Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Текстовая часть
1. Характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировка основных проблем в сфере здравоохранения
Здоровье граждан, как социально-экономическая категория, является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны. Ценность здоровья, как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных и культурных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и, таким образом, уменьшением численности населения.
Численность постоянного населения Липецкой области на 1 января 2012 года составила 1165,9 тыс. человек, сократившись с 2005 года на 24,0 тыс. человек, или 2,0%. Численность населения трудоспособного возраста уменьшилась за анализируемый период на 4,5% (с 724496 до 692011 чел.), подростков (15 - 17 лет) - на 39,5% (с 56794 до 34336 чел.), детского населения (0 - 14 лет) - на 0,2% (с 167322 до 167045 чел.). В возрастной структуре населения области лица младше трудоспособного возраста составляют 15,2%, трудоспособное население - 59,4%, старше трудоспособного возраста - 25,4%. Соотношение мужчин и женщин: 1/1,2.
Уровень рождаемости в 2012 году по сравнению с 2005 годом вырос на 24,7% (с 9,3 до 11,6 на 1000 чел. населения). Прирост рождаемости уменьшился соответственно периодам. Если с 2005 года по 2008 год ее среднегодовое увеличение составляло 5%, то за период с 2008 года по 2009 год - 1%. Динамика показателя в 2009 - 2010 годах отсутствовала, с 2010 года по 2011 год регистрировалось снижение на 1,8%, с 2011 года по 2012 год - рост на 6,4%. Данное обстоятельство связано с уменьшением количества женщин фертильного возраста (в 2005 году - 318,8 тыс. чел., в 2012 году - 285,0 тыс. чел.).
Уровень смертности за период с 2005 года по 2012 год снизился на 7,8% (с 1794,2 до 1530,0 на 100 тыс. нас.). Смертность населения сократилась за счет уменьшения случаев смерти от болезней системы кровообращения - на 26,9% (с 1188,1 до 868,0 на 100 тыс. нас.), от внешних причин - на 30,5% (с 207,6 до 149,9 на 100 тыс. нас.), от болезней дыхания - на 28,6% (с 65,0 до 46,4 на 100 тыс. нас.), от инфекционных и паразитарных болезней - на 40,3% (с 13,4 до 8,0 на 100 тыс. нас.).
Коэффициент естественной убыли населения за анализируемый период уменьшился в 2,3 раза, или с (-8,64) до (-3,7) на 1000 населения.
Лидирующие позиции в структуре причин смертности занимают болезни системы кровообращения, от которых в 2012 году умерли 10102 чел., или 56,7% от общего количества умерших. На втором месте следуют новообразования, доля умерших от которых - 13,2%. Несчастные случаи, травмы и отравления явились причиной смерти в 9,4% случаев.
Показатель смертности от болезней системы кровообращения на 100 тыс. человек с 2005 года по 2012 год уменьшился на 26,9%. В 2010 году он составил 957,2, в 2011 году - 841,4, в 2012 году - 868,0 случаев на 100 тыс. человек. Доля смертности от ишемической болезни сердца в структуре смертности от болезней системы кровообращения - 57%.
В 2012 году смертность от онкологических заболеваний составила 201,2 на 100 тыс. человек, увеличившись на 4,0% по сравнению с 2011 годом: в 2011 году - 193,4, в 2010 году - 196,2, в 2009 году - 204,5, в 2008 году - 197,8, в 2007 году - 202,1, в 2006 году - 194,3; в 2005 году - 190,0.
Смертность от внешних причин на 100 тыс. человек в сравнении с 2005 годом уменьшилась на 30,5%: в 2012 году - 144,3, в 2011 году - 149,9, в 2010 году - 144,4, в 2009 году - 153,3, в 2008 году - 172,7, в 2007 году - 177,6, в 2006 году - 200,2, в 2005 году - 207,6.
Следует отметить, что более чем в двух третях случаев смертность от внешних причин связана со злоупотреблением алкогольными напитками. В 2012 году смертность в результате случайного отравления алкоголем составила 20,7 на 100 тыс. населения. Средний возраст смерти от случайного отравления алкоголем среди мужчин - 46,2 лет, среди женщин - 56,3 года.
Смертность от всех видов транспортных несчастных случаев, включая дорожно-транспортных происшествия, в 2012 году в Липецкой области составила 26,9 на 100 тыс. населения, в 2011 году - 28,1, в 2010 году - 24,4, в 2009 году - 25,0, в 2008 году - 30,8, в 2007 году - 29,4, в 2006 году - 29,6.
На территории области регистрируется положительная тенденция увеличение показателя ожидаемой продолжительности жизни населения. Если в 2004 году она составляла 66 лет, то к 2012 году увеличилась до 70,0 лет. Вместе с тем сохраняется высокой разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин и составляет около 14 лет. Ключевое влияние на формирование данного показателя оказывает смертность людей трудоспособного возраста, главным образом, мужчин, которая в 5,1 раза превышает таковую среди женщин.
На фоне сложившихся демографических показателей естественного движения населения отмечается стойкая тенденция увеличения хронических заболеваний, атипичность их течения и многосистемность поражения, а также связанное с этим возрастание потребности в получении соответствующей специализированной медицинской помощи.
Показатель первичной инвалидности взрослого населения Липецкой области за период с 2005 года по 2012 год уменьшился в 3 раза, или с 217,5 до 70,8 на 10 тыс. населения. В общем числе впервые признанных инвалидами доля лиц трудоспособного возраста в 2012 году составила 52,6%, увеличившись по сравнению с 2005 годом на 16,3% (в 2005 году - 36,3%, в 2006 году - 39,7%, в 2007 году - 40,7%, в 2008 году - 44,3%, в 2009 году - 48%, в 2010 году - 50,2%, в 2011 году - 53,1%, в 2012 году - 52,6%), что указывает на необходимость совершенствования мероприятий, направленных на комплексное решение задач по снижению инвалидизации населения, включая формирование системы эффективной профилактики, дальнейшее повышение качества оказания медицинской помощи и развитие медицинских реабилитационных технологий.
Таким образом, несмотря на положительные изменения медико-демографических показателей, состояние общественного здоровья в Липецкой области определяет необходимость его дальнейшего улучшения. Создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи населению Липецкой области с учетом демографической ситуации является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения.
Основной целевой установкой Программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья граждан. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.
2. Приоритеты государственной политики в сфере охраны здоровья, цели, задачи, индикаторы достижения целей и показатели решения задач, прогноз развития в сфере охраны здоровья
Приоритеты государственной политики в сфере охраны здоровья, цели и задачи Программы определены с учетом содержания Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", Закона Липецкой области от 25 декабря 2006 года N 10-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года", постановления администрации Липецкой области от 28 февраля 2013 года N 103 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Липецкой области".
