Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть целевой программы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа
В стране нормализуется социально-экономическая жизнь, укрепляется государственность и международный статус России. Тенденции экономического роста и активного включения России в динамичные глобальные процессы требуют резкого повышения ее конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры производства и потребления. Все это в свою очередь, выдвигает задачу подъема качества и эффективности образования на новый уровень, соответствующий масштабу стоящих проблем. В то же время, сохраняется множество негативных явлений и процессов, препятствующих выходу российского образования на уровень современных требований.
Анализ положения дел в разрезе названных приоритетов - "доступность, качество, эффективность", позволит обоснованно и целенаправленно строить программу конкретных действий на перспективу. При этом достижения становятся отправной точкой и ресурсом дальнейшего движения, а проблемные зоны обозначают направления первоочередных усилий при реализации районной целевой программы "Модернизация образования Липецкого муниципального района на 2011 - 2013 годы".
Результативность развития системы образования в современных условиях измеряется показателями качества образования, доступности и его соответствия потребностям рынка труда.
Сложившаяся в районе система образования обеспечивает непрерывность, доступность и качество дошкольного и общего образования, надежное функционирование образовательных учреждений.
Среди проблем, требующих первоочередного внимания, можно выделить следующие:
- недостаточное материально-техническое оснащение образовательного процесса;
- использование не в полной мере вариативности учреждений и программ.
Решению названных вопросов будет способствовать районная целевая программа "Модернизация образования Липецкого района на 2011 - 2013 годы", представляющая собой определение потребностей муниципальных учреждений образования по конкретным направлениям развития, определение целей и задач развития образования, прогнозируемый план на среднесрочную перспективу, комплекс мероприятий по достижению намеченных результатов.
Основными принципами, лежащими в основе Программы как инструмента, обеспечивающего развитие социально значимой отрасли района, являются:
- доступность качественного образования;
- целостность и системность образования;
- вариативность учреждений и программ;
- непрерывность и преемственность образования;
- ресурсная обеспеченность развития образования.
В ходе реализации Программы должна быть обеспечена гарантия доступности и качества конкурентоспособного образования для всех граждан населения района вне зависимости от места жительства и доходов на основе создания для этого оптимальных условий и дополнительных механизмов.
Особое значение имеет ориентация всей системы образования на воспитание здорового, грамотного гражданина России, имеющего достаточные навыки для обеспечения собственного благополучия и развития района.
В качестве основных направлений образовательной политики района, на достижение которых направлено содержание программных мероприятий, рассматриваются:
- повышение качества образования;
- максимальная поддержка и активизация творческого потенциала обучающих и обучаемых на основе традиционных культурных ценностей, современного содержания образования и эффективности педагогических технологий;
- обеспечение комплексных безопасных условий учебно-воспитательной деятельности.
В настоящее время в районе функционируют 29 муниципальных образовательных учреждений (11 - средних, 1 гимназия, 2 - основные, 1 начальная общеобразовательная школа, 3 - учреждения дополнительного образования детей, 11 - детских садов). Обучение и воспитание детей осуществляют 441 педагогический работник, из них 397 учителей.
Затраты на образование составляют 38% расходов бюджета района. Переход на отраслевую систему оплаты труда и развитие сети образовательных учреждений позволили повысить заработную плату работников отрасли.
Одной из проблем, стоящих перед системой образовательных учреждений района, была и остается - обеспечение безопасных и здоровых условий осуществления образовательного процесса. Возрастающие требования к системе образования вызывают необходимость наращивания ее ресурсного потенциала. Увеличение объемов затрат по-прежнему недостаточно для удовлетворения потребностей образовательных учреждений в материально-техническом оснащении. Требует покупки и замены спортивное оборудование, инвентарь, кухонно-технологическое оборудование и замена автобусов.
В последние годы наметилась тенденция по улучшению положения в системе дошкольного образования.
Основным путем решения проблемы дошкольного образования в районе является создание условий для увеличения охвата детей разными формами дошкольного образования, сохранения и укрепления здоровья. В детских садах в 2011 году воспитывается 915 детей (в 2010 - 852).
