Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей: Чуфистова И.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 07 июня 2023 года и частное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 07 июня 2023 года по административному делу N 2а - 785/2022 по административному исковому заявлению Гулидовой С. П, Пискуновой И. А. к администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области, межведомственной комиссии администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области о признании незаконными и отмене заключения межведомственной комиссии N 3 от 1 апреля 2022 года и постановления администрации N 0588 от 18 апреля 2022 года и понуждении к действию.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гулидова С.П. и Пискунова И.А. обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконными заключение межведомственной комиссии N 3 от 01 апреля 2022 года и постановления администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области N 0588 от 18 апреля 2022 года об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома N 11 по ул. Красноармейская в г.Багратионовске Калининградской области аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и о соответствии расположенных в нем квартир N 3 и N 4 требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и их пригодности для проживания; обязать администрацию муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области и межведомственную комиссию администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области вновь рассмотреть вопрос о соответствии данного многоквартирного дома и расположенных в нем квартир N 3 и N 4 требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
В обоснование требований указали, что заключением межведомственной комиссии N 3 от 01 апреля 2022 года и постановлением администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области N 0588 от 18 апреля 2022 года отказано в признании многоквартирного дома N 11 по ул. Красноармейская в г..Багратионовске Калининградской области аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, расположенные в нем квартиры признаны соответствующими требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и пригодными для проживания. Административные истцы не соглашаются с такими решениями, считают их принятыми в противоречие с имеющимися в распоряжении межведомственной комиссии выводами специалистов, содержащимися в техническом отчете специалиста ОАО "Институт Калининграджилкоммунпроект" N 14-0269-ТО от 2014 года и акте экспертного исследования специалиста ФБУ "Калининградская лаборатория судебной экспертизы" N 2004/06/16.1 от 20 октября 2015 года, выводами эксперта ООО "Стандарт Оценка", содержащимися в заключении строительно - технической экспертизы N 003Э-12/2017 от 08 декабря 2017 года, выводами, содержащимися в заключении межведомственной комиссии администрации МО "Багратионовское городское поселение" N 1 от 15 мая 2015 года о признании квартир N 3 и N 4 в жилом доме N 11 по ул. Красноармейская в г..Багратионовске Калининградской области непригодными для постоянного проживания, выводами, содержащимися в заключении Государственной жилищной инспекции Калининградской области от 20 июля 2016 года, из которых следует, что имеются основания для признания многоквартирного дома N 11 по ул. Красноармейская в г..Багратионовске Калининградской области аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Кроме того, полагают, что оспариваемые решения были приняты без учета фактического состояния и степени износа указанного здания.
Считают заключение межведомственной комиссии от 01 апреля 2022 года и постановление администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области немотивированными и необоснованными, вынесенными без учета требований, предъявляемых к ним ранее вынесенными по указанному вопросу судебными актами. Указывают, что акт обследования помещения межведомственной комиссией от 20 декабря 2021 года не соответствует процедуре проведения оценки помещения, требованиям Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47. Заключение не соответствует форме, установленной приложениями N1 и N3 к указанному Положению. При обследовании межведомственной комиссией состояния жилого дома и квартир эксперты приглашены не были, а межведомственная комиссия не опровергла ранее данные заключения экспертов и специалистов. Считают, что доводы административных ответчиков об истечении срока действия вышеназванных документов, не отменяет содержащиеся в них выводы, согласно которым многоквартирный дом и расположенные в нем квартиры N 3 и N 4 не отвечают требованиям, которым должно отвечать жилое помещение. Также до настоящего времени отсутствует техническое заключение о состоянии строительных конструкций жилого дома, заказанное в специализированной организации для проведения дополнительного обследования. Вместо него межведомственной комиссией принят Отчет по результатам технического и инженерного обследования конструкций и элементов здания, выполненный специалистами ООО "Питертрест" от ноября 2021 года, из которого следует, что специалист не установилаварийное состояние несущих и ограждающих конструкций здания. Заключение межведомственной комиссии подписано должностными лицами, не принимавшими участие в акте обследования помещения. Кроме того, мнению истцов, капитальный ремонт спорного многоквартирного дома является экономически нецелесообразным, влекущим неэффективное расходование бюджетных средств.
