Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации города Липецка
от 28 сентября 2012 г. N 1924
Городская целевая Программа
"Охрана окружающей среды города Липецка на 2013 - 2015 годы"
21 мая 2013 г.
См. также Городскую целевую программу "Охрана окружающей среды города Липецка на 2010 - 2012 годы", утвержденную постановлением Администрации г. Липецка от 30 сентября 2009 г. N 529
Постановлением Администрации г. Липецка от 21 мая 2013 г. N 1213 в раздел I настоящего приложения внесены изменения
I. Паспорт городской целевой программы "Охрана окружающей среды города Липецка на 2013 - 2015 годы"
II. Анализ и оценка проблем, решение которых осуществляется путем реализации программы
Состояние окружающей среды принципиально важно для обеспечения здоровья населения, и, следовательно, перспективного развития региона и страны. Город Липецк является крупным промышленным центром России с высокой степенью антропогенной нагрузки, в связи с чем, проблема техногенного загрязнения объектов окружающей среды является достаточно острой. Основными экологическими проблемами в городе являются: загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов от промышленных предприятий и автотранспорта; загрязнение водных ресурсов предприятиями промышленности, жилищно-коммунального хозяйства; образование и накопление отходов производства и потребления; сохранение природных комплексов в результате стремительно развивающейся строительной деятельности и уплотнения застройки; загрязнение почв в результате хозяйственно-бытовой деятельности человека.
Состояние воздушного бассейна является доминирующей характеристикой, определяющей экологическую ситуацию в городе. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по городу в 2011 году составляют 349,2 тыс. тонн, в том числе от стационарных источников - 295,5 тыс. тонн, от передвижных источников - 53,7 тыс. тонн.
По данным ГУ "Липецкий областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" в 2011 г. уровень загрязнения по диоксиду серы, диоксиду азота, оксиду углерода, взвешенным веществам не превышает среднесуточных предельно-допустимых концентраций (ПДК с.с.), среднегодовые концентрации фенола и формальдегида превышают ПДК с.с. в 1,3 и 1,7 раза соответственно.
В последние годы наблюдается положительная тенденция стабилизации значения комплексного индекса загрязнения атмосферного воздуха (КИЗА), в 2011 году КИЗА составил 7,0 единиц, что соответствует высокому уровню загрязнения атмосферы. Однако эту динамику для такого города, как Липецк, необходимо удерживать жесткими мерами, выполняя природоохранные мероприятия, способствующие его стабилизации и снижению.
Количество автотранспортных средств ежегодно увеличивается, что сопровождается увеличением объема загрязняющих веществ: оксидов азота, серы, углеводородов, сажи. Автомобиль является источником выбросов в атмосферу более 200 ингредиентов вредных веществ, многие из которых имеют канцерогенное и мутагенное воздействие. Выхлопные газы опасны тем, что находятся на уровне дыхания человека и поступают непосредственно в приземный слой атмосферы. Наблюдается снижение токсичности отработанных газов при замене бензина сжиженным нефтяным газом: в 3 - 4 раза сокращаются выбросы углеводородов, в 8 - 10 раз снижается дымность отработавших газов. Кроме того, неоднократно экспериментально доказана эффективность функционирования АСУДД "Зеленая волна", которая позволяет путем сокращения автомобильных пробок более чем на 30% снизить загрязнение воздуха от автотранспорта в районе городских автодорог. Однако эти результаты необходимо поддерживать и усиливать путем внедрения новейших технологий в сфере организации дорожного движения, т.е. требуется модернизация существующей АСУДД.
Зеленые насаждения издавна считаются надежной и проверенной защитой от загрязнения воздуха, их справедливо называют "легкими города". В Липецке площадь озелененных территорий общего пользования с учетом газонов и цветников составляет 831,2 га. При норме 16 кв. м/человека фактическая обеспеченность зелеными насаждениями в Липецке составляет 16,36 кв. м/человека. Деревья в городской среде испытывают колоссальную антропогенную нагрузку. Величина околоствольных кругов часто не соответствует нормативно установленным размерам (не менее 2 кв. м), что, вследствие механических повреждений и нарушения водного питания деревьев, ведет к их преждевременной гибели.
Одним из способов улучшения качества проживания липчан, снижения влияния промышленных факторов на здоровье и психологическое состояние населения является создание и развитие особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ), которые сочетают в себе функции рекреации и познавательно-развивающие, т.к. в них сохранены редкие виды растений и животных. Данные территории испытывают повышенную рекреационную нагрузку. Для сохранения природной ценности ООПТ необходимо осуществлять своевременный качественный уход и проводить благоустройство созданных охраняемых территорий.