В 8 дошкольных группах МОУ СОШ с. Сырское, МОУ СОШ с. Новодмитриевка, МОУ СОШ с. Сухая Лубна, МОУ СОШ д. Новая Деревня, МОУ СОШ с. Кузьминские Отвержки воспитывается 123 ребенка. Охват детей от 1 года до 7 лет услугами дошкольного образования в 2011 году составляет 39%. На очереди в дошкольные учреждения района стоят 469 детей.
Реализация этих проблем потребует:
- развитие вариативных форм дошкольного образования;
- дальнейшее укрепление материально - технической базы дошкольных учреждений.
Базовым звеном системы образования является общее образование. Именно здесь должны произойти значительные перемены.
В условиях модернизации образования требуется переход общеобразовательных учреждений от работы в режиме функционирования к режиму развития, внедрению инновационных форм работы.
Вопрос сохранения здоровья детей - важнейшее направление деятельности учреждений образования.
Система образования использует и такой ресурс охраны здоровья детей, как организация их отдыха. В период зимних, весенних, летних, осенних каникул 2011 года на базе общеобразовательных школ работали 47 пришкольных лагерей с дневным пребыванием, в которых отдохнули 2605 учащихся, что составило 76,85% от количества учащихся 1 - 9 классов (за аналогичный период 2010 года отдохнуло 76,05%). Таким образом, охват пришкольными лагерями с дневным пребыванием увеличился на 0,8%.
Одна из главных составляющих сохранения здоровья детей - организация их питания. В районе требуется обновление кухонно - технологического оборудования.
Восстановление воспитательных функций образования рассматривается как одно из главных направлений профессионального вклада педагогов в оздоровление общества.
Развитие воспитания направлено на формирование гражданственности и патриотизма, здорового и нравственного образа жизни через совершенствование института классных руководителей.
Система дополнительного образования детей района представлена кружками и спортивными секциями, действующими как на базе школ, так и учреждений дополнительного образования.
Результатом деятельности системы дополнительного образования является успешное участие обучающихся в областных, всероссийских и между народных мероприятиях военно-патриотической, экологической, художественно-эстетической и спортивной направленности.
Требует решения проблема развития содержания дополнительного образования через создание авторских и адаптированных программ, совершенствование исследовательской деятельности.
Вопросы профилактики детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются определяющими в современный период. Их позитивное решение возможно на основе системного подхода с учетом всех социально-психологических факторов развития несовершеннолетних.
Остается актуальным вопрос организации работы с несовершеннолетними в вечернее время по месту жительства.
Улучшение материально-технической базы, расширение спектра и объема услуг дополнительного образования района будет способствовать интеграции системы общего образования с дополнительным в условиях усиления воспитательной составляющей образовательного процесса. Это позволит в большей степени обеспечить доступность услуг дополнительного образования.
2. Цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации
Программа ориентирована на достижение целей политики в области образования, а именно на:
- обеспечение доступности качественного образования соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации;
- удовлетворение различных образовательных потребностей детей и молодежи в рамках общего образования;
- защиту и улучшение положения детей, укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Для достижения целей Программы необходимо решение следующих задач:
- повышение эффективности кадрового обеспечения;
- совершенствование структуры и содержания общего образования;
- поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях;
- поддержка одаренных детей в образовательных учреждениях;
- развитие сети образовательных учреждений района;
- совершенствование профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений, формированию здорового образа жизни;
- модернизация учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- создание образовательной среды, способствующей социализации, формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников.
Реализация Программы рассчитана на период с 2011 по 2013 годы.
Постановлением Администрации Липецкого муниципального района Липецкой области от 29 декабря 2012 г. N 1350 в подраздел 3 раздела II настоящего приложения внесены изменения
3. Обоснование ресурсного обеспечения целевой программы
Объем финансирования районной целевой программы "Модернизация образования Липецкого муниципального района на 2011 - 2013 годы" составит 9719,188 тыс. рублей, из них в 2011 году - 492,1 тыс. рублей, 2012 - 5041,088 тыс. рублей, 2013 - 4186,0 тыс. рублей. Финансирование будет осуществляться из районного бюджета. Реализация Программы будет осуществляться в три этапа: первый этап - 2011 год, второй этап - 2012 год, третий этап - 2013 год.
