Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черчага С.В, судей Корниенко Г.Ф, Камышовой Т.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Брескина Виктора Викторовича к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконным и отмене решения, перерасчете пенсии, по кассационной жалобе ГУ МВД России по Ставропольскому краю на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 5 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 31 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Брескин В.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Ставропольскому краю о признании незаконным и отмене решения ответчика N от 13 января 2023 года об отказе в выплате повышения пенсии как ветерану боевых действий за период с 5 марта 2008г. по 25 апреля 2021г, перерасчете пенсии и возложении обязанности осуществить выплату истцу надбавки к пенсии за указанный период, как ветерану боевых действий с учетом индексации.
В обоснование требований указал, что в марте 2008 года при увольнении в отставку ему была назначена пенсия за выслугу лет, однако в апреле 2022 года он узнал о том, что при назначении пенсии не было учтено, что он является ветераном боевых действий (удостоверение "Ветерана боевых действий" серия РМ N, выдано 01.11.2004 г.) и имеет право на назначение надбавки к пенсии, установленной п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах", п. "г" ч.1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В результате обращения Брескина В.В. по вопросу повышения пенсии как ветерану боевых действий, ему была назначена положенная надбавка с 26 апреля 2021 года, а также произведена выплата разницы между новым и прежним размерами пенсий за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Досудебное требование о выплате неполученной надбавки к пенсии за период с 2008 года по 2021 год было оставлено ответчиком ГУ МВД России по Ставропольскому краю без удовлетворения, поскольку при подаче заявления о назначении пенсии за выслугу лет в 2008 году, Брескин В.В. не указывал о наличии у него удостоверения ветерана боевых действий, в связи с чем пенсия за выслугу лет была ему начислена с 05.03.2008 г. без учета повышения как ветерану боевых действий.
Полагает, что в результате очевидной невнимательности и халатного отношения к своим обязанностям сотрудников кадрового подразделения по последнему месту службы и иных лиц, занимавшихся назначением истцу пенсии, Брескин В.В. не получил причитающийся ему повышенный размер пенсии (с учетом надбавки), начиная с 2008 года.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 05 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 31 августа 2023 года, исковые требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение ГУ МВД России по Ставропольскому краю N от 13 января 2023 года и обязал ГУ МВД России по Ставропольскому краю осуществить выплату Брескину В.В. надбавки к пенсии как ветерану боевых действий за весь период (с 2008 по 2021 годы), с учетом индексации.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ГУ МВД России по Ставропольскому краю ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить судебные постановления без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Брескин В.В. проходил службу в органах внутренних дел с 09 ноября 1992 года по 05 марта 2008 года, последняя должность перед увольнением - инспектор дорожно патрульной службы взвода дорожно-патрульной службы в составе отдельного батальона ДПС ГИБДД N ГУВД по Ставропольскому краю (г. Лермонтов), специальное звание - капитан милиции.
В период прохождения службы, 01 ноября 2004 года ГУВД по Ставропольскому краю выдано Брескину В.В. удостоверение "Ветеран боевых действий" серия РМ N.
Приказом начальника ГУВД по Ставропольскому краю от 28 февраля 2008 года N- л/с Брескин В.В. уволен из органов внутренних дел по п. "б" ст. 19 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 г. N "О милиции" (по достижению предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации) с 05 марта 2008 года. На момент увольнения (05 марта 2008 года) выслуга лет Брескина В.В. составляла 16 лет 08 месяцев 18 дней; календарная для выплаты ЕП - 16 лет 03 месяца 26 дней; в МВД РФ - 15 лет 03 месяца 26 дней, общий трудовой стаж - 28 лет 00 месяцев 12 дней.
При увольнении составлен расчет выслуги лет для назначения пенсии, в котором период службы с 20.03.1995г. по 05.05.1995г. указан в льготном исчислении как 1 к 3, указано, что принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики в зоне вооруженного конфликта, общий стаж для назначения пенсии составил 28 лет 00 месяцев 11 дней.
17 марта 2008 года Брескин В.В. обратился в ЦПО ГУВД по Ставропольскому краю с заявлением о назначении пенсии (штамп регистрации Управления - 24 апреля 2008 года), в котором указано, что к заявлению приложены следующие документы: копия паспорта, фото ? 2 шт.
