Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть программы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Развитие промышленности и сельского хозяйства в Липецкой области сопровождается неуклонным ростом добычи и потребления минерального сырья, увеличением спроса на многие виды общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОРПИ).
Минерально-сырьевой комплекс области включает в себя как месторождения полезных ископаемых, так и горнодобывающие, перерабатывающие предприятия. Он позволяет не только поддерживать промышленный потенциал, но и является важным источником бюджетных поступлений.
На территории Липецкой области расположены около 350 месторождений, перспективных участков и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, из них месторождений, содержащих песчаное сырье, числящихся на государственном балансе - 28, перспективных для доизучения участков недр - 46, месторождений, содержащих карбонатное сырье, числящихся на государственном балансе - 11, перспективных для доизучения участков недр - 13, месторождений, содержащих глинистое сырье, числящихся на государственном балансе - 22, перспективных для доизучения участков недр - 53, месторождений, содержащих торф, числящихся на государственном балансе - 11, перспективных для доизучения участков недр - 4.
В распределенном фонде недр находятся 46 месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Основное их количество приходится на Елецкий (14 объектов) и Липецкий (8 объектов) районы. В наименьшей степени развита горнорудная промышленность в Воловском, Долгоруковском и Лев-Толстовском районах.
Реализуемые на территории области программы, направленные на развитие жилищного строительства, современной и эффективной транспортной инфраструктуры напрямую связаны с интенсивным вовлечением в эксплуатацию месторождений общераспространенных полезных ископаемых и увеличением уровня их добычи и переработки. Уже в настоящее время имеется дефицит строительных песков и гравийно-песчаных материалов, строительного известняка и кирпичных глин.
Поэтому наиболее актуальными проблемами в сфере геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых на региональном уровне являются:
воспроизводство запасов и ресурсов общераспространенных полезных ископаемых;
развитие минерально-сырьевой базы отдельных видов общераспространенных полезных ископаемых;
информационно-аналитическое обеспечение системы недропользования.
Для достижения воспроизводства запасов и ресурсов общераспространенных полезных ископаемых на территории области и удовлетворения потребностей экономики области необходим поиск новых перспективных участков залегания полезных ископаемых. Учитывая объем добычи ОРПИ, ежегодный прирост запасов в количестве 5,2 млн. куб. м обеспечит воспроизводство минерально-сырьевой базы Липецкой области.
Увеличение антропогенной нагрузки на месторождения и перспективные к освоению участки недр, находящиеся в нераспределенном фонде, существенно влияет на горно-геологические условия разработки и инвестиционную привлекательность месторождений и, в конечном итоге, может привести к потере промышленной значимости объекта недропользования. Регулярное геолого-экологическое обследование месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, не вовлеченных в эксплуатацию, позволит своевременно оценить изменение свойств, состава и состояния геологической среды и предотвратить истощение недр.
Оценить современный потенциал минерально-сырьевой базы региона невозможно без осуществления постоянного мониторинга геологической среды.
Негативное влияние на состояние недр Липецкой области оказывают опасные экзогенные геологические процессы, техногенное загрязнение подземных вод, несанкционированные кустарные разработки и антропогенная нагрузка на месторождения, не вовлеченные в эксплуатацию.
На территории региона наиболее распространены оползневые, суффозионно-карстовые, эрозионные процессы, подтопление и заболачивание, что обусловлено геологическим строением, большим разнообразием типов форм рельефа в сочетании с новейшими тектоническими движениями. Порядка 15 участков проявления экзогенных процессов расположены вблизи хозяйственных объектов и месторождений полезных ископаемых. Осуществление регулярных наблюдений за развитием опасных геологических явлений позволит прогнозировать их активизацию для своевременного предупреждения чрезвычайных ситуаций и снижения наносимого ими ущерба.
На территории Липецкой области самым распространенным компонентом антропогенного воздействия на подземные воды являются нитраты. Около ста населенных пунктов пользуются подземными водами, в той или иной мере загрязненными нитратами выше санитарных норм, более 30 тыс. жителей 42 населенных пунктов Измалковского, Становлянского, Липецкого, Елецкого, Лебедянского районов потребляют воду с содержанием нитратов от 46,1 до 202,1 мг/д куб. м (при предельно допустимой концентрации (ПДК) - 45 мг/д куб. м).
