Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации Липецкой области
"Об утверждении государственной
программы Липецкой области
"Охрана окружающей среды,
воспроизводство и рациональное
использование природных
ресурсов Липецкой области"
Государственная программа
Липецкой области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области"
I. Паспорт государственной программы Липецкой области
Наименование государственной программы |
Государственная программа Липецкой области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель |
Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области |
Соисполнители |
Управление по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области; Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области; Управление ветеринарии Липецкой области; Управление сельского хозяйства Липецкой области |
Сроки и этапы реализации государственной программы |
2013 - 2020 годы |
Перечень областных целевых программ |
Областная целевая программа "Охрана окружающей среды Липецкой области на 2013 - 2020 годы"; Областная комплексная программа "Обращение с отходами на территории Липецкой области на 2011 - 2013 годы"; Областная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Липецкой области в 2013 - 2020 годах"; Областная целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Липецкой области на 2013 - 2020 годы" |
Подпрограммы |
1. "Улучшение состояния окружающей среды, охрана водных ресурсов и регулирование недропользования Липецкой области"; 2. "Охрана, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира Липецкой области" |
Цель государственной программы |
Улучшение состояния окружающей природной среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, создание системы обращения с отходами производства и потребления |
Индикаторы цели |
- объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников - 336 тыс. тонн; - объем сбросов загрязненных сточных вод - 79 млн. куб. м; - доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме образовавшихся отходов - 92,6% - количество месторождений общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе - 79 шт. |
Задачи государственной программы |
1. Охрана и улучшение состояния окружающей среды в Липецкой области 2. Создание системы обращения с отходами на территории Липецкой области 3. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод, восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения 4. Воспроизводство минерально-сырьевой базы Липецкой области, рациональное использование и охрана недр 5. Обеспечение снижения негативного воздействия на окружающую среду и рационального использования природных ресурсов 6. Обеспечение сохранения и рационального использования объектов животного мира. |
Показатели задач |
Показатель задачи 1: - улучшение состояния окружающей среды по оценке населения Липецкой области - 65% Показатель задачи 2: - доля населения области, охваченного системой обращения с отходами, к общей численности населения области - 74% Показатели задачи 3: - доля гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности - 100% - доля выполненных работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов в общей потребности в таких работах - 16,66% Показатель задачи 4: - воспроизводство запасов твердых полезных ископаемых - не менее 100% Показатель задачи 5: - увеличение доли устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере охраны окружающей среды - на 3% Показатель задачи 6: - численность наиболее ценной в охотхозяйственном отношении группы диких копытных животных - 6390 особей. |
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы |
Прогнозируемый объем финансирования из областного бюджета составит 1763197,14 тыс. рублей, в том числе 2013 год - 221240,7 тыс. рублей, 2014 год - 213683,24 тыс. рублей, 2015 год - 208552,8 тыс. рублей, 2016 - 225996,6 тыс. рублей, 2017 год - 226623,1 тыс. рублей, 2018 год - 227209,6 тыс. рублей, 2019 год - 219267,5 тыс. рублей, 2020 год - 220623,6 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
Уменьшение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников до 336 тыс. тонн; сокращение объема сбросов загрязненных сточных вод до 79 млн. куб. м; увеличение доли использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем объеме образовавшихся отходов до 92,6%; увеличение количества месторождений общераспространенных полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе до 79 шт. |
III. Подпрограммы государственной программы Липецкой области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Липецкой области" и паспорта областных целевых программ
1. Паспорт подпрограммы 1 государственной программы Липецкой области
Наименование подпрограммы |
Улучшение состояния окружающей среды, охрана водных ресурсов и регулирование недропользования Липецкой области |
Соисполнитель |
Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
Ведомственная целевая программа "Улучшение качества природной среды и совершенствование недропользования Липецкой области в 2012 - 2014 годах" |
Цель подпрограммы |
Обеспечение снижения негативного воздействия на окружающую среду и рационального использования природных ресурсов |
Задачи подпрограммы |
1. Создание условий для улучшения состояния окружающей среды и использования общераспространенных полезных ископаемых 2. Снижение негативного воздействия твердых бытовых отходов на окружающую среду 3. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, и расположенных на территории области |
Целевые индикаторы подпрограммы |
Снижение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников за счет природоохранных мероприятий - не менее 2 тыс. тонн ежегодно; снижение объема сбросов загрязненных сточных вод за счет водоохранных мероприятий - не менее 2 млн. куб. м ежегодно; объем добычи общераспространенных полезных ископаемых по разрешительной документации - 9500 тыс. куб. м |
Показатели задач подпрограммы |
Показатель задачи 1: - доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере охраны окружающей среды - 90%. Показатели задачи 2: - доля размещенных отходов на полигонах ТБО от количества образованных отходов - 78%; - доля населения области, охваченного системой обращения с отходами, к общей численности населения области - 74%. Показатель задачи 3: - доля протяженности расчищенных участков водных объектов к протяженности участков водных объектов, нуждающихся в расчистке - 22,6% |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в I этап (2013 - 2020 годы) |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы |
Прогнозируемый объем финансирования из областного бюджета составит 977204,8 тыс. рублей, в том числе 2013 год - 103155,0 тыс. рублей, 2014 год - 125732,8 тыс. рублей, 2015 год - 124359,1 тыс. рублей, 2016 год - 124532,1 тыс. рублей, 2017 год - 124713,5 тыс. рублей, 2018 год - 124904,1 тыс. рублей, 2019 год - 124904,1 тыс. рублей, 2020 год - 124904,1 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Снижение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников за счет природоохранных мероприятий - не менее 2 тыс. тонн ежегодно; снижение объема сбросов загрязненных сточных вод за счет водоохранных мероприятий - не менее 2 млн. куб. м ежегодно; увеличение объема добычи общераспространенных полезных ископаемых по разрешительной документации до 9500 тыс. куб. м |
2. Текстовая часть подпрограммы 1
а) характеристика сферы реализации подпрограммы 1, описание основных проблем в сфере охраны окружающей среды и природопользования и прогноз ее развития
Липецкая область занимает лидирующую позицию по темпам и уровню социально-экономического развития. Активное наращивание производственного и сельскохозяйственного потенциала, развитие транспортной инфраструктуры оказывает значительное влияние на окружающую среду: атмосферный воздух, водные ресурсы, растительный и животный мир, что требует принятия комплексных, системных мер, направленных на обеспечение экологической безопасности на территории области.
Негативное воздействие на окружающую среду оказывают твердые бытовые отходы. Для размещения коммунальных отходов населения в области функционируют полигоны твердых бытовых отходов в Воловском, Грязинском, Данковском, Добринском, Добровском, Елецком, Задонском, Измалковском, Лебедянском, Становлянском, Тербунском, Усманском, Чаплыгинском районах и г. Липецке. Завершено строительство полигонов ТБО в Краснинском и Хлевенском районах. В Лев-Толстовском районе строительство полигона ТБО находится в стадии завершения. В Липецком районе на полигоне ТБО происходит размещение и промышленных, и бытовых отходов. Несмотря на то, что на территории области эксплуатируется 17 полигонов ТБО, проблема очистки территории от отходов не решена в полном объеме. Отсутствие системы сортировки и переработки отходов в районах области приводит к сокращению сроков эксплуатации полигонов ТБО и появлению несанкционированных свалок, что в свою очередь наносит серьезный ущерб окружающей среде и здоровью граждан.
Необходимо обеспечить приоритет переработки отходов над их захоронением, что позволит использовать полигоны ТБО только для захоронения отходов, не пригодных к вторичной переработке, и увеличить сроки их эксплуатации.
