Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть
Постановлением Администрации Липецкой области от 14 ноября 2012 г. N 450 в подраздел 1 раздела II настоящего приложения внесены изменения
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Программа направлена на улучшение инвестиционного климата Липецкой области, обеспечивающего увеличение притока инвестиций.
Настоящая Программа, ее структура и ожидаемые результаты реализации соответствуют приоритетам развития отраслей экономики, определенным Программой социально-экономического развития Липецкой области, Инвестиционной стратегией Липецкой области на период до 2020 года и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития региона. Имеющий место недостаток инвестиционных ресурсов отрицательно сказывается на темпах структурных изменений в экономическом комплексе области.
Существует ряд проблем, препятствующих повышению эффективности инвестиционного процесса в области:
- административные барьеры;
- недостаточная инфраструктурная насыщенность территорий области;
- замедленное развитие "точек роста" Липецкой области - особых экономических зон федерального и регионального уровней, технопарков и индустриальных парков;
- недостаточное развитие инвестиционной инфраструктуры области.
Организация деятельности Центра сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна" осуществляется в целях привлечения потенциальных инвесторов, увеличения привлекательности инвестиционных площадок Липецкой области за счет доступности информации, активного информирования посредством использования возможностей Интернет, расширения информационного поля, упрощения, сокращения временных и финансовых издержек инвесторов и заинтересованных лиц, а также повышения потребительской комфортности оказания им государственных и бизнес-услуг, в том числе за счет:
получения комплекса услуг в одном месте;
безвозмездного получения услуг, необходимых для начала реализации проекта;
сокращения сроков получения разрешительной документации;
возможности приема и выдачи документов, а также их предварительного согласования в электронном виде по каналам связи;
обеспечения непрерывного доступа инвесторов с использованием Интернет технологий к информации о состоянии обработки сданных документов и принятых по ним управленческих решениях.
Принцип "одного окна" - совокупность мер нормативно-правового, организационного, технологического характера, программных, материально-технических и иных средств, направленных на создание условий для предоставления услуг инвесторам в едином месте: консультаций, приема, регистрации и выдачи документов с предоставлением возможности получения одновременно нескольких взаимосвязанных услуг и сокращением количества документов, предоставляемых заявителями для получения указанных услуг.
Программа направлена на решение вопросов дальнейшего совершенствования организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности.
Комплексная реализация задач, изложенных в данной Программе, позволит положительным образом воздействовать на инвестиционный климат Липецкой области, будет способствовать его улучшению.
Настоящая Программа предназначена для координации усилий органов государственной власти Липецкой области и субъектов инвестиционной деятельности. Ожидаемым результатом реализации Программы является создание эффективно действующей среды, обеспечивающей взаимодействие всех элементов инвестиционной системы области - инвесторов, регионального бизнеса, органов власти.
Анализ ситуации в инвестиционной сфере Липецкой области
Для экономики региона характерна положительная динамика привлечения инвестиций в основной капитал. На инвестиционном рынке важнейшими конкурентными преимуществами области по-прежнему остаются высокий уровень инвестиционной безопасности и достаточно развитая инфраструктура.
Стабильный рост инвестиций в области начался с 2000 г., и среднегодовой темп роста за этот период составил более 120%. За период 2000 - 2010 гг.(2010 год к 2000 г.) инвестиции в основной капитал по области возросли в 5,9 раза, по России в целом - в 2,2 раза, в ЦФО лишь в 1,8 раза.
По объему инвестиций на душу населения область стабильно находится в первой пятерке среди других субъектов РФ в ЦФО, в том числе по итогам 2009 и 2010 годов - на первом месте.
Важным показателем инвестиционной активности является доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте. Доля инвестиций в ВРП в Липецкой области в течение 2000 - 2010 гг. увеличилась с 12,9% до 37,6%.