В долгосрочном периоде приоритетами государственной политики в сфере здравоохранения являются:
реализация мер, направленных на снижение смертности населения, прежде всего от основных причин смерти;
профилактика, своевременное выявление и коррекция факторов риска неинфекционных заболеваний, а также диагностика и лечение на ранних стадиях заболеваний, вносящих наибольший вклад в структуру смертности и инвалидизации населения;
профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний;
снижение материнской и младенческой смертности.
Перечисленные приоритеты будут обеспечиваться за счет структурных преобразований системы здравоохранения, включающих в себя:
1. Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи.
1.1. Создание межмуниципальных консультативно-диагностических центров первичной специализированной медицинской помощи.
1.2. Формирование потоков пациентов по единым принципам маршрутизации.
1.3. Развитие стационарозамещающих и выездных методов работы.
1.4. Создание в структуре медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи.
1.5. Совершенствование принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.
1.6. Совершенствование системы диспансеризации населения и развитие патронажной службы для проведения активных посещений к хроническим больным на дому.
1.7. Сохранение и развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению за счет сохранения и развития фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров общей врачебной практики, расширения выездной работы в составе врачебных бригад.
2. Структурные преобразования системы оказания специализированной (стационарной) помощи.
2.1. Развитие этапной системы оказания специализированной медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания.
2.2. Создание в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных, а также внедрение новых медицинских технологий.
2.3. Обеспечение преемственности в ведении больного на всех этапах.
2.4. Оптимизация структуры отрасли путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания многопрофильных медицинских центров.
2.5. Обеспечение доступности для населения современных эффективных медицинских технологий.
2.6. Оптимизация оказания медицинской помощи в стационарных условиях на основе оптимизации структуры коечного фонда медицинских организаций и интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, а также развития стационарозамещающих технологий.
2.7. Развитие системы оказания медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи.
3. Структурные преобразования системы оказания медицинской помощи матерям и детям.
3.1. Совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи на основе развития сети перинатальных центров и маршрутизации беременных.
3.2. Развитие многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров с учетом региональных потребностей в конкретных видах медицинской помощи.
3.3. Развитие организационных технологий, предусматривающих четкую маршрутизацию больных детей в тесной привязке к действующей сети медицинских организаций с учетом региональных особенностей заболеваемости и смертности детей.
4. Структурные преобразования системы оказания скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, предусматривают создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи с использованием технологий управления приема и обработки вызовов на базе спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС.
5. Кадровое обеспечение здравоохранения Липецкой области.
Реализация Программы предусматривает достижение цели: обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребности населения, передовым достижениям медицинской науки.
Для достижения цели предусматривается решение следующих основных задач:
1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.
2. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.
3. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства.
4. Развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, том числе детей.
5. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей.
6. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.
7. Повышение обеспеченности населения качественными, эффективными и безопасными лекарственными препаратами
8. Создание и масштабирование аппаратно-программных решений для оказания медицинских услуг медицинским работником на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий.
9. Развитие взаимодействия государственной и частной систем здравоохранения.
Прогноз развития сферы здравоохранения определяется основными направлениями социально-экономического развития Липецкой области, индикаторами и показателями состояния общественного здоровья, инфраструктуры лечебной сети, эффективного использования ресурсов отрасли, предусмотренными документами стратегического планирования.
Развитие системы персонифицированного учета оказания медицинских услуг, расширенное внедрение электронной медицинской карты, ведение единого регистра медицинских работников, электронного паспорта медицинского учреждения и паспорта системы здравоохранения Липецкой области обеспечат функционирование и постоянную актуализацию современной системы сбора, обработки и анализа информации.
3. Прогноз конечных и непосредственных результатов Программы, характеризующих состояние (изменение состояния) в сфере охраны здоровья
Эффективность реализации Программы оценивается по целевым индикаторам и показателям задач, характеризующим изменение состояния общественного здоровья и ресурсов здравоохранения.
Сведения об индикаторах цели и показателях задач государственной программы с формированием плановых значений по годам ее реализации представлены в приложении 2 к Программе.
Конечные результаты Программы отражают достижение цели Программы.
Реализация Программы позволит повысить качество и доступность медицинской помощи, лекарственного обеспечения населения. К ожидаемым конечным результатам выполнения Программы относятся:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 74,3 лет;
снижение смертности от всех причин до 11,4 случаев на 1000 населения;
снижение потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) до 9,0 литров на душу населения в год;
снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 35,0%;
снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков до 16,0%;
снижение смертности от болезней системы кровообращения до 622,4 случаев на 100 тыс. населения;
снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий 10,0 случаев на 100 тыс. населения;
снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 190,0 случаев на 100 тыс. населения; снижение смертности от туберкулеза до 4,3 случаев на 100 тыс. населения;
снижение уровня заболеваемости туберкулезом до 35,0 случаев на 100 тыс. населения;
снижение материнской смертности до 7,3 случаев на 100 тыс. родившихся живыми;
снижение младенческой смертности до 7,2 случаев на 1000 родившихся живыми;
увеличение обеспеченности врачами до 46,2 на 10 тыс. населения;
соотношение врачей и среднего медицинского персонала 1:3,3;
повышение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) до 200% от средней заработной платы в Липецкой области;
повышение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в Липецкой области;
повышение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в Липецкой области.
Прогноз оценки эффективности реализации государственной программы может быть сделан по следующим непосредственным результатам, утвержденным постановлением администрации Липецкой области от 28 февраля 2013 года N 103 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Липецкой области" (табл. 1 - 2).
4. Этапы и сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы охватывают период 2013 - 2020 годов без выделения этапов.
Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи
Таблица 1
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий) |
процент |
5,7 |
5,6 |
5,4 |
5,3 |
5,2 |
5,1 |
2 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
28,5 |
29,0 |
29,4 |
29,6 |
30,6 |
31,7 |
3 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
1,5 |
1,9 |
2,2 |
2,7 |
3,3 |
3,9 |
4 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
7,1 |
7,9 |
8,1 |
8,2 |
8,5 |
9,1 |
5 |
Доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий |
процент |
57,2 |
55,6 |
54,9 |
54,2 |
52,4 |
50,2 |
6 |
Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Липецкой области, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации государственной системы здравоохранения Липецкой области |
процент |
75,0 |
80,0 |
85,0 |
90,0 |
95,0 |
100,0 |
7 |
Доля аккредитованных специалистов |
процент |
- |
- |
- |
- |
20 |
40 |
8 |
Обеспеченность населения врачами |
на 10 тысяч человек населения |
37,58 |
39,27 |
40,95 |
42,63 |
44,32 |
46,0 |
9 |
Соотношение врачи/средние медработники |
|
1/3 |
1/3,1 |
1/3,1 |
1/3,2 |
1/3,2 |
1/3,3 |
10 |
Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в Липецкой области (агрегированные значения) |
процент |
131,9 |
149,4 |
169,4 |
191,8 |
200,0 |
200,0 |
11 |
Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Липецкой области (агрегированные значения) |
процент |
68,4 |
75,7 |
83,7 |
92,5 |
100,0 |
100,0 |
12 |
Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в Липецкой области (агрегированные значения) |
процент |
44,7 |
52,7 |
62,1 |
73,2 |
100,0 |
100,0 |
13 |
Число дней занятости койки в году |
дней |
327,2 |
328,5 |
329,6 |
330,1 |
331,5 |
331,5 |
14 |
Средняя длительность лечения больного в стационаре |
дней |
12,0 |
11,9 |
11,9 |
11,8 |
11,8 |
11,7 |
15 |
Доля врачей первичного звена здравоохранения от общего числа врачей |
процент |
58,8 |
59,8 |
60,7 |
61,7 |
62,7 |
63,6 |
16 |
Доля пациентов, доставленных по экстренным показаниям, от общего числа пациентов, пролеченных в стационарных условиях |
процент |
42,7 |
42,7 |
42,7 |
42,7 |
42,7 |
42,7 |
Основные показатели здоровья населения
Таблица 2
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
лет |
70 |
70,8 |
71,4 |
72,0 |
73,0 |
74,0 |
2 |
Смертность от всех причин |
на 1000 населения |
15,3 |
14,7 |
14,3 |
13,5 |
13,0 |
11,8 |
3 |
Материнская смертность |
Случаев на 100 тыс. родившихся живыми |
7,3 |
7,3 |
7,3 |
7,3 |
7,3 |
7,3 |
4 |
Младенческая смертность |
случаев на 1000 родившихся живыми |
8,7 |
8,5 |
8,3 |
8,1 |
7,8 |
7,5 |
5 |
Смертность детей в возрасте 0 - 17 лет |
случаев на 10 000 населения соответствующего возраста |
8,2 |
8,1 |
8,0 |
7,8 |
7,7 |
7,6 |
6 |
Смертность от болезней системы кровообращения |
на 100 тыс. населения |
868,0 |
852,0 |
800,0 |
749,5 |
699,4 |
649,4 |
7 |
Смертность от дорожно-транспортных происшествий |
на 100 тыс. населения |
17,6 |
16,0 |
14,4 |
12,8 |
11,2 |
10,0 |
8 |
Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) |
на 100 тыс. населения |
201,2 |
199,0 |
198,0 |
196,0 |
194,0 |
192,8 |
9 |
Смертность от туберкулеза |
на 100 тыс. населения |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
10 |
Заболеваемость туберкулезом |
на 100 тыс. населения |
47,8 |
46,8 |
45,8 |
44,8 |
44,0 |
43,46 |
11 |
Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 мин |
процент |
83,0 |
85,5 |
86,4 |
87,2 |
88,1 |
89,0 |
5. Перечень и краткое описание областных целевых программ и подпрограмм с указанием сроков и ожидаемых результатов
Для достижения поставленной цели и решения задач Программы реализуются четыре областные целевые программы в сфере здравоохранения и десять подпрограмм в соответствии с Перечнем областных целевых программ, подпрограмм Программы (приложение 1), Перечнем ведомственных целевых программ и основных мероприятий Программы (приложение 3):
1. Областная целевая программа 1 "Совершенствование системы охраны здоровья населения Липецкой области (2009 - 2013 годы).
2. Областная целевая программа 2 "Комплексные меры противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2013 - 2017 годы".
3. Областная целевая программа 3 "Развитие кадров здравоохранения Липецкой области (2013 - 2017 годы)".
4. Областная целевая программа 4 "Ипотечное кредитование врачей в 2013 - 2017 годах".
5. Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи".
6. Подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации".
7. Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка".
8. Подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям".
9. Подпрограмма "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям";
10. Подпрограмма "Кадровое обеспечение системы здравоохранения".
11. Подпрограмма "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях".
12. Подпрограмма "Развитие информатизации в здравоохранении".
13. Подпрограмма "Развитие государственно-частного партнерства".
14. Подпрограмма "Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Липецкой области".
Областная целевая программа "Совершенствование системы охраны здоровья населения Липецкой области (2009 - 2013 годы)
Целью данной Программы является сохранение и укрепление общественного здоровья, дальнейшее снижение инвалидизации и смертности населения на основе устойчивого развития системы здравоохранения области, предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями посредством решения задач:
снижения смертности населения от предотвратимых причин;
улучшения лечебно-диагностической помощи больным туберкулезом;
улучшения качества жизни больных сахарным диабетом;
создания безопасного коллективного иммунитета к инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики;
раннего выявление вируса иммунодефицита человека и предупреждение распространения ВИЧ-инфекции;
совершенствования диагностики вирусных гепатитов с целью профилактики хронизации процесса;
совершенствования медицинской помощи больным с артериальной гипертонией и ассоциированными сердечно-сосудистыми заболеваниями;
совершенствования диагностики визуальных форм злокачественных новообразований на ранних стадиях;
совершенствования системы диагностики и профилактики инфекций, передаваемых половым путем;
улучшения качества оказания медицинской помощи психиатрическим больным;
совершенствования методов раннего выявления врожденных патологий у детей и их реабилитации;
создания единого информационного пространства здравоохранения;
совершенствования специализированной медицинской помощи больным с урологическими заболеваниями;
совершенствования системы лечения и реабилитации больных алкоголизмом.
Сроки реализации программы - 2009 - 2013 годы.
