Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В, судей: Гусева Д.А, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-583/2023(УИД54RS0010-01 -2022-009385--36) по иску Булавкиной Олеси Михайловны к прокуратуре Новосибирской области, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконными решений жилищных комиссий, признании права на получение единовременной социальной выплаты, предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Генеральной прокуратуры Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 июля 2023 г.
по кассационной жалобе прокуратуры Новосибирской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 июля 2023 г.
по кассационной жалобе Булавкиной Олеси Михайловны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Булавкиной Олеси Михайловны, ее представителя Сотниковой Ольги Владимировны, поддержавших кассационную жалобу истца, возражавших относительно кассационных жалоб Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Новосибирской области, прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, представляющего интересы прокуратуры Новосибирской области, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поддержавшего доводы кассационных жалоб Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Новосибирской области, возражавшего относительно кассационной жалобы Булавкиной Олеси Михайловны, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Истец Булавкина Олеся Михайловна (далее - Булавкина О.М, истец) обратилась в Центральный районный суд г. Новосибирска с иском к прокуратуре Новосибирской области, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о признании незаконными решений жилищных комиссий, признании права на получение единовременной социальной выплаты, предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением главы администрации Ленинского района г. Новосибирска от 28 февраля 2005 г. N истцу была предоставлена комната в общежитии по адресу: "адрес", в которой истец проживает с двумя несовершеннолетними детьми.
Решением суда от 24 июня 2009 г. за истцом и ее дочерью С.Т.К. было признано право общей долевой собственности на данное жилое помещение, площадь которого составляет 22, 2 кв.м. Однако, согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 12 ноября 2014 г. N616 норма жилой площади на одного члена семьи составляет 15 кв.м.
Решением жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области от 30 ноября 2015 г. истец была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Распоряжением прокурора Новосибирской области от 7 мая 2018 г. N истцу и членам ее семьи было предоставлено в пользование служебное жилое помещение ? 3-х комнатная квартира, общей площадью 67, 7 кв.м, расположенная по адресу: "адрес", для временного проживания в ней на время прохождения службы в прокуратуре Новосибирской области.
На основании заявления от 20 сентября 2021 г. решением жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области от 10 ноября 2021 г. истец была признана нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Прокурор Новосибирской области обратился к Генеральному прокурору Российской Федерации в интересах истца с предложением признать истца нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако, решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 мая 2022 г. N2 истцу было отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ввиду того, что истцом ранее уже было реализовано право на получение жилого помещения в собственность путем приватизации комнаты в общежитии по адресу: "адрес".
После этого, решением жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области от 27 июля 2022 г. истец была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, с ней был расторгнут договор найма служебного жилого помещения по адресу: "адрес".
Булавкина О.М. просила суд признать незаконными и нарушающими жилищные права истца и ее несовершеннолетних детей решения жилищных комиссий Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 мая 2022 г. N2 и прокуратуры Новосибирской области от 27 июля 2022 г, отменить их; признать истца нуждающейся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты; признать за ней право на получение единовременной социальной выплаты в размере 7 364 955 рублей 78 копеек; обязать ответчиков предоставить истцу единовременную социальную выплату в размере 7 364 955 рублей 78 копеек; взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 марта 2023 г. исковые требования Булавкиной О.М. удовлетворены частично.
Признаны незаконными решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 мая 2022 г. N2 об отказе в признании Булавкиной О.М. нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и решение жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области от 27 июля 2022 г. о снятии Булавкиной О.М. с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях.
На Генеральную прокуратуру Российской Федерации возложена обязанность поставить Булавкину О.М. на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений; признано за Булавкиной О.М. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.
Взыскана с Российской Федерации в лице Генеральной прокуратуры Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Булавкиной О.М. компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей.
Требования в остальной части оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 июля 2023 г. принят отказ Булавкиной О.М. к прокуратуре Новосибирской области, Генеральной прокуратуре Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, производство по делу в данной части прекращено в связи с отказом истца от иска.
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 марта 2023 г. в части взыскания компенсации морального вреда отменено в связи с принятием судом отказа истца от иска в данной части.
Принято по делу новое решение, которым решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 мая 2022 г. N2 в части выводов о предоставлении Булавкиной О.М. служебного помещения в нарушение пункта 19 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", о проведении мероприятий по расторжению договора найма служебного жилого помещения от 7 мая 2018 г. N 41 и освобождению Булавкиной О.М. служебного жилого помещения и решение жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области от 27 июля 2022 г. о снятии Булавкиной О.М. с учета нуждающихся в служебных помещениях признаны незаконным.
В остальной части в иске Булавкиной О.М. отказано.
