Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть программы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Состояние и перспективное развитие здравоохранения в значительной степени зависит от подготовки, профессионального уровня и обеспеченности системы здравоохранения Липецкой области (далее - области) медицинскими кадрами, как главным ресурсом здравоохранения.
На 1 января 2012 года в системе здравоохранения области работают 4005 врачей и 12264 средних медицинских работников. Обеспеченность на 10 тыс. населения врачами составляет 34,2, средними медицинскими работниками - 104,7. Укомплектованность медицинских организаций государственной системы здравоохранения области (далее - медицинские организации области) врачебными кадрами в целом по организации составляет 91,8% (с учетом коэффициента совместительства 1,7), средними медицинскими работниками - 96,4% (с учетом коэффициента совместительства 1,3). Соотношение врач/медсестра в области - 1/3. 98% врачей и 96% средних медицинских работников имеют сертификат специалиста.
Актуальной для всех этапов оказания медицинской помощи в области является задача кадрового обеспечения медицинских организаций области. Решение данной задачи - одно из приоритетных направлений деятельности управления здравоохранения области.
Для обеспечения потребности во врачах по основным специальностям с учетом объемов медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи реализуются мероприятия по формированию штатных должностей медицинских организаций в соответствии с утвержденными федеральными порядками оказания медицинской помощи.
Формирование, сохранение и развитие качества потенциала медицинских кадров невозможно без профессионального развития. В условиях реформы здравоохранения профессиональное развитие медицинских кадров является гарантией обеспечения качества их потенциала даже в условиях ограниченного финансирования и дефицита кадровых ресурсов.
Профессиональное развитие включает мероприятия по совершенствованию теоретических знаний и практических навыков врачей и средних медицинских работников, необходимых для замещения должностей, в том числе и в порядке должностного роста.
С целью получения дополнительного профессионального образования в области сформирована система обучения, обеспечивающая врачей и средних медицинских работников своевременным прохождением курсов повышения квалификации и переподготовки.
Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и использования средних медицинских работников, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения. Подготовка специалистов со средним медицинским образованием для медицинских организаций области осуществляется в ООАУ СПО "Липецкий медицинский колледж", ООАУ СПО "Елецкий медицинский колледж", ГБОУ СПО "Усманское медицинское училище". В соответствии с потребностью медицинских организаций области в медицинских работниках со средним медицинским образованием, управлением здравоохранения области ежегодно формируется государственное задание для вышеуказанных учебных заведений.
Действенность кадровой политики и системы управления кадровыми ресурсами здравоохранения области обеспечивается поддержанием высокого профессионального уровня руководящего состава. Для этого руководители медицинских организаций области и их заместители проходят периодическое обучение, тематическое усовершенствование и повышение квалификации по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье".
В ООАУ ДПО "Центр последипломного образования" с 2009 года успешно осуществляется дистанционное обучение как инновационная форма ведения образовательного процесса. Дистанционная форма обучения предоставляет возможность привлечь к преподаванию специалистов высокого уровня квалификации, для которых выезд невозможен, и реализовать общение в режиме реального времени. С этой целью создан региональный телеобучающий центр, связанный телекоммуникационными каналами с ведущими клиническими центрами Москвы, Екатеринбурга, Воронежа. За последние 3 года дистанционное обучение прошли 647 врачей и 564 средних медицинских работника.
С 2012 года активно развивается проект "Электронная медицинская библиотека", обеспечивающий доступ врачей и средних медицинских работников к актуальной медицинской информации в сети Интернет.
Вместе с тем, сохраняется острота проблемы кадрового обеспечения здравоохранения области. Основная проблема кадрового обеспечения связана с недостаточным приростом численности врачей, в том числе молодых специалистов, особенно в сельской местности, старением кадров, сохраняющейся диспропорцией в обеспеченности медицинскими кадрами между отдельными территориями, городом и селом, врачами и средними медицинскими работниками, недостаточным уровнем квалификации практикующих специалистов.
Уровень обеспеченности медицинских организаций области врачами в целом за последние годы несколько вырос, но отмечается диспропорция этого роста по отдельным муниципальным образованиям более чем вдвое. Асимметрия показателей обеспеченности кадрами в области негативно влияет на доступность и качество медицинской помощи.