Положительные тенденции в развитии экономики обусловливают растущую потребность в минеральном сырье, увеличение спроса на общераспространенные полезные ископаемые. Это влечет за собой необходимость вовлечения в пользование полезных ископаемых при соблюдении условий рационального использования недр. Для привлечения инвестиций в сферу недропользования осуществляется лицензирование, которое проводится на аукционной основе.
В области проводится большая целенаправленная работа по обеспечению безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений. С этой целью в областную собственность принято 164 гидротехнических сооружения, которые находятся на балансе областного казенного учреждения "Гидротехнические комплексы".
Основными проблемами в сфере реализации подпрограммы являются:
- нарушение законодательства в области охраны окружающей среды хозяйствующими субъектами;
- сброс сточных вод предприятиями промышленности, жилищно-коммунального и сельского хозяйства ненормативного качества и без разрешительной документации;
- зарастание, заиливание водных объектов, расположенных на территории области;
- негативное воздействие на окружающую среду твердых бытовых отходов;
- незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых
- обеспечение безопасного технического состояния гидротехнических сооружений.
Прогноз развития сферы реализации подпрограммы определяется основными направлениями социально-экономического развития Липецкой области, индикаторами и показателями по улучшению состояния окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, предусмотренными государственной программой.
Сфера реализации подпрограммы "Улучшение состояния окружающей среды, охрана водных ресурсов и регулирование недропользования Липецкой области" охватывает направления деятельности, которые призваны создать условия для улучшения состояния окружающей среды, рационального использования общераспространенных полезных ископаемых, безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений.
б) приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы 1, цели, задачи и индикаторы достижения целей, показатели решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы 1, сроков и этапов реализации подпрограммы 1
Основными приоритетами государственной политики в сфере действия подпрограммы являются:
- создание условий для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду антропогенных факторов, улучшения экологической ситуации в регионе;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
- снижение негативного воздействия вод на объекты, обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений.
Целью подпрограммы является обеспечение снижения негативного воздействия на окружающую среду и рационального использования природных ресурсов.
Для достижения данной цели предусматривается решение следующих задач:
1. Создание условий для улучшения состояния окружающей среды и использования общераспространенных полезных ископаемых.
2. Снижение негативного воздействия твердых бытовых отходов на окружающую среду.
3. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, и расположенных на территории области.
Индикаторы, характеризующие достижение цели подпрограммы:
снижение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников за счет природоохранных мероприятий, тыс. тонн;
снижение объема сбросов загрязненных сточных вод за счет водоохранных мероприятий, млн. куб. м;
объем добычи общераспространенных полезных ископаемых по разрешительной документации, тыс. куб. м.
Показателем решения задачи 1 "Создание условий для улучшения состояния окружающей среды и использования общераспространенных полезных ископаемых" является доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере охраны окружающей среды, %.
Показателями решения задачи 2 "Снижение негативного воздействия твердых бытовых отходов на окружающую среду" являются:
- доля размещенных отходов на полигонах ТБО от количества образованных отходов, %;
- доля населения области, охваченного системой обращения с отходами, к общей численности населения области, %.
Показателем решения задачи 3 "Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, и расположенных на территории области" является доля протяженности расчищенных участков водных объектов к протяженности участков водных объектов, нуждающихся в расчистке, %.
К ожидаемым конечным результатам выполнения подпрограммы относятся:
- снижение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников за счет природоохранных мероприятий - не ниже 2 тыс. тонн ежегодно;
- снижение объема сбросов загрязненных сточных вод за счет водоохранных мероприятий - не ниже 2 млн. куб. м ежегодно;
- увеличение объема добычи общераспространенных полезных ископаемых по разрешительной документации к концу реализации подпрограммы до 9500 тыс. куб. м.
Сроки реализации подпрограммы охватывают период 2013 - 2020 годов без выделения этапов.
в) характеристика ведомственной целевой программы и основных мероприятий подпрограммы 1
Ведомственная целевая программа "Улучшение качества природной среды и совершенствование недропользования Липецкой области в 2012 - 2014 годах".
Целью программы является создание условий для улучшения состояния окружающей среды и повышения эффективности использования общераспространенных полезных ископаемых.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
создание условий для улучшения качества природной среды и обеспечение рационального использования общераспространенных полезных ископаемых;
обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, находящихся в областной собственности.
Сроки реализации программы: 2012 - 2014 годы.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
- доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере охраны окружающей среды составит 88%;
- количество мероприятий по контролю в сфере охраны окружающей среды - 4500 шт.,
- количество проведенных испытаний и измерений в соответствии с областью аккредитации экологической лаборатории - 51050 шт.;
- количество гидротехнических сооружений, находящихся в областной собственности, в отношении которых обеспечивается безопасная эксплуатация - 164 шт.
Прогнозное ресурсное обеспечение мероприятия за счет средств областного бюджета в 2013 - 2014 составляет 151312,8 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1. Улучшение качества природной среды и совершенствование недропользования Липецкой области.
Основное мероприятие 1 направлено на создание условий для улучшения состояния окружающей среды и повышения эффективности использования общераспространенных полезных ископаемых.
Сроки реализации программы: 2015 - 2020 годы.
Ожидаемые конечные результаты реализации мероприятия:
доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений в сфере охраны окружающей среды составит 90%.
Прогнозное ресурсное обеспечение мероприятия за счет средств областного бюджета составляет 432867,0 тыс. рублей.
Основное мероприятие 2. Осуществление мероприятий по обеспечению размещения бытовых и промышленных отходов на территории области.
Реализация основного мероприятия направлена на снижение негативного воздействия твердых бытовых отходов на окружающую среду области.
Сроки реализации основного мероприятия 2: 2013 - 2020 годы.
Ожидаемым конечным результатом выполнения основного мероприятия 2 является увеличение доли захороненных отходов на полигонах ТБО от количества образованных отходов до 78%.
Прогнозное ресурсное обеспечение мероприятия за счет средств областного бюджета составляет 200 млн. рублей.
Основное мероприятие 3. Создание системы обращения с отходами на территории Липецкой области.
Реализация основного мероприятия направлена на снижение негативного воздействия твердых бытовых отходов на окружающую среду области и решение задачи 2 Программы.
Сроки реализации основного мероприятия 3: 2014 - 2020 годы.
Ожидаемым конечным результатом выполнения основного мероприятия 3 является увеличение доли населения области, охваченного системой обращения с отходами до 74%.
Прогнозное ресурсное обеспечение мероприятия за счет средств областного бюджета составляет 193025,0 тыс. рублей.
Основное мероприятие 4. Осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности.
Реализация основного мероприятия 4 направлена на охрану водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, и расположенных на территории области.
Мероприятие проводится за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.
Предусматривается проведение работ по двум направлениям:
- расчистка водных объектов или их частей;
- установление границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов.
Сроки реализации основного мероприятия 4: 2013 - 2020 годы.
Ожидаемым конечным результатом выполнения основного мероприятия 4 является увеличение доли протяженности расчищенных участков водных объектов к протяженности участков водных объектов, нуждающихся в расчистке к 2020 году до 22,6% (с нарастающим итогом).
Прогнозное ресурсное обеспечение мероприятия за счет средств федерального бюджета составляет 109272,8 тыс. рублей.
г) прогноз сводных показателей государственных заданий по годам реализации подпрограммы 1
Государственные услуги оказывает подведомственное учреждение управления экологии и природных ресурсов Липецкой области областное казенное учреждение "Гидротехнические комплексы":
- обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений области;
- проведение испытаний и измерений в соответствии с областью аккредитации экологической лаборатории.
Финансовое обеспечение выполнения государственных заданий предусмотрено в рамках ведомственной целевой программы "Улучшение качества природной среды и совершенствование недропользования Липецкой области в 2012 - 2014 годах" и основного мероприятия 1 "Улучшение качества природной среды и совершенствование недропользования Липецкой области".