Представителем Генеральной прокуратуры Российской Федерации и представителем прокуратуры Новосибирской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 июля 2023 г. поданы кассационные жалобы, в которой ставится вопрос об отмене судебного постановления, как незаконного и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Булавкиной О.М. в полном объеме.
При этом в кассационных жалобах указывается на то, что с 11 января 2018 г. не подлежало применению изданное в целях реализации пункта 4 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" временное положение, в соответствии с пунктом 25 статьи 44.1 вышеуказанного Федерального закона требовалось издание положения, регулирующего вопросы жилищного обеспечения прокуроров и рассмотрению жилищными комиссиями органов прокуратуры Российской Федерации подлежали исключительно вопросы предоставления в порядке очередности служебных жилых помещений прокурорам, поставленным на учет нуждающихся в жилых помещениях до 11 января 2018 г.
Булавкиной О.М. подана кассационная жалоба на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 июля 2023 г, в которой ставится вопрос об отмене судебного постановления, как незаконного, в части отказа в удовлетворении исковых требований, оставлении без изменения решения Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 марта 2023 г. в части признания незаконными решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 мая 2022 г. N2 об отказе в признании нуждающейся Булавкиной О.М. в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и решения жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области от 27 июля 2022 г. о снятии Булавкиной О.М. с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях; возложения на Генеральную прокуратуру Российской Федерации обязанности поставить Булавкину О.М. на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений; признания за Булавкиной О.М. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.
Кассатор указывает на то, что за весь период ее службы в органах прокуратуры органами прокуратуры ей ни разу не предоставлялись единовременная социальная выплата, жилое помещение в собственность; занимаемое жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" предоставлено 28 февраля 2005 г. не работодателем, а администрацией Ленинского района г. Новосибирска, временно на период трудовых отношений с УВД Ленинского района; прокуратурой не представлены доказательства подтверждающие отнесение комнаты в общежитии к служебному жилищному фонду органов прокуратуры и предоставлении ее истцу качестве служебного жилого помещения.
Булавкина О.М. в обосновании кассационной жалобы ссылается на то, что ею не было реализовано, предусмотренное статьей 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации и пунктом 1.2 Положения N624, право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.
Также кассатор ссылается на то, что основания для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении имелись, поскольку по состоянию на 30 ноября 2015 г. она не была обеспечена жилым помещением согласно установленным нормативам.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения Булавкиной О.М, ее представителя Сотниковой О.В, поддержавших кассационную жалобу истца, возражавших относительно кассационных жалоб Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Новосибирской области, прокурора пятого отдела (апелляционно- кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Афонина А.В, представляющего интересы прокуратуры Новосибирской области, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поддержавшего доводы кассационных жалоб Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Новосибирской области, возражавшего относительно кассационной жалобы Булавкиной О.М, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущены неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец Булавкина О.М. проходит службу в органах прокуратуры Новосибирской области с 7 августа 1996 г.
3 марта 2005 г. Булавкиной О.М, в связи с работой ст. помощником прокурора, ей был предоставлен ордер на право занятия жилой площади по "адрес" площадью 10, 7 кв.м.
Основанием выдачи ордера послужило - распоряжение главы администрации от 28 февраля 2005 г. N. В ордере указано, что жилое помещение предоставлено на период трудовых отношений с УВД Ленинского района.
Приказом главы администрации Ленинского района г. Новосибирска от 28 февраля 2005 г. N был утвержден список граждан на выделение жилой площади в муниципальных общежитиях, в числе которых значилась Булавкина О.М, ст.помощник прокурора, УВД Ленинского района, основание предоставления и срок - на период трудовых отношений с УВД Ленинского района, жилое помещение - "адрес" в общежитии по "адрес", площадью 10, 7 кв.м.
Заочным решением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 24 июня 2009 г. жилое помещение N, общей площадью 22, 2 кв.м, расположенное в доме по адресу: "адрес", сохранено в перепланированном состоянии в соответствии с выкопировкой и экспликацией к поэтажному плану здания от 28 октября 2008 г. За Булавкиной О.М. и ее дочерью С.Т.К. было признано право собственности в равных долях за каждой на жилое помещение N, общей площадью 22, 2 кв.м, в доме "адрес"
Данным решением суда установлено, что на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N3020-1 жилые помещения "адрес" были включены в реестр муниципального имущества г. Новосибирска. Признавая за истцом право собственности на данную комнату, суд руководствовался нормами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", учитывая постановление мэрии г. Новосибирска от 21 сентября 2007 г. N739 о том, что жилые помещения в общежитии были исключены из состава специализированного жилищного фонда, и пришел к выводу о том, что истец занимает данное жилое помещение на условиях договора социального найма, однако, в заключении договора социального найма со стороны администрации ей было отказано, поскольку истцом была осуществлена перепланировка комнаты.
