Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Парасотченко М.А, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбунова А.А. к главному управлению Министерства внутренних дел России по Ростовской области о взыскании компенсации за вред. Причиненный здоровью, ежемесячной компенсации за приобретение продовольственных товаров, убытков от инфляции, по кассационной жалобе главного управления Министерства внутренних дел России по Ростовской области, поступившей с делом 31 октября 2023 г, на решение Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону Ростовской области, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав заключение прокурора Фроловой Е.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горбунов А.А. обратился в суд с иском к главному управлению Министерства внутренних дел России по Ростовской области (далее ГУ МВД России по Ростовской области) о взыскании недоплаты сумм возмещения вреда здоровью, указав в обоснование требований, что он является инвалидом 2 группы вследствие аварии на ЧАЭС. Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 28 сентября 2007 г. Горбунову А.А. установлена ежемесячная денежная компенсация в счет возмещения вреда здоровью в размере 2 181, 24 руб, индексация которой производилась ответчиком по 2015 г. С 1 февраля 2016 г. индексация ответчиком производится неправильно, в связи с чем образовалась недоплата ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью за период с 1 февраля 2016 г. по 31 марта 2023 г. в размере 175 910, 72 руб. С 1 февраля 2023 г. ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью 69 241, 39 руб.
Ежегодная компенсация за вред здоровью не индексировалась до 2013 г. С 1 февраля 2023 г. ежегодная компенсация за вред здоровью составляет 2 057, 92 руб. С 1 января 2014 г. по 31 декабря 2021 г. образовалась недоплата ежегодной компенсации за вред здоровью в размере 11 788, 57 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 8 октября 2006 г. Горбунову А.А. установлена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 1320, 03 руб, которая индексировалась ответчиком до 31 декабря 2014 г, однако с 1 января 2015 г. данная выплата производилась без индексации до 31 марта 2023 г. С 1 января 2015 г. по 31 марта 2023 г. образовалась недоплата в размере 44 742, 12 руб. С 1 февраля 2023 г. ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составляет 4 082, 17 руб.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просил суд взыскать в его пользу с ответчика недоплату ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью за период с 1 февраля 2016 г. по 31 марта 2023 г. в размере 195 797, 08 руб.; недоплату ежегодной компенсации за вред, причиненный здоровью, за период с 1 января 2014 г. по 31 января 2021 г. в размере 11 788, 57 руб.; недоплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.2015 по 31.03.2023 в размере 44 742, 12 руб.; убытки от инфляции ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью за период с 1 января 2016 г. по 31 января 2023 г. в размере 39 750, 92 руб.; убытки от инфляции своевременно невыплаченной суммы ежегодной компенсации за вред, причиненный здоровью, за период с 1 января 2014 г. по 31 января 2023 г. в размере 3 418, 47 руб.; убытки от инфляции ежегодной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 1 января 2015 г. по 31 марта 2023 г. в размере 9 793, 43 руб.; обязать ответчика выплачивать с 1 апреля 2023 г. ежемесячное возмещение вреда здоровью с индексацией в соответствии с действующим законодательством в размере 69 241, 39 руб, также с 1 февраля 2023 г. выплачивать ежегодную компенсацию за вред, причиненный здоровью, с индексацией в соответствии с действующим законодательством в размере 2 057, 92 руб.; также с 1 апреля 2023 г. выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с индексацией в соответствии с действующим законодательством в размере 4 082, 17 руб. (л. д. 39-42).
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 15 июня 2023 г. исковые требования Горбунова А.А. удовлетворены частично.
Суд взыскал с ГУ МВД России по Ростовской области в пользу Горбунова А.А. недоплату ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью в размере 195 617, 14 руб, убытки от инфляции в размере 898, 43 руб. и недоплату ежегодной суммы возмещения вреда здоровью за период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 11 788, 55 руб. Также суд обязал ГУ МВД России по Ростовской области производить истцу выплату ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью с 1 июня 2023 г. в размере 69 241, 39 руб, с дальнейшей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31 августа 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты и принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Указывает, что что ГУ МВД России по Ростовской области при индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью руководствовалось частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" в редакции от 3 июля 2016 г. (на момент возникновения спорных правоотношений), согласно которой размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого Федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной Финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" с 1 января 2016 г. размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, установлен в размере - 1, 04.