Решением Багратионовского районного суда Калининградской области от 1ноября 2022 года административный иск оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 07 июня 2023 года решение Багратионовского районного суда Калининградской области от 01 ноября 2022 года отменено и принято по делу новое решение, которым административный иск Гулидовой С.П, Пискуновой И.А. удовлетворен. Признаны незаконными заключение межведомственной комиссии администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области N 3 от 01 апреля 2022 года, постановление администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области N 0588 от 18 апреля 2022 года. На межведомственную комиссию администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области возложена обязанность вновь провести процедуру оценки соответствия многоквартирного дома 11 по ул. Красноармейская в г. Багратионовске Калининградской области и расположенных в нем квартир N 3 и N 4 требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28 января 2006 г, и принять решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 данного Положения, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложена на администрацию муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области обязанность на основании полученного заключения межведомственной комиссии в течение 30 календарных дней со дня получения заключения принять решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28 января 2006 года, и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Частным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 07 июня 2023 года обращено внимание администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области на недопустимость при проведении процедуры оценки соответствия многоквартирного дома 11 по ул. Красноармейская в г. Багратионовске Калининградской области и расположенных в нем квартир N 3 и N 4, принятия заключения межведомственной комиссии администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области N 3 от 01 апреля 2022 года, постановление администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области N 0588 от 18 апреля 2022 года без учета требований, предъявленных к ним ранее вынесенными по указанному вопросу судебными актами.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 03 ноября 2023 года представитель заявителя просит об отмене апелляционного и частного определений с оставлением в силе решения суда первой инстанции, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указали, что все технические отчеты и заключения были рассмотрены комиссией при вынесении заключения 01 апреля 2022 года, возложение обязанности проведения повторной процедуры оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям противоречит нормам Положения и является ограничением прав органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что дом N 11 по ул. Красноармейской в г. Багратионовске Калининградской области имеет статус многоквартирного, в нем расположены жилые помещения - квартиры NN 2, 3, 4 и нежилое помещение (продовольственный магазин).
Нанимателями квартир N 2 и N 3 являются соответственно Климова Р.И. и Гулидова С.П, собственниками квартиры N 4 и нежилого помещения - соответственно Пискунова И.А. и Шарапов В.В.
Постановлением администрации муниципального образования "Багратионовское городское поселение" Калининградской области N 112 от 24 декабря 2009 года многоквартирный жилой дом 11 по ул. Красноармейская в г. Багратионовске Калининградской области, имеющий более 70% износа, включен в ветхий жилой фонд.
По заявлениям Гулидовой С.П. и Пискуновой И.А. межведомственной комиссией администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" (правопреемник - администрация муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ") в период с 2017 года по 2021 год неоднократно проводились обследования вышеуказанного многоквартирного дома на предмет его аварийности и пригодности для проживания расположенных в нем жилых помещений, по результатам которых принимались заключения об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома N 11 по ул. Красноармейской в г. Калининграде аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и признании его подлежащим капитальному ремонту: N 30 от 14 июня 2017 года, N 39 от 14 июня 2018 года, N 2 от 14 марта 2019 года, N 16 и N17 от 16 декабря 2019 года, N 1 от 17 февраля 2021 года.
На основании указанных заключений администрацией муниципального образования "Багратионовский городской округ" пять раз выносились постановления "Об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома N 11 по ул. Красноармейской в г. Багратионовске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" и о признании квартир N2, 3, 4 в данном многоквартирном доме пригодными для проживания ввиду отсутствия оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции: N 638 от 20 июня 2017 года, N 742 от 28 июня 2018 года, N 337 от 22 марта 2019 года, N 1794 от 24 декабря 2019 года, N 314 от 15 марта 2021 года, которыми, в том числе, признана необходимость проведения ремонтно-восстановительных работ данного многоквартирного дома ввиду отсутствия оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Указанные заключения межведомственной комиссии администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" и постановления администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" были предметом многократной судебной проверки и оценки.
Так, вступившими в законную силу решениями Багратионовского районного суда Калининградской области от 12 марта 2018 года, от 26 октября 2018 года, от 5 июля 2019 года, от 11 июня 2020 года, от 30 сентября 2021 года все вышеперечисленные заключения межведомственной комиссии администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" и постановления администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" были признаны незаконными и отменены.