Из материалов дела следует, что в настоящее время собственниками комнаты N, общей площадью 22, 2 кв.м, в "адрес" являются Булавкина О.М. и ее дочь С.Т.К, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Также судом установлено, что у сына истца - Булавкина М.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в собственности жилых помещений не имеется.
В настоящее время, истец и ее дети состоят на регистрационном учете по адресу: "адрес".
Согласно справкам ГЖА истец Булавкина М.С. и С.Т.К. использовали право на приватизацию жилья по адресу: "адрес", Б.М.С. не использовал право приватизации жилья.
Как следует из выписки жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области от 30 ноября 2015 г. в соответствии с подпунктом 5 пункта 5 Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений Булавкина О.М. - старший прокурор по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних была поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области от 30 ноября 2015 г. при постановке истца на учет жилищной комиссией было учтено жилое помещение, площадью 22, 2 кв.м, находящееся в собственности истца и ее дочери, а также состав семьи истца - двое несовершеннолетних детей.
В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области от 21 декабря 2017 г. Булавкиной О.М. было предоставлено служебное жилое помещение, общей площадью 67, 7 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", на основании договора найма служебного жилого помещения.
7 мая 2018 г. между прокуратурой Новосибирской области и Булавкиной О.М. был заключен договор найма служебного жилого помещения N41, согласно которому Булавкиной О.М. с учетом членов ее семьи - дочь С.Т.К. и сын Б.М.С, было предоставлено служебное жилое помещение, находящееся в оперативном управлении у прокуратуры Новосибирской области, состоящее из квартиры, площадью 67, 7 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" для временного проживания в нем.
20 сентября 2021 г. истец обратилась к председателю жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области с заявлением, в котором просила признать ее нуждающейся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобщения или строительства жилого помещения и принять ее на соответствующий учет нуждающихся в жилых помещениях для получения единовременной социальной выплаты.
6 декабря 2021 г. Булавкина О.М. была уведомлена о том, что признана нуждающейся для предоставления единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, и о том, что вынесено предложение прокурору области об обращении в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с соответствующим ходатайством.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 мая 2022 г. N, Булавкиной О.М. было отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с пунктом 3 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и пункта 1.3 Положения, поскольку ею уже было реализовано право на получение жилого помещения в собственность путем приватизации ею и дочерью жилого помещения, общей площадью 22, 2 кв.м, по адресу: "адрес" предоставленного ей в связи с прохождением службы в органах прокуратуры Российской Федерации.
Также комиссией было принято решение о том, что служебное жилое помещение было предоставлено Булавкиной О.М. в нарушение пункта 18 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в связи с чем, прокуратуре Новосибирской области было указано на необходимость проведения мероприятий по расторжению договора найма служебного жилого помещения по адресу: "адрес", для последующего распределения между состоящими на учете нуждающимися в служебных жилых помещениях.
Как следует из выписки заседания жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области от 22 июля 2022 г, комиссией было принято решение о расторжении с истцом договора найма служебного жилого помещения от 7 мая 2018 г. N41, снятии истца с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях.
На основании соглашения о расторжении договора найма служебного жилого помещения от 28 июля 2022 г. с истцом был расторгнут договор найма служебного жилого помещения от 7 мая 2018 г. N41
Разрешая спор, исходя из того, что жилое помещение по адресу: "адрес" предоставлялось истцу органом местного самоуправления как жилое помещение специализированного жилищного фонда на период временного использования, а именно - на период трудовых отношений; жилое помещение было истцу предоставлена после 1 января 2005 г, при этом, соответствующее решение Генеральным прокурором Российской Федерации по предоставлению истцу в собственность жилого помещения за счет средств федерального бюджета не принималось, суд первой инстанции пришел к выводу, что у жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации не имелось оснований для вывода о том, что, приобретя в собственность комнату в общежитии по "адрес", истец получила в собственность данное жилое помещение именно в связи с прохождением службы в органах прокуратуры по решению Генерального прокурора Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, поскольку соответствующее решение Генеральным прокурором Российской Федерации по предоставлению истцу в собственность жилого помещения за счет средств федерального бюджета не принималось.
Установив, что истец нуждается в предоставлении жилого помещения, площадью 54 кв.м, в соответствии с требованиями Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), в том числе после получения в собственность комнаты в общежитии, в связи с отсутствием обеспечения жилой площадью на каждого члена семьи по норме предоставления, суд первой инстанции признал за истцом право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.
