Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Текстовая часть
1. Характеристика текущего состояния, формулировка основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков развития инвестиционной сферы
Инвестиционная политика области основана на системе взаимоувязанных мероприятий в бюджетной, финансовой, налоговой сферах в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года и Инвестиционной стратегией Липецкой области на период до 2020 года (далее - Инвестиционной стратегией).
Обеспечение высокой инвестиционной привлекательности и улучшение инвестиционного климата Липецкой области (далее также - области) являются важными задачами в достижении поставленных Инвестиционной стратегией целей, а степень инвестиционной привлекательности - важнейший показатель общеэкономической ситуации и перспектив развития области, отражающий состояние инвестиционного климата.
Для эффективного использования инвестируемых средств необходимо формирование инвестиционной политики на основе сбалансированного плана осуществления инвестиционной деятельности, тактических мероприятий, которые должны основываться на приоритетных направлениях инвестирования.
Стратегической целью инвестиционной политики области в условиях низкого ресурсного потенциала является привлечение инвестиций в промышленно-технологическую сферу, в производство новых продуктов с использованием инновационных технологий, развитие агропромышленного комплекса, туризма и рекреации.
Текущее состояние инвестиционного климата в области характеризуется:
- позитивной динамикой инвестиций в основной капитал (среднегодовой темп роста за 2000 - 2012 годы составил более 116%);
- высокими объемами, но нерегулярными поступлениями иностранных инвестиций в экономику области, ростом количества предприятий с иностранным капиталом;
- реализацией крупных инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала, оказывающих существенное влияние на экономическое и социальное развитие области;
- наличием инвестиционного законодательства с широким спектром форм государственной поддержки;
- высокими значениями рейтингов инвестиционной привлекательности области среди субъектов Российской Федерации.
Значительное влияние на развитие инвестиционного потенциала области оказывает развитие международных и внешнеэкономических связей.
Одним из важнейших показателей социально-экономического развития области на протяжении многих лет является внешнеторговая деятельность, основополагающим показателем которого является экспорт, средние темпы роста которого за последние пять лет составляют 111%.
Основа экспорта области - черные металлы. По итогам работы за 2012 год доля черных металлов и изделий из них в экспорте области составляет 92,7%.
Основу импорта области составляет машиностроительная продукция и оборудование - 43,7%. Доля импорта продовольственных товаров и сырья - 21,7%, минеральных продуктов и продукции ТЭК - 9%, химической продукции - 8,6%, черных металлов и изделий из них - 8,4%, прочих товаров - 8,6%.
Внешнеторговый оборот области в 2012 году увеличился на 1% по сравнению с 2011 годом и составил 6498 млн. долларов США.
Рейтинговое агентство Fitch Ratings в октябре 2012 года присвоило Липецкой области долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне "BB", краткосрочный рейтинг в иностранной валюте "B" и национальный долгосрочный рейтинг "AA-(rus)". Прогноз по долгосрочным рейтингам - "Стабильный". Аналогичный кредитный рейтинг международные рейтинговые агентства присваивали области и в 2009 - 2011 годах, что является показателем благополучия социально-экономической ситуации.
В рейтинге инвестиционной привлекательности, подготовленном агентством "Эксперт РА", в группу лидеров область входит с 2004 года. Инвестиционный рейтинг региона - 3A1, что означает пониженный потенциал - минимальный риск. В 2012 году среди регионов России по инвестиционному риску область занимает 3-е место, также на третьей позиции область в номинации "Лучший социальный климат", по инвестиционному потенциалу занимает 42-е место.
Интегральный инвестиционный риск области отражает динамику экономического развития и показывает душевую обеспеченность факторами инвестирования. Интегральный риск включает в себя шесть частных инвестиционных рисков: социальный, экономический, финансовый, криминальный, экологический и управленческий.
В настоящее время сложилась диспропорция между высокой инвестиционной привлекательностью области и недостаточной инвестиционной активностью большинства муниципальных образований.
Следует отметить неравномерность распределения инвестиций по муниципальным районам и городским округам области - около 60% инвестиций в основной капитал сосредоточены в городе Липецке. Иностранные инвестиции также сконцентрированы в городе Липецке.
Для выравнивания ситуации необходимо создать систему управления и стимулирования инвестиционного развития, постоянно функционирующую и охватывающую каждый муниципальный район области, учитывая его сильные и слабые стороны экономики, создать благоприятные условия для прихода инвестора на муниципальном уровне.