Максимальная концентрация врачей на 10 тыс. населения отмечается в городах: Липецк (33,7) и Елец (31,7). Наиболее низкие показатели обеспеченности населения врачами отмечаются в муниципальных районах: Грязинском, Воловском, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Лев-Толстовском, Липецком, Чаплыгинском - от 13,9 до 17,9 на 10 тыс. населения.
В Краснинском, Задонском, Тербунском, Хлевенском, Становлянском муниципальных районах - от 20,1 до 22,5 на 10 тыс. населения.
Укомплектованность врачами составляет по области 92%, по муниципальным районам - 86,7%. Наиболее низкие показатели укомплектованности врачами отмечаются в Становлянском (69,5%), Измалковском (70,6%), Грязинском (74,4%) и Воловском (78,7%) муниципальных районах.
Во многих муниципальных районах достаточный уровень укомплектованности достигается за счет высокого коэффициента совместительства. Например, при высоком показателе укомплектованности врачами коэффициент совместительства в Задонском и Чаплыгинском муниципальных районах составляет 1,8, в Грязинском, Лев-Толстовском и Лебедянском муниципальных районах - 1,6.
Показатели укомплектованности средними медицинскими работниками по территориям области колеблются от 87,2% (Становлянский муниципальный район) до 100% (Задонский, Тербунский, Чаплыгинский муниципальные районы).
При анализе кадрового состава в медицинских организациях количество врачей старше 50 лет составило около 30%, в том числе пенсионеров по возрасту - 22%. Число работающих медицинских сестер пенсионного возраста - 13%. Проблему усугубляет неисполнение студентами, подготовленными по целевому направлению, взятых на себя обязательств по прибытию на работу в медицинские организации области, сохранение оттока медицинских работников в другие сферы экономической деятельности, внутренняя и внешняя миграция врачей и средних медицинских работников.
Сохраняющийся отток врачей из медицинских организаций объясняется невысоким престижем профессии медицинского работника, связанным с низкой заработной платой и недостаточными мерами социальной поддержки медицинских работников и членам их семей. На ситуацию с обеспеченностью квалифицированными врачами и их отток оказывает влияние территориальная близость города Москвы и Московской области, в медицинских организациях которых предлагаются более выгодные условия оплаты труда.
При поступлении в целевую ординатуру или интернатуру с выпускником медицинского высшего учебного заведения (далее - ВУЗ) а заключается трехсторонний договор между управлением здравоохранения области, медицинской организацией и врачом. В данном договоре врач после окончания обучения обязуется отработать в медицинской организации не менее 3 лет, а медицинская организация гарантирует трудоустройство по полученной специальности, однако только около 60% выпускников трудоустраиваются в медицинские организации области, с которыми был заключен договор о трудоустройстве при поступлении.
Основной причиной отказа выпускников с медицинским образованием работать по специальности, в сельской местности в особенности, является низкий уровень заработной платы в медицинских организациях, недостаточное выделение льготного жилья и иных мер социальной поддержки молодых специалистов.
За 2010 год всего принято в медицинские организации области 340 врачей, уволено 525, принято 814 средних медицинских работников, уволено 999. В сентябре 2010 года приступили к работе в медицинских организациях области 159 молодых врачей и 236 средних медицинских работников. За 2011 год всего принято в медицинские организации области 474 врача, уволено 525, принято 1067 средних медицинских работников, уволено 1406. В 2011 году приступили к работе в медицинских организациях области 86 молодых врачей и 178 средних медицинских работников.
Анализ данных об обеспеченности врачами в 2010 - 2012 годах показал, что по ряду специальностей наблюдается устойчивая тенденция снижения показателей: "анестезиология-реаниматология" - на 8,6%; "педиатрия", "неонтология" - на 9,6%; "фтизиатрия" - на 9,3%; "психиатрия" - на 15,4%.
По ряду специальностей прослеживается тенденция роста показателя обеспеченности врачами: "кардиология" - на 12,1%; "функциональная диагностика" - на 11,1%, "травматология и ортопедия" - на 9,6%; "оториноларингология" - на 7,8%. По ряду специальностей - "ревматология", "нефрология", "гематология", "профпатология", "нейрохирургия" - показатель обеспеченности врачами сохраняется неизменным.