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание услуг ОКУ "Гидротехнические комплексы" представлен в приложении 6.
д) обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 1
Прогнозный общий объем финансовых ресурсов, необходимых для достижения целевых индикаторов и показателей задач подпрограммы составляет 977204,8 тыс. рублей, в том числе 2013 год - 103155,0 тыс. рублей, 2014 год - 125732,8 тыс. рублей, 2015 год - 124359,1 тыс. рублей, 2016 год - 124532,1 тыс. рублей, 2017 год - 124713,5 тыс. рублей, 2018 год - 124904,1 тыс. рублей, 2019 год - 124904,1 тыс. рублей, 2020 год - 124904,1 тыс. рублей. Участие средств федерального бюджета - 109272,8 тыс. рублей.
Прогнозные финансовые ресурсы распределены следующим образом:
средства областного бюджета, направленные на достижение конечных результатов ведомственной целевой программы по улучшению качества природной среды и совершенствованию недропользования Липецкой области - 151312,8 тыс. рублей;
средства областного бюджета, направленные на реализацию основного мероприятия 1 по улучшению качества природной среды и совершенствование недропользования области - 432867,0 тыс. рублей;
субсидии на организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в муниципальных районах и городских округах в части строительства полигонов для хранения твердых бытовых отходов направляются на реализацию основного мероприятия 2 - 200000 тыс. рублей;
средства областного бюджета, направленные на реализацию основного мероприятия 3 по созданию системы обращения с отходами на территории области - 193025,0 тыс. рублей;
субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, направляются на реализацию основного мероприятия 4 - 109272,8 тыс. рублей.
е) анализ рисков реализации подпрограммы 1 и описание мер управления рисками реализации подпрограммы 1
При реализации подпрограммы необходимо учитывать возможные риски:
- сокращение финансирования и не выполнение юридическими лицами природоохранных мероприятий;
- несоответствием объемов выделяемых бюджетных средств (областной и федеральный бюджеты) на ресурсное обеспечение настоящей подпрограммы;
- возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
К мерам управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей и задач подпрограммы относятся:
1. Планирование реализации подпрограммы. Своевременное внесение изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на соответствующий год.
2. Применение правовых методов влияния (проведение проверок хозяйствующих субъектов в сфере охраны окружающей среды, контроль за выполнением природоохранных мероприятий предприятий), способствующих достижению целей подпрограммы.
3. Контроль за выполнением индикаторов (показателей) на всех стадиях реализации подпрограммы.
ж) оценка вклада подпрограммы 1 в достижение целей Программы
Подпрограмма "Улучшение состояния окружающей среды, охрана водных ресурсов и регулирование недропользования Липецкой области" вносит вклад в достижение цели Программы и направлена на обеспечение снижения негативного воздействия на окружающую среду и рационального использования природных ресурсов.
Выполнение мероприятий по государственному экологическому надзору, выдаче разрешительной документации, предоставление государственных услуг населению области создаст условия для улучшения состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, обеспечит сохранение природных и антропогенных объектов. Строительство полигонов ТБО будет способствовать снижению негативного воздействия твердых бытовых отходов на окружающую среду. Проведение водоохранных мероприятий сохранит и улучшит экологическое состояние водных объектов области.
Таким образом, реализация подпрограммы способствует улучшению состояния окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов на территории области.
3. Паспорт подпрограммы 2 государственной программы Липецкой области
Наименование подпрограммы |
Охрана, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира Липецкой области |
Соисполнители |
|
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
Ведомственная целевая программа "Обеспечение устойчивого существования и использования объектов животного мира и водных биоресурсов (2012 - 2014 годов)" |
Цель подпрограммы |
Обеспечение устойчивого существования, использования и регулирования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, сохранение среды их обитания. |
Задачи подпрограммы |
1. Создание условий для охраны и использования объектов животного мира, среды их обитания. 2. Регулирование использования охотничьих животных на территории Липецкой области в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством. 3. Обеспечение проведения охраны животного мира и водных биоресурсов, повышение эффективности охранных мероприятий. 4. Повышение эффективности воспроизводства охотничьих животных. 5. Регулирование любительского и спортивного рыболовства, улучшение рекреационной привлекательности лицензионных водоемов и повышение их биологической продуктивности. |
Целевые индикаторы подпрограммы |
Доля используемых видов охотничьих ресурсов к общему количеству видов охотничьих ресурсов, встречающихся на территории области - 83%. |
Показатели задач подпрограммы |
Показатель задачи 1: - количество проведенных плановых и внеплановых проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - 22 шт. Показатель задачи 2: - количество выданных разрешений на добычу охотничьих ресурсов - 13900 шт. Показатель задачи 3: - количество лиц, привлеченных к административной ответственности в сфере охоты, рыболовства, а также нарушения режима государственных природных заказников областного значения - 1345 человек. Показатель задачи 4: - объем заготовленных концентрированных кормов, а также естественных кормов для подкормки диких животных в зимний период в государственных заказниках областного значения - 561 тонна. Показатель задачи 5: - количество реализованных разрешений на право лова рыбы в лицензионных водоемах - 12000 шт. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в I этап (2013 - 2020 годы) |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Прогнозируемый объем финансирования из областного бюджета составит 363405,2 тыс. рублей, в том числе 2013 год - 50908,5 тыс. рублей, 2014 год - 45615,2 тыс. рублей, 2015 год - 44441,1 тыс. рублей, 2016 год - 44459,9 тыс. рублей, 2017 год - 44479,6 тыс. рублей, 2018 год - 44500,3 тыс. рублей, 2019 год - 44500,3 тыс. рублей, 2020 год - 44500,3 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
Вовлечение в хозяйственный оборот новых для Липецкой области видов охотничьих ресурсов, в том числе увеличение доли используемых видов охотничьих ресурсов к общему количеству видов охотничьих ресурсов, встречающихся на территории области, до 83% процентов в результате введения новых видов охотничьих животных; снижение антропогенной нагрузки на охотничьи угодья в результате уменьшения количества выдаваемых разрешений до 13900 шт.; увеличение объема заготовленных концентрированных кормов до 561 тонны; увеличение количества реализованных разрешений на право лова рыбы в лицензионных водоемах до 12000 шт. |
4. Текстовая часть подпрограммы 2
а) характеристика сферы реализации подпрограммы 2, описание основных проблем в сфере охраны окружающей среды и природопользования и прогноз ее развития
Животный мир - это наиболее уязвимый компонент природной среды, состояние которого определяется состоянием окружающей среды. Вследствие этого рациональное использование животного мира выступает инициатором разумного пользования всей окружающей средой. С древнейших времен человечество научилось пользоваться животным миром, потребляя объекты животного мира с помощью охоты и рыболовства. Не утратили своего значения охота и рыболовство и в настоящее время. В Липецкой области зарегистрировано около 20000 охотников-любителей, а граждан, занимающихся спортивным ловом рыбы в несколько раз больше. В современных условиях ведение охотничьего хозяйства невозможно без целенаправленной помощи популяциям охотничьих животных со стороны человека. Только интенсивные биотехнические мероприятия совместно с эффективной охраной позволяют осуществлять производство охоты при увеличивающемся антропогенном прессе. В условиях стабильно высокой антропогенной нагрузки на популяции диких животных и водные биоресурсы, а также учитывая значительную трансформированность их местообитаний, требуется введение в действие системы компенсирования данного отрицательного воздействия, без чего на современном этапе животный мир обречен на постепенную деградацию.