На межведомственную комиссию администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" в течение 2018-2021 годов пять раз возлагалась обязанность вновь провести процедуру оценки соответствия многоквартирного дома N 11 по улице Красноармейской в г. Багратионовске и расположенных в нем квартир N 3 и N 4 требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28 января 2006 года, и принять решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 данного Положения, в течение 30 дней со дня вступления в силу решения суда, а на администрацию муниципального образования "Багратионовский городской округ" возложена обязанность на основании полученного заключения в течение 30 дней со дня получения заключения принять решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 указанного Положения, и издать распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Отменяя вышеперечисленные заключения и постановления, суды исходили из того, что выводы межведомственной комиссии, содержащиеся в оспариваемых заключениях, были сделаны без надлежащего учета технического состояния строительных конструкций квартир и многоквартирного дома в целом, степени физического износа, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов.
При этом судами было установлено, что при вынесении заключений межведомственной комиссией не были учтены имеющиеся в ее распоряжении документы: технический отчет ООО "Институт "Калининграджилкоммунпроект" 14-0269-ТО от 2014 года и акт экспертного исследования ФБУ "Калининградская лаборатория судебной экспертизы" N 2004/06/16.1 от 20 октября 2015 года, согласно которым многоквартирный дом N 11 по ул. Красноармейской в г. Багратионовске и расположенные в нем квартиры N 3 и N 4 не отвечают требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, по причине разрушения основных конструктивных элементов: фундамента, кровли, стен, перекрытий, полов и др, повреждения строительных конструкций здания обусловлены их ветхостью из-за длительной эксплуатации без капитального ремонта, проживание в квартирах опасно для жизни и здоровья, а также не учтены результаты проведенной в ходе судебного разбирательства строительно-технической экспертизы технического состояния конструкций, инженерных сетей многоквартирного дома N 11 по ул. Красноармейской в г. Багратионовске и расположенных в нем квартир N3 и N 4 и возможности и целесообразности проведения их капитального ремонта, выполненной ООО "Стандарт Оценка", из заключения N 003Э-12/2017 от 08 декабря 2017 года которой следует, что с учетом текущего технического состояния многоквартирный дом N 11 по ул. Красноармейской в г. Багратионовске и расположенных в нем квартир N 3 и N 4 не отвечают требованиям, которым должно отвечать жилое помещение; проведение капитального ремонта в связи с высоким накопленным физическим износом основных конструкций здания, а также требуемыми работами по полной смене фундамента, подвального и чердачного перекрытия, крыши и кровли, лестницы, экономически нецелесообразно.
Именно отсутствие в заключениях межведомственной комиссии результатов оценки содержания указанных документов и содержащихся в них выводов специалистов и эксперта, неуказание комиссией оснований по которым были приняты одни из подлежавших исследованию комиссией документов и отвергнуты другие, при том, что некоторые из имевшихся в распоряжении комиссии документов содержат противоположные выводы, послужило основанием к неоднократному вынесению судами идентичных решений.
Межведомственной комиссией администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области принято заключение N 3 от 01 апреля 2022 года об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома N 11 по ул.Красноармейской в г. Багратионовске аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и о соответствии расположенных в нем жилых помещений N 3 и N 4 требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и их пригодности для проживания.
На основании данного заключения межведомственной комиссии администрацией муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области принято постановление N 0588 от 18 апреля 2022 года, которым признана необходимость проведения ремонтно-восстановительных работ многоквартирного дома N 11 по ул. Красноармейской в г. Багратионовске ввиду отсутствия оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; признаны жилые помещения, расположенные по адресам "адрес", соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и их пригодности для проживания.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что аварийность состояния многоквартирного дома в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения или потере устойчивости объекта материалами дела не подтверждена, в связи с чем пришел к выводу о соответствии оспариваемого заключения межведомственной комиссии требованиям пункта 47 Положения и отсутствии нарушений данным заключением прав и законных интересов административных истцов Гулидовой С.П. и Пискуновой И.А.