С 05 марта 2008 года Брескину В.В. была назначена пенсия за выслугу лет на основании статей 13а, 14 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N в размере 53% денежного довольствия в сумме 3 831, 90 руб. в месяц.
Надбавка к пенсии по статье 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N истцу не назначалась, копия удостоверения ветерана боевых действий, выданного истцу, при назначении пенсии не представлялась. Сведения о том, что истцу разъяснялось право на повышение к назначенной пенсии как ветерану боевых действий при представлении копии удостоверения, в материалах дела отсутствуют.
Из истории расчетов пенсии с 01.01.2012г. следует, что надбавка к пенсии по статье 45, п. "г" Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N в размере 32% Брескину В.В. назначена с 26 апреля 2021 года в сумме 1 854, 96 руб. и выплачивается до настоящего времени. До настоящего времени истец Брескин В.В. находится на пенсионном обеспечении в ГУ МВД России по Ставропольскому краю.
Судом установлено, что 26 апреля 2022 года в отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Ставропольскому краю поступила копия удостоверения истца Брескина В.В. как ветерана боевых действий, в связи с чем ему был произведен перерасчет пенсии за прошлый период (с 26.04.2021 г. по 30.04.2022 г.) в сумме 22 728, 21 руб, а распоряжение на увеличение пенсии с 01.05.2022 г. направлено в РЦ СРБ ОЦ ПАО Сбербанк России.
Надбавка к пенсии за период с 05 марта 2008 г. по 25 апреля 2021 г. ответчиком истцу не выплачивалась.
19 декабря 2022 года истец Брескин В.В. обратился в ОПО ЦФО ГУ МВД России по Ставропольскому краю с требованием о выплате повышенной пенсии как ветерану боевых действий за период с 05.03.2008 г. по 25.04.2021 г.
По результатам рассмотрения обращения истца Брескина В.В. ответчик направил ответ от 13.01.2023 г. N, из которого следует, что в материалах пенсионного дела имеется его заявление о назначении пенсии за выслугу лет (вх. N от 24.04.2008 года), в котором в графе: "К заявлению прилагаю следующие документы" удостоверение ветерана боевых действий не значится, поэтому пенсия за выслугу лет назначена с 05.03.2008 г. без учета повышения как ветерану боевых действий. ГУ МВД России по Ставропольскому краю указал, что оснований для выплаты истцу Брескину В.В. повышенной пенсии как ветерану боевых действий за более ранний период (с 05.03.2008 г. по 25.04.2021 г.) не имеется.
Не согласившись с отказом в перерасчете назначенной пенсии, Брескин В.В. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор и удовлетворяя требования о признании незаконным решения ответчика об отказе в выплате, возлагая на ответчика обязанность осуществить выплату истцу надбавки к пенсии как ветерану боевых действий за весь период (с 2008г. по 2021 г.) с учетом индексации, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 45, 50, 51, 54, 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", пунктами 7, 8, 11, 12.1, 13 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 27 мая 2005 года N, исходил из того, что на ответчика действовавшее в 2008 году законодательство возлагало обязанность по получению от будущего пенсионера необходимых для назначения пенсий документов, разъяснению ему вопросов пенсионного обеспечения, проверке наличия документов, необходимых для решения вопроса, в т.ч. о размере пенсии, при этом решение о назначении пенсии и достаточности представленных документов, в том числе и для расчета размера пенсии с учетом действовавшего законодательства, принималось в 2008 году УВД субъектов Российской Федерации.
Материалы пенсионного дела истца не содержат сведений о том, что Управление, осуществляя сбор пенсионных документов для назначения истцу пенсии, Управление при решении вопроса о назначении пенсии и ее размере уточняли вопрос о наличии (отсутствии) у истца статуса ветерана боевых действий, при том, что из расчета выслуги лет для назначения пенсии Брескина В.В. следовал факт его участия в боевых действиях на территории Чеченской Республики в зоне вооруженного конфликта, что являлось основанием для выяснения вопроса о наличии у истца удостоверения ветерана боевых действий, которое было выдано истцу 01 ноября 2004 года ответчиком УВД по Ставропольскому краю, в связи с чем суд пришел к выводу о наличии вины Управления в назначении пенсии истцу без повышенной надбавки как ветерану боевых действий, отметив, что истцу не может быть поставлено в вину непредставление им в Управление копии удостоверения ветерана боевых действий до 2021 года, т.к. о необходимости представления данного документа он не был уведомлен ответчиком, не уклонялся от предоставления такого документа, правом не злоупотреблял.
