Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Описательная часть программы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Программа направлена на обеспечение конкурентоспособного развития агропромышленного комплекса Липецкой области, создание условий для устойчивого функционирования предприятий, совершенствование инфраструктуры рынка кролиководческой продукции. При этом в рамках Программы решается одна из важнейших задач развития сельского хозяйства и продовольственной безопасности Липецкой области - развитие отрасли кролиководства, увеличение производства мяса кролика.
Кролиководство - перспективная отрасль животноводства. У кролика масса преимуществ перед прочими сельскохозяйственными животными. Кролики отличаются высокой плодовитостью, а благодаря способности совмещать физиологические периоды лактации (кормления молоком) и сукрольности (беременности), а также короткому периоду последней - от одной крольчихи возможно получить за год количество мяса, более чем в 30 раз превышающее ее собственную массу.
Диетическое мясо кролика относится к так называемому белому мясу. Биологическая ценность данного продукта определяется содержанием в его составе минимальным количеством жиров, большим количеством белков, по витаминному и минеральному составу крольчатина превосходит почти все иные виды мяса. В мясе кролика присутствуют железо, фосфор, кобальт, калий, марганец, фтор. Из всех видов мяса крольчатина единственный гипоаллергенный вид мяса, содержит меньше всего холестерина. Регулярное потребление кроличьего мяса способствует нормализации жирового обмена, поддержанию в организме оптимального баланса питательных веществ. Кроличье мясо богато полиненасыщенными жирными кислотами, поэтому способствует укреплению иммунитета.
На российском рынке, в том числе и на рынке региона сегодня ощущается острая нехватка мяса кролика. По информации "Госкомстата" в России среднестатистическое потребление всех видов мяса на душу населения составляет 71 кг в год (данный показатель приведен за 2010 г.). Стоит отметить, что потребление мяса пропорционально доходам населения. Это значит, что в Липецком регионе среднее количество потребляемого мяса на душу населения выше, чем в среднем по России. Тем не менее, доля крольчатины в общем объеме потребления мяса в России незначительна и практически отсутствует, тогда как в европейских странах удельный вес потребления крольчатины достигает 6-8%, что составляет порядка 2 - 3 кг на душу населения. В России в настоящее время разные источники оценивают производство в 10 000 - 15 000 тонн в год, что составляет 70 граммов мяса кролика на россиянина в год.
Основной процент производителей мяса кролика сосредоточен в мелких частных подворьях, которые не влияют на рынок. Доля импортной продукции глубокой заморозки составляет 85%, причем основным поставщиком мяса кролика в Россию остается Китай.
Торговые сети и предприятия питания не имеют в настоящее время возможности использовать кроличье мясо, поскольку отсутствуют стабильные объемы промышленного производства, а также поставщики, способные обеспечить все необходимые санитарные нормативы при производстве мяса кролика.
Неудовлетворенный спрос на кроличье мясо по РФ велик и по оценке составляет более 300 тыс. тонн в год. Производство мяса кролика в Липецкой области имеет потенциал для развития.
В связи с вышеизложенным, данное направление в мясном животноводстве России, в том числе и Липецком регионе, является наиболее перспективным.
В настоящее время производство мяса кролика в регионе осуществляется в основном в личных подсобных хозяйствах населения - 99,5% от общего объема производства и только 0,5% в специализированных сельскохозяйственных предприятиях.
В связи с продолжающимся уменьшением численности сельского населения, пропорционально снижается и количество личных подсобных хозяйств, в которых выращиваются кролики.
Численность кроликов в Липецкой области по категориям хозяйств (голов)
Таблица 1
N |
Наименование |
2012 год (факт) |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2015 год в % к 2012 году |
||||
всего |
в т.ч. кролико-матки |
всего |
в т.ч. кролико-матки |
всего |
в т.ч. кролико-матки |
всего |
в т.ч. кролико-матки |
|||
1. |
Хозяйства всех категорий, в том числе: |
35759 |
13357 |
87000 |
17300 |
259000 |
34400 |
315000 |
40500 |
в 8,8 р. |
2. |
ЛПХ |
33106 |
12972 |
44000 |
13000 |
55000 |
14000 |
60000 |
15000 |
181 |
3. |
КФХ |
1847 |
290 |
3000 |
300 |
4000 |
400 |
5000 |
500 |
271 |
4. |
сельхозпредприятия: |
806 |
95 |
40000 |
4000 |
200000 |
20000 |
250000 |
25000 |
310 |
5. |
Доля сельхозпредприятий в общем производстве, % |
2,2 |
0,7 |
46 |
23 |
77 |
58 |
79 |
62 |
Х |
6. |
Доля ЛПХ и КФХ в общем производстве, % |
97,8 |
99,3 |
54 |
77 |
23 |
42 |
21 |
38 |
Х |
Таким образом, особенно актуальной становится поддержка крупных хозяйств, содержащих кроликов, что позволит нивелировать риск падения производства мяса кролика в частном секторе.