Согласно Водному Кодексу за органами местного самоуправления закреплены полномочия по использованию и охране прудов и обводненных карьеров, находящихся на территории города. В 2008, 2010 годах проведено обследование 20-ти водных объектов, расположенных в границах города. Все водные объекты активно посещаются жителями города. В администрацию города поступает много жалоб на отсутствие обустройства данных территорий, которые не отвечают требованиям, предъявляемым к местам отдыха. В муниципальную собственность оформлено 10 водных объектов, которые требуют проведения мероприятий по благоустройству. В настоящее время обустроен обводненный карьер в районе Силикатных озер, переданный в аренду автономной некоммерческой физкультурно-оздоровительной организации "Липецкий металлург".
Кроме того, главнейшей проблемой всех городов является проблема образования и утилизации отходов. Согласно действующему законодательству органы местного самоуправления организуют сбор, вывоз и утилизацию бытовых и промышленных отходов, а также их раздельный сбор. Ведется жесткий контроль за утилизацией ртутьсодержащих ламп - отходов первого класса опасности, образующихся в администрации города и ее муниципальных учреждениях.
Для захоронения строительных отходов используется полигон "Орлиный лог", который необходимо рекультивировать с предварительной разработкой и утверждением проектной документации. Твердые бытовые отходы с городской территории поступают на станцию по сортировке и брикетированию ТБО, несортируемая часть после обработки в виде брикетов складируется на полигоне ТБО "Центролит". Ранее действовавший полигон ТБО "Венера" рекультивируется, на 01.01.2012 года рекультивировано 7,27 га (32,6%) полигона и подготовлено к рекультивации 1,53 га территории полигона.
Интенсивная антропогенная деятельность оказывает воздействие и на почвенный покров. Загрязнение почвы является индикатором геохимического состояния окружающей среды в целом и отражает результаты многолетнего накопления загрязняющих веществ на территории города. В Липецке ежегодно ведется плановое обследование почв с целью оценки состояния территории, выявления загрязненных участков и последующего их мониторинга.
На 01.01.2012 года обследовано 1587 га - 4,96% от общей площади городской территории (32000 га), в том числе за счет средств местного бюджета - 1376,14 га (4,3%) городской территории. Результаты обследования почв вносятся в электронную карту состояния почв города Липецка и учитываются при принятии управленческих и градостроительных решений. Обследованная городская территория относится к категории "Допустимая", однако в большинстве случаев на участках выявляются локальные загрязнения почв тяжелыми металлами и нефтепродуктами. В связи с этим возрастает актуальность проведения обследования городских почв, определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду, изучения динамики изменения состояния почв, разработки и реализации мер по ликвидации всех видов загрязнений почв, способствующих улучшению экологической ситуации в целом по городу. Кроме того, необходимо повторное обследование социально значимых участков для мониторинга за вероятностью негативного воздействия на организм человека.
Решение вопросов по обеспечению экологической безопасности окружающей среды и населения города, реализация намеченных мероприятий по охране окружающей среды невозможна без широкой просветительской деятельности, без развития системы непрерывного экологического образования и воспитания всех слоев населения, в первую очередь подрастающего поколения. Формирование системы непрерывного экологического образования и воспитания населения города Липецка - одна из важнейших задач, решение которой требует качественных изменений во всех сферах образования, культуры, жизни. Основной задачей является создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения с целью развития экологической культуры, экологического мировоззрения и навыков рационального природопользования, ресурсосбережения и обеспечения экологической грамотности населения города.
В то же время, достигнут перелом тенденций загрязнения воздуха и водоемов; вошел в повседневную практику учет экологических требований при разрешении вопросов производственного и жилищного строительства; разработаны городские стратегические материалы, базирующиеся на современных экологических требованиях к землепользованию, планировке и застройке; найдены новые пути к решению проблемы обращения и утилизации отходов производства и потребления. Поэтому главная проблема в улучшении экологической обстановки в городе заключается в том, что ее решение требует значительных материальных затрат и возможно только путем объединения усилий власти, природопользователей при действенной поддержке всего населения города, концентрации финансовых средств и комплексному подходу к решению поставленных задач.
III. Цели и задачи программы
Программа направлена на решение важнейшей комплексной проблемы обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Целями Программы являются: стабилизация и улучшение экологической обстановки путем снижения уровня антропогенного воздействия на окружающую среду; обеспечение экологической безопасности территории и населения города Липецка.
Задачами Программы являются:
1) снижение уровня антропогенного воздействия автотранспорта на атмосферный воздух;
2) выявление и ликвидация загрязнений городских почв;
3) совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, включая обезвреживание и утилизацию опасных отходов;
4) сохранение и восстановление городских экосистем;
5) популяризация проводимых в городе экологических мероприятий и акций через средства массовой информации;
6) повышение уровня экологического образования и просвещения населения города Липецка.