4. Механизм реализации целевой программы и контроль за ходом ее выполнения
Реализация Программы предусмотрена за счет средств районного бюджета.
Заказчиком Программы является администрация района.
Разработчик Программы в установленные сроки представляет отчетные данные о ходе реализации целевой программы в соответствии с "Порядком разработки, утверждения и реализации районных целевых программ", утвержденным постановлением администрации Липецкого муниципального района Липецкой области N 1527 от 12.09.2011.
Разработчик создает на сайте администрации района раздел для информирования о реализации Программы.
Постановлением Администрации Липецкого муниципального района Липецкой области от 12 марта 2013 г. N 232 в подраздел 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения
5. Оценка эффективности целевой программы
N |
Наименование |
Величина в базовом году (до начала реализации Программы) |
Плановые значения по периодам действия целевой программы |
Источник определения значения показателей |
||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||||
1. |
Цель 1. Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации |
|||||
2. |
Индикатор цели 1: доля школьников, занимающихся в современных условиях, соответствующих федеральным государственным требованиям (ФГОС) (%) |
30 |
30 |
40 |
50 |
ведомственная отчетность |
3. |
Задача 1. Повышение эффективности кадрового обеспечения |
|||||
4. |
Показатель 1 задачи 1: доля педагогических работников, принимающих участие в конкурсах профессионального мастерства (%) |
10 |
10 |
11 |
12 |
ведомственная отчетность |
5. |
Объем финансовых средств по мероприятиям (тыс. рублей) |
|
120 |
58,41 |
93,0 |
|
6. |
Эффективность мероприятий к показателю 1 (общественная) |
0,6 |
0,65 |
0,75 |
0,8 |
|
7. |
Показатель 2 задачи 1: доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС (%) |
20 |
20 |
20 |
20 |
ведомственная отчетность |
8. |
Объем финансовых средств по мероприятиям (тыс. рублей) |
|
17 |
51,7 |
10 |
|
9. |
Эффективность мероприятий к показателю 2 (общественная) |
0,6 |
0,65 |
0,75 |
0,8 |
|
10. |
Показатель 3 задачи 1: доля педагогических работников, для которых соответствуют условия труда (%) |
- |
- |
30 |
60 |
ведомственная отчетность |
11. |
Объем финансовых средств по мероприятиям (тыс. рублей) |
- |
- |
57,0 |
214,5 |
|
12. |
Эффективность мероприятий к показателю 3 (общественная) |
- |
- |
0,3 |
0,6 |
|
13. |
Задача 2. Модернизация учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса |
|||||
14. |
Показатель 1 задачи 2: удовлетворенность качеством образования (%) |
39 |
- |
59 |
- |
ведомственная отчетность |
15. |
Объем финансовых средств по мероприятиям (тыс. рублей) |
|
- |
537 |
- |
|
16. |
Эффективность мероприятий к показателю 1 (общественная) |
- |
- |
0,96 |
- |
|
17. |
Задача 3. Создание образовательной среды, способствующей социализации, формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников |
|||||
18. |
Показатель 1 задачи 3: доля обучающихся общеобразовательных учреждений, участвующих в региональных мероприятиях спортивной направленности (%) |
10,0 |
- |
16,0 |
- |
ведомственная отчетность |
19. |
Объем финансовых средств по мероприятиям (тыс. рублей) |
|
- |
125,4 |
- |
|
20. |
Эффективность мероприятий к показателю 1 (общественная) |
- |
- |
0,82 |
- |
|
21. |
Показатель 2 задачи 3: доля общеобразовательных учреждений, в которых созданы условия для организации двухразового горячего питания обучающихся (%) |
60,0 |
- |
65,0 |
- |
ведомственная отчетность |
22. |
Объем финансовых средств по мероприятиям (тыс. рублей) |
|
- |
223 |
- |
|
23. |
Эффективность мероприятий к показателю 2 (общественная) |
- |
- |
0,75 |
- |
|
24. |
Цель 2. Удовлетворение различных образовательных потребностей детей и молодежи в рамках общего образования |
|||||
25. |