Решение задач инвестиционного развития области невозможно без развития инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для реализации инвестиционных проектов.
В Липецкой области создана трехуровневая система, предлагающая инвестору выбор наилучших возможностей для размещения бизнеса.
1 уровень - федеральная особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Липецк";
2 уровень - региональные особые экономические зоны;
3 уровень - индустриальные парки.
В области создана необходимая правовая база деятельности особых экономических зон и индустриальных парков с целью создания как новых высокотехнологичных, инновационных производств в особых экономических зонах, размещения на свободных промышленных территориях индустриальных парков в целях эффективного использования производственных площадей, мощностей и инфраструктуры, обеспечения занятости населения и ускорения социально-экономического развития районов области.
Резиденты и участники особых экономических зон, резиденты и управляющие компании индустриальных парков наделены особыми преференциями.
Несмотря на достигнутые успехи, существует ряд основных проблем:
- более высокая инвестиционная привлекательность для иностранных инвесторов обрабатывающей промышленности по сравнению с наукоемкими отраслями экономики;
- высокие риски проектов по производству инновационной продукции;
- сложность прохождения административных процедур при привлечении инвестиций из государственных институтов развития;
- несовершенство механизма привлечения в инвестиционную сферу денежных средств населения;
- недостаточный уровень информированности иностранных партнеров об экономическом и инвестиционно-инновационном потенциале области из-за эпизодического характера позиционирования области в зарубежных странах.
Потребность области в инвестиционных ресурсах на период 2014 - 2020 гг. составляет более 2 трлн. руб. Формирование и развитие инвестиционного потенциала предполагает, что инвестиции - это долгосрочные вложения не только в основные производственные фонды, но и в человеческий потенциал, финансовые и нематериальные активы и природно-ресурсный потенциал.
Ресурсно-сырьевой потенциал. По результатам геологоразведочных работ открыто 181 месторождение различных полезных ископаемых, из них эксплуатируются 46.
Производственный потенциал. Промышленный комплекс области носит многоотраслевой характер и включает в себя около 2000 предприятий, в том числе 200 крупных и средних. В нем занято более 104 тысяч человек или 27% всей численности работников, занятых в экономике области.
Инфраструктурный потенциал. Область располагает развитой транспортной инфраструктурой и включает в себя автомобильные и железные дороги, авиалинии, дополняющие друг друга и взаимодействующие в перевозке грузов и пассажиров, которые органично интегрированы в транспортную систему Российской Федерации. По насыщенности автомобильными дорогами область входит в первую десятку регионов России.
Трудовой потенциал. Численность населения области, занятого в экономике, составляет более 95% экономически активного населения.
Оставшиеся 5% являются потенциальным резервом для пополнения численности занятых.
Научно-технический потенциал. На территории области научными исследованиями занимаются 20 учреждений высшего профессионального образования и 9 организаций, из которых 3 научных учреждения федеральных министерств и ведомств, а также 5 конструкторских, проектных и проектно-изыскательных организаций и 1 заповедник. Всего на территории области работает 56 научных центров и лабораторий. Научно-исследовательскую работу ведут свыше 1300 человек.
Предпосылками для развития инвестиционного потенциала области являются: формирование общего инвестиционного и информационного пространства, развитие межрегиональных и международных экономических связей, координация выбора приоритетных направлений инвестирования.
Существуют ограничения в привлечении инвестиций в экономику области и, как следствие, риски реализации Государственной программы, которые могут негативно повлиять на основные параметры Государственной программы:
- небольшая доля добывающих производств в отраслевой структуре экономики;
- высокая концентрация налоговой базы. Наибольшую долю поступлений в бюджет области обеспечивает металлургическое производство. В результате доминирующего положения одного налогоплательщика бюджет области подвергается влиянию рыночных рисков, свойственных этой отрасли;
- необеспеченность финансирования федеральных и региональных программ;
- конкуренция за инвестиционные ресурсы;
- невысокий уровень кредитного рейтинга Российской Федерации;
- колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.;
- кризис мировой банковской системы;
- незавершенность формирования инновационной сферы;
- недостаточность развития механизмов государственно-частного партнерства;
- состояние транспортно-инфраструктурного потенциала;
- неравномерная обеспеченность трудовыми ресурсами по отраслям и уровню квалификации;
- высокая степень износа систем коммунального хозяйства;
- недостаточность финансовых ресурсов.
