Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черкасовой Е.В, судей Бетрозовой Н.В, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искуДепартамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат, по кассационной жалобе представителя Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 7 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 4 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Черкасовой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных сумм социальных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 112 298, 22 рублей.
Заочным решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 7 февраля 2023 года в удовлетворении исковых требований Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 4 июля 2023 года решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 7 февраля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики ФИО4 просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель истца, ссылаясь на положения статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывает на недобросовестность действий ответчика при обращении с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки, поскольку при подаче ФИО1 пакета документов для назначения ей мер социальной поддержки, ответчик уведомлялась под подпись, что государственная социальная помощь не назначается при нахождении в собственности или владении малоимущей семьи (кроме семей, которые состоят лишь из детей и лиц достигших 65-летнего возраста или являющихся инвалидами 1 группы или 2 группы, в которых есть дети-инвалиды) малоимущего одиноко проживающего гражданина есть земельный участок свыше 0, 6 га. В том числе ответчик уведомлен департаментом под роспись о том, что наличие у членов семьи земельных участков площадью свыше 0, 6 га лишает ее права на получение указанной выплаты. Кроме того, ответчиком укрыт факт получения дохода от сдачи земельного участка в аренду. В поданном ею заявлении указанный вид дохода не указан. Считает, что судами первой и апелляционной инстанции не принято во внимание доказательство недобросовестности ответчика, а именно собственноручно подписанное уведомление об обстоятельствах, при которых социальное пособие не назначается.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, причин неявки не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ, затем повторно - ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым с заявлением о назначении меры социальной поддержки в виде социального пособия как малоимущей семье.
Состав семьи ФИО1 состоит из: ФИО5 (супруг), ФИО6 (сын), ФИО7 (дочь), ФИО8 (сын), ФИО9 (свекровь).
По результатам рассмотрения заявлений, Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым были приняты решения о назначении ФИО1 государственной социальной помощи в размере 9 120, 37 рублей на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (протокол о принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ); в размере 14 394 рублей на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (протокол о принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ).
В целях уточнения сведений заявленных при обращении по определению права в предоставлении государственной социальной помощи Департаментом были направлены запросы в соответствующие государственные службы.
Согласно информации, предоставленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, в частности, в собственности ФИО9 (свекровь ФИО1) находится земельный участок площадью 1, 93 га, расположенный по адресу: "адрес", лот N, часть лота N.
В этой связи ДД.ММ.ГГГГ Департаментом принято решение о прекращении назначения ФИО1 государственной социальной помощи с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ.
Протоколом заседания комиссии по взысканию и списанию сумм социальных выплат, излишне выплаченных Департаментом, от ДД.ММ.ГГГГ за N вынесено решение о переплате ФИО1 государственной социальной помощи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму 112 298, 22 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направлено уведомление о возмещении излишне полученных денежных сумм, которое осталось без ответа.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 10, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Республики Крым от 27 ноября 2017 года N10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N587, исходил из отсутствия недобросовестности в действиях ответчика, а также из невыполнения Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым обязанности по проверке всех условий, при наличии которых назначаются социальные выплаты.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, с соблюдением процессуального права.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Реализуя предписания статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, определилкруг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Статьей 3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в Республике Крым установлены Законом Республики Крым от 27 ноября 2014 года N10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым"
Согласно статям 1, 6 Закона Республики Крым от 27 ноября 2014 г. N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Законом предоставляется малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым.
Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия, а также перечень необходимых документов для назначения указанного пособия устанавливаются Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым N 587 от 23 декабря 2014 года утвержден Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия (далее Порядок N 587).
Согласно п. 2 Порядка N 587 государственная социальная помощь в виде социального пособия назначается и выплачивается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории Республики Крым, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым.
В п. 3 Порядка N 587 указаны условия, при которых социальное пособие может быть назначено, в п. 4 данного порядка перечислены случаи, при наличии которых пособие не может быть назначено.
В соответствии с п. 3 Порядка N 587 пособие не назначается, в том числе, если в собственности или владении малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) имеется земельный(е) участок(и) общей площадью свыше 0, 6 га.
Кроме того, в назначении пособия может быть отказано, если не представлены необходимые документы, указанные в пункте 9 Порядка N 587; в представленных документах выявлена недостоверная или искаженная информация; среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) выше величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым для семьи (одиноко проживающего гражданина) (пункта 28 Порядка N 587).