Горбунову А.А. была проиндексирована на индекс уровня инфляции -1, 04 ежемесячная выплата в счет возмещения вреда здоровью, что подтверждается лицевыми счетами. Далее индексация ежемесячных сумм в счет возмещения вреда здоровью индексировалось ежегодно в связи с увеличением уровня инфляции.
Полагает, что применение постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. N 42 "Об установлении с 1 февраля 2016 г. размера индексации выплат, пособий и компенсаций", а также постановлений Правительства РФ N 88-2017, N 74-2018, N 32-2019, N 61-2020, N73-2021, N 57-2022, N 119-2023 в отношении пенсионеров МВД России недопустимо, в связи с тем, что данные постановления Правительства Российской Федерации изданы в соответствии с Федеральным законом "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Согласно указанной статье перечень служб приравненный к военной службе является исчерпывающим, а служба в правоохранительных органах в данном перечне отсутствует.
В связи с чем ГУ МВД России по Ростовской области индексация и выплата в пользу пенсионера МВД России Горбунова А.А. ежемесячных сумм в счет возмещения вреда здоровью произведена в полном объеме на основании Федеральных законов о бюджете на соответствующий год.
Также считает, что правовых оснований для взыскания недоплаты ежегодной суммы возмещения вреда здоровью с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 11 788, 55 руб. у суда первой инстанции не имелось.
Пунктом 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 установлено, что предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 г. N 542 утверждены Правила финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно пункту 6 указанных Правил, Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, в том числе работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
То есть определенные выплаты, предусмотренные Законом, устанавливаются и выплачиваются гражданам, состоящим на пенсионном учете в территориальных органах МВД России на региональном уровне, по месту пенсионного обеспечения в пределах средств, предусмотренных на соответствующий год.
Правила предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца (далее-Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907, применяются в рамках исполнения постановления Правительства Российский Федерации от 30 августа 2005 г. N 542 в целях формирования необходимого перечня документов для установления соответствующих выплат и определения сроков этих выплат.
Правилами установлен заявительный порядок выплаты ежегодной компенсации.
С 2014 г. по 2021 г. ежегодная компенсация за вред здоровью не выплачивалась в связи с отсутствием обращения пенсионера.
Также указывает, что требования Горбунова А.А. о взыскании инфляционных убытков в связи с неправильной индексацией ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, не подлежат удовлетворению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 г. N 7 и от 11 мая 2007 г. N 23), задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, поэтому суд вправе удовлетворить его требования об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
Поскольку задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации возникла не в результате отказа ответчика в выплате такой компенсации или отказа в ее индексации, а в результате применения ответчиком иного порядка индексации, оснований для применения содержащихся в пункте 16 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснений к спорным отношениям не имелось.
Учитывая вышеизложенное, полагает, что у суда отсутствовали основания для взыскания инфляционных убытков за период с 2016 г. по 2023 г. в связи с ненадлежащей индексацией сумм ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебное извещение, направленное в адрес ответчика ГУ МВД России по Ростовской области, вручено адресату.
Судебное извещение, направленное в адрес Горбунова А.А, возвращено отправителю с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии с абзацем вторым пункта 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Поскольку истец уклонился от получения почтовой корреспонденции, в связи с чем почтовое извещение возвращено в суд кассационной инстанции с отметкой об истечении срока хранения, судебная коллегия приходит к выводу, что он о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая требования истца в части взыскания недоплаты ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, убытков от инфляции и недоплаты ежегодной суммы возмещения вреда здоровью, установлении ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N35 "О некоторых вопросах, возникающих при. рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", установив, что индексация присужденных денежных сумм истца в счет возмещения вреда здоровью произведена ответчиком в ином порядке, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании соответствующих сумм, а также на возникновение у истца права на взыскание инфляционных убытков.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что индексация присужденных денежных сумм истцу производилась в ином порядке, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" с учетом коэффициента 1, 04, предусмотренного пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы регулируется Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1.