В целом по состоянию на 1 января 2012 года дефицит врачей в государственной системе здравоохранения области составил 25,7%, или 1551 физическое лицо, на фоне относительно благополучного уровня обеспеченности средними медицинскими работниками, в том числе в медицинских организациях области, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях - 976, в стационарных - 575.
По профилям деятельности фактический дефицит врачей представлен следующим образом: терапевтический - 208 человек, хирургический - 139 человек, педиатрический - 259 человек, психиатрический - 68 человек, врачи других специальностей - 877 человек. Наибольший дефицит врачей отмечается по специальностям: "анестезиология-реаниматология" - укомплектованность 65%; "фтизиатрия" - 55%; "неонтология" - 52%, "хирургия" - 48%, "терапия" - 45%, "психиатрия" - 41%.
Для преодоления сложившегося дефицита обеспеченности медицинскими работниками в здравоохранении области предпринимаются определенные меры по сохранению и развитию кадрового потенциала отрасли, повышению его профессионального уровня, оптимизации численности и состава.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" законодательством области реализуются комплексные меры социальной поддержки медицинских работников, в том числе и по обеспечению жильем врачей.
Начиная с 2001 года, выделены 914 квартир, в том числе за счет бюджетов разных уровней - 244, на условиях льготного ипотечного кредитования и через ОГУП "Свой дом" - 670.
Планом мероприятий, обеспечивающих достижение установленных Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", важнейших целевых показателей в области предусматривается реализация мер, направленных на повышение к 2018 году средней заработной платы врачей (до 200% от средней заработной платы в регионе), младшего персонала и средних медицинских работников (до 100% от средней заработной платы в регионе).
Вместе с тем, в здравоохранении области сохраняется ряд основных проблем в сфере региональной кадровой политики и управления трудовыми ресурсами:
1) неадекватность численности и структуры медицинских кадров объемам выполняемой деятельности, задачам и направлениям модернизации здравоохранения;
2) несбалансированность медицинского персонала по структуре между: врачами общего профиля и узкими специалистами; врачами и средними медицинскими работниками; различными административно-территориальными образованиями, городской и сельской местностью; медицинскими организациями первичного звена и специализированных видов медицинской помощи;
3) несоответствие подготовки медицинских работников потребностям практического здравоохранения;
4) недостаточное использование методов планирования численности медицинского персонала;
5) относительно невысокий, в сравнении со средними показателями производственной деятельности в регионе, уровень заработной платы;
6) рост тенденции оттока из региональной системы здравоохранения молодых и опытных медицинских работников;
7) недостаточно активное участие в решении кадровых вопросов профессиональных общественных организаций.
Решение кадровой проблемы предусматривает разработку планомерных подходов и направлений на основе проведения анализа фактического состояния, изучения тенденций, сложившихся в этой области с использованием программно-целевого метода управления в ходе их решения.
Программно-целевой метод позволяет последовательно решать задачи в сфере кадровой политики с учетом их приоритетов, динамики социально-экономического развития области в целом. Необходимость государственной поддержки Программы определяется условиями ее реализации в установленные сроки.
2. Цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации
Целями Программы являются:
1. Совершенствование и перспективное развитие обеспеченности здравоохранения Липецкой области медицинскими кадрами.
2. Поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также регионального кадрового дисбаланса.
3. Обеспечение притока в медицинские организации области врачей и средних медицинских работников, позволяющего восполнять естественную убыль.
4. Планирование подготовки и трудоустройства медицинских работников с использованием современных технологий кадрового менеджмента, эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить медицинские организации квалифицированными кадрами, способными улучшить качество оказания медицинской помощи населению.
5. Повышение престижа профессии медицинского работника.
Для достижения поставленных целей в рамках Программы планируется решение следующих задач:
1. Формирование системы управления кадровым потенциалом здравоохранения области с учетом структуры региональной потребности в медицинских кадрах, их оптимального размещения и эффективного использования.
2. Достижение полноты укомплектованности медицинских организаций области медицинскими работниками.
3. Создание условий для планомерного роста профессионального уровня знаний и умений медицинских работников.
4. Обеспечение социальной защиты, повышение качества жизни медицинских работников на основе приведения оплаты труда в соответствие с объемами, сложностью и эффективностью оказания медицинской помощи.
