Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 28 октября 2023 года кассационную жалобу Ясавеева Искэндэра Габдрахмановича на решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 мая 2023 года по административному делу N 2а-1816/2023 по административному исковому заявлению Ясавеева И.Г. к Министерству юстиции Российской Федерации, заместителю министра юстиции Свириденко О.М. о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации о признании иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента и включении информации в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, об обязании исключить сведения из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав против ее удовлетворения объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации по доверенности Морозовой М.В, мнение представителя прокуратуры Республики Татарстан по доверенности Трофимова А.А, полагавшего судебные акты оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2022 года N 1332-р (далее - Распоряжение) Ясавеев И.Г. включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, о чем ему 10 октября 2022 года направлено соответствующее уведомление.
Не согласившись с решением о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, Ясавеев И.Г. (далее - административный истец) обратился в суд о признании вышеназванного Распоряжения незаконным и обязании исключить сведения о нем из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 6 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 мая 2023 года, в удовлетворении административного иска Ясавеева И.Г. отказано.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, ошибочном применении норм материального и процессуального права, указав также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, приводя доводы о нарушениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации, что, по мнению заявителя, выразилось во вмешательстве в его личную жизнь. Указывает, что признание его иноагентом создает препятствия в реализации трудовых прав, поскольку Ясавеев И.Г. был уволен из ВУЗа, в котором работал на должности профессора. Указанным распоряжением не соблюден баланс публичных интересов и ограничение прав не объясняется защитой конституционно-охраняемых ценностей и законных интересов.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами при рассмотрении настоящего административного дела и принятии обжалуемых судебных актов не допущено.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 9-11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, прокуратурой Республики Татарстан была предоставлена информация, что за период с сентября 2020 года по сентябрь 2021 года выявлены факты распространенияЯсавеевым И.Г. материалов иностранного средства массовой информации "Idel.Реалии", выполняющего функции иностранного агента.
Так же было сообщено, что Ясавееву И.Г. поступали денежные средства от иностранной организации "Представительство (корреспондентский пункт) радиокорпорации Радио Свободная Европа/Радио Свобода (США) г. Москва". Указанная организация является учредителем ООО "Радио Свободная Европа/Радио Свобода" (ОГРН 1207700021550), внесенного Министерством юстиции Российской Федерации11 февраля 2020 годав реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, что подтверждается списком денежных поступлений на счет истца, приложенных к материалам дела.
По итогам проверки 7 октября 2022 года Министерством юстиции Российской Федерации вынесено оспариваемое распоряжение N 1332-р о включении Ясавеева И.Г. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что обжалуемое решение Министерства юстиции Российской Федерации от 7 октября 2022 года N 1332-р принято административным ответчиком в пределах своей компетенции, соответствует положениям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, поскольку установлен факт получения Ясавеевым И.Г. денежных средств от иностранных источников, что, в силу вышеприведенного правового регулирования, является основанием для включения указанного лица в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению.
Так, в соответствии с частью 7 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1) физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой названной статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (часть 6 вышеприведенной статьи).
Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций (подпункт 3 пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313).
Учитывая названные положения законодательства и установленные материалы дела, суды верно пришли к выводу об отсутствии оснований в удовлетворении административного иска Ясавеева И.Г, поскольку административный истец в качестве корреспондента распространял сообщения и материалы для неограниченного круга лиц в иностранных средствах массой информации, которые были внесены в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента, в связи с чем административный истец обоснованно был внесен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Внесение Ясавеева И.Г. в указанный Реестр не нарушает его права на свободу и распространение информации, а также вмешательства в частную жизнь.
Доводы кассационной жалобы, полностью повторяющие аргументы административного иска и апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций, где получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, аргументы кассационной жалобы выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 6 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ясавеева Искэндэра Габдрахмановича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 25 декабря 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.