Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кириченко А.Д, судей Бросовой Н.В, Никоновой О.И, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видео-конференц связи кассационную жалобу Шарипова А.Ф. на решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 5 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 октября 2023 года по гражданскому делу N 2-1429/2023 по иску Шарипова А.Ф. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Бюро N 29 - филиалу ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" (по г. Октябрьскому) о признании решения медико-социальной экспертизы незаконным, обязании установить инвалидность.
заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, пояснения истца Шарипова А.Ф, представителя истца Ганиева Р.И, поддержавших жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарипов А.Ф. обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее по тексту также - ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России) о признании решения незаконным, установлении инвалидности.
Заявленные требования мотивированы тем, что с января 2018 г. Шарипов А.Ф. имеет заболевание "неспецифический язвенный колит". В мае 2018 г. ему была присвоена инвалидность II группы. Решением Бюро N 29 филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" (по г. Октябрьскому) от 12 января 2023 г. при очередном (дистанционном) освидетельствовании Шарипова А.Ф. инвалидность не была установлена. Решением ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 3 марта 2023 г.
N на обращение Шарипова А.Ф. сообщено, что по результатам проведения комплексного анализа представленных медицинских, медико-экспертных документов установлено, что имеющиеся заболевания приводят к стойким незначительным нарушениям функций, которые не ограничивают основные категории жизнедеятельности, предусмотренные классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 февраля 2019 г. N 585н, и не являются основанием для признания Шарипова А.Ф. инвалидом в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г N 588.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Шарипов А.Ф. обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнения иска просил признать незаконным решение Бюро N 29 филиала Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан" (далее по тексту также - ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан) (по г. Октябрьскому) от 12 января 2023 г N, решение ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" от 24 января 2023 г, решение ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 3 марта 2023 г. N; обязать установить Шарипову А.Ф. группу инвалидности.
Решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 5 июля 2023 г, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 октября 2023 года в удовлетворении исковых требований Шарипова А.Ф. было отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты по делу как незаконные и необоснованные, указывая на то, что судами безосновательно принято во внимание заключение судебной медико-социальной экспертизы по делу, отказано в проведении дополнительной экспертизы. Также указывает на ненадлежащее его извещение судом апелляционной инстанции.
В судебном заседании истец и его представитель доводы жалобы поддержали, просили об удовлетворении.
Ответчики не присутствовали, извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие неявившихся представителей ответчика.
Судебной коллегией было отказано в удовлетворении ходатайства истца о проведении дополнительной медико-социальной экспертизы по делу.
Выслушав истца и его представителя, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как установлено судом, в 2018 г. Шарипову А.Ф. при очном освидетельствовании в Бюро N 29 филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" устанавливалась III группа инвалидности.
Причина инвалидности - заболевание общее, инвалидность установлена на срок до 1 июня 2019 г, дата очередного освидетельствования 10 мая 2019 г.
Третья группа инвалидности истцу установлена по диагнозу: " "данные изъяты"".
В 2019 г. было проведено переосвидетельствование с сохранением группы инвалидности.
Впоследствии в период действия ограничений, связанных с нераспространением новой короновирусной инфекции, в 2020, 2021, 2022 гг. установленная впервые группы инвалидности продлевалась в соответствии с "Временным порядком признания лица инвалидом", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. N 1697, то есть без проведения фактического переосвидетельствования.
12 января 2023 г. по направлению медицинской организации Шарипов А.Ф. был освидетельствован в Бюро N 29 филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" с целью установления группы инвалидности и разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (составлен протокол N).
По результатам заочной медико-социальной экспертизы в Бюро N 29 филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" (г. Октябрьский) составлен акт от 12 января 2023 г. N, согласно которому Шарипову А.Ф. установлен диагноз: " "данные изъяты"".
На основании полученных данных специалисты Бюро N 29 филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" пришли к выводу о том, что у Шарипова А.Ф. выявлены незначительные нарушения функций пищеварительной системы, которые не приводят к ограничению ни одной из основных категорий жизнедеятельности, не требуют мер социальной защиты и социальной реабилитации и не дают оснований для признания его инвалидом.
Не согласившись с данным решением Шарипов А.Ф. обратился с заявлением в экспертный состав ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан".
Решением экспертного состава N 4 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" от 24 января 2023 г. N решение Бюро N 29 филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" от 12 января 2023 г. оставлено без изменения.
Решением ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, оформленным протоколом от 2 марта 2023 г. N по результатам анализа медицинских и медико-экспертных документов истца решение экспертного состава N 4 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" от 24 января 2023 г. N подтверждено.
Для определения состояния здоровья Шарипова А.Ф, клинической картины заболеваний, являющихся условиями признания гражданина инвалидом, определением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 5 мая 2023 г. по настоящему делу назначена судебная очная медико-социальная экспертиза, порученная экспертам ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы Республики Татарстан".