5. Регулирование подготовки и сохранение медицинских кадров для здравоохранения области с помощью мониторинга кадров при реализации его организационно-методической, информационно-аналитической поддержки.
Срок реализации Программы 2013 - 2017 годы.
Программа реализуется в 5 этапов.
I этап (2013 год) - реализация мероприятий по привлечению и закреплению медицинских кадров с целью повышения укомплектованности медицинских организаций области (осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта);
реализация мероприятий по повышению престижа и социальной значимости профессии врача и среднего медицинского работника;
реализация мероприятий по целевой подготовке медицинских работников с высшим и средним медицинским образованием;
реализация мероприятий по повышению квалификации медицинских работников с высшим и средним медицинским образованием по программам дополнительного медицинского образования;
проведение оценки уровня квалификации медицинских кадров;
создание обучающего симуляционного центра по специальностям "акушерство", "неонатология";
укрепление материально-технической базы средних медицинских образовательных учреждений области;
развитие центра дистанционного обучения;
реализация мероприятий по созданию условий для перехода на "эффективный контракт" медицинских организаций области - центральных районных больниц и районных стоматологических поликлиник;
II этап (2014 год) - реализация мероприятий по повышению престижа и социальной значимости профессии врача и среднего медицинского работника;
реализация мероприятий по целевой подготовке медицинских работников с высшим и средним медицинским образованием;
реализация мероприятий по повышению квалификации медицинских работников с высшим и средним медицинским образованием по программам дополнительного медицинского образования;
проведение оценки уровня квалификации медицинских кадров;
создание обучающего симуляционного центра по специальностям "интенсивная терапия", "реаниматология";
укрепление материально-технической базы средних медицинских образовательных учреждений;
развитие центра дистанционного обучения;
реализация мероприятий по созданию условий для перехода на "эффективный контракт" медицинских организаций области;
III этап (2015 год) - реализация мероприятий по повышению престижа и социальной значимости профессии врача и среднего медицинского работника;
реализация мероприятий по целевой подготовке медицинских работников с высшим и средним медицинским образованием;
реализация мероприятий по повышению квалификации медицинских работников с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием по программам дополнительного медицинского образования;
проведение оценки уровня квалификации медицинских кадров;
укрепление материально-технической базы средних медицинских образовательных учреждений;
развитие центра дистанционного обучения;
реализация мероприятий по созданию условий для перехода на "эффективный контракт" медицинских организаций области;
IV этап (2016 год) - реализация мероприятий по повышению престижа и социальной значимости профессии врача и среднего медицинского работника;
реализация мероприятий по целевой подготовке медицинских работников с высшим и средним медицинским образованием;
реализация мероприятий по повышению квалификации медицинских работников с высшим и средним медицинским образованием по программам дополнительного медицинского образования;
проведение оценки уровня квалификации медицинских кадров;
укрепление материально-технической базы средних медицинских образовательных учреждений;
развитие центра дистанционного обучения;
реализация мероприятий по созданию условий для перехода на "эффективный контракт" медицинских организаций города Липецка;
V этап (2017 год) - реализация мероприятий по повышению престижа и социальной значимости профессии врача и среднего медицинского работника;
реализация мероприятий по целевой подготовке медицинских работников с высшим и средним медицинским образованием;
реализация мероприятий по повышению квалификации медицинских работников с высшим и средним медицинским образованием по программам дополнительного медицинского образования;
проведение оценки уровня квалификации медицинских кадров;
укрепление материально-технической базы средних медицинских образовательных учреждений;
развитие центра дистанционного обучения;
реализация мероприятий по созданию условий для перехода на "эффективный контракт" медицинских организаций города Ельца.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации мероприятий Программы из средств областного бюджета прогнозно потребуется 129555,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 год - 44093,0 тыс. рублей;
2014 год - 33688,0 тыс. рублей;
2015 год - 17256,0 тыс. рублей;
2016 год - 16999,0 тыс. рублей;
2017 год - 17519,5 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год.
4. Механизм реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы - администрация области.
Реализация Программы обеспечивается исполнением программных мероприятий. Мероприятия Программы взаимосвязаны с целями и задачами, на решение которых они направлены.