Локальные очаги техногенного загрязнения железом, марганцем, фенолами, роданидами и аммонием обнаружены в г. Липецке, г. Ельце, что связано с деятельностью промышленных предприятий.
В подземных водах юго-западной части области (Долгоруковский, Хлевенский и Тербунский районы) выявлены повышенные концентрации бора, на восточной границе области (Добринский, Добровский, Чаплыгинский, Усманский районы) - железа, что имеет природный характер.
В отдельных населенных пунктах маловодных участков развития подземных вод Долгоруковского, Задонского, Тербунского и Липецкого районов в связи с падением естественных уровней подземных вод назревает проблема дефицита питьевой воды.
В связи с этим необходимо определять современное гидродинамическое и гидрохимическое состояние подземных вод и прогнозировать его изменение в естественных и природно-техногенных условиях, выявлять источники загрязнения и разрабатывать мероприятия по их ликвидации или снижению воздействия на эксплуатируемые водоносные горизонты.
Инвентаризация эксплуатационных гидрогеологических скважин, обеспечивающих питьевое водоснабжение населения Липецкой области, последний раз проводилась в период 2000 - 2004 годов, по результатам которой составлен кадастр скважин подземных вод. Ежегодно кадастр пополняется сведениями о вновь пробуренных и ликвидированных скважинах, информацией о качестве подземных вод. Для определения точного количества водоисточников, их технического оснащения и гидрохимического состояния необходимо провести ревизионное визуальное обследование всего фонда эксплуатационных скважин в 2013 - 2015 годах. Полученные данные будут использованы при разработке программ и мероприятий по обеспечению населения области качественной питьевой водой.
Мониторинг состояния подземных водоносных горизонтов осуществляется на 49 скважинах опорной государственной наблюдательной сети Липецкой области, расположенных в 6-ти районах области. В целях обеспечения достоверности результатов мониторинга и прогнозных оценок состояния подземных вод необходимо обустроить дополнительное количество наблюдательных скважин во всех районах региона и расширить опорную государственную наблюдательную сеть Липецкой области.
На решение проблем развития региона в сфере недропользования направлена областная целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Липецкой области на 2013 - 2020 годы".
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является воспроизводство минерально-сырьевой базы Липецкой области, рациональное использование и охрана недр.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- геологическое изучение и оценка состояния месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых;
- мониторинг и охрана геологической среды на территории Липецкой области.
Сроки реализации Программы: 2013 - 2020 годы.
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования мероприятий на весь период реализации Программы составит 40662,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 г. - 4622,0 тыс. рублей, 2014 г. - 4622,0 тыс. рублей, 2015 г. - 4622,0 тыс. рублей, 2016 г. - 4622,0 тыс. рублей, 2017 г. - 4622,0 тыс. рублей, 2018 г. - 4622,0 тыс. рублей, 2019 г. - 6100,0 тыс. рублей, 2020 г. - 6830,0 тыс. рублей.
Объемы расходов на выполнение Программы устанавливаются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год, ежегодно уточняется в процессе исполнения областного бюджета.
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Заказчиком Программы является администрация Липецкой области.
Разработчик Программы - управление экологии и природных ресурсов Липецкой области.
Разработчик:
- осуществляет координацию деятельности по реализации Программы;
- вносит в установленном порядке предложения по внесению изменений, приостановлению или прекращению действия Программы;
- вносит предложения по распределению и перераспределению финансовых средств;
- предоставляет отчетные данные в управления контроля и проверки исполнения администрации Липецкой области, экономики администрации Липецкой области и финансов Липецкой области в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года N 168 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
Исполнителем Программы является управление экологии и природных ресурсов Липецкой области.
Исполнитель Программы:
- осуществляет реализацию мероприятий Программы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- заключает государственные контракты и договоры;
- контролирует своевременность и качество выполнения мероприятий Программы.
5. Оценка эффективности Программы
Постановлением Администрации Липецкой области от 2 июля 2013 г. N 306 в таблицу "Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы" подраздела 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения
Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы
Таблица
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.