Основные показатели
инвестиционной деятельности в области
Таблица 1
|
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах, млрд. руб.) |
6,3 |
30,3 |
44,6 |
64,7 |
81,5 |
83,6 |
94,4 |
Инвестиции в основной капитал на душу населения (тыс. руб.) |
5,1 |
25,6 |
37,8 |
55,2 |
69,9 |
72,2 |
80,5 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году) |
126 |
100,6 |
134,6 |
129,8 |
106,9 |
92 |
109 |
Доля инвестиций в основной капитал в ВРП, % |
12,9 |
20,9 |
24,9 |
30,8 |
33,5 |
36,7 |
37,6 |
Другой важной характеристикой развития инвестиционной деятельности в области являются источники финансирования инвестиций. Для экономики области характерна высокая доля собственных средств предприятий в источниках инвестиций - около 60%.
То есть инвестиционное поведение предприятий свидетельствует о том, что они ориентируются на собственные средства. Государственные средства (бюджетные и средства внебюджетных фондов) и кредиты банков в 2010 году составляют 20% и 9% соответственно.
Источники финансирования инвестиций в основной капитал (в %)
Таблица 2
Годы |
Собственные средства |
Привлеченные средства |
из них кредиты банков |
Бюджетные средства |
из них |
|
федеральный бюджет |
бюджеты субъектов РФ |
|||||
2000 |
62,9 |
37,1 |
0,8 |
23,4 |
9,7 |
11,2 |
2005 |
63,4 |
36,6 |
10,3 |
18 |
5,5 |
9,3 |
2006 |
53,1 |
46,9 |
23,6 |
9,8 |
3,5 |
4,6 |
2007 |
51,2 |
48,8 |
21 |
8 |
1,7 |
4,4 |
2008 |
59,6 |
40,4 |
17,6 |
12 |
8 |
2,4 |
2009 |
67,4 |
32,6 |
9,7 |
14,2 |
11,0 |
1,6 |
2010 |
59,4 |
40,6 |
9,2 |
20,3 |
17,6 |
1,6 |
Структура распределения инвестиций по видам экономической деятельности определяется сложившейся структурой хозяйственного комплекса области. Для Липецкой области структура инвестиций характеризуется высокой долей реального сектора экономики, в первую очередь обрабатывающих производств - около 50% и сельского хозяйства - более 10%.
В обрабатывающих отраслях наибольшая доля приходится на металлургическое производство и производство пищевых продуктов.
Липецкая область находится в первой десятке регионов в ЦФО по объему привлеченных иностранных инвестиций.
В экономику области поступают инвестиции из 18 стран. Основные страны-инвесторы - Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды, Франция.
Объем накопленных иностранных инвестиций по состоянию на 01.07.2011 г. составлял 22,6 млрд. долларов США. Более 99% накопленных иностранных вложений сосредоточено в обрабатывающих производствах.
Иностранные инвестиции полностью концентрируются в трех муниципальных образованиях - городе Липецке, Лебедянском и Грязинском районах, на все остальные муниципальные образования приходится 0,7%.
Динамика поступлений иностранных инвестиций, млн. долл. США
Таблица 3
Годы |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Объем |
1,4 |
44,2 |
136,42 |
198,9 |
1763,3 |
331,09 |
854,1 |
% к предыдущему году |
11 |
4 |
в 3,8 р. |
146 |
в 8,9 р. |
18,8 |
в 2,6 р. |
На протяжении последних лет авторитетные международные рейтинговые службы присваивают Липецкой области высокие кредитные рейтинги - высоко оценивают кредитоспособность и ликвидность региона, что является показателем благополучия социально-экономической ситуации. Минимальные риски, по мнению экспертов, отражают сильную экономику Липецкой области и устойчивую ситуацию с исполнением бюджета.
Несмотря на стабилизацию роста инвестиций в экономику области, дальнейшее развитие инвестиционной деятельности требует принятия соответствующих мер.