Исходя из существующих проблем, сформулированы основные стратегические цели и задачи Государственной программы.
Постановлением Администрации Липецкой области от 29 июля 2014 г. N 329 в подраздел 2 раздела II настоящего приложения внесены изменения
2. Приоритеты государственной политики в инвестиционной сфере, краткое описание цели и задач Государственной программы, обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей задач
Приоритеты государственной политики в инвестиционной сфере социально-экономического развития области определенны Стратегией социально-экономического развития области на период до 2020 года, Инвестиционной стратегией, программой социально-экономического развития Липецкой области на среднесрочную перспективу и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года - создание механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности области, а также проведение организационных мероприятий, способствующих созданию режима максимального благоприятствования на территории области для инвесторов.
Приоритетные направления инвестиционной политики области - развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности, усиление мер по переориентации потоков инвестиций в высокотехнологичные отрасли, информационная, кадровая и государственная поддержка инвестиционной деятельности.
Приоритетные направления для привлечения инвестиций в Липецкую область основаны на существующих конкурентных преимуществах региона, а также целевой установке по модернизации традиционных отраслей промышленности и развитию новых видов экономической деятельности:
- машиностроение и металлообработка;
- пищевая и перерабатывающая промышленность;
- логистическая инфраструктура;
- туризм и рекреация;
- авиационная промышленность (авиация общего назначения);
- фармацевтика и биотехнологии;
- альтернативная энергетика;
- производство сельскохозяйственной, автомобильной техники и компонентов.
С учетом приоритетов сформулированы цель и задачи Государственной программы.
Целью Государственной программы является обеспечение высокой инвестиционной привлекательности Липецкой области. Достижение цели будет обеспечено с использованием механизмов международного сотрудничества, эффективного участия в международном разделении труда и межрегиональных связей для обеспечения ее структурной диверсификации на основе инновационного технологического развития, увеличения внешнеторгового оборота и сохранения положительного сальдо внешней торговли.
Достижение цели будет определяться индикаторами:
Индикатор 1. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения.
Абзац шестнадцатый утратил силу
Индикатор 2.1 Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте.
Индикатор 3. Количество предприятий резидентов и участников особых экономических зон федерального и регионального уровней.
Достижение индикаторов будет обеспечено путем решения следующих задач:
Задача 1. Формирование благоприятной инвестиционной среды.
Показатель задачи 1. Рейтинг инвестиционного климата.
Задача 2. Создание и развитие инфраструктуры особых экономических зон.
Показатель задачи 2. Объем инвестиций, освоенный резидентами особой экономической зоны "Липецк" и участниками особых экономических зон регионального уровня.
В состав индикаторов и показателей задач Государственной программы включены индикаторы и показатели, отражающие формирование к 2020 году условий для достижения высокой инвестиционной привлекательности области, и являются достаточными, не противоречат друг другу и количественно характеризуют ход реализации Государственной программы.
Постановлением Администрации Липецкой области от 29 июля 2014 г. N 329 в подраздел 3 раздела II настоящего приложения внесены изменения
3. Перечень подпрограмм, а также сведения о взаимосвязи результатов их выполнения с целевыми индикаторами Государственной программы
Для достижения цели и решения задач Государственной программы реализуются две подпрограммы.
Подпрограмма 1 "Улучшение инвестиционного климата в Липецкой области" (далее - Подпрограмма 1)
Подпрограмма 1 призвана обеспечить оптимизацию условий, способствующих привлечению в область отечественных и иностранных инвесторов, усовершенствовать механизмы приема и освоения инвестиций, нацелена на выполнение комплекса мероприятий, ориентированных на стимулирование инвестиционных процессов, направленных на эффективное развитие области, решение приоритетных для экономики области задач посредством консолидации ресурсов и их целенаправленного использования.
Подпрограмма 2 "Создание условий для эффективного функционирования особых экономических зон" (далее - Подпрограмма 2).
