Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть областной целевой программы
"Население Липецкой области:
стратегия народосбережения (2009-2014 годы)"
1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена целевая Программа
Перспективы развития области определяются не только состоянием экономической ситуации, производственного потенциала, уровнем развития технологий и инфраструктуры, но и, прежде всего, состоянием и динамикой народонаселения, его количественными и качественными характеристиками.
В области наметились положительные тенденции в демографическом развитии. Сохраняется рост рождаемости. В 2007 году рождаемость на 1000 человек населения составила 10,2 человек против 7,3 в 1999 году, сокращается естественная убыль населения.
Область входит в группу регионов Центрального федерального округа Российской Федерации, которые имеют в основном однотипные негативные проблемы демографического развития: уменьшение численности населения вследствие депопуляции (высокого уровня смертности и низкого уровня рождаемости); старение населения вследствие одновременного снижения рождаемости и роста смертности; высокая смертность среди мужчин в трудоспособном возрасте и связанный с ней большой разрыв в ожидаемой продолжительности предстоящей жизни у мужчин и женщин; недостаточный миграционный прирост населения.
Прогноз численности и состава населения области до 2050 года показывает, что при наиболее вероятных перспективных тенденциях рождаемости, смертности и миграции численность населения к началу 2010 года сократится до 1161,6 тыс. человек (с 1168,7 тыс. человек на начало 2008 года), к началу 2025 года - до 1027,4 тыс. человек, а к началу 2050 года до 789,9 тыс. человек, т.е. будет в 1,5 раза меньше сложившейся на текущий период.
При общем сокращении численности населения области число лиц пенсионного возраста увеличится к началу 2050 года (по сравнению с переписью населения 2002 года) на 11,1 тыс. человек, численность населения трудоспособного возраста сократится на 320 тыс. человек (в 1,8 раза), моложе трудоспособного возраста - на 114,4 тыс. человек (в 2,26 раза). Рост доли населения пенсионного возраста заставит выделять все большие средства на пенсионное, социальное и медицинское обслуживание.
Последствия существенного сокращения численности населения области могут быть крайне негативными. В условиях ожидаемого экономического роста сокращение численности трудоспособного населения вызовет дефицит рабочей силы, который может покрываться за счет нерегулируемой миграции.
Заметно затормозить убыль населения Липецкой области может проведение активной демографической политики, в связи с чем настоящая Программа предусматривает:
комплексность решения демографических задач, охватывающих все направления в их взаимосвязи;
концентрацию на приоритетах (выбор наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов для их решения);
координацию действий государственных органов власти на региональном и муниципальном уровнях с институтами гражданского общества.
2. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для реализации активной семейно-демографической политики, направленной на стабилизацию численности населения области и создание условий для ее роста.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
реализация целостной системы мер социально-экономического, правового, информационного, организационного, научно-методического характера, направленных на повышение качества жизни семей с детьми и преодоление негативных тенденций в демографических процессах;
принятие дополнительных мер по повышению престижа благополучной семьи и общественной значимости труда родителей по воспитанию детей, укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений, поддержка и поощрение опекунов и приемных родителей;
создание условий для перехода от господствующих социальных норм малодетности к социальным нормам среднедетности (3-4 ребенка в семье).
Реализация Программы рассчитана на период 2009-2014 годы и будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе (2009-2011 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития; созданы условия, позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, сформировать правовую, организационную и финансовую базу для наращивания дальнейших усилий по поддержке и закреплению позитивных тенденций к началу 2012 года.
На втором этапе (2012-2014 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по улучшению демографической ситуации, создание условий и предпосылок для стабилизации численности населения области к 2015 году, реализация специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей.
Постановлением Администрации Липецкой области от 12 декабря 2011 г. N 438 в подраздел 3 раздела II настоящего приложения внесены изменения
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств областного бюджета. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета на 2009-2014 годы составляет прогнозно 71,6 млн. рублей, в том числе:
первый этап (2009-2011 годы) - 27,4 млн. руб.,
второй этап (2012-2014 годы) - 44,2 млн. руб.
Год |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Сумма, млн. руб. |
7,7 |
8,1 |
11,5 |
14,2 |
14,0 |
16,2 |
В связи с тем, что данная Программа предусматривает наличие нескольких исполнителей, распределение финансирования мероприятий Программы по исполнителям осуществляется в следующем объеме (в тыс. руб.):
Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год.
4. Механизм реализации Программы
и контроль за ходом ее исполнения
Заказчиком Программы является администрация области.
Взаимодействие участников Программы:
- заказчик осуществляет общий контроль деятельности по реализации Программы, а также контроль за целевым использованием средств.
Управление социальной защиты населения Липецкой области:
- осуществляет координацию деятельности по реализации Программы со всеми исполнителями Программы;
- заключает государственные контракты и договоры с исполнителями мероприятий;
- определяет исполнителей мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Управление социальной защиты населения Липецкой области представляет отчетные данные о ходе реализации Программы в соответствии с Постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
Управление по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области осуществляет информационное сопровождение Программы, обеспечивает доведение до населения области информации о реализации мероприятий Программы, в том числе: создает и размещает в средствах массовой информации тематические разделы (рубрики), циклы теле- радиопередач по основным направлениям Программы; изготавливает и размещает социальную рекламу (как в средствах массовой информации, так и на наружных носителях - рекламных щитах, перетяжках, билбордах и т.п.); организует и проводит творческие конкурсы среди журналистов и средств массовой информации в соответствии с целями и задачами Программы; осуществляет иные мероприятия по ее информационному сопровождению.