Согласно результатам судебной очной медико-социальной экспертизы, выполненной с личным присутствием Шарипова А.Ф. экспертами экспертного состава N 4 ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы Республики Татарстан" от 7 июня 2023 г, по результатам комплексной оценки состояния организма на основании анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых данных по представленным на медико-социальную экспертизу медицинским и медико-экспертным документам и данным очного осмотра (дело медико-социальной экспертизы) у Шарипова А.Ф. выявляются нарушения здоровья I (незначительной) степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленные заболеванием "данные изъяты" от 18 ноября 2020 г.; "данные изъяты" от 31 ноября 2021 г.; "данные изъяты" от 22 ноября 2022 г, согласно лабораторным данным от 25 октября 2022 г.: "данные изъяты", незначительная недостаточность питания, согласно антропометрическим данным: "данные изъяты", не приводящее к ограничению основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость в мерах социальной защиты, что в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N588, с применением Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 27 августа 2019 г. N 585н (пункт 5 раздела II) и приложения N 1 к приказу (количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма) максимально выраженное нарушение функций организма установлено по пункту 11.3.1.1 (10-20%), что не является основанием для установления группы инвалидности.
Наличие факта влияния других функций организма на максимальное выраженное в процентах нарушение функций организма не установлено.
На основании данных показателей эксперты резюмировали, что на момент вынесения оспариваемого решения от 12 января 2023 г, то есть на момент освидетельствования истца в Бюро N 29 филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" (по г. Октябрьскому), оснований для установления Шарипову А.Ф. инвалидности в связи с заболеваниями не имелось.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции с учетом заключения указанной судебной экспертизы ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы Республики Татарстан", пришел к выводу о том, что при проведении в освидетельствования истца нарушений законодательства ответчиком не допущено, освидетельствование проведено компетентными лицами, в пределах своих полномочий, исходя из комплексной оценки состояния организма истца на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых данных истца, оснований для признания решений об отказе в установлении истцу группы инвалидности незаконными не имеется.
С этим выводом согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку выводы суда первой и апелляционной инстанций обоснованы, приведенные выше выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права (положениям Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правилам признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (действовавшим в период спорных правоотношений), Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 августа 2019 г. N585н "О классификациях и критериях, используемых при проведении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы") и процессуального права (статьям 56, 67, 86, 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и обстоятельствам данного гражданского дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанций не опровергли.
Так статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
На момент освидетельствования истца действовали Правила признания лица инвалидом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.
Исходя из Правил признания лица инвалидом признание гражданина инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы (пункт 2) и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25); медико-социальная экспертиза проводится по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, или органа социальной защиты населения, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в бюро, в предусмотренных названными Правилами случаях (пункт 24).
Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пункт 36 Правил признания лица инвалидом).
Таким образом, признание гражданина инвалидом с установлением ему группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентированной нормативными предписаниями процедуры исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. При этом учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов. Решение учреждения медико-социальной экспертизы о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Сведения о лице, признанном инвалидом (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты), включая сведения о результатах проведенной в отношении его медико-социальной экспертизы, подлежат включению в федеральный регистр инвалидов, оператором которого является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судами правомерно указано на отсутствие оснований для признания истца инвалидом и признания незаконным соответствующего отказа ответчика по результатам освидетельствования и его переосвидетельствования в порядке обжалования решения об отказе в установлении инвалидности.
Доводы кассационной жалобы, что ответчик неправомерно учел заболевания, которые не имеются у истца при его освидетельствовании, что не было учтено судами опровергаются материалами дела.
Как следует из заключения ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы Республики Татарстан" от 7 июня 2023 г, выводы экспертов постановлены на основании очного освидетельствования Шарипова А.Ф, его медицинских документов, данных предыдущих медико-социальных исследований и материалов гражданского дела. Экспертами верно определены заболевания, имеющиеся у истца и дана их оценка на предмет влияния на состояние здоровья истца и ограничений к жизнедеятельности. Эксперты пришли к выводу, что на момент вынесения оспариваемого решения от 12 января 2023 г, то есть на момент освидетельствования истца в Бюро N 29 филиала ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Башкортостан" (по г. Октябрьскому), оснований для установления Шарипову А.Ф. инвалидности в связи с заболеваниями не имелось.
Все представленные истцом, таким образом, данные о состоянии своего здоровья и имеющихся заболеваниях, являлись предметом экспертного исследования, наличия оснований для установления истцу группы инвалидности, в том числе на момент освидетельствования ответчиком, экспертная комиссия не нашла.
Оценку данному заключению и соответствующим возражениям истца, суды дали по установленным процессуальным правилам, нарушений при ее проведении не установлено, как и не установлено обстоятельств для назначения дополнительной экспертизы.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с результатами проведенной экспертизы и отклоняются судебной коллегией, поскольку экспертиза назначена и проведена в соответствии с требованиями процессуального закона. Данные доводы не могут быть положены в основу для несогласия с выводами судов, поскольку истец не обладает специальными познаниями в области медико-социальной экспертизы.
Ссылки заявителя жалобы о том, что он не был надлежащим образом извещен судом апелляционной инстанции, опровергаются материалами дела, а именно отчетом об отслеживании почтового отправления N, согласно которому извещение о судебном заседании, назначенном на 10 октября 2023 года, истец получил 25 сентября 2023 года.
Доводы кассационной жалобы, по своей сути направлены на иную оценку доказательств, вместе с тем, такого рода доводы не могут являться основанием для пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о неправильном применении норм законодательства, не содержат, в связи с чем они не могут явиться основанием для отмены решения суда и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от 5 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 октября 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Шарипова А.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Д. Кириченко
Судьи Н.В. Бросова
О.И. Никонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.