Подпрограмма 2 способствует созданию новых предприятий на территории особых экономических зон федерального и регионального уровней. При формировании условий для масштабного привлечения отечественных и иностранных инвестиций, создания современных высокотехнологичных промышленно-производственных комплексов необходимо продолжение реализации проектов создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа федерального уровня "Липецк" и особых экономических зон регионального уровня, в том числе строительство объектов инфраструктуры для функционирования зон федерального и регионального уровней, предоставление государственной поддержки резидентам особой экономической зоны "Липецк" и участникам особых экономических зон регионального уровня в соответствии с действующим законодательством.
Достижение целевых индикаторов, характеризующих объем инвестиций в основной капитал на душу населения и долю инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте связано с реализацией мероприятий Подпрограммы 1 и Подпрограммы 2.
Выполнение целевого индикатора "количество предприятий резидентов и участников особых экономических зон федерального и регионального уровней" связано с реализацией мероприятия Подпрограммы 2.
Реализация данных подпрограмм вносит вклад в достижение цели Государственной программы - Обеспечение высокой инвестиционной привлекательности региона.
Постановлением Администрации Липецкой области от 29 июля 2014 г. N 329 в подраздел 4 раздела II настоящего приложения внесены изменения
4. Краткое описание этапов и сроков реализации Государственной программы с указанием плановых значений индикаторов целей и показателей задач по годам реализации Государственной программы
Выполнение Государственной программы будет осуществляться в течение 2014 - 2020 годов и не требует выделения этапов ее реализации.
Результатом реализация мероприятий Государственной программы станет:
- увеличение объема инвестиций в основной капитал на душу населения;
- абзац четвертый утратил силу
- обеспечение доли инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте не ниже 27 процентов;
- увеличение количества предприятий резидентов и участников особых экономических зон федерального и регионального уровней.
Плановые значения целевых индикаторов и показателей задач по годам реализации Государственной программы приведены в приложении 1 к Государственной программе.
Подраздел 5 изменен с 15 декабря 2017 г. - Постановление Администрации Липецкой области от 12 декабря 2017 г. N 574
5. Краткое описание ресурсного обеспечения за счет бюджетных ассигнований по годам реализации Государственной программы
Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета в пределах лимитов финансирования, доведенных до управления инвестиций и международных связей Липецкой области, управления имущественных и земельных отношений Липецкой области и управления инновационной и промышленной политики Липецкой области.
Всего расходов областного бюджета на реализацию Государственной программы - 3144656,8 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 г. - 42588,2 тыс. руб.;
2015 г. - 400077,9 тыс. руб.;
2016 г. - 543912,7 тыс. руб.;
2017 г. - 544509,5 тыс. руб.;
2018 г. - 538730,5 тыс. руб.;
2019 г. - 537719,0 тыс. руб.;
2020 г. - 537119,0 тыс. руб.
Сведения о ресурсном обеспечении реализации Государственной программы отражены в приложении 1 к настоящей Государственной программе.
Прогнозная оценка расходов федерального бюджета на финансирование объектов инфраструктуры ОЭЗ ППТ "Липецк" составляет по годам:
2014 г. - 304410 тыс. руб.;
2015 г. - 1455570 тыс. руб.
2016 г. - 1061760 тыс. руб.
2017 г. - 880000 тыс. руб.
В соответствии проектами планировок территорий ОЭЗ РУ планируется осуществить строительство инженерной инфраструктуры за счет внебюджетных источников финансирования.
Объем средств внебюджетных источников прогнозно составит 2033300 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 г. - 1005700 тыс. руб.;
2015 г. - 2800 тыс. руб.;
2016 г. - 69400 тыс. руб.;
2017 г. - 412200 тыс. руб.;
2018 г. - 340500 тыс. руб.;
2019 г. - 107000 тыс. руб.
2020 г. - 95700 тыс. руб.
Прогнозная оценка расходов по источникам ресурсного обеспечения на реализацию Государственной программы отражена в приложении 2 к настоящей Государственной программе.
Постановлением Администрации Липецкой области от 9 декабря 2015 г. N 539 в подраздел 6 раздела II настоящего приложения внесены изменения
6. Описание мер государственного регулирования и обоснование необходимости их применения для достижения целевых индикаторов и показателей задач Государственной программы
Для достижения цели и результатов Государственной программы применяются следующие меры государственного регулирования:
- снижение налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, освобождение от уплаты налога на имущество и транспортного налога в соответствии с Законами Липецкой области о налогах для организаций - победителей конкурса инвестиционных проектов, для резидентов ОЭЗ ППТ "Липецк" и участников ОЭЗ РУ, организаций, осуществляющие функции управляющих компаний особых экономических зон;
- предоставление государственных гарантий Липецкой области по займам и кредитам, направляемым на реализацию инвестиционных проектов;
- предоставление объектов залоговых фондов области и муниципальных образований для обеспечения исполнения обязательств хозяйствующих субъектов, привлекающих заемные средства для реализации инвестиционных проектов на территории области.