В силу части 3 статьи 5 указанного Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 годов", действие вышеуказанных норм первоначально было приостановлено до 1 января 2016 г, а затем - до 1 января 2017 г. и до 1 января 2018 г. Этим же Законом определен порядок индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных Законами N 1244-1, N 175-ФЗ, N 2-ФЗ.
При этом приостановление действия данной нормы, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 28 сентября 2017 г. N 2101-0, не означало прекращение в течение указанного хронологического периода индексации ежемесячных компенсаций в возмещение вреда здоровью, выплачиваемых заявителям. Данная выплата была проиндексирована в 2015 г. с применением коэффициента 1, 055 согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
С 1 февраля 2016 г. была осуществлена индексация на разницу между названным коэффициентом и фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год, установленную Постановлением Правительства РФ от 28 января 2016 г. N 42 в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции от 19 декабря 2016 г.) определено, что размер индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2016 г. N 42, установлен размер индексации 1, 07 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", к которым на основании пункта 1 части 1 статьи 4 вышеназванного Федерального закона относится Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 января 2017 г. N 88 "Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году" установлен с 1 февраля 2017 г. размер индексации 1, 054 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ, в том числе для ежемесячных выплат в счет возмещения вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации... " в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1) внесены изменения, согласно которым часть третья статьи 5 изложена в следующей редакции: "Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации".
Размер ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью подлежит индексации с 1 февраля 2016 г. на коэффициент 1, 07, с 1 февраля 2017 г. - на 1, 054, с 1 февраля 2018 г. - 1, 025, с 1 февраля 2019 г. - на 1, 043, с 1 февраля 2020 г. - на 1, 03, с 1 февраля 2021 г. - на 1, 037, с 1 февраля 2022 года - на 1, 04, с 1 февраля 2023 г. - на 1, 055.
В связи с изложенным доводы кассационной жалобы о том, что индексация ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью производилась в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и согласно справке ОПО ЦФО ГУ МВД России по Ростовской области от 10 марта 2023 г. N3/169, что применение Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 г. N42, а также постановлений N88-2017, N74-2018, N32-2019, N61-2020, N73-2021, N57-2022, N119-2023 в отношении пенсионеров МВД РФ недопустимо, поскольку перечень служб, приравненных к военной службе, является исчерпывающим, а служба в правоохранительных органах перечнем не предусмотрена, а также доводы о том, что Горбунову А.А. выплата была проиндексирована на индекс инфляции 1, 04, подлежат отклонению.
Доводы о том, что не имелось правовых оснований для взыскания недоплаты ежегодной суммы возмещения вреда здоровью с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2021 г, поскольку данная выплата носит заявительный характер, а истец в указанный период за выплатой не обращался, не принимаются во внимание, поскольку правовой механизм реализации конституционного права на возмещение вреда, причиненного воздействием радиации и признанного государством, как субъектом конституционно-правовых отношений, должен обеспечивать беспрепятственное осуществление гражданами этого права.
Законом гарантировано получение участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС ежегодных компенсаций по возмещению вреда здоровью. Назначение данных выплат не носит заявительный характер, поскольку Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" такое обстоятельство не предусмотрено.
Доводы о необоснованности применения судом разъяснений, изложенных в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку задолженность по выплатам возникла не в результате отказа ответчика в выплате такой компенсации или отказа в ее индексации, а в результате применения ответчиком иного порядка индексации, подлежат отклонению, поскольку они сводятся к неправильному толкованию положений действующего законодательства и разъяснений Верховного Суда РФ по их применению.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ростова-на-Дону Ростовской области, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу главного управления Министерства внутренних дел России по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи М.А. Парасоченко
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.