Индикатор цели 2: рост численности детей школьного возраста, получающих доступные дополнительные образовательные услуги (%) |
60 |
60 |
80 |
100 |
ведомственная отчетность |
26. |
Задача 1. Совершенствование структуры и содержания общего образования |
|||||
27. |
Показатель 1 задачи 1: увеличение учащихся, принимающих участие в областной спартакиаде допризывной молодежи (%) |
5 |
7 |
10 |
15 |
ведомственная отчетность |
28. |
Объем финансовых средств по мероприятиям (тыс. рублей) |
|
9 |
2 |
9 |
|
29. |
Эффективность мероприятий к показателю 1 (общественная) |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
30. |
Показатель 2 задачи 1: сохранение учащихся, сдающих ЕГЭ и ГИА в новой форме (%) |
100 |
100 |
100 |
100 |
ведомственная отчетность |
31. |
Объем финансовых средств по мероприятиям (тыс. рублей) |
|
10 |
30 |
8 |
|
32. |
Эффективность мероприятий к показателю 2 (общественная) |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
|
33. |
Задача 2. Поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях |
|||||
34. |
Показатель 1 задачи 2: увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья в областных конкурсах (%) |
5 |
7 |
10 |
15 |
ведомственная отчетность |
35. |
Объем финансовых средств по мероприятиям (тыс. рублей) |
|
10,0 |
0 |
0 |
|
36. |
Эффективность мероприятий к показателю 1 (общественная) |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
0,75 |
|
37. |
Задача 3. Поддержка одаренных детей в образовательных учреждениях |
|||||
38. |
Показатель 1 задачи 3: увеличение количества учащихся - победителей и призеров регионального этапа олимпиады школьников (человек) |
1 |
2 |
3 |
4 |
ведомственная отчетность |
39. |
Объем финансовых средств по мероприятиям (тыс. рублей) |
|
40,0 |
104 |
36,0 |
|
40. |
Эффективность мероприятий к показателю 1 (общественная) |
1,5 |
1,1 |
1,1 |
1 |
|
41. |
Задача 4. Развитие сети образовательных учреждений района |
|||||
42. |
Показатель 1 задачи 4: увеличение количества детей, охваченных услугами дошкольного образования (%) |
37 |
- |
56,8 |
59,0 |
ведомственная отчетность |
43. |
Объем финансовых средств по мероприятиям (тыс. рублей) |
|
- |
3425,516 |
3785,5 |
|
44. |
Эффективность мероприятий к показателю 1 (общественная) |
0,84 |
- |
0,85 |
- |
|
45. |
Показатель 2 задачи 4: увеличение доли школ, ведущих самостоятельно бухгалтерский учет (%) |
0 |
6,3 |
53,9 |
- |
ведомственная отчетность |
46. |
Объем финансовых средств по мероприятиям (тыс. рублей) |
|
240 |
134,574 |
- |
|
47. |
Эффективность мероприятий к показателю 2 (общественная) |
0,8 |
0,85 |
0,9 |
- |
|
48. |
Показатель 3 задачи 4: удовлетворение потребности в приобретении транспортных средств для подвоза обучающихся (%) |
100 |
100 |
100 |
- |
ведомственная отчетность |
49. |
Объем финансовых средств по мероприятиям (тыс. рублей) |
|
240,0 |
254,988 |
- |
|
50. |
Эффективность мероприятий к показателю 3 (общественная) |
0,6 |
0,65 |
0,75 |
- |
|
51. |
Цель 3. Защита и улучшение положения детей, укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
|||||
52. |
Индикатор цели 3: увеличение числа обучающихся, охваченных профилактической работой по предупреждению безнадзорности и правонарушений (чел.) |
|
90 |
100 |
100 |
ведомственная отчетность |
53. |
Задача 1. Совершенствование профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений, формированию здорового образа жизни |
|||||
54. |
Показатель задачи 1: сокращение количества обучающихся общеобразовательных учреждений, совершивших преступления и административные правонарушения (человек) |
153 |
- |
115 |
95 |
мониторинг |
55. |
Объем финансовых средств по мероприятиям (тыс. рублей) |
60,0 |
- |
37,5 |
30,0 |
|
56. |
Эффективность мероприятий к показателю 1 (общественная) |
- |
- |
1 |
1 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.