Ожидаемыми результатами Программы являются:
снижение смертности населения в трудоспособном возрасте до 665,0 на 100 тыс. населения;
снижение смертности населения трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения до 225,0 на 100 тыс. населения соответствующего возраста;
снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 10%;
снижение доли курящих среди населения до 50,0%;
увеличение процента больных с диагнозом "наркомания", состоящих под наблюдением на конец отчетного периода, находящихся в ремиссии от 6 месяцев и более, до 29,0%;
снижение заболеваемости туберкулезом на 6,2%;
увеличение численности лиц, обследованных на туберкулез, до 1054823 человек;
численность подготовленных медицинских кадров по основным и смежным специальностям по задаче 2 - 72 человека;
снижение заболеваемости сахарным диабетом на 5,5%;
снижение численности умерших от осложнений сахарного диабета до 70 человек;
численность подготовленных медицинских кадров по основным и смежным специальностям по задаче 3 - 22 человека;
снижение заболеваемости болезнями, вызванными вирусом иммунодефицита человека, на 6,2%;
увеличение численности лиц, прошедших диспансерное наблюдение, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, до 641 человека;
численность подготовленных медицинских кадров по основным и смежным специальностям по задаче 5 - 85 человек;
снижение заболеваемости вирусными гепатитами B и C на 8,2%;
увеличение численности лиц, прошедших диспансерное наблюдение, инфицированных вирусными гепатитами B и C, до 12100 человек;
численность подготовленных медицинских кадров по основным и смежным специальностям по задаче 6 - 75 человек;
снижение заболеваемости болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, на 18,6%;
увеличение численности лиц, обследованных на наличие артериальной гипертонии, до 5633 человек;
численность подготовленных медицинских кадров по основным и смежным специальностям по задаче 7 - 93 человека;
снижение заболеваемости злокачественными новообразованиями на 0,9%;
увеличение численности лиц, обследованных на онкологические заболевания до 55800 человек;
численность подготовленных медицинских кадров по основным и смежным специальностям по задаче 8 - 106 человек;
снижение заболеваемости сифилисом на 100 тыс. населения на 7,5%;
снижение заболеваемости гонореей на 100 тыс. населения на 9,0%;
численность подготовленных медицинских кадров по основным и смежным специальностям по задаче 9 - 38 человек;
снижение заболеваемости психическими расстройствами и расстройствами поведения на 4,2%;
снижение численности больных психическими расстройствами, госпитализированных в стационар, до 5200 человек;
численность подготовленных медицинских кадров по основным и смежным специальностям по задаче 10 - 113 человек;
снижение младенческой смертности до 6,9 на 1000 родившихся живыми;
снижение первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет до 18,0 на 10 тыс. населения соответствующего возраста;
увеличение доли обследованных детей при проведении неонатального скрининга до 99,8% от общего числа родившихся;
увеличение доли обследованных детей при проведении аудиологического скрининга до 95,0% от общего числа родившихся;
повышение охвата учреждений здравоохранения, органов управления здравоохранением использованием ресурсов региональной информационно-аналитической медицинской системы до 100%.;
увеличение количества малоинвазивных высокотехнологичных хирургических вмешательств до 142 операций;
снижение смертности населения трудоспособного возраста от злоупотребления алкоголем случаев до 107,8 случаев на 100 тыс. населения соответствующего возраста.
Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2013 - 2017 годы"
Целью данной Программы является уменьшение масштабов употребления наркотиков среди населения Липецкой области.
Для достижения данной цели запланировано решение следующих задач:
обеспечение действенной профилактики наркомании среди населения;
улучшение межведомственного взаимодействия по профилактике наркологических расстройств среди населения (координация действий субъектов по профилактике и совершенствованию мониторинга наркологической ситуации);
совершенствование системы лечения и реабилитации больных наркоманией;
укрепление материально-технической базы субъектов антинаркотической деятельности.
Сроки реализации программы - 2013 - 2017 годы.
Ожидаемыми результатами Программы являются:
снижение доли лиц, употребляющих наркотики, среди населения области в течение последнего года перед социологическим опросом с 5,6% до 4,8%;
увеличение доли населения области, информированного о вредных последствиях употребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, с 75% до 90%;
повышение охват населения социологическими опросами с 5000 до 6000 человек;
увеличение доли больных с диагнозом "наркомания", прошедших реабилитацию, находящихся в ремиссии более 3 лет, с 25% до 28%;
уменьшение количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности за правонарушения, связанные с употреблением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с 258 до 232 единиц.
Областная целевая программа "Развитие кадров здравоохранения Липецкой области (2013 - 2017 годы)"
Целями данной Программы являются:
совершенствование и перспективное развитие обеспеченности здравоохранения Липецкой области медицинскими кадрами;
поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также регионального кадрового дисбаланса;
обеспечение притока в медицинские организации Липецкой области врачей и средних медицинских работников, позволяющего восполнять естественную убыль;
планирование подготовки и трудоустройства медицинских работников с использованием современных технологий кадрового менеджмента, эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить медицинские организации государственной системы здравоохранения Липецкой области квалифицированными кадрами, способными улучшить качество оказания медицинской помощи населению Липецкой области;
повышение престижа профессии медицинского работника.
Задачами данной Программы являются:
формирование системы управления кадровым потенциалом здравоохранения Липецкой области с учетом структуры региональной потребности в медицинских кадрах, их оптимального размещения и эффективного использования;
достижение полноты укомплектованности медицинских организаций медицинскими работниками;
создание условий для планомерного роста профессионального уровня знаний и умений медицинских работников;
обеспечение социальной защиты, повышение качества жизни медицинских работников на основе приведения оплаты труда в соответствие с объемами, сложностью и эффективностью оказания медицинской помощи;
регулирование подготовки и сохранение медицинских кадров для здравоохранения Липецкой области с помощью мониторинга кадров при реализации его организационно-методической, информационно-аналитической поддержки.
Сроки реализации программы - 2013 - 2017 годы.
Реализация Программы позволит:
сохранить и развить кадровый потенциал здравоохранения Липецкой области;
расширить возможности повышения квалификационного уровня медицинских работников с высшим и средним медицинским образованием, профессиональной переподготовки;
преодолеть негативную тенденцию оттока медицинских кадров в трудоспособном возрасте;
повысить и достичь наиболее полной укомплектованности врачами и медицинскими сестрами медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях в городских и сельских населенных пунктах Липецкой области;
обеспечить население Липецкой области врачами специальностей, по профилю которых регистрируется наиболее высокая частота распространения болезней на территории Липецкой области;
изменить систему оплаты труда медицинских работников, стимулирующую улучшение количественных и качественных показателей их деятельности, профессиональный рост; переход медицинских организаций на "эффективный контракт";
создать базы данных вакантных должностей для медицинских работников в системе здравоохранения области.
К 2017 году планируется достичь следующих показателей эффективности:
1. Кадровое обеспечение здравоохранения. Индикаторы совершенствования планирования численности и структуры кадров работников здравоохранения:
обеспеченность населения Липецкой области врачами на 10 тыс. населения - 40,4;
обеспеченность средними медицинскими работниками на 10 тыс. населения - 129,3;
соотношение врачей и средних медицинских работников - 1/3;
обеспеченность врачами сельского населения на 10 тыс. населения - 20,0;
обеспеченность средними медицинскими работниками сельского населения на 10 тыс. населения - 86,2;
обеспеченность врачами клинических специальностей на 10 тыс. населения - 27,0;
укомплектованность медицинских организаций государственной системы здравоохранения Липецкой области, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях врачами и средними медицинскими работниками - 93,6%;
укомплектованность медицинских организаций государственной системы здравоохранения Липецкой области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь врачами и средними медицинскими работниками - 95,2%;
темп прироста численности врачей по особо востребованным в Липецкой области специальностям - 4,5%;
темп прироста численности средних медицинских работников по особо востребованным в Липецкой области специальностям - 3%.
2. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника:
доля специалистов с медицинским образованием, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Липецкой области, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские организации государственной системы здравоохранения Липецкой области - 84%;
доля медицинских организаций, перешедших на "эффективный контракт" с медицинскими работниками - 100%.
Областная целевая программа "Ипотечное кредитование врачей в 2013 - 2017 годах"
Целью данной Программы является поэтапное устранение дефицита врачей наиболее дефицитных специальностей в государственных медицинских организациях Липецкой области посредством реализации дифференцированных мер социальной поддержки врачей наиболее дефицитных специальностей в государственных медицинских организациях Липецкой области путем создания благоприятных условий для обеспечения их доступным жильем с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования.
Сроки реализации программы - 2013 - 2017 годы.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит достигнуть следующих результатов:
сокращения дефицита обеспеченности врачами до 23,2%;
увеличения доли врачей, улучшивших жилищные условия, до 61,2%.
Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"
Целями данной Программы являются:
увеличение продолжительности активной жизни населения за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний;
повышение качества и доступности первичной медико-санитарной помощи.
Реализация поставленных целей обеспечивается решением следующих взаимосвязанных задач:
развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения области, в том числе снижение распространенности наиболее значимых факторов риска;
снижения уровня распространенности инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок;
раннего выявления инфицированных ВИЧ, острыми вирусными гепатитами B и C;
реализации дифференцированного подхода к организации рамках первичной медико-санитарной помощи профилактических осмотров и диспансеризации населения, в том числе детей, в целях обеспечения своевременного выявления заболеваний, дающих наибольший вклад в показатели инвалидизации и смертности населения.
Сроки реализации подпрограммы - 2013 - 2020 годы.
Основные ожидаемые результаты подпрограммы:
увеличение доли детей, имеющих I - II группу здоровья - до 80%;
снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 35,0%;
снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков до 16,0%;
уменьшение доли лиц, имеющих ожирение (индекс массы тела более 30 кг/кв. м) - до 25% от всего населения;
увеличение выявляемости больных злокачественными новообразованиями на I - II ст. заболевания - до 57,2% от общего числа выявленных новообразований;
увеличение охвата населения профилактическими осмотрами на туберкулез - до 90% от подлежащего осмотрам населения;
сохранение на спорадическом уровне распространенности дифтерии, эпидемического паротита, кори, краснухи, полиомиелита;
обеспечение охвата иммунизацией населения против вирусного гепатита B, дифтерии, коклюша и столбняка, кори, краснухи, эпидемического паротита в декретированные сроки - до 95%;
увеличение доли ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учете, от числа выявленных - до 56,9%.
Подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"
Целью подпрограммы является повышение доступности и качества оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.
Реализация поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
увеличение доли абациллированных больных туберкулезом от числа больных туберкулезом с бактериовыделением;
совершенствование оказания специализированной медицинской помощи лицам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека, гепатитами B и C;
модернизация наркологической службы;
совершенствование методов диагностики и лечения психических расстройств, внедрение современных методов психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации;
снижение уровня смертности от ишемической болезни сердца и инсульта;
увеличение пятилетней выживаемости больных со злокачественными новообразованиями, снижение одногодичной летальности больных со злокачественными новообразованиями;
совершенствование системы управления скорой медицинской помощью;
снижение больничной летальности пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий;
соответствие деятельности учреждений здравоохранения порядкам и стандартам оказания медицинской помощи;
поддержка развития инфраструктуры специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
поддержка развития инфраструктуры службы крови.
Сроки реализации подпрограммы - 2013 - 2020 годы.
Основные ожидаемые результаты подпрограммы:
доля абациллированных больных туберкулезом от числа больных туберкулезом с бактериовыделением - 66,5%;
доля ВИЧ-инфицированных лиц, получающих антиретровирусную терапию, от числа состоящих на диспансерном учете - 36,2%;
число наркологических больных, находящихся в ремиссии от 1 года до 2 лет, на 100 наркологических больных среднегодового контингента - 9,68;
число наркологических больных, находящихся в ремиссии более 2 лет на 100 наркологических больных среднегодового контингента - 10,4;
доля больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии от 1 года до 2-х лет - 12,9% от среднегодового контингента больных алкоголизмом;
доля больных алкоголизмом, находящихся в ремиссии более 2-х лет - 10,4% от среднегодового контингента больных алкоголизмом;
доля больных психическими расстройствами, повторно госпитализированных в течение года - 17,0%;
смертность от ишемической болезни сердца - 355,8 случаев на 100 тыс. населения;
смертность от цереброваскулярных заболеваний - 208,4 случаев на 100 тыс. населения;
удельный вес больных злокачественными новообразованиями, состоящих на учете с момента установления диагноза 5 лет и более - 54,5%;
одногодичная летальность больных со злокачественными образованиями - 21,0%;
доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 мин. - 90% от общего числа вызовов;
больничная летальность пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий - 3,8%;
доля станций переливания крови, обеспечивающих современный уровень качества и безопасности компонентов крови - 100%.
Подпрограмма 3 "Охрана здоровья матери и ребенка"
Целями подпрограммы являются:
улучшение состояния здоровья детей и матерей путем совершенствования качества оказания медицинской помощи;
снижение материнской, младенческой, детской смертности;
снижение уровня вертикальной передачи ВИЧ от матери ребенку.
Реализация поставленных целей обеспечивается решением следующих взаимосвязанных задач:
совершенствование и развитие пренатальной и неонатальной диагностики;
дальнейшее развитие специализированной медицинской, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи матерям и детям;
снижение уровня первичной инвалидности у детей;
профилактика и снижение количества абортов;
увеличение охвата трехэтапной химиопрофилактикой пар "мать и дитя" в целях предотвращения вертикальной передачи ВИЧ-инфекций.
Сроки реализации подпрограммы - 2013 - 2020 годы.
Основные ожидаемые результаты подпрограммы:
увеличение доли обследованных беременных женщин по новому алгоритму проведения комплексной пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка до 85%;
увеличение доли новорожденных, обследованных на наследственные заболевания, от общего числа новорожденных до 99,8%;
увеличение доли новорожденных, обследованных на аудиологический скрининг от общего числа новорожденных до 97,8%;
снижение ранней неонатальной смертности до 1,8 случаев на 1000 родившихся живыми;
снижение смертности детей 0 - 17 лет до 7,7 случаев на 10 тыс. населения соответствующего возраста;
увеличение доли женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах до 85%;
увеличение выживаемости детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела в акушерском стационаре до 765 промилле;
снижение больничной летальности детей до 0,2%;
снижение первичной инвалидности у детей до 20,1 случаев на 10 тыс. детей соответствующего возраста;
увеличение доли женщин, принявших решение вынашивать беременность, от числа женщин, обратившихся в медицинские организации по поводу прерывания беременности, до 19%;
увеличение доли охвата пар "мать и дитя" химиопрофилактикой в соответствии с действующими стандартами до 100%.