В Липецкой области общая площадь охотничьих угодий составляет 2 269,6 тыс. га, из них 930,7 тыс. га общедоступных охотничьих угодий;
1 231,8 тыс. га предоставленных в пользование территорий; 151 тыс. га в 17 государственных заказниках областного значения. Водные акватории области включают 1995 водохранилищ и прудов, общей площадью 17,7 тыс. га, 399 рек и речек, общей протяженностью 5300 км. Только незначительная часть территории обладает высоким классом бонитета, остальная представлена землями сельскохозяйственного назначения, где показатели гнездозащитности и кормопригодности для объектов животного мира крайне низки. Воспроизводство диких животных на этих территориях близко к нулю. С учетом изымания части приплода в процессе производства охоты, а также гибели животных при производстве технологических процессов поддержание численности видов, которые являются объектами систематического использования в Липецкой области, сложный и систематический процесс.
Наиболее подвержены антропогенному воздействию в Липецкой области такие виды, как лось, олень, кабан, косуля, заяц-русак, куница, бобр, пернатая дичь. Динамика численности данных видов характеризуется следующими тенденциями.
Состояние популяции лося по области можно оценить как вполне стабильное, о чем свидетельствуют состояние численности вида, которая является популяционным показателем (2007 г. - 347; 2008 г. - 330; 2009 г. - 351, 2010 г. - 379, 2011 г. - 461). Средняя плотность вида по области в свойственных ему лесных угодьях составляет 2,02 особи/тыс. га. В государственных заказниках областного значения (70 тыс. га) плотность вида в среднем выше, а в таких заказниках как "Колодецкий" и "Яманский" превышает оптимальную.
Олень благородный. Вид, динамика численности которого характеризуется резкими изменениями (2005 г. - 340, 2006 г. - 265, 2007 г. - 520, 2008 г. - 730, 2009 г. - 536, 2010 г. - 459, 2011 г. - 544). Государственный учет показал среднюю по лесопокрытым территориям, включая колковые леса, плотность в 2,19 особи на тыс. га. Популяции оленя малочисленны и изолированы друг от друга в пространстве. Требуется систематическая и долговременная работа по восстановлению численности.
Состояние популяции косули характеризуется относительной стабильностью, о чем свидетельствует динамика численности за ряд лет: 2005 г. - 2190 особи, 2006 г. - 2000 особи, 2007 г. - 2150 особи, 2008 г. - 2240 особи, 2009 г. - 2086 особи, 2010 г. - 2437 особи, 2011 г. - 2678 особи.
По данным учета 2010 года усредненная плотность косули на лесопокрытых участках области составила 10,10 особи/тыс. га, что является нижним пределом оптимальной плотности вида в условиях Центрального Черноземья. В государственных заказниках средняя плотность выше, достигает величины 20 особей/тыс. га.
Рост численности вида обусловлен значительным объемом биотехнических мероприятий и усиленной охраной вида.
На протяжении последних лет наблюдается стабильный рост численности кабана: 2007 г. - 1446 особей, 2008 г. - 1930 особей, 2009 г. - 1956 особей, 2010 г. - 2447 особей, 2011 г. - 2616 особей.
Усредненный показатель плотности в пределах лесопокрытых участков в охотугодьях области по данным учета составляет 11,87 особи/тыс. га, что, безусловно, превышает хозяйственно-целесообразную плотность 4 - 8 особей/тыс. га. В заказниках же плотность достигла значения 28,41 особей/тыс. га.
Лисица красная. Вид, численность которого (впервые с 2004 года) удалось в 2010 году снизить на 18% по сравнению с 2009 годом, благодаря работе по регулированию численности лисицы красной во внесезонный период. В 2004 - 2008 г.г. прирост вида составлял 140 - 600 особей, ЗМУ - 2009 показал увеличение численности с 6050 особей в 2008 году до 7600 особей, то есть прирост составил 25,6%.
За последние 5 лет динамика численности вида следующая: 2005 г. - 4760 особей, 2006 г. - 4900 особей, 2007 г. - 5500 особей, 2008 г. - 6050 особей, 2009 г. - 7600 особей, 2010 г. - 6410 особей, 2011 г. - 6164 особей. Требуется снижение численности до достижения оптимального показателя 1 особь на 1000 га.
Заяц-русак. Численность вида относительно стабильна, будучи из года в год в рамках 6,5 тыс. особей - 8,5 тыс. особей, то есть плотность вида в охотугодьях стабильно ниже нормы для 4-го класса бонитета (15 особей/тыс. га). ЗМУ - 2010 показал незначительно, в пределах допустимой ошибки, уменьшение численности с 7840 особей в 2009 году до 7070, то есть на 10,9%. Численность вида в 2007 году составляла 8200 особей, в 2008 г. - 6900 особей. По сравнению с нормативными показателями численность вида ниже оптимальной в несколько раз. Требуется государственная поддержка, направленная на восстановление численности вида путем выпуска в охотничьи угодья новых особей.
Куропатка серая. В 2011 году зафиксировано уменьшение численности по сравнению с прошлым годом: с 66,48 тыс. особей в 2010 году до 48 тыс. особей в 2011 году. Численность вида в 2007 году составляла 8700 особей, в 2008 году 16400 особей, в 2009 году - 60530 особей.
Основная проблема в поддержании положительных тенденций возрастания численности у таких видов как кабан, лось, косуля и компенсации негативного воздействия на виды, по которым наблюдается спад численности: заяц-русак, олень, куропатка.
Сложность решения данной проблемы определяется несколькими объективными факторами. К ведущим факторам следует отнести:
- ускоренный рост отрицательного антропогенного воздействия (прямого и опосредованного) как на объекты животного мира, так и на среду их обитания. В результате трансформации условий обитания диких животных уменьшаются их ареалы, снижается численность популяций и, в целом, без целенаправленной восстановительной деятельности человека фауна обречена на разрушение биологического разнообразия;
- отсутствие взаимоувязанной федеральной нормативной правовой базы, направленной на рациональное использование охотничьих ресурсов, в том числе внутренние противоречия Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подзаконным нормативным актам, в результате чего появляется необходимость в формировании регионального законодательства в рассматриваемой области;
- сокращение мест обитания объектов животного мира. В целях укрепления эффекта самовоспроизводства объектов животного мира необходимо продолжить работы по расширению сети особо охраняемых природных территорий, являющихся центрами расселения диких животных на смежные с ними территории. Параллельно требуется создание угодий закрытых для охоты, являющихся стациями переживания охотничьих видов животных.
Липецкая область - один из малообеспеченных водными ресурсами регионов России. Большая часть водоемов области относится к бассейну р. Дон. Крупных озер в области нет, малые по площади озера-старицы расположены в поймах рек бассейна р. Дон и р. Воронеж. Наиболее крупной рекой Липецкой области является р. Дон. Значительную протяженность в пределах области имеют реки Воронеж, Сосна. На территории области для промышленных целей и нужд сельского хозяйства создано Матырское водохранилище. Основное назначение водохранилища - рекреационное.
На водоемах Липецкой области промышленное рыболовство отсутствует по причине их низкой промысловой рыбопродуктивности. Работы по оценке запасов рыбы и определению объемов общих допустимых уловов проводятся ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт пресноводного рыбного хозяйства" с 2010 года.
По данным ФГУП "ВНИИПРХ" ихтиофауна водохранилища представлена 39 видами рыб и 1 видом рыбообразных. В настоящее время в уловах рыболовов-любителей доминируют серебряный карась, окунь, плотва, лещ и густера. Значительно реже встречаемость щуки, судака, язя. В последние годы значительно увеличивается численность серебряного карася. Из непромысловых объектов в уловах мальковой волокуши достаточно высока встречаемость уклеи, горчака, бычка-цуцика. Вселение растительноядных рыб и карпа проводилось нерегулярно и незначительным количеством рыбопосадочного материала.
Вылов рыбы в 1989 году на Матырском водохранилище составлял 97,1 т; в 1990 году - 85,8 т; в 1991 году - 47,8 т; в 1992 году - 12 т; в 1993 году - 6,1 т, в 1994 году - 3,3 т.