Установив, что в требуемом законом размере пенсия истцу не была назначена с 2008 года по вине ответчика, суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу части 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N Управление обязано выплатить истцу не полученную им пенсию в виде надбавки к пенсии по пункту "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N за весь период с 2008 г. по 2021 г. без ограничения каким-либо сроком.
Устанавливая вину пенсионного органа в нарушении пенсионных прав истца, суд апелляционной инстанции исходил также из того, что пенсионный орган не разъяснил истцу имевшиеся у него права.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, поскольку они основаны на материалах дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебные постановления по разрешенному спору надлежащим образом мотивированы и содержат оценку всех значимых обстоятельств дела, приводившихся сторонами с соблюдением норм материального и процессуального права.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. N "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12.02.1993г. N).
Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. N также предусмотрены основания для повышения размера пенсии за выслугу лет.
В соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N-I пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с названным законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4, 8 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N-I.
Статьей 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" относятся льготы по пенсионному обеспечению, которые предоставляются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 названного закона, в соответствии с законодательством.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 54 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N в редакции от 13 февраля 2008 года предусмотрено, что в случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N в редакции как от 13 февраля 2008 года, так и в действующей редакции, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Согласно пункту 6 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 27 мая 2005 года N (далее - Инструкция), пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы.
На основании пункта 7 Инструкции документы для назначения пенсий лицам, уволенным с военной службы (службы), оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту военной службы (службы).
Кадровым подразделением по последнему месту военной службы (службы) военнослужащего, сотрудника проверяются данные о прохождении военной службы (службы), уточняются и подтверждаются периоды военной службы (службы), подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись. Каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму нормативного правового акта. Расчет выслуги лет может быть согласован за три месяца, предшествующие увольнению. При этом кадровым подразделением лицу, оформляемому на пенсию, разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением (пункт 8 Инструкции).
Для назначения пенсии за выслугу лет и пенсии по инвалидности кадровыми подразделениями представляются копии удостоверений, на основании которых осуществляется реализация прав и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт "з" пункта 121 Инструкции).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что на дату назначения пенсии у истца возникло право на назначение пенсии в повышенном размере как ветерану боевых действий, в требуемом законом размере пенсия истцу не была назначена с 05 марта 2008 года по вине ответчика, не проверившего наличие или отсутствие оснований для назначения истцу пенсии в повышенном размере как ветерану боевых действий и не разъяснившего истцу право представить удостоверение ветерана боевых действий, в связи с чем ответчик обязан произвести перерасчет и выплатить истцу не полученную им пенсию за весь период с 2008г. по 2021г, основаны на приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Поскольку вина органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлена, выводы суда о взыскании недополученной пенсии за весь период являются правильными, соответствуют положениям части 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. N.
Доводы кассационной жалобы о том, что в заявлении истца в числе приложений не значится удостоверение ветерана боевых действий, поэтому пенсия за выслугу лет назначена с 05 марта 2008 года без учета повышения как ветерану боевых действий; перерасчет пенсии за прошлый период Брескину В.В. произведен в соответствии со статьей 55 Закона, в связи с чем, отсутствуют основания для выплаты повышения пенсии как ветерану боевых действий за период с 5 марта 2008г. по 25 апреля 2021г, направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах и правильности применения норм материального права.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Каких-либо аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных постановлений, равно как и обстоятельств, не прошедших судебного исследования и нуждающихся в дополнительной проверке, влияющих на существо принятых судебных постановлений, в кассационной жалобе не приведено.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
В связи с окончанием кассационного производства оснований для приостановления исполнения обжалуемых судебных постановлений не имеется, оно подлежит отмене в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 5 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 31 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Камышова Т.В.
Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.