Основой для достижения цели являются кластеры с современными технологиями промышленного кролиководства, обеспечивающие высокую производительность труда и конкурентное преимущество перед любыми кроличьими частными хозяйствами. Мелкие кролиководческие фермы не в состоянии обеспечивать стабильное производство и поставки мяса кролика крупным торговым сетям или переработчикам.
Планируется создать кластеры с полным производственным циклом "выращивание - забой - переработка", включая собственное изготовление комбикорма.
Современное промышленное кролиководство закрытого типа, в клетках, обеспечивающих высокую степень посадки животных, где процессы кормления, поения, поддержание стабильно комфортного микроклимата автоматизированы, сезонность устранена, естественный падеж минимизирован.
Для полного удовлетворения потребностей внутреннего рынка и развития торговой деятельности в кролиководческой отрасли необходимо увеличить производство мяса кролика в живом весе до 4632 тонн в год в хозяйствах всех категорий. Основной прирост производства мяса кролика, предусмотренный данной Программой, будет осуществляться на промышленных предприятиях.
Прогноз производства мяса кролика в живом весе в Липецкой области по категориям хозяйств (тонн)
Таблица 2
N |
Наименование |
2012 год (факт) |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2015 год в % к 2012 году |
1. |
Хозяйства всех категорий, в том числе: |
523 |
672 |
3592 |
4632 |
в 8,9 р. |
2. |
ЛПХ |
518 |
550 |
590 |
630 |
122 |
3. |
КФХ |
2 |
2 |
2 |
2 |
100 |
4. |
сельхозпредприятия: |
3 |
120 |
3000 |
4000 |
в 1333 р. |
5. |
Доля сельхозпредприятий в общем производстве, % |
0,6 |
18 |
83 |
86 |
х |
6. |
Доля ЛПХ и КФХ в общем производстве, % |
99,4 |
82 |
17 |
14 |
х |
Одним из основных условий увеличения производства продукции кролиководства является целенаправленная работа с современными породами кроликов, приспособленных к интенсивным условиям выращивания и содержания.
Повышение рентабельности производства продукции кролиководства будет осуществляться в первую очередь за счет повышения продуктивности, сокращения затрат кормов на производство мяса кролика.
Для стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в увеличении объемов производства мяса кролика в рамках реализации Программы предусмотрено предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат на приобретение оборудования для производства и (или) хранения мяса кролика.
Одним из основных вопросов в реализации Программы является обеспечение поголовья кроликов качественными сбалансированными кормами. Комплексный подход в организации кормления кроликов сбалансированными по питательности и минимизированными по ценам комбикормами позволит обеспечить динамичное повышение продуктивности животных и соответственно снижение их затрат на единицу продукции.
На предприятиях по производству мяса кролика планируется создать дополнительно 450 рабочих мест. Для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечения доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, повышения уровня и качества водоснабжения, газификации, улучшения материально-технического состояния общеобразовательных учреждений, совершенствования предоставления первичной медико-санитарной помощи, развития сельских территорий в рамках пилотных проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений действует областная целевая программа "Социальное развитие села на 2009 - 2013 годы", утвержденная постановлением администрации Липецкой области от 21 октября 2008 года N 280. Согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р, разрабатывается областная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года". В регионе функционируют свободные экономические зоны, где предусмотрено предоставление ряда льгот для развития сельскохозяйственного производства, в том числе отрасли кролиководства, переработки и сбыта готовой продукции.
В регионе разработана и утверждена постановлением администрации от 05 июня 2008 года N 130 схема территориального планирования области, имеются схемы территориального планирования всех муниципальных районов, генеральные планы сельских поселений.
Вместе с тем, по ряду не зависящих от них причин, сельхозпредприятия не в состоянии самостоятельно, без господдержки, на должном уровне решать задачи по дальнейшей стабилизации в отрасли кролиководства.
Решение указанной проблемы предполагается осуществить с оказанием государственной поддержки в рамках реализации мероприятий Программы, на строительство новых, реконструкцию и модернизацию имеющихся мощностей на основе достижений научно-технического прогресса, комплектования предприятий оборудованием лучших отечественных и зарубежных производителей, технологическими линиями на уровне мировых стандартов.