Подпрограмма 4 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям"
Целью подпрограммы является увеличение продолжительности активного периода жизни населения.
Реализация поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
разработка и внедрение новых организационных моделей медицинской реабилитации;
разработка и внедрение новых организационных моделей санаторно-курортного лечения.
Сроки реализации подпрограммы - 2013 - 2020 годы.
Основные ожидаемые результаты подпрограммы:
охват реабилитационной медицинской помощью больных от числа нуждающихся - 25%;
охват реабилитационной медицинской помощью детей-инвалидов от числа нуждающихся - до 93%;
охват санаторно-курортным лечением пациентов - до 45%.
Подпрограмма 5 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям"
Целью подпрограммы является повышение качества жизни неизлечимых больных за счет решения физических, психологических и духовных проблем, возникающих при развитии неизлечимого заболевания.
Реализация поставленной цели обеспечивается посредством создания эффективной службы паллиативной помощи неизлечимым пациентам.
Сроки реализации подпрограммы - 2013 - 2020 годы.
Основные ожидаемые результаты подпрограммы:
увеличение обеспеченности паллиативными койками взрослых до 10,0 на 100 тыс. взрослого населения;
увеличение обеспеченности койками для оказания паллиативной помощи детям до 2,48 на 100 тыс. детского населения.
Подпрограмма 6 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения"
Целями подпрограммы является:
совершенствование и перспективное развитие обеспеченности здравоохранения Липецкой области медицинскими кадрами;
поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также регионального кадрового дисбаланса;
обеспечение притока в медицинские организации Липецкой области врачей и средних медицинских работников, позволяющего восполнять естественную убыль;
планирование подготовки и трудоустройства медицинских работников с использованием современных технологий кадрового менеджмента, эффективных мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить медицинские организации государственной системы здравоохранения Липецкой области квалифицированными кадрами, способными улучшить качество оказания медицинской помощи населению Липецкой области;
повышение престижа профессии медицинского работника, обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными специалистами, способными улучшить качество оказания медицинской помощи населению Липецкой области.
Реализация поставленных целей обеспечивается решением следующих взаимосвязанных задач:
регулирование подготовки и сохранение медицинских кадров для здравоохранения Липецкой области с помощью мониторинга кадров при реализации его организационно-методической, информационно - аналитической поддержки;
создание условий для планомерного роста профессионального уровня знаний и умений медицинских работников;
достижение полноты укомплектованности медицинских организаций медицинскими работниками;
обеспечение социальной защиты, повышение качества жизни медицинских работников на основе приведения оплаты труда в соответствие с объемами, сложностью и эффективностью оказания медицинской помощи;
формирование системы управления кадровым потенциалом здравоохранения Липецкой области с учетом структуры региональной потребности в медицинских кадрах, их оптимального размещения и эффективного использования.
Сроки реализации подпрограммы - 2013 - 2020 годы.
Реализация подпрограммы позволит:
обеспеченность населения Липецкой области врачами на 10 тыс. населения - 46,2;
обеспеченность средними медицинскими работниками на 10 тыс. населения - 140,0.
Подпрограмма 7 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях"
Целью подпрограммы является наиболее полное удовлетворение потребностей отдельных категорий граждан Липецкой области в необходимых, качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратах.
Реализация поставленной цели обеспечивается решением следующих взаимосвязанных задач:
совершенствование перечня лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Липецкой области медицинской амбулаторной помощи;
повышение эффективности персонифицированного учета отдельных категорий граждан и планирования их потребностей в лекарственных препаратах,
обеспечение рационального использования лекарственных препаратов;
повышение доступности для отдельных категорий граждан медицинской амбулаторной помощи в части обеспечения лекарственными препаратами;
совершенствование системы контроля их качества, эффективности и безопасности, борьба с оборотом недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных препаратов.
Сроки реализации подпрограммы - 2013 - 2020 годы.
Реализация подпрограммы позволит достигнуть наиболее полного, соответствующего финансированию и стандартам оказания медицинской амбулаторной помощи удовлетворения потребностей отдельных категорий граждан в качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратах, отсутствие реализации на территории Липецкой области недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных препаратов, поставленных за счет бюджетных средств в целях амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан.
Удовлетворенность потребности отдельных категорий граждан в необходимых в соответствии со стандартами медицинской амбулаторной помощи лекарственных препаратах, отпускаемых на основании выданных рецептов, составит не менее 99%; уровень контроля качества и безопасности лекарственных препаратов, поставляемых в Липецкую область за счет средств федерального и областного бюджетов в целях амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан, - 100%.
Подпрограмма 8 "Развитие информатизации в здравоохранении"
Целью подпрограммы является создание и масштабирование аппаратно-программных решений для оказания медицинских услуг медицинским работником на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Реализация поставленной цели обеспечивается решением следующих взаимосвязанных задач:
развитие региональной информационно-аналитической медицинской системы (далее - РИАМС), с использованием защищенных каналов передачи данных;
увеличение доли государственных услуг, оказываемых с использованием современных информационных систем.
Сроки реализации подпрограммы - 2013 - 2020 годы.
Реализация подпрограммы позволит обеспечить оказание не менее 90% от общего числа медицинских услуг в едином информационном пространстве с использованием РИАМС.
Подпрограмма 9 "Развитие государственно-частного партнерства"
Целью подпрограммы является развитие взаимодействия государственной и частной систем здравоохранения с привлечением дополнительных инвестиций в отрасль здравоохранения Липецкой области.
Для достижения цели запланировано решение следующей задачи: стимулирование инвесторов к привлечению материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических и иных ресурсов в проекты, реализуемые в сфере здравоохранения на территории Липецкой области.
Сроки реализации подпрограммы - 2013 - 2020 годы.
Реализация подпрограммы позволит повысить долю частных медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий в общем числе участвующих медицинских организаций - до 24%.
Подпрограмма 10 "Совершенствование территориального планирования здравоохранения Липецкой области".
Целью подпрограммы является формирование системы здравоохранения Липецкой области, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг.
Для достижения цели запланировано решение следующих задач:
оптимизация структуры отрасли, в том числе путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания многопрофильных медицинских центров;
оптимизация объемов медицинской помощи в структуре расходов по видам медицинской помощи.
Сроки реализации подпрограммы - 2013 - 2020 годы.
Результатом реализации подпрограммы является снижение расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи к 2018 и в последующие годы до 50,2% от всех расходов, скорой медицинской помощи - до 5,1%; увеличение доли расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях - до 31,7%, на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме - до 3,9%, в условиях дневных стационаров - до 9,1%.