Суд, указал, что при принятии вышеуказанного заключения от 01 апреля 2022 года межведомственная комиссия учла акт обследования помещения (многоквартирного дома) от 20 декабря 2021 года, в котором указано на необходимость выполнить капитальный ремонт фундамента и подвальных помещений жилого дома, капитальный ремонт фасада жилого дома, выполнить систему вентиляции помещений жилого дома, выполнить замену междуэтажной и чердачной лестниц, замену входных дверей и окон в помещениях общего пользования, ремонт отмостки жилого дома, выполнить замену электропроводки в помещениях общего пользования, выполнить замену сетей водоснабжения и водоотведения; учитывая технологическую возможность присоединения природного газа, рекомендовано заменить печное отопление на автономное газовое. По результатам визуального обследования жилого дома комиссией сделан вывод о необходимости заказать техническое заключение о состоянии строительных конструкций жилого дома в специализированной организации. Также необходимо установить "маяки" для наблюдения за изменениями состояния дефектов и повреждений в фундаменте и подвальных помещениях жилого дома.
Также суд исходил из того, что в основу заключения положен отчет по результатам технического и инженерного обследования 21 августа 2021 года конструкций и элементов здания, расположенного по адресу: г. Багратионовск, ул. Красноармейская, д. 11, выполненный специалистами ООО "Питертрест" в ноябре 2021 года, согласно которому техническое состояние здания оценивается как ограниченно - работоспособное, то есть имеются дефекты и повреждения, приводящие к снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрешения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций и эксплуатация здания возможны либо при контроле (мониторинге) технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и последующем мониторинге технического состояния, необходимо проведение работ капитального характера. При этом в заключении указано, что выявленные дефекты строительных конструкций, отраженные в дефектной ведомости (таблица 4, в том числе такие как, трещины на фасаде, в бетонных крыльцах, отслоение штукатурного слоя, замокание и разрушение стен подвала) вызваны превышением срока эффективной эксплуатации конструкций здания, в связи с чем указано на целесообразность проведения комплекса восстановительных работ, указанных в отчете.
Наряду с этим суд принял во внимание, что по итогам электронного аукциона между Фондом Капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Калининградской области и ООО "Питертрест" заключен договор от 20 февраля 2018 года на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Багратионовский городской округ", которым предусмотрен капитальный ремонт крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Багратионовск, ул. Красноармейская, д.11.
Постановлением администрации муниципального образования "Багратиновский N 0323 от 17 марта 2021 года принято решение о проведении в 2022 году капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники которых не приняли решение о проведении капитального ремонта по предложению регионального оператора. Согласно приложению к этому постановлению, на 2022 год предусмотрен капитальный ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома и ремонт фундамента многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Багратионовск, ул. Красноармейская, д.11.
Договором от 23 июня 2021 года между Фондом Капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Калининградской области и ООО "Питертрест" предусмотрены, в том числе работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе капитальный ремонт подвала и фундамента в доме по ул. Красноармейская, 11.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об удовлетворении требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что вопреки установленным вступившими в законную силу судебными постановлениями обстоятельствам и содержащимся в них выводам судов относительно требований к принятию решений межведомственной комиссией, межведомственная комиссия фактически не исследовала и не оценивала результаты оценки технического отчета ООО "Институт "Калининграджилкоммунпроект" 14-0269-ТО от 2014 года, акта экспертного исследования ФБУ "Калининградская лаборатория судебной экспертизы" N 2004/06/16.1 от 20 октября 2015 года, заключения судебной строительно-технической экспертизы ООО "Стандарт Оценка" N 003Э-12/2017 от 08 декабря 2017 года, о чем прямо указывалось судебными инстанциями при разрешении ранее заявленных административных споров.
Оспариваемое заключение от 01 апреля 2022 года вновь не содержит оценки результатов оценки содержания указанных выше документов и содержащихся в них выводов специалистов и эксперта, которыми подтверждено недопустимое, опасное для жизни и здоровья техническое состояние основных конструкций жилого дома и действительное состояние квартир в данном доме, о чем неоднократно указывали судебные инстанции в ходе многократной судебной проверки и оценки предыдущих аналогичных заключений межведомственной комиссии.
Тем самым межведомственная комиссия фактически не опровергла ранее данные заключения экспертов и специалистов. При этом, вывод о необходимости проведения работ по капитальному ремонту дома сделан исключительно на основании составленного межведомственной комиссией документе - акте обследования от 20 декабря 2021 года, а также изготовленном по заказу Специализированной некоммерческой организации Калининградской области "Фонд капитального ремонта общего" отчете ООО "Питертрест" по результатам технического и инженерного обследования конструкции и элементов здания ПД.011.10.21.КФФ.ТЗК, подготовленного в ноябре 2021 года в рамках исполнения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, на 2015 -2044 г.г.
