецкой области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет администрация Липецкой области.
Управление сельского хозяйства Липецкой области в установленные сроки (по итогам 1 квартала, 1 полугодия и 9 месяцев - до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным) представляют в управления экономики, контроля и проверки исполнения администрации Липецкой области и управление финансов Липецкой области отчетную информацию за указанные периоды в электронном виде и на бумажных носителях в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
В год завершения действия Программы в отчете дается оценка за весь период ее реализации.
5. Оценка эффективности Программы
Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов к концу 2015 года:
прирост численности членов сельскохозяйственных кооперативов (за исключением кредитных) на 600 граждан, ведущих сельскохозяйственное производство, что является увеличением занятости сельского населения;
прирост выручки от реализации сельскохозяйственной продукции отрасли растениеводства у членов сельскохозяйственных кооперативов на 164,4 млн. рублей (в ценах предыдущего года);
создание кооперативных распределительных (логистических) центров и сельскохозяйственных кооперативных рынков - 4;
модернизация предприятий сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции отрасли растениеводства.
Эффективность Программы оценивается путем сравнения фактических и плановых значений индикаторов и показателей за каждый период действия Программы по соответствующим мероприятиям.
Фактические значения индикаторов и показателей определяются путем проведения мониторинга управлением сельского хозяйства области.
Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы на 2013 - 2015 годы представлены в таблице "Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы".
Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы
Таблица
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.