Согласно пунктам 9, 10 Порядка, для назначения и выплаты пособия к заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя и подтверждающего его место жительства на территории Республики Крым; документы, подтверждающие доходы семьи за расчетный период; документ медицинской организации, подтверждающий прохождение лечения продолжительностью более двух месяцев подряд.
В рамках межведомственного информационного взаимодействия в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", орган социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления с приложенными к нему документами (их копиями) запрашивает в рамках межведомственного электронного взаимодействия следующие сведения:
о размерах получаемых пенсии и других выплат, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, - от территориальных органов Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым;
о размерах получаемых пенсии и других выплат, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, - от Министерства внутренних дел по Республике Крым;
о размерах получаемых пенсии и других выплат, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, - от Военного комиссариата Республики Крым;
о доходах членов семьи, являющихся индивидуальными предпринимателями, - от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым;
о размере получаемого членами семьи, признанными в установленном порядке безработными, пособия по безработице - от Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения";
о размерах пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, получаемого матерью (отцом), подлежащей(щему) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - от Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым;
о регистрации по месту жительства или по месту пребывания граждан, указанных заявителем в представленном заявлении в качестве членов его семьи (совместно с ним проживающих), - от территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту жительства и месту пребывания в пределах Российской Федерации;
о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования заявителя, членов семьи, совместно проживающих с ним, - от территориальных органов Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.
В соответствии с пунктами 40, 41 Порядка предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия", утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 г. N 587, (в редакции, действующей на момент рассмотрения спора), органы социальной защиты населения проводят проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия.
Получатель государственной социальной помощи обязан известить орган социальной защиты населения, назначивший государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
Органы социальной защиты населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у получателей пособия, а также органов и организаций независимо от организационно-правовой формы, владеющих такой информацией.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений выплата пособия прекращается, а получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась.
Суммы пособия, выплаченные вследствие представления документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, сокрытия данных, влияющих на право назначения пособия, возмещаются гражданами в добровольном порядке. При отказе от добровольного возврата суммы пособия взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На момент обращения ФИО1 с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, то есть в июле 2020 года, а затем в январе 2020 года, пункт 40 Порядка был изложен в следующей редакции: Органы социальной защиты населения вправе произвести выборочную проверку правильности представленных заявителем документов, а также проверку доходов получателя пособия. Получатель государственной социальной помощи обязан известить орган социальной защиты населения, назначивший государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
Органы социальной защиты населения вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у получателей пособия, а также органов и организаций независимо от организационно-правовой формы, владеющих такой информацией.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременности извещения об изменении указанных сведений выплата пособия прекращается, а получатель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь получателю незаконно оказывалась.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 14 января 2016 года N 1-П, принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав.
В постановлении от 22 июня 2017 года N 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, совершения ошибок, разумности и осмотрительности в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведенные нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено ненадлежащим исполнением уполномоченными государственными органами своих должностных обязанностей и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
Согласно материалам дела ФИО1 при обращении в Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым в соответствии с пунктом 9 Порядка N 587 подала все необходимые документы для получения государственной социальной помощи, предоставила заявление от себя и от своего супруга о согласии на обработку персональных данных, данные заявления с приложенными документами которые рассмотрены компетентными органами, прошли соответствующую проверку и были удовлетворены.
Решение об отказе в назначении пособия Департаментом труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым не принималось, а так же департамент не произвел возврат заявления, что предусмотрено пунктом 16 Порядка N 587, а так же статьей 3 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Таким образом, суды пришли к верному выводу, что при рассмотрении заявления ФИО1 Департамент труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым не выполнил свою обязанность по проверке сведений о наличии у заявителя и членов ее семьи земельного участка, то есть назначил выплату пособия без установления совокупности всех условий, при наличии которых такие выплаты назначаются, и не установилналичие оснований для отказа в назначении государственных социальных выплат.
Согласно материалам дела государственная социальная помощь ФИО1 назначена на основании предоставленных ею документов и в соответствии с решениями Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым, в процессе реализации права на получение государственной социальной помощи со стороны ФИО1 не совершалось недобросовестных, противоправных действий.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции мотивированы, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных актах отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для его правильного разрешения, правильно применены нормы материального и процессуального права, судами дана правильная квалификация правоотношениям между истцом и ответчиком, при этом доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в ходе рассмотрения настоящего дела, которые исследованы судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
При таких обстоятельствах решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 7 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 4 июля 2023 года являются законными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для их отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 7 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 4 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Департамента труда и социальной защиты населения администрации Симферопольского района Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Черкасова
Судьи Н.В. Бетрозова
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.