С данным выводом судебная коллегия согласна по следующим основаниям.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
В соответствии с пунктом 7 данного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (п. 42 Положения).
Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
В соответствии с пунктом 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в частности определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно пункту 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения с указанием соответствующих оснований принятия решения.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз.7 п.7 настоящего Положения (о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно пункту 52 Положения, решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, заключение, предусмотренное п.47 настоящего Положения, могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
Судом апелляционной инстанции правомерно указано на то, что согласно решению Багратионовского районного суда Калининградской области от 30 сентября 2021 года межведомственная комиссия должна была исполнить обязанность вновь провести процедуру оценки соответствия как многоквартирного дома, так и расположенных в нем квартир N 3 и N 4, тогда как согласно указанному отчету специалистами ООО "Питертрест" проводилось техническое обследование строительных конструкций и инженерных сетей самого здания, при этом техническое обследование непосредственно квартир N 3 и N 4 не производилось.
Кроме того, при разрешении требований об оспаривании заключения межведомственной комиссии N 1 от 17 февраля 2021 года и постановления администрации муниципального образования от 15 марта 2021 года судом апелляционной инстанции обращалось внимание, что заключение не содержит обоснование целесообразности проведения капитального ремонта спорного здания, как на то указано специалистами в вышеприведенных заключениях, при оценке стоимости капитального ремонта более 6 млн. рублей. Также судом апелляционной инстанции было обращено внимание, что административным ответчиком не принято во внимание и не дана оценка при принятии оспариваемого заключения межведомственной комиссии заключение Департамента жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области от 27 марта 2020 года (ранее от 20 июля 2016 года) о необходимости рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Данные обстоятельства вновь не были приняты межведомственной комиссий во внимание при принятии оспариваемого заключения, и им оценка вновь не дана.
Согласно заключению эксперта ФБУ Калининградской ЛСЭ Минюста России N 1399/6-5-21 от 30 марта 2023 года установлена аварийная категория технического состояния жилого многоквартирного N 11 по ул. Красноармейская в г. Багратионовске Калининградской области.
Техническое состояние квартир N 2, N 3 и N 4, а также помещения квартиры N 1, переоборудованной в магазин, дома N 11 находится в аварийном состоянии.
Согласно статьям 33, 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28 января 2006 года многоквартирный дом N 11 по ул. Красноармейской в г. Багратионовске Калининградской области и находящиеся в нем квартиры N 2, 3, N 4 имеют основания для признания непригодным для проживания, аварийным и подлежащим реконструкции.
Приведенный перечень работ капитального ремонта, указанный в заключении межведомственной комиссии администрации муниципального образования от 17 февраля 2021 года не достаточен, так как данные работы не затрагивают капитального ремонта (реконструкции) междуэтажного и чердачного деревянных перекрытий, а также ремонта дымовентиляционных каналов, устроенных в кладке внутренних поперечных стен и ремонта кладки наружных и внутренних стен, выполнение которых необходимо для приведения здания в работоспособное состояние.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно пришёл к выводу об удовлетворении требований, поскольку во исполнение решения Багратионовского районного суда Калининградской области от 30 сентября 2021 года межведомственной комиссией администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области вновь было принято оспариваемое в настоящем деле заключение без учета требований, предъявленных к нему ранее вынесенными по указанному вопросу судебными актами. Так как указанное заключение межведомственной комиссии послужило основанием для принятия администрацией муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области оспариваемого постановления N 0588 от 18 апреля 2022 года, которыми жилые помещения - квартиры N 3 и N 4 признаны соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и пригодными для проживания, а также признана необходимость проведения ремонтно-восстановительных работ многоквартирного дома в связи с отсутствием оснований для признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, такое постановление нельзя признать законным.
Доводы кассационной жалобы сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 07 июня 2023 года и частное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 07 июня 2023 года по административному делу N 2а - 785/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Багратионовский муниципальный округ" Калининградской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 07 июня 2023 года, частное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 07 июня 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.