5. Оценка эффективности реализации программы
Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы на 2009 - 2010 годы представлены в таблице 1, на 2011 - 2014 годы в таблице 2.
Таблица 1
Наименование целей и показателей |
Величина показателя в базовом году (до начала реализации программы) |
Периоды действия целевой Программы (годы) |
|||
2009 |
2010 |
||||
план |
факт |
план |
факт |
||
Задача 1. Реализация целостной системы мер социально-экономического, правового, информационного, организационного, научно-методического характера, направленных на повышение качества жизни семей с детьми и преодоление негативных тенденций в демографических процессах |
|
|
|
|
|
Показатель 1.1. Увеличение общего коэффициента рождаемости |
10,2 (2007 г.) |
10,4 |
|
10,5 |
|
Показатель 1.2. Увеличение суммарного коэффициента рождаемости |
1,361 (2007 г.) |
1,416 |
|
1,444 |
|
Показатель 1.3. Сокращение числа абортов на 100 родов |
91,3 (2007 г.) |
88,5 |
|
87,0 |
|
Задача 2. Принятие дополнительных мер по повышению престижа благополучной семьи и общественной значимости труда родителей по воспитанию детей, укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений |
|
|
|
|
|
Показатель 2.1. Отношение числа браков к числу разводов |
1,83 (2007 г.) |
1,85 |
|
1,88 |
|
Показатель 2.2. Сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей, человек |
4700 чел. - 100% (2007 г.) |
98,9% |
|
97,9% |
|
Показатель 2.3. Сокращение числа детей, находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов |
1363 чел. - 100% (2007 г.) |
98,5% |
|
97% |
|
Показатель 2.4. Снижение числа семей с детьми, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума |
53100 чел. - 100% (2007 г.) |
97% |
|
94% |
|
Постановлением Администрации Липецкой области от 29 августа 2012 г. N 353 в таблицу 2 подраздела 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения
Таблица 2
N |
Наименование |
Единица измерения |
Величина показателей в базовом году (до начала реализации Программы) |
Плановые значения по периодам действия целевой программы |
Источник определения значения показателей |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||||
1. |
Цель: создание условий для реализации активной семейно-демографической политики, направленной на стабилизацию численности населения области и создание условий для ее роста |
|||||||
2. |
Индикатор цели: сокращение естественной убыли населения |
% |
-5,8 (2010 г.) |
-5,1 |
-4,9 |
-4,6 |
-4,2 |
статистическая отчетность |
3. |
Задача 1. Реализация целостной системы мер социально-экономического, правового, информационного, организационного, научно-методического характера, направленных на повышение качества жизни семей с детьми и преодоление негативных тенденций в демографических процессах |
|||||||
4. |
Показатель задачи 1: увеличение общего коэффициента рождаемости |
% |
10,9 (2010 г.) |
10,9 |
11,0 |
11,2 |
11,5 |
статистическая отчетность |
5. |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
3182,0 |
2400,0 |
2691,0 |
2850,0 |
|
6. |
Эффективность мероприятий к показателю (общественная) |
|
|
0,88 |
0,95 |
0,92 |
0,89 |
|
7. |
Задача 2. Принятие дополнительных мер по повышению престижа благополучной семьи и общественной значимости труда родителей по воспитанию детей, укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений |
|||||||
8. |
Показатель 1 задачи 2: снижение числа семей с детьми, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума |
% |
45500 чел. - 100% (2010 г.) |
91% |
88% |
85% |
82% |
ведомственная отчетность |
9. |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
5050,0 |
7962,5 |
7032,3 |
8690,0 |
|
10. |
Эффективность мероприятий к показателю 1 (общественная) |
|
|
0,97 |
0,99 |
0,97 |
0,95 |
|
11. |
Показатель 2 задачи 2: сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
% |
4600 чел. - 100% (2010 г.) |
96,8% |
95,7% |
94,6% |
93,6% |
ведомственная отчетность |
12. |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
1260,0 |
1355,0 |
1457,0 |
1566,0 |
|
13. |
Эффективность мероприятий к показателю 2 (общественная) |
|
|
0,91 |
0,97 |
0,95 |
0,92 |
|
14. |
Задача 3. Создание условий для перехода от господствующих социальных норм малодетности к социальным нормам среднедетности (3-4 ребенка в семье) |
|||||||
15. |
Показатель задачи 3: увеличение числа многодетных семей |
% |
6902 сем. - 100% (2010 г.) |
102% |
104% |
106% |
108% |
ведомственная отчетность |
16. |
Объем финансовых средств по мероприятиям |
тыс. руб. |
|
2050,0 |
2450,0 |
2771,0 |
3057,3 |
|
17. |
Эффективность мероприятий к показателю (общественная) |
|
|
0,86 |
0,94 |
0,92 |
0,90 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.