Для снижения себестоимости производимой продукции в рамках реализации Программы предусмотрено предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат на приобретение комбикормов и (или) ингредиентов для их приготовления.
Увеличение объемов производства кролиководческой продукции будет осуществляться сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет наращивания мощностей с привлечением инвестиций и собственных средств.
Объемы и источники ресурсного обеспечения Программы, тыс. руб. (прогнозно)
Таблица 3
N |
Источники ресурсного обеспечения |
Итого |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
1. |
Всего |
2 000 000 |
375 000 |
1 250 000 |
375 000 |
2. |
в том числе: |
|
|
|
|
3. |
областной бюджет |
160 000 |
30 000 |
100 000 |
30 000 |
4. |
федеральный бюджет |
240 000 |
45 000 |
150 000 |
45 000 |
5. |
средства внебюджетных источников |
1 600 000 |
300 000 |
1 000 000 |
300 000 |
Реализация Программы позволит:
создать экономические и технологические условия для развития отрасли кролиководства;
увеличить собственное производство мяса кролика, отвечающее современным требованиям качества и безопасности;
снизить затраты на производство мяса кролика за счет строительства новых, реконструкции и модернизации имеющихся мощностей;
создать новые рабочие места, увеличить численность занятого в производстве сельского населения, тем самым обеспечить устойчивое развитие сельских территорий.
2. Цель и задача Программы с указанием сроков и этапов ее реализации
Цель Программы:
создание экономических и технологических условий для развития отрасли кролиководства.
Задача Программы:
увеличение объемов производства мяса кролика в живом весе.
Срок реализации Программы: 2013 - 2015 годы.
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета прогнозно составит 160 000 тыс. руб., в том числе по годам:
2013 год - 30 000 тыс. руб.;
2014 год - 100 000 тыс. руб.;
2015 год - 30 000 тыс. руб.
Объемы расходов на выполнение Программы устанавливаются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год, ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета.
Государственная поддержка оказывается в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию мероприятий Программы.
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Реализация Программы осуществляется управлением сельского хозяйства Липецкой области путем предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) Липецкой области, занимающимся производством мяса кролика.
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация Липецкой области. Управление сельского хозяйства Липецкой области в установленные сроки (по итогам 1 квартала, 1 полугодия и 9 месяцев - до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным) представляет в управления контроля и проверки исполнения, экономики администрации Липецкой области и управление финансов Липецкой области отчетную информацию за указанные периоды в электронном виде и на бумажных носителях в соответствии с Постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
В год завершения действия Программы в отчете дается оценка за весь период ее реализации.
5. Оценка эффективности Программы
Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов к концу 2015 года:
прирост выручки от реализации мяса кролика в живом весе (в ценах предыдущего года) на 319,76 млн. руб.;
прирост численности населения, занятого в отрасли кролиководства на 450 человек;
увеличение объема производства мяса кролика в живом весе в хозяйствах всех категорий до 4632 тонн, в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах до 4002 тонн.
Эффективность Программы оценивается путем сравнения фактических и плановых значений индикаторов и показателей за каждый период действия Программы по соответствующим мероприятиям.
Фактические значения индикаторов и показателей определяются путем проведения мониторинга управлением сельского хозяйства Липецкой области.
Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы на 2013 - 2015 годы представлены в таблице "Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы".
Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы
Таблица
N |
Наименование |
Единица измерения |
Величина в базовом году (2012 год) |
Плановые значения по периодам действия целевой программы |
Источник определения значения показателей |
||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||||
1. |
Цель. Создание экономических и технологических условий для развития отрасли кролиководства |
||||||
2. |
Индикатор 1 цели. Выручка от реализации мяса кролика в живом весе (в ценах предыдущего года) |
тыс. руб. |
400 |
9760 |
240160 |
320160 |
Ведомственная отчетность |
3. |
Индикатор 2 цели. Численность населения, занятого в отрасли кролиководства |
чел. |
5 |
15 |
330 |
455 |
Ведомственная отчетность |
4. |
Задача. Увеличение объемов производства мяса кролика в живом весе |
||||||
5. |
Показатель задачи. Производство мяса кролика в живом весе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах |
тонн |
5 |
122 |
3002 |
4002 |
Статистическая отчетность |
6. |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
30 000 |
100 000 |
30 000 |
|
7. |
Эффективность мероприятий к показателю задачи: величина затрат на ед. произведенной продукции |
тыс. руб./тонну |
|
246 |
33 |
7,5 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.