Постановлением Администрации г. Липецка от 21 мая 2013 г. N 1213 в раздел IV настоящего приложения внесены изменения
IV. Система программных мероприятий
Постановлением Администрации г. Липецка от 21 мая 2013 г. N 1213 в раздел V настоящего приложения внесены изменения
V. Объемы и сроки финансирования
Общий объем финансирования на весь период реализации Программы составит 17500,0 тыс. рублей.
Расчет необходимой потребности в бюджетных ресурсах произведен с учетом изучения рынка работ и услуг программных мероприятий, сложившегося объема финансирования затрат предыдущей Программы.
Основной составляющей финансирования Программы является плата в городской бюджет за негативное воздействие на окружающую среду от предприятий-природопользователей, расположенных на территории города Липецка.
VI. Управление программой и контроль за ходом ее реализации
Программа основана на принципе единого управления и координации деятельности исполнителей Программы, участвующих в ее реализации. Контроль исполнения Программы осуществляется в установленном порядке заказчиком Программы. Организацию выполнения, управления и корректировки Программы осуществляет управление экологии администрации города Липецка.
VII. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации программы
Организация и проведение мероприятий, предусмотренных Программой, позволят обеспечить реализацию единой экологической политики и получить позитивные результаты по созданию благоприятных условий проживания граждан на территории города Липецка. Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на создание условий для сочетания экологических и социально-экономических интересов населения; снижение отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду; повышение культуры и грамотности населения города в вопросах охраны окружающей среды и рационального природопользования. Основной экономический эффект Программы будет состоять в предотвращении экологически опасных ситуаций и минимизации затрат на их ликвидацию. Основной социальный эффект Программы будет состоять в сохранении и улучшении экологических условий проживания на территории города, увеличении зеленых мест отдыха, что способствует сохранению здоровья населения, снижению риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей природной среды, сохранению генетического фонда и возможностей для жизни будущих поколений.
При оценке экологических показателей (эффективность) природоохранных мероприятий учитываются не только расходы и натуральные показатели сокращения негативного воздействия, но и оценивается предотвращенный экономический ущерб, снижение экологических издержек будущих поколений. Кроме того, для экологических мероприятий характерна "запаздывающая" эффективность, когда результаты от того или иного мероприятия появятся только через несколько лет.
Реализация мероприятий Программы позволит более оперативно обеспечивать администрацию города Липецка и население достоверной информацией о текущем и ожидаемом состоянии окружающей среды, будет способствовать развитию и закреплению стереотипов поведения людей, направленных на предотвращение неоправданного загрязнения природной среды.
VIII. Система целевых индикаторов экономической и социальной эффективности реализации программы
N п/п |
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
Значение целевого индикатора |
||||
2011 (факт) |
2012 (оценка) |
Годы плановой реализации Программы |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
|||||
1. |
Комплексный индекс загрязнения атмосферы (КИЗА) |
единицы |
7,0 |
7-13 |
7-13 |
7-13 |
7-13 |
2. |
Количество благоустроенных муниципальных водных объектов |
единицы |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3. |
Количество особо охраняемых природных территорий, на которых произведен уход за зелеными насаждениями и мероприятия по благоустройству |
единицы |
3 |
2 |
6 |
6 |
6 |
4. |
Количество деревьев, обустроенных защитными околоствольными решетками |
единицы |
0 |
0 |
25 |
25 |
27 |
5. |
Площадь обследованных почв городской территории (накопительным итогом) |
Гектар (процент) |
1376,14 (4,3%) |
1476,14 (4,61%) |
1623,14 (5,07%) |
1684,14 (5,26%) |
1831,14 (5,72%) |
6. |
Количество отходов первого класса опасности, исключенных из общего потока ТБО |
тонн |
2,6 |
2,5 |
1,95 |
1,95 |
1,95 |
7. |
Площадь рекультивированных земель полигона ТБО "Венера" (накопительным итогом) |
Гектар (процент) |
7,27 (32,6%) |
8,0 (35,87%) |
8,8 (39,5%) |
9,3 (41,7%) |
10,2 (45,7%) |
8. |
Площадь земель полигона строительных отходов, подготовленных к рекультивации в урочище "Орлиный лог" (накопительным итогом) |
Гектар (процент) |
0 (0) |
0 (0) |
0 (0) |
0 (0) |
7,0 (40%) |
9. |
Вовлечение населения города Липецка в деятельности по охране окружающей среды и формированию экологической культуры |
процент |
5 |
35 |
35 |
10 |
30 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации г. Липецка от 28 сентября 2012 г. N 1924 "Об утверждении городской целевой Программы "Охрана... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.