С 1995 года координационном советом Липецкой области был запрещен промышленный лов рыбы в водохранилище сроком на 5 лет и не возобновлялся.
Причиной падения уловов является увеличение зарастаемости водоема высшей водной растительностью.
В июле 2010 года была проведена гидроакустическая съемка Матырского водохранилища. Суммарная биомасса ихтиофауны в Матырском водохранилище составила 19 кг/га.
В Матырском водохранилище из-за бурного развития макрофитов плохая пищевая обеспеченность молоди на ранних этапах онтогенеза приводит к высокой смертности, которая усугубляется массовым воспроизводством окуня, составляющего 28,3% запаса.
Если не предпринимать никаких мер, Матырское водохранилище превратится в окуневый водоем. Подобные примеры известны. Поэтому необходимо ежегодно производить вселение белого амура из расчета 300 штук стандартных сеголетков на гектар. Такая мера позволит повысить рыбопродуктивность аборигенных видов рыб до 50 кг/га, а с учетом белого амура существенно выше.
Прирост популяции леща за год составил - 5,3 т, судака - 2,6 т, окуня - 1,7 т, серебряного карася - 4,5 т.
В виду того, что запасы рыбы в Матырском водохранилище существенно ниже оптимума, объемы допустимых уловов (ОДУ) и возможный вылов можно определять только по величине годового прироста ихтиомассы и рекомендовать для спортивного и любительского рыболовства.
Река Дон относится к водоему высшей рыбохозяйственной категории. Протяженность реки в пределах области составляет 289 км, протекает по территории Данковского, Лебедянского, Задонского и Хлевенского районов.
Наиболее крупными притоками в пределах области являются: левобережные - Сквирня; правобережные - Красивая Меча, Сосна, Снова.
Кормовая база рыб в реке в пределах области, как в видовом, так и количественном отношении практически не изучена.
Состав ихтиофауны достаточно разнообразен и представлен преимущественно фитофильными видами (линь, серебряный карась, красноперка, плотва, лещ, щука и др.). Встречаются реофильные виды (подуст, елец, голавль, жерех и др.). Наиболее многочисленно семейство карповых. Биология рыб реки Дон в пределах области изучена недостаточно, ресурсных исследований также не проводилось. Поэтому для проведения ежегодного ихтиологического мониторинга необходимо определить объем квоты в контрольных целях.
Основное назначение водоема - хозяйственно-бытовое водоснабжение населенных пунктов, используется в промышленных и сельскохозяйственных целях. Берега реки являются местом отдыха и туризма местного населения. Дон протекает по густонаселенной местности, на всем протяжении реки по ее берегам расположен ряд крупных (городов) и множество мелких (деревни, станицы) населенных пунктов, в том числе города - Данков, Лебедянь, Донское, Задонск. В пределах области, на реке, интенсивно ведется спортивное и любительское рыболовство, отмечено применение запрещенных орудий лова. Промышленного лова рыбы на водоеме не ведется с 1963 года.
Река Воронеж относится к левобережным притокам р. Дон, является водоемом первой рыбохозяйственной категории. Протяженность реки в пределах области составляет 283 км. Воронеж протекает по территории Данковского, Липецкого, Грязинского, Усманского и Хлевенского районов.
Наиболее крупными притоками в пределах области являются: левобережные - Колпинка, Матыра, Двуречка, Мещерка, Боровица, Излегоша; правобережные - Становая Ряса, Мартынчик, Кузьминка, Ериловка.
Состав ихтиофауны достаточно разнообразен и представлен теми же видами, что и в реке Дон.
Основное назначение водоема - хозяйственно-бытовое водоснабжение населенных пунктов, используется для промышленных и сельскохозяйственных целей. Берега реки являются местом отдыха и туризма местного населения. На всем протяжении весьма интенсивно ведется спортивное и любительское рыболовство, отмечаются случаи отлова рыб сетями.
Река Сосна относится к правобережным притокам р. Дон, является водоемом первой рыбохозяйственной категории. Протяженность реки в пределах области составляет 283 км, протекает по территории Долгоруковского, Измалковского и Елецкого районов. Сосна протекает в пределах области с юго-запада на северо-восток, впадает в р. Дон в районе пос. Засосенка.
Состав ихтиофауны достаточно разнообразен и представлен теми же видами, что и в реке Дон.
Основное назначение водоема - хозяйственно-бытовое водоснабжение населенных пунктов, используется для промышленных и сельскохозяйственных целей. Берега реки являются местом отдыха и туризма местного населения. Сосна протекает по густонаселенной местности, наиболее крупные населенные пункты, расположенные по берегам р. Сосны - г. Чернава и г. Елец. На всем протяжении весьма интенсивно ведется спортивное и любительское рыболовство, отмечаются случаи браконьерства.
В пределах области расположено значительное количество малых рек, пойменных озер и водоемов комплексного назначения (ВКН) - русловых прудов, затопленных карьеров и т.д. Весь этот водный фонд активно используется рыболовами-любителями. Основу уловов рыболовов-любителей составляют представители аборигенной ихтиофауны, а также вселенцы (растительноядные, карп, серебряный карась). Периодическое зарыбление ВКН ценными видами рыб обогащает местную ихтиофауну и значительно повышает рыбопродуктивность малых водоемов области. Поэтому в расчетах ОДУ необходимо учитывать достаточно значительные объемы рыб-интродуцентов.
С целью обогащения состава ихтиофауны, повышения рыбопродуктивности и получения биомелиоративного эффекта (борьба с зарастаемостью) необходимо проведение мероприятий по воспроизводству, охране водных биоресурсов и среды их обитания в рыбохозяйственных водоемах Липецкой области. Полномочия по воспроизводству водных биоресурсов возложены на федеральные структуры Росрыболовства России. Поэтому требуется разработка федеральной программы по вселению в водоемы карповых видов рыб (сазан, растительноядные) и хищных рыб (судак, щука) или выделения соответствующего объема субвенций исполнительным органам субъекта Российской Федерации на проведение указанных мероприятий.
Специально уполномоченные исполнительные органы субъекта Российской Федерации наделены полномочиями по охране водных биоресурсов на особо охраняемых природных территориях регионального значения, в которые включены акватории рек Дон, Воронеж и Матырское водохранилище. Поэтому охрана водных биологических ресурсов водоемов Липецкой области, включая акватории особо охраняемых природных территорий регионального значения, является основной задачей управления по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области.
Таким образом, решение проблемы, конечной целью которой является обеспечение устойчивого существования животного мира и водных биоресурсов параллельно с устойчивым его использованием, зависит от разработки широкого круга вопросов в биологической, охотохозяйственной, правовой и финансовой сферах.
б) приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы 2, цели, задачи и индикаторы достижения целей, показатели решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы 2, сроков и этапов реализации подпрограммы 2
Приоритетами государственной политике в сфере использования и охраны животного мира являются:
- приоритет охраны животного мира перед его использованием;
- максимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека;
- достижение равновесия между использованием объектов животного мира и их воспроизводством.
Целью подпрограммы является обеспечение устойчивого существования, использования и регулирования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, сохранение среды их обитания.
Реализация поставленной цели обеспечивается исполнением следующих задач:
- создание условий для охраны и использования объектов животного мира, среды их обитания;
- регулирование использования охотничьих животных на территории Липецкой области в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством;
- обеспечение проведения охраны животного мира и водных биоресурсов, повышение эффективности охранных мероприятий;
- повышение эффективности воспроизводства охотничьих животных;
- регулирование любительского и спортивного рыболовства, улучшение рекреационной привлекательности лицензионных водоемов и повышение их биологической продуктивности.
Целевым индикатором является:
- доля используемых видов охотничьих ресурсов к общему количеству видов охотничьих ресурсов, встречающихся на территории области, %.