Комплексность и последовательность мер государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов позволит качественно улучшить инвестиционный климат, что обеспечит рост инвестиций, создание новых высокопроизводительных рабочих мест и рост налоговых поступлений.
Оценка применения мер государственного регулирования в сфере реализации Государственной программы приведена в приложении 3 к Государственной программе.
7. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками реализации Государственной программы
В рамках реализации Государственной программы могут быть выделены следующие риски ее реализации, актуальные для всех подпрограмм:
- финансово-экономические риски (спады и замедление темпов развития в странах-партнерах, локальные и мировые финансовые кризисы);
- политические риски (смена руководства в странах-партнерах);
- репутационные риски (правильный выбор инвестиционных партнеров и/или проектов во избежание нанесения урона имиджу региона).
К мерам управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Государственной программы относятся:
1. Планирование и прогнозирование. Риск отсутствия ожидаемых конечных результатов Государственной программы является типичным при выполнении долгосрочных программ, и на его минимизацию направлены меры по планированию работ, в частности, формирование плана реализации Государственной программы, содержащего перечень мероприятий Государственной программы.
Ответственный исполнитель по согласованию с соисполнителями вносит предложения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных планом реализации Государственной программы на соответствующий год. Перечень показателей и индикаторов носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях появления новых социально-экономических обстоятельств, существенно влияющих на формирование инвестиционной деятельности.
2. Применение правовых методов влияния (совокупность нормативных правовых актов), способствующих достижению целей Государственной программы.
3. Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации Государственной программы.
Для достижения поставленной цели в течение всего срока реализации Государственной программы будут проведены мероприятия, направленные на создание в области благоприятных условий для инвестиционной деятельности, в том числе системы эффективного управления инвестиционными процессами, а также ее текущая поддержка и стимулирование, что позволит максимизировать приток инвестиций в область и обеспечить ее устойчивое социально-экономическое развитие.
8. Мониторинг реализации Государственной программы
Мониторинг реализации Государственной программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации Государственной программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются индикаторы (показатели) Государственной программы (подпрограмм), ход реализации основных мероприятий Государственной программы.
Мониторинг реализации Государственной программы проводится на основе данных официального статистического наблюдения, годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности Государственной программы, докладов ответственного исполнителя о ходе реализации Государственной программы.
Подраздел 9 изменен с 15 декабря 2017 г. - Постановление Администрации Липецкой области от 12 декабря 2017 г. N 574
9. Методики расчетов целевых индикаторов и показателей задач Государственной программы, значения которых не утверждены методиками международных организаций, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Липецкой области, а также не определяются на основе данных государственного (федерального) статистического наблюдения и данных бюджетной отчетности
Расчет целевых индикаторов и показателей задач Государственной программы:
- количество предприятий резидентов и участников особых экономических зон федерального и регионального уровней запрашивается управлением инвестиций и международных связей Липецкой области в ОАО "ОЭЗ ППТ "Липецк", ОАО "Корпорация Развития Липецкой области" и исполнительных органах государственной власти области, наделенных полномочиями по управлению особыми экономическими зонами;
- рейтинг инвестиционного климата присваивается рейтинговым агентством. В связи с тем, что показатель имеет качественную оценку, то указанному показателю присваиваются следующие балльные цифровые значения:
Таблица
Рейтинговые категории |
Балльные цифровые значения |
3А1 и выше |
7 |
3А2 |
6 |
3В1 |
5 |
3С1 |
4 |
3В2 |
3 |
3С2 |
2 |
3D |
1 |
- объем инвестиций, освоенный резидентами особой экономической зоны "Липецк" и участниками особых экономических зон регионального уровня, запрашивается управлением инвестиций и международных связей Липецкой области в ОАО "ОЭЗ ППТ "Липецк", ОАО "Корпорация Развития Липецкой области" и исполнительных органах государственной власти области, наделенных полномочиями по управлению особыми экономическими зонами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.