Реализация целевых программ и подпрограмм вносит вклад в достижение цели "Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребности населения, передовым достижениям медицинской науки" Программы.
6. Перечень целевых индикаторов и показателей задач Программы с формированием плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с обобщенными целевыми индикаторами Программы
Эффективность реализации Программы оценивается по целевым индикаторам и показателям задач, характеризующим состояние общественного здоровья, и системы охраны здоровья населения области.
Результатом реализации Программы станет обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребности населения, передовым достижениям медицинской науки.
Сведения об индикаторах цели и показателях задач государственной программы с формированием плановых значений по годам ее реализации представлены в приложении 2 к Программе.
7. Обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей задач Программы по этапам ее реализации и оценка влияния рисков на их достижение
Состав целевых индикаторов и показателей задач Программы определен таким образом, чтобы обеспечить:
наблюдаемость значений индикаторов (показателей) в течение срока реализации Программы;
охват всех наиболее значимых результатов реализации Программы;
минимизацию количества индикаторов (показателей);
наличие государственного статистического наблюдения и методик расчета значений индикаторов (показателей).
В состав целевых индикаторов и показателей задач Программы включены индикаторы (показатели), отражающие изменение состояния общественного здоровья и индикаторы (показатели), характеризующие ресурсы системы здравоохранения.
Для оценки результатов реализации Программы предлагается использовать в качестве определяющих индикаторы и показатели, которые являются основными для системы здравоохранения, рассчитываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного статистического учета, и представляются для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень индикаторов и показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях потери информативности показателя, изменения приоритетов государственной политики.
Значения соответствующих целевых индикаторов и показателей задач государственной программы определяются в соответствии с прогнозом индикаторов и показателей Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года, постановлением администрации Липецкой области от 28 февраля 2013 года N 103 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Липецкой области", а также утвержденными областными и ведомственными целевыми программами в сфере здравоохранения.
Перечень индикаторов и показателей носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях потери информативности показателя, изменения приоритетов государственной политики.
При реализации поставленных в Программе задач осуществляются меры, направленные на снижение последствий возможных рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных Программой конечных результатов.
К рискам, влияющим на достижение цели Программы, относят:
1. Макроэкономические риски. Возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, высокая инфляция могут негативно повлиять на функционирование системы здравоохранения, а также затормозить структурные преобразования в ней.
2. Финансовые риски. Отсутствие или недостаточное финансирование мероприятий Программы может привести к снижению обеспеченности и качества оказываемой медицинской помощи населению, и, как следствие, целевые показатели проекта не будут достигнуты, а при неблагоприятном прогнозе - демографические показатели могут измениться в отрицательную сторону.
3. Организационные риски. Уровень решения поставленных задач и достижение целевых показателей зависит не только от федеральных органов исполнительной власти, но и от органов исполнительной власти Липецкой области, являющихся соисполнителями Программы, и муниципальных образований, которые, каждый в рамках своей компетенции и приданных полномочий, осуществляют функции по охране и укреплению здоровья населения Липецкой области.
Анализ влияния рисков и условий на достижение основных параметров Программы будет проводиться ежегодно при подготовке соответствующего раздела годового отчета о ходе реализации и оценки эффективности Программы и доклада о ходе реализации Программы, подготовленными в соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 18 августа 2011 года N 294 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Липецкой области".
К мерам управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение цели Программы относятся:
1. Планирование и прогнозирование. Риск отсутствия ожидаемых конечных результатов Программы является типичным при выполнении долгосрочных программ, и на его минимизацию направлены меры по планированию работ, в частности формирование плана реализации Программы, содержащего перечень мероприятий Программы. Ответственный исполнитель по согласованию с соисполнителями вносит предложения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных планом реализации Программы на соответствующий год.
2. Применение правовых методов влияния (совокупность нормативных правовых актов), способствующих достижению целей Программы.
3. Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации Программы.
8. Описание мер государственного регулирования и обоснование необходимости их применения для достижения цели и (или) конечных результатов Программы и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы
Для достижения цели и конечных результатов Программы будут применены следующие административные инструменты государственного регулирования:
лицензирование фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук) в Липецкой области;
лицензирование медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук) Липецкой области;
лицензирование деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук) в Липецкой области;
проведение аттестации для получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками;
направление граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения Российской Федерации, с применением специализированной информационной системы;
компенсация стоимости проезда малообеспеченных граждан к месту лечения, детям - к месту санаторно-курортного лечения и обратно, а также сопровождающему их лицу, меры социальной поддержки которым установлены законодательством Липецкой области;
проведение мероприятий по надзору в сфере контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
9. Ресурсное обеспечение Программы
При реализации Программы предполагается привлечение финансирования из федерального бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Липецкой области, областного бюджета Липецкой области (приложения 5, 6).
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств федерального бюджета, планируемое с учетом ситуации в финансово-бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокой экономической и социальной важности проблем, а также возможностей ее реализации с учетом действующих расходных обязательств и необходимых дополнительных средств при эффективном взаимодействии всех участников Программы, подлежит ежегодному уточнению в рамках бюджетного цикла.
Прогнозируемый объем финансирования Программы составит 135 521 552,4 тыс. рублей, в том числе:
прогнозируемый объем финансирования из средств федерального бюджета - 14 171 974,9 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 710 347,0 тыс. рублей;
2014 год - 2 533 526,4 тыс. рублей;
2015 год - 2 856 813,9 тыс. рублей;
2016 год - 1 913 904,3 тыс. рублей;
2017 год - 1 712 521,2 тыс. рублей;
2018 год - 1 664 598,0 тыс. рублей;
2019 год - 1 379 383,4 тыс. рублей;
2020 год - 1 400 880,7 тыс. рублей;
прогнозируемый объем финансирования из средств областного бюджета - 31 436 215,5 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 3 552 086,5 тыс. рублей;
2014 год - 3 600 776,2 тыс. рублей;
2015 год - 3 791 842,3 тыс. рублей;
2016 год - 3 763 630,0 тыс. рублей;
2017 год - 3 934 405,5 тыс. рублей;
2018 год - 4 070 424,0 тыс. рублей;
2019 год - 4 255 498,0 тыс. рублей;
2020 год - 4 467 553,0 тыс. рублей;
прогнозируемый объем финансирования из средств территориального фонда обязательного медицинского страхования - 89 913 362,0 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 7 602 000,0 тыс. рублей;
2014 год - 8 870 500,0 тыс. рублей;
2015 год - 10 666 000,0 тыс. рублей;
2016 год - 11 360 662,0 тыс. рублей;
2017 год - 11 928 696,0 тыс. рублей;
2018 год - 12 525 135,0 тыс. рублей;
2019 год - 13 151 398,0 тыс. рублей;
2020 год - 13 808 971,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования ежегодно уточняются.
10. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Программы
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание областными бюджетными и автономными учреждениями государственных услуг (работ) юридическим и физическим лицам по годам реализации государственной программы представлен в приложении 4.
11. Управление и мониторинг реализации Программы
Управление реализацией Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Липецкой области. Реализация Программы осуществляется в соответствии с планом ее реализации, утверждаемым ежегодно с учетом приоритетов Программы.
Текущее управление реализацией Программы, реализация областных целевых программ, включенных в Программу, и ведомственных целевых программ, включенных в подпрограммы, осуществляется в порядке, установленном, соответственно для областной целевой программы или ведомственной целевой программы.
В процессе реализации Программы ответственный исполнитель по согласованию с соисполнителем вправе готовить предложения о внесении изменений в перечни мероприятий, сроки их проведения, а также в соответствии с законодательством Липецкой области в объемы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов на реализацию государственной программы.
Ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, ответственный исполнитель совместно с соисполнителями готовит отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программы и доклад о ходе реализации Программы и направляет их в администрацию области.
Мониторинг реализации Программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации государственной программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются индикаторы (показатели) Программы (подпрограмм и областных целевых программ), ход реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий Программы.
Мониторинг реализации Программы проводится на основе данных официального статистического наблюдения, годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности Программы, докладов ответственного исполнителя о ходе реализации Программы, отчетов о ходе реализации областных и ведомственных целевых программ.
Управление здравоохранения Липецкой области является разработчиком-координатором и ответственным исполнителем Программы и осуществляет:
выполнение мероприятий, входящих в областную целевую программы и подпрограммы (в соответствии с системой программных мероприятий);
координацию деятельности по реализации Программы;
оценку отклонений фактических результатов от их запланированных показателей и вносит предложения по уточнению ее целевых установок;
ежеквартальный мониторинг реализации Программы;
анализ рисков, повлиявших на ход реализации Программы;
анализ последствий не реализации мероприятий областной целевой программы и подпрограмм на реализацию государственной программы;
подготовку отчета о выполнении показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (работ) Программы;
подготовку отчета об эффективности реализации Программы;
подготовку предложений по дальнейшей реализации Программы (в случае отклонений от плановой динамики реализации Программы или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние на основные параметры Программы);
оказание методической помощи и содействия в рамках своей компетенции соисполнителям Программы;
подготовку предложений по уточнению объемов расходов на реализацию задач Программы в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год.
Соисполнители Программы представляют ответственному исполнителю информацию о ходе реализации мероприятий Программы: по итогам I квартала, I полугодия, 9 месяцев до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года до 20 января года, следующего за отчетным.
В целях управления реализацией Программы ответственный исполнитель Программы ежегодно до 15 декабря текущего финансового года утверждает согласованный с соисполнителями план реализации Программы и представляет его в управление экономики администрации Липецкой области и управление финансов Липецкой области.
Ежегодно, в сроки, установленные Законом Липецкой области от 29 декабря 2012 года N 108-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Липецкой области на 2013 - 2017 годы". Ответственный исполнитель Программы совместно с соисполнителями готовит годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности Программы и доклад о ходе реализации Программы и направляет их в администрацию Липецкой области для подготовки сводного доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ.
12. Методика оценки эффективности Программы
Эффективность выполнения Программы оценивается как степень достижения запланированных результатов (сопоставление плановых и фактических значений показателей Программы) при условии соблюдения обоснованного объема расходов, с учетом выполнения всех мероприятий, направленных на ее достижение.
Оценка эффективности выполнения Программы проводится для обеспечения ответственного исполнителя оперативной информацией о ходе и промежуточных результатах выполнения мероприятий и решения задач Программы. Результаты оценки эффективности используются для корректировки выполнения мероприятий Программы.
При проведении оценки эффективности выполнения Программы раздельно анализируется информация о достижении значений целевых индикаторов и показателей областных целевых программ, подпрограмм и мероприятий.
Плановые значения индикаторов и показателей задач Программы представлены в таблице 3.
Критерии для оценки эффективности реализации государственной программы "Развитие здравоохранения Липецкой области"
Таблица 3
N п/п |
Обозначение критерия (X) |
Весовой коэффициент (Y) |
Формулировка критерия |
Градации |
Балльная оценка (В) |
1 |
X1 |
Y1 = 0,25 |
Достижение индикаторов цели |
1) все индикаторы целей соответствуют или выше предусмотренных государственной программы |
10 |
2) более 80% индикаторов целей соответствуют или выше предусмотренных государственной программой |
6 |
||||
3) от 50 до 79% индикаторов целей соответствуют или выше предусмотренных государственной программой |
3 |
||||
4) менее 50% индикаторов целей соответствуют или выше предусмотренных государственной программой |
0 |
||||
2 |
X2 |
Y2 = 0,25 |
Достижение показателей задач |
1) 100% показателей задач соответствуют или выше предусмотренных государственной программой |
10 |
2) от 85 до 99% показателей задач соответствуют или выше предусмотренных государственной программой |
6 |
||||
3) от 50 до 84% показателей задач соответствуют или выше предусмотренных государственной программой |
3 |
||||
4) менее 50% показателей задач соответствуют или выше предусмотренных государственной программой |
0 |
||||
3 |
X3 |
Y3 = 0,25 |
Освоение средств областного бюджета (кроме экономии от проведения торгов и запросов котировок) |
1) средства освоены на 100% |
10 |
2) средства освоены от 85 до 100% |
6 |
||||
3) средства освоены менее, чем на 85% |
0 |
||||
4 |
X4 |
Y4 = 0,25 |
Выполнение мероприятий |
1) выполнено 100% мероприятий, предусмотренных в государственной программе |
10 |
2) выполнено от 80 до 99% мероприятий, предусмотренных в государственной программе |
6 |
||||
3) выполнено от 65 до 79% мероприятий, предусмотренных в государственной программе |
3 |
||||
4) выполнено менее 65% мероприятий, предусмотренных в государственной программе |
0 |
Оценка эффективности реализации Программы проводится по установленным критериям. Каждому критерию присваивается весовой коэффициент, отражающий важность и значимость показателя.
На основе балльных оценок по критериям с учетом их весовых коэффициентов рассчитывается рейтинг эффективности государственной программы по формуле:
,
где:
- весовой коэффициент i-го критерия;
- балльная оценка, присвоенная Программе по i-му критерию.
По результатам оценки эффективности реализации Программе присваивается рейтинг эффективности () в отчетном году исходя из следующих условий:
1) высокая эффективность Программы - при ;
2) достаточная эффективность Программы - при ;
3) низкая эффективность ГП - при .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.