Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Защита прав и законных интересов детей - важная функция государства, которая гарантируется положениями Конституции. Забота о подрастающем поколении является приоритетным направлением деятельности современного государства. Одним из основных прав является право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, получать необходимые заботу и уход (ст. 54 Семейного кодекса РФ).
В соответствии с Законом Липецкой области от 27 декабря 2007 года N 113-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Липецкой области" органы местного самоуправления региона наделены отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, обеспечен контроль за реализацией переданных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На территории Липецкой области в настоящее время проживает 4028 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.12 - 4376 детей-сирот, на 01.01.13 г. - 4163 ребенка-сироты), что составляет 2,0% от общей численности детского населения. Количество детей-сирот, воспитывающихся в семьях составляет 79%. Основной акцент в деятельности по защите прав детей-сирот делается на развитие семейных форм их устройства.
В целях комплексного решения проблем семейного неблагополучия и социального сиротства, улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области созданы:
- координационный Совет по реализации Стратегии действий в интересах детей Липецкой области на 2012 - 2017 г.г.;
- комиссия по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В регионе на постоянной основе работает межведомственный выездной консультационный пункт.
В рамках создания механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан Российской Федерации, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, воспитывающих приемных детей в Липецкой области приняты следующие меры:
- с 01.10.2012 г. организована работа Школы приемных родителей, за 2013 год обучение прошли 300 кандидатов в замещающие родители;
- проведена работа по вопросу кадрового укрепления Службы сопровождения замещающих семей, с 1 января 2013 г. выделены 12 дополнительных ставок специалистов (педагогов-психологов и социальных педагогов);
- в 2013 году начата целенаправленная работа по организации совместной деятельности с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг в Липецкой области;
- в целях информирования населения о возможных формах семейного устройства были изготовлены печатная продукция, социальные ролики, которые доступны на специальных стендах и демонстрируются на информационных экранах в помещениях всех МФЦ области;
- с 2013 года юридические службы, действующие в Многофункциональных центрах области, оказывают юридические услуги детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа;
- внедрена новая форма работы органов опеки и попечительства - выездной мобильный офис, целью которого является устранение правовой безграмотности населения в области опеки и попечительства, информирование населения о возможных формах семейного устройства детей-сирот, а также оказание юридической помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и родителям замещающих семей.
С 01.01.2013 г. в области предоставляется единовременная выплата опекуну (попечителю), приемному родителю, усыновителю, принявшему на воспитание в семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в возрасте от 7 лет, ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в размере 50 000 рублей.
Принимаемые администрацией Липецкой области меры по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволили достичь положительной динамики.
В регионе наметилась стабильная тенденция к снижению количества такой категории детей. Так, если в 2010 году данный показатель составлял 4673 ребенка, то уже в 2012 году он снизился до уровня 4163 ребенка (снижение за три года - 11%). За последние 7 лет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось на 1248 детей, что составляет более 23%.
По состоянию на 01.12.2013 года на учете в региональном банке данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, состоит 830 детей. За 9 месяцев 2013 г. из регионального банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, передано на воспитание в семьи 50 детей.
Выросло количество детей, передаваемых на усыновление за последние три года (2010 год - 31 ребенок, 2011 год - 45 детей и 2012 год - 48 детей).
В регионе за период с 2011 по 2013 годы ликвидировано 4 детских дома и 2 специальные (коррекционные) школы-интернаты, создана 1 специальная (коррекционная) школа-интернат. В организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзором находится 621 ребенок из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, что на 111 человек меньше, чем в 2011 году.
Кроме того, статистика свидетельствует о снижении числа выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в регионе, за последние три года этот показатель снизился на 14% (в 2010 году было выявлено 347 детей, а в 2012 году - 298 детей).
В области активно ведется работа по созданию приемных семей. По состоянию на 01.10.2013 года в области осуществляют деятельность 477 приемных семей, в которых воспитывается 723 приемных ребенка.
Однако, несмотря на принимаемые меры и сохранение положительной динамики семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается нерешенным ряд проблем. Большинство граждан желают принять на воспитание в семью детей в возрасте от 0 до 3 лет с удовлетворительным состоянием здоровья. Дети в Региональном банке данных относятся к более старшей возрастной группе и в большинстве имеют проблемы со здоровьем. Недостаточно развита система сопровождения замещающих семей. Не отлажен механизм эффективного и оперативного межведомственного взаимодействия по выявлению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, раннего выявления семейного неблагополучия.
В связи с чем, существует объективная необходимость в принятии дополнительных мер по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые позволят повысить эффективность реализуемой государственной политики в сфере защиты данной категории детей.
Принятие Плана мероприятий (дорожной карты) по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлено на достижение основной цели - сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
2. Основные направления
В целях повышения эффективности мер, направленных на профилактику социального сиротства, семейного устройства детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, поддержки семей, принимающих на воспитание детей-сирот, а также улучшения условий проживания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, План мероприятий (дорожная карта) предполагает решение следующих задач:
1. совершенствование системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению фактов семейного неблагополучия;
2. индивидуальное сопровождение семей, попавших в кризисную ситуацию;
3. организация межведомственной работы по профилактике социального сиротства;
4. укрепление института семьи, возрождение семейных традиций;
5. сокращение отказов родителей от детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
6. развитие системы обязательной подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7. осуществление комплексного сопровождения замещающих семей, в том числе в период адаптации ребенка в семье;
8. пропаганда в обществе позитивного образа семьи, принявшей на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей;
9. проведение работы по совершенствованию системы размещения производной информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семью, посредством современных информационно-коммуникационных технологий;
10. увеличение семейного устройства детей-сирот из числа детей инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
11. профилактика возвратов из принимающих семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
12. развитие системы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Ожидаемые результаты
13. Реализация мероприятий, направленных на профилактику социального сиротства, предусматривает уменьшение удельного веса детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, в общей численности детей в возрасте до 17 лет.
Реализация мероприятий, направленных на развитие всех форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает увеличение численности такой категории детей, переданных на воспитание в семьи, сокращение численности воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет их устройства в замещающие семьи, в том числе в отношении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация мероприятий, направленных на совершенствование системы психолого-медико-педагогического и социального сопровождения детей в замещающих семьях, обеспечит увеличение числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных психологическим сопровождением, уменьшение числа возвратов детей из замещающих семей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.