К показателям решения задач относятся:
- количество проведенных плановых и внеплановых проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, шт.;
- количество выданных разрешений на добычу охотничьих ресурсов, шт.;
- количество лиц, привлеченных к административной ответственности в сфере охоты, рыболовства, а также нарушения режима государственных природных заказников областного значения, человек;
- объем заготовленных концентрированных кормов, а также естественных кормов для подкормки диких животных в зимний период в государственных заказниках областного значения, тонн;
- количество реализованных разрешений на право лова рыбы в лицензионных водоемах, шт.
Основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы:
- вовлечение в хозяйственный оборот новых для Липецкой области видов охотничьих ресурсов, в том числе увеличение доли используемых видов охотничьих ресурсов к общему количеству видов охотничьих ресурсов, встречающихся на территории области, до 83% в результате введения новых видов охотничьих животных;
- снижение антропогенной нагрузки на охотничьи угодья в результате уменьшения количества выдаваемых разрешений до 13900 шт.;
- увеличение объема заготовленных концентрированных кормов до 561 тонны;
- увеличение количества реализованных разрешений на право лова рыбы в лицензионных водоемах до 12000 шт.
Сроки реализации подпрограммы 2013 - 2020 годы.
в) характеристика ведомственной целевой программы и основных мероприятий подпрограммы 2
Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти является применение программно-целевого принципа организации их деятельности.
Основные инструменты программно-целевого метода хорошо согласуются с задачами, которые необходимо выполнить для решения системной проблемы обеспечения сохранения биологического разнообразия животного мира и создания условий для устойчивого существования, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира, обитающих на территории области.
Формой программно-целевого бюджетного планирования является ведомственная целевая программа и мероприятия, финансируемые в рамках подпрограммы за счет средств федерального бюджета.
Целью ведомственной целевой программы "Обеспечение устойчивого существования и использования объектов животного мира и водных биоресурсов (2012 - 2014 годов)" является обеспечение устойчивого существования, использования и регулирования объектов животного мира и водных биологических ресурсов и сохранение среды их обитания.
Задача 1. Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира, среды их обитания, а также повышение качества производства по делам об административных правонарушениях в сфере охоты и рыболовства, обеспечение исполнений вынесенных постановлений.
Задача 2. Регулирование использования охотничьих животных на территории Липецкой области в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством.
Задача 3. Обеспечение проведения охраны животного мира и водных биоресурсов. Повышение эффективности охранных мероприятий.
Задача 4. Повышение эффективности воспроизводства охотничьих животных.
Задача 5. Регулирование любительского и спортивного рыболовства, улучшение рекреационной привлекательности лицензионных водоемов и повышение их биологической продуктивности.
Реализация ведомственной программы позволит:
- увеличить долю используемых видов охотничьих ресурсов к общему количеству видов, встречающихся на территории области до 83%;
- количество проведенных плановых и внеплановых проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц составит 16 шт.;
- количество выданных разрешений на добычу охотничьих ресурсов снизится до 14500 шт.;
- количество лиц, привлеченных к административной ответственности в сфере охоты, рыболовства, снизится до 1375 чел.;
- объем заготовленных концентрированных и естественных кормов увеличится до 549 тонн;
- количество реализованных разрешений на право лова рыбы в лицензионных водоемах увеличится до 12000 шт.
Прогнозный объем средств областного бюджета на реализацию ведомственной программы - 96523,7 тыс. рублей. Участие субвенций федерального бюджета - 6861,5 тыс. рублей.
Основное мероприятие 1. Организация и проведение мероприятий по охране, контролю и надзору за состоянием и использованием объектов животного мира.
Направлено на решение задачи 1 подпрограммы.
Сроки реализации - 2015 - 2020 годы.
В результате выполнения данного мероприятия количество проведенных плановых и внеплановых проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц увеличится до 22 шт.
Прогнозный объем средств областного бюджета на реализацию основного мероприятия 1 - 105139,8 тыс. рублей. Участие субвенций федерального бюджета - 19641,6 тыс. рублей.
Основное мероприятие 2. Выдача разрешений для физических лиц на добычу охотничьих ресурсов.
Направлено на решение задачи 2 подпрограммы.
Сроки реализации - 2015 - 2020 годы.
В результате выполнения данного мероприятия количество выданных разрешений на добычу охотничьих ресурсов снизится до 13900 шт.
Прогнозный объем средств областного бюджета на реализацию основного мероприятия 2 - 29868,0 тыс. рублей. Участие субвенций федерального бюджета - 815,4 тыс. рублей.
Основное мероприятие 3. Организация и проведение охранных мероприятий по сохранению животного мира и водных биологических ресурсов.
Направлено на решение задачи 3.
Сроки реализации - 2015 - 2020 годы.
В результате выполнения данного мероприятия количество лиц, привлеченных к административной ответственности в сфере охоты, рыболовства, снизится до 1345 человек.
Прогнозный объем средств областного бюджета на реализацию основного мероприятия 3 - 59493,16 тыс. рублей. Участие субвенций федерального бюджета - 571,2 тыс. рублей.
Основное мероприятие 4. Заготовка концентрированных кормов, естественных кормов для подкормки диких животных в зимний период в государственных заказниках областного значения.
Направлено на решение задачи 4.
Сроки реализации - 2015 - 2020 годы.
В результате выполнения данного мероприятия объем заготовленных концентрированных и естественных кормов увеличится до 561 тонны.
Прогнозный объем средств областного бюджета на реализацию основного мероприятия 4 - 56915,69 тыс. рублей.
Основное мероприятие 5. Благоустройство, зарыбление и регулирование лова рыбы в лицензионных водоемах.
Направлено на решение задачи 5.
Сроки реализации - 2015 - 2020 годы.
В результате выполнения данного мероприятия количество реализованных разрешений на право лова рыбы в лицензионных водоемах составит 12000 штук.
Прогнозный объем средств областного бюджета на реализацию основного мероприятия 5 - 15464,85 тыс. рублей.
На основе повышения качества постоянно проводимых мероприятий по государственному контролю и надзору, производства по делам об административных правонарушениях и обеспечения исполнения вынесенных постановлений, а также повышения эффективности принимаемых мер по охране, регулированию, использованию и воспроизводству животного мира и водных биоресурсов ожидается: увеличение поступлений в областной бюджет административных штрафов, повышение качества оказания государственных услуг в части создания необходимых условий для отдыха охотников и рыболовов за счет улучшения рекреационной привлекательности охотугодий и лицензионных водоемов, увеличение числа лиц, привлеченных к административной ответственности в сфере охоты и рыболовства, рост численности наиболее ценной в охотхозяйственном отношении группы диких копытных животных.
Из федерального бюджета выделяются 4 вида субвенций на реализацию полномочий в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" для выполнения мероприятий по достижению цели подпрограммы, в том числе:
- по контролю, надзору, выдаче лицензий и разрешений в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания;
- в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты;
- в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты, а так же водных биологических ресурсов);
- в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов.
Все мероприятия в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О животном мире" направлены на реализацию следующих переданных Российской Федерацией полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а так же водных биологических ресурсов:
- организация и осуществление мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрана среды обитания указанных объектов животного мира, в том числе мероприятий в отношении объектов животного мира, занесенных в Красную Книгу Российской Федерации;
- осуществление мер по воспроизводству объектов животного мира и восстановлению среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах субъекта Российской Федерации, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с последующим предоставлением сведений федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;
- выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, водных биологических ресурсов и объектов охоты;
- выдача разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, водных биологических ресурсов и объектов охоты;
- государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, включая контроль за капканами и ловушками, а также контроль за оборотом продукции, получаемой от объектов животного мира;
- регулирование численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания;
- введение на территории субъекта Российской Федерации ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания.