Исполнители Программы - управление здравоохранения области, управление образования и науки области:
выполняют обязательства по реализации мероприятий Программы в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
обеспечивают выполнение показателей Программы;
осуществляют анализ эффективности программных мероприятий.
Управление здравоохранения области осуществляет:
координацию деятельности по реализации Программы;
оказание методической помощи и содействия в рамках своей компетенции исполнителям и участникам Программы;
подготовку предложений по уточнению и корректировке программных мероприятий;
подготовку предложений по уточнению объемов расходов на выполнение мероприятий Программы в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год;
представляет отчетные данные в управление контроля и проверки исполнения администрации области, управление экономики администрации области, управление финансов области о ходе реализации Программы в соответствии с постановлением администрации области от 28 ноября 2007 года N 168 "О Порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ".
Управление образования и науки области предоставляет управлению здравоохранения области информацию о ходе реализации мероприятий Программы: по итогам 1-го квартала, 1-го полугодия, 9 месяцев - до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года - до 15 января года, следующего за отчетным.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
5. Оценка эффективности Программы
Эффективность Программы оценивается путем сравнения фактических и плановых значений индикатора и показателей в каждом периоде действия Программы при условии достаточного финансирования соответствующих мероприятий Программы.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит к 2017 году обеспечить достижение следующих показателей эффективности:
1. Кадровое обеспечение здравоохранения. Индикаторы совершенствования планирования численности и структуры кадров работников здравоохранения:
обеспеченность населения Липецкой области врачами на 10 тыс. населения - 40,4;
обеспеченность средними медицинскими работниками на 10 тыс. населения - 129,3;
соотношение врачей и средних медицинских работников - 1/3;
обеспеченность врачами сельского населения на 10 тыс. населения - 20,0;
обеспеченность средними медицинскими работниками сельского населения на 10 тыс. населения - 86,2;
обеспеченность врачами клинических специальностей на 10 тыс. населения - 27,0;
укомплектованность медицинских организаций государственной системы здравоохранения Липецкой области, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях врачами и средними медицинскими работниками - 93,6%;
укомплектованность медицинских организаций государственной системы здравоохранения Липецкой области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь врачами и средними медицинскими работниками - 95,2%;
темп прироста численности врачей по особо востребованным в Липецкой области специальностям - 4,5%;
темп прироста численности средних медицинских работников по особо востребованным в Липецкой области специальностям - 3%.
2. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника:
доля специалистов с медицинским образованием, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Липецкой области, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские организации государственной системы здравоохранения Липецкой области - 84%;
доля медицинских организаций, перешедших на "эффективный контракт" с медицинскими работниками - 100%;
число мероприятий по повышению престижа профессии, проводимых на уровне Липецкой области - 5;
число врачей, привлеченных на работу в медицинские организации государственной системы здравоохранения Липецкой области - 600;
число средних медицинских работников, привлеченных на работу в медицинские организации государственной системы здравоохранения Липецкой области - 2000.
3. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров:
количество врачей, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования - 5051;
количество подготовленных специалистов по программам послевузовского профессионального образования в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования - 611;
количество медицинских работников со средним медицинским образованием, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях среднего и дополнительного профессионального образования - 12302;
число абитуриентов, направленных на целевую подготовку по программам высшего, среднего, послевузовского профессионального образования - 559;
число мест в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Липецкой области, финансируемых в рамках сформированного государственного задания - 1324;
число мест в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Липецкой области, финансируемых за счет собственных средств граждан и юридических лиц - 660;
соотношение числа мест в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Липецкой области, финансируемых в рамках сформированного государственного задания и финансируемых за счет собственных средств граждан и юридических лиц - 2/1;
число специалистов со средним медицинским образованием, окончивших образовательные учреждения среднего профессионального образования Липецкой области - 2010;
доля врачей, имеющих квалификационную категорию из числа работающих в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Липецкой области - 70%;
доля средних медицинских работников, имеющих квалификационную категорию из числа работающих в медицинских организациях государственной системы здравоохранения Липецкой области - 72%;
доля медицинских работников, прошедших оценку уровня квалификации - 100%;
доля аккредитованных медицинских и фармацевтических работников - 20%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.