По инвестиционному потенциалу на протяжении десяти лет область находится на сороковых местах в рейтинге субъектов Российской Федерации.
Ранг инвестиционного потенциала области
Таблица 4
2000 2001 |
2001 2002 |
2002 2003 |
2003 2004 |
2004 2005 |
2005 2006 |
2006 2007 |
2007 2008 |
2008 2009 |
2009 2010 |
40 |
41 |
38 |
38 |
34 |
44 |
45 |
43 |
41 |
42 |
Составляющие рейтинга инвестиционного потенциала области в 2009 - 2010 годах и их ранг
Таблица 5
Трудовой |
Потребительский |
Производственный |
Финансовый |
Институциональный |
Инновационный |
Инфраструктурный |
Природно-ресурсный |
Туристический |
52 |
35 |
28 |
38 |
54 |
59 |
8 |
72 |
61 |
Ранг природно-ресурсной составляющей (72) является традиционно невысоким, так как рассчитывается на основе средневзвешенной обеспеченности территорий балансовыми запасами основных видов природных ресурсов.
Достаточно низкое место области (61) по туристической составляющей инвестиционного потенциала. Развитие туристско-рекреационных зон должно стать перспективным направлением привлечения инвестиционных ресурсов.
Необходимо развитие инновационной деятельности для повышения ранга инновационной составляющей (59).
Приведенные показатели свидетельствуют о необходимости преодоления конкурентного отставания в борьбе за привлечение инвестиционных ресурсов.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основной целью Программы является улучшение инвестиционного климата, обеспечивающего увеличение притока инвестиций.
Эта цель соответствует ключевым приоритетам в экономике области - повышение инвестиционной привлекательности области в целом и ее отдельных муниципальных образований, активная поддержка эффективных инвестиционных проектов по производству конкурентоспособной продукции, переход в режим инновационного развития, совершенствование механизма привлечения инвестиций, развитие инвестиционной инфраструктуры области.
Основные задачи Программы:
- создание благоприятной для инвестиций административной среды;
- стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств;
- повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов и привлечение новых инвесторов.
Реализация Программы рассчитана на период 2012 - 2014 годы. Программа реализуется в один этап.
Постановлением Администрации Липецкой области от 13 мая 2013 г. N 222 в подраздел 3 раздела II настоящего приложения внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование программных мероприятий предусматривается осуществлять за счет средств областного бюджета.
Общий объем финансирования Программы прогнозно составляет 72067,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 г. - 13387,0 тыс. рублей;
2013 г. - 29170,0 тыс. рублей;
2014 г. - 29510,0 тыс. рублей.
Управлению инвестиций и международных связей Липецкой области предусматривается:
2012 г. - 9 500,0 тыс. рублей;
2013 г. - 11920,0 тыс. рублей;
2014 г. - 9 960,0 тыс. рублей.
Управлению инновационной и промышленной политики Липецкой области предусматривается:
2012 г. - 3 887,0 тыс. рублей;
2013 г. - 17 250,0 тыс. рублей;
2014 г. - 19 550,0 тыс. рублей;
Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Постановлением Администрации Липецкой области от 14 ноября 2012 г. N 450 в подраздел 4 раздела II настоящего приложения внесены изменения
4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения
Заказчиком Программы является администрация Липецкой области.
Управление инвестиций и международных связей Липецкой области является разработчиком Программы и осуществляет:
- выполнение мероприятий Программы (в соответствии с системой программных мероприятий);
- аналитическую работу по оценке отклонений фактических результатов от их запланированных показателей в рамках реализации Программы;
- ежеквартальный мониторинг реализации Программы;
- подготовку предложений по уточнению объемов расходов на выполнение мероприятий Программы в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год.
Исполнитель Программы выполняет обязательства по реализации мероприятий Программы в соответствии с доведенными лимитами предельных объемов ассигнований, утвержденными законом Липецкой области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Контроль за ходом реализации Программы осуществляе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.