г) прогноз сводных показателей государственных заданий по годам реализации подпрограммы 2
Государственные услуги оказывает подведомственное учреждение управления по охране, использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Липецкой области ОБУ "Охотничьи и водные биоресурсы":
- поддержание видового разнообразия охотничьих ресурсов. Потребители государственной услуги - население Липецкой области;
- обеспечение рационального использования охотничьих ресурсов. Потребители государственной услуги - население Липецкой области;
- организация и регулирование любительского и спортивного рыболовства на лицензионных водоемах. Потребители государственной услуги - физические лица.
Финансовое обеспечение выполнения государственных заданий предусмотрено в рамках ведомственной целевой программы "Обеспечение устойчивого существования и использования объектов животного мира и водных биоресурсов (2012 - 2014 годов)" и основных мероприятий.
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание услуг ОБУ "Охотничьи и водные биоресурсы" представлен в приложении 6.
д) обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 2
Общий прогнозный объем финансовых средств для реализации подпрограммы в 2013 - 2020 годах составит 391294,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 г. - 54300,6 тыс. рублей, в том числе:
- областной бюджет - 50908,5 тыс. руб.;
- субвенции из федерального бюджета - 3392,1 тыс. руб.;
2014 г. - 49084,6 тыс. рублей, в том числе:
- областной бюджет - 45615,2 тыс. руб.;
- субвенции из федерального бюджета - 3469,4 тыс. руб.;
2015 г. - 47945,8 тыс. рублей, в том числе:
- областной бюджет - 44441,1 тыс. руб.;
- субвенции из федерального бюджета - 3504,7 тыс. руб.;
2016 г. - 47964,6 тыс. рублей, в том числе:
- областной бюджет - 44459,9 тыс. руб.;
- субвенции из федерального бюджета - 3504,7 тыс. руб.;
2017 г. - 47984,3 тыс. рублей, в том числе:
- областной бюджет - 44479,6 тыс. руб.;
- субвенции из федерального бюджета - 3504,7 тыс. руб.;
2018 г. - 48005,0 тыс. рублей, в том числе:
- областной бюджет - 44500,3 тыс. руб.;
- субвенции из федерального бюджета - 3504,7 тыс. руб.;
2019 г. - 48005,0 тыс. рублей, в том числе:
- областной бюджет - 44500,3 тыс. руб.;
- субвенции из федерального бюджета - 3504,7 тыс. руб.;
2020 г. - 48005,0 тыс. рублей, в том числе:
- областной бюджет - 44500,3 тыс. руб.;
- субвенции из федерального бюджета - 3504,7 тыс. руб.
Источником финансирования подпрограммы являются средства областного бюджета и средства федерального бюджета в виде субвенций. Объемы субвенций определены согласно методикам, утвержденным Правительством Российской Федерации (постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 года N 171 "Об утверждении Методики определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и их распределения между субъектами Российской Федерации" и от 10 января 2009 года N 16 "Об утверждении методики определения общего объема средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов по контролю, надзору, выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов и заключению охотхозяйственных соглашений, и их распределения между субъектами Российской Федерации"), в том числе:
- субвенция на реализацию полномочий по контролю, надзору, выдаче лицензий и разрешений в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания - 25404,1 тыс. руб.;
- субвенция на реализацию полномочий в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты - 1087,2 тыс. руб.;
- субвенция на осуществление отдельных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением отнесенных к объектам охоты, а так же водных биологических ресурсов) - 636,8 тыс. руб.;
- субвенция на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов - 761,6 тыс. руб.
е) анализ рисков реализации подпрограммы 2 и описание мер управления рисками реализации подпрограммы 2
Рисками реализации подпрограммы являются:
- ускоренный рост отрицательного антропогенного воздействия как на объекты животного мира, так и на среду их обитания и, соответственно, трансформация среды обитания животного мира, включая водные биологические ресурсы, а также случаи эпизоотии (бешенство, классическая чума, африканская чума и т.д.), что не позволит расширить воспроизводство и довести численность наиболее ценной в охотхозяйственном отношении группы диких копытных животных до запланированных результатов;
- негативный абиотический фактор, т.е. природные и погодные катаклизмы (стихийные бедствия, ураганы, смерчи, засуха и т.д.), не позволит провести своевременную, качественную и в полном объеме заготовку кормов и соответственно расширить воспроизводство диких животных;
- административный фактор, т.е. недостаточная разработанность нормативно-правовой базы всего природоохранного блока. Из-за непринятия ряда нормативно-правовых актов на федеральном уровне, существующая и действующая база не позволяет принимать законы и другие нормативные акты на уровне субъекта РФ, что в результате может нарушить механизм реализации подпрограммы;
- финансовый фактор, т.е. невозможность получения запланированных средств либо из-за неполного финансирования подпрограммы, либо вследствие резкого роста цен на рынке товаров, работ и услуг.
ж) оценка вклада подпрограммы 2 в достижение целей Программы
Подпрограмма "Охрана, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира Липецкой области" вносит вклад в достижение цели государственной программы и направлена на обеспечение сохранения биологического разнообразия животного мира и создание условий для устойчивого существования, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира, обитающих на территории области.
Выполнение запланированных мероприятий обеспечит стабильное существование на территории области постоянно обитающих объектов животного мира, их расширенное воспроизводство. Рациональное использование объектов животного мира, их охрана, ужесточение контроля со стороны органов государственной власти, пропагандистская работа среди населения должны привести к росту численности основных видов охотничьих ресурсов и как следствие, к увеличению пропускной способности охотничьих угодий, а также к снижению количества правонарушений в области охраны и использования животного мира.
Таким образом, система рационального природопользования позволит достигнуть баланса, при котором в полной мере удовлетворяются потребности населения и в то же время не создаются предпосылки для сокращения численности животного мира в длительной перспективе.
5. Паспорт областной целевой программы "Охрана окружающей среды Липецкой области на 2013 - 2020 годы"
Наименование целевой программы |
Областная целевая программа "Охрана окружающей среды Липецкой области на 2013 - 2020 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" |
Заказчик Программы |
Администрация Липецкой области |
Разработчик Программы |
Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области |
Цель Программы |
Охрана и улучшение состояния окружающей среды в Липецкой области |
Задачи Программы |
1. Регулирование качества окружающей среды. 2. Поддержка особо охраняемых природных территорий. 3. Сохранение редких и исчезающих видов растений, мхов, грибов, лишайников. 4. Экологическое просвещение населения |
Сроки реализации Программы |
2013 - 2020 годы |
Исполнитель Программы |
Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области |
Объемы и источники финансирования |
Прогнозируемый объем финансирования из областного бюджета составит 156197,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 г. - 22135,0 тыс. рублей, 2014 г. - 19135,0 тыс. рублей, 2015 г. - 19135,0 тыс. рублей, 2016 г. - 19135,0 тыс. рублей, 2017 г. - 19135,0 тыс. рублей, 2018 г. - 19135,0 тыс. рублей, 2019 г. - 19135,0 тыс. рублей, 2020 г. - 19252,0 тыс. рублей. Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании областного бюджета на очередной финансовый год (в ред. постановления администрации Липецкой области от 20.09.2012 N 381) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности |
Улучшение состояния окружающей среды (по оценке населения Липецкой области) - 65%. Количество муниципальных районов и городских округов, по которым собраны сведения для осуществления экологической паспортизации - 20 шт. Доля наблюдаемых участков водных объектов в общем числе водных объектов - 27%. Прирост водных ресурсов в результате проведения водоохранных мероприятий - 587 тыс. куб. м. Количество ООПТ, на которые направлены меры поддержки, - 92 шт. Количество аншлагированных ООПТ - 37 шт. Количество сохраняемых редких и исчезающих видов растений, мхов, грибов, лишайников - 398 видов. Количество материалов, размещенных в СМИ, - 4980 шт. Количество проведенных мероприятий по экологическому просвещению - 40 шт. (в ред. постановления администрации Липецкой области от 20.09.2012 N 381) |
Порядок осуществления контроля за ходом выполнения Программы |
Контроль за ходом выполнения мероприятий Программы осуществляется администрацией Липецкой области в порядке, установленном постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года N 168 "О Порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ" |
6. Паспорт областной комплексной программы "Обращение с отходами на территории Липецкой области на 2011 - 2013 годы"
Наименование Программы |
Областная комплексная программа "Обращение с отходами на территории Липецкой области на 2011 - 2013 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Закон Липецкой области от 25.12.2006 N 10-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года" |
Заказчик Программы |
Администрация Липецкой области |
Разработчик-координатор Программы |
Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области |
Цель Программы |
Создание системы обращения с отходами на территории Липецкой области |
Задачи Программы |
1. Защита окружающей среды и населения от неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления. 2. Создание условий для развития производств по сортировке, переработке, обезвреживанию, утилизации и ликвидации отходов на территории Липецкой области. 3. Создание объектов по накоплению, сортировке, обезвреживанию, утилизации и ликвидации отходов на территории Липецкой области. 4. Формирование экологической культуры населения в сфере обращения с бытовыми отходами |
Сроки реализации Программы |
2011 - 2013 годы |
Исполнители Программы |
Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области, управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области, управление сельского хозяйства Липецкой области, управление ветеринарии Липецкой области |
Объемы и источники финансирования |
Прогнозируемый объем финансирования из областного бюджета составит 61520,2 тыс. рублей. В том числе по годам: 2011 г. - 9799,2 тыс. рублей, 2012 г. - 24146,0 тыс. рублей, 2013 г. - 27575,0 тыс. рублей (в ред. постановлений администрации Липецкой области от 05.12.2011 N 425, от 18.05.2012 N 183) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности |
Увеличение доли населения области, охваченного системой обращения с отходами, к общей численности населения области до 64%. Количество ликвидированных мест несанкционированного размещения отходов - 2 шт. Доля муниципальных образований, обследованных с целью выявления несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, - 60%. Прирост производственных мощностей по сортировке, переработке, обезвреживанию, утилизации и ликвидации отходов на территории Липецкой области - 100 тыс. тонн/год. Увеличение количества объектов сбора, накопления, сортировки отходов от населения области на 2663 шт. Количество проведенных мероприятий среди населения в сфере обращения с бытовыми отходами - 5 шт. (в ред. постановлений администрации Липецкой области от 05.12.2011 N 425, от 18.05.2012 N 183, от 18.10.2012 N 421) |
Порядок осуществления контроля за ходом выполнения Программы |
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в порядке, установленном постановлением администрации Липецкой области от 28.11.2007 N 168 "О Порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ" |
7. Паспорт областной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Липецкой области в 2013 - 2020 годах"
Наименование целевой программы |
Областная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Липецкой области в 2013 - 2020 годах" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ, Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", постановление Правительства РФ от 19 апреля 2012 года N 350 "О федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" |
Заказчик Программы |
Администрация Липецкой области |
Разработчик Программы |
Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области |
Цель Программы |
1. Обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод. 2. Восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения |
Задачи Программы |
1. Повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе бесхозяйных, путем их приведения к безопасному техническому состоянию. 2. Строительство сооружений инженерной защиты. 3. Восстановление и экологическая реабилитация водных объектов |
Сроки реализации Программы |
2013 - 2020 годы |
Исполнитель Программы |
Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области |
Объемы и источники финансирования |
Предполагаемый объем финансирования мероприятий Программы составляет 457706,37 тыс. рублей, в том числе: - субсидии из федерального бюджета - 259553,23 тыс. рублей, в том числе: в 2013 г. - 14477,71 тыс. рублей, в 2014 г. - 23945,52 тыс. руб., в 2015 г. - 14490,0 тыс. руб., в 2016 г. - 47817,0 тыс. руб., в 2017 г. - 47943,0 тыс. руб., в 2018 г. - 47943,0 тыс. руб., в 2019 г. - 31311,0 тыс. руб., в 2020 г. - 31626,0 тыс. руб.; - средства областного бюджета - 198153,14 тыс. рублей, в том числе: в 2013 г. - 12845,2 тыс. рублей, в 2014 г. - 18578,24 тыс. руб., в 2015 г. - 15995,6 тыс. руб., в 2016 г. - 33247,6 тыс. руб., в 2017 г. - 33673,0 тыс. руб., в 2018 г. - 34048,2 тыс. руб., в 2019 г. - 24628,1 тыс. руб., в 2020 г. - 25137,2 тыс. руб. Источниками финансирования являются средства федерального и областного бюджетов. Объемы расходов из областного бюджета на выполнение мероприятий Программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании областного бюджета на очередной финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности |
Увеличение доли гидротехнических сооружений, приведенных в безопасное техническое состояние, в общем количестве гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности с 24,2 процента в 2013 году до 100 процентов в 2020 году. Количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности, приведенных в безопасное техническое состояние, - 57 шт. Протяженность сооружений берегоукрепления - 5 км. Доля выполненных работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов в общей потребности в таких работах - 16,66%. Протяженность работ по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов - 11,24 км |
Порядок осуществления контроля за ходом выполнения Программы |
Контроль за ходом выполнения мероприятий Программы осуществляет администрация Липецкой области в порядке, установленном постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года N 168 "О Порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ" |
8. Паспорт областной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Липецкой области на 2013 - 2020 годы"
Наименование Программы |
Областная целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Липецкой области на 2013 - 2020 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" |
Заказчик Программы |
Администрация Липецкой области |
Разработчик Программы |
Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области |
Цель Программы |
Воспроизводство минерально-сырьевой базы Липецкой области, рациональное использование и охрана недр |
Задачи Программы |
1. Геологическое изучение и оценка состояния месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых 2. Мониторинг и охрана геологической среды на территории Липецкой области |
Сроки реализации Программы |
2013 - 2020 годы |
Исполнитель Программы |
Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования из областного бюджета составит 40662,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 г. - 4622,0 тыс. рублей, 2014 г. - 4622,0 тыс. рублей, 2015 г. - 4622,0 тыс. рублей, 2016 г. - 4622,0 тыс. рублей, 2017 г. - 4622,0 тыс. рублей, 2018 г. - 4622,0 тыс. рублей, 2019 г. - 6100,0 тыс. рублей, 2020 г. - 6830,0 тыс. рублей. Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании областного бюджета на очередной финансовый год |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности |
Воспроизводство запасов твердых полезных ископаемых Липецкой области - не менее 100%. Прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых для сырьевого обеспечения Липецкой области - ежегодно не менее 5,2 млн. куб. м. Площадь обследованных месторождений полезных ископаемых Липецкой области, находящихся в нераспределенном фонде недр, - 62 га. Доля муниципальных образований, в которых проведена инвентаризация эксплуатационных скважин подземных вод, - 100%. Количество проведенных комплексных химических анализов подземных вод - 215 шт. Количество обследованных скважин для включения в опорную государственную наблюдательную сеть Липецкой области - 642 шт. Количество муниципальных районов, обследованных по выявлению причин и источников загрязнения подземных вод, - 12 шт. Количество объектов наблюдения за состоянием геологической среды - 109 шт. |
Порядок осуществления контроля за ходом выполнения Программы |
Контроль за ходом выполнения мероприятий Программы осуществляет администрация Липецкой области в порядке, установленном постановлением администрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года N 168 "О Порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ" |
<< Назад |
>> II. Текстовая часть |
|
Содержание Постановление Администрации Липецкой области от 19 декабря 2012 г. N 524 "Об утверждении государственной программы Липецкой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.