Кроме того, суд первой инстанции признал незаконным решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 мая 2022 г. и в части выводов о том, что служебное жилое помещение по адресу: "адрес" было предоставлено истцу в нарушение пункта 18 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", мотивируя решение тем, что служебное жилое помещение было предоставлено истцу в соответствии с положениями Временного положения предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденного приказом Генпрокуратуры России от 12 ноября 2014 г. N 616 в связи с чем, при разрешении вопроса о правомерности занятия истцом служебного жилого помещения по адресу: "адрес" не может приняться вышеуказанная норма Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Также судом принято во внимание, что указанная норма не действовала на момент принятия решения о предоставлении истцу служебного жилого помещения (21 декабря 2017 г.).
При этом, поскольку решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 мая 2022 N2 признано незаконным, суд пришел к выводу, что и принятое в его исполнение решение жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области от 27 июля 2022 г. о снятии Булавкиной О.М. с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях и о расторжении договора найма служебного жилого помещения от 7 мая 2018 г. N4 следует признать незаконным, учитывая при этом, что правовых оснований для снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и расторжения договора найма служебного жилого помещения у ответчика не имелось.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе истцу в иске об отмене решения жилищно-бытовой комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Новосибирской области, поскольку суд не правомочен отменять решения жилищных комиссий, а решение суда о признании решений жилищных комиссий незаконными будет являться основанием для их отмены самими жилищными комиссиями.
Разрешая требование истца о признании ее нуждающейся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты, исходя из того, что правом принятия решения о признании истца нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты суд не обладает, поскольку принятие решения по данному вопросу относится к компетенции жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2.8 Положения о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, утвержденного приказом Генпрокуратуры России от 2 октября 2018 г. N624), суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении указанных требований путем возложения на Генеральную прокуратуру Российской Федерации обязанности поставить истца на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.
Разрешая требования истца о признании за ней права на получение единовременной социальной выплаты в размере 7 364 955 рублей 78 копеек и возложении на Генеральную прокуратуру Российской Федерации обязанности выплатить истцу указанную выплату, и отказывая в иске в данной части, суд первой инстанции указал, что поскольку предоставление единовременной социальной выплаты осуществляется в порядке очередности, то суд не может обязать ответчика предоставить истцу выплату в размере 7 364 955 рублей 78 копеек, поскольку в таком случае будут нарушены права иных лиц, состоящих в очереди.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, руководствуясь положениями статей 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что решением жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и принятым в его исполнение решением жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области были нарушены жилищные права истца, а именно - право истца на улучшение жилищных условий при нуждаемости в жилой площади и получение меры социальной поддержки по месту службы единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем, истец была незаконно снята с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях и с ней был расторгнут договор найма служебного жилого помещения, что свидетельствовало о нарушении жилищных прав истца, с учетом разумности и справедливости, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, взыскав данную денежную сумму с Российской Федерации в лице главного распорядителя денежных средств по ведомственной принадлежности Генеральной прокуратуры Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Булавкиной О.М. было подано заявление об отказе от исковых требований в части взыскания компенсации морального и прекращении производства по делу в данной части. Поскольку судебной коллегией не установлено нарушения прав других лиц в результате отказа Булавкиной О.М. от исковых требований, последствия отказа от исковых требований и прекращения производства по делу представителю истца известны и понятны, судебной коллегией по гражданским делам Новосибирского областного суда принят отказ от иска в части взыскании компенсации морального вреда, производства по делу в данной части прекращено.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 июля 2023 г. в указанной части сторонами не обжалуется и предметом проверки суда кассационной инстанции не является.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции о признании незаконным решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 мая 2022 г. N2 об отказе в признании нуждающейся Булавкиной О.М. в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и решения жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области от 27 июля 2022 г. о снятии Булавкиной О.М. с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях; возложении на Генеральную прокуратуру Российской Федерации обязанности поставить Булавкину О.М. на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и признании за Булавкиной О.М. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, указав на неправильное применение судом норм материального права регулирующих спорные правоотношения и противоречие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела приказ главы администрации Ленинского района г. Новосибирска N от 28 февраля 2005 г. об утверждении списка граждан на выделение жилой площади в муниципальных общежитиях, ордер от 3 марта 2005 г. на предоставление истцу жилого помещения - комнаты N в общежитии по "адрес" решением суда от 24 июня 2009 г. о признании права собственности истца и ее дочери на данную комнату в общежитии в порядке приватизации, пришел к выводу, что Булавкина О.М. в период службы в органах прокуратуры Ленинского района г. Новосибирска была обеспечена жилым помещением в 2005 году в связи с прохождением службы в органах прокуратуры Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда указала на то, что само по себе то обстоятельство, что жилое помещение было предоставлено истцу 28 февраля 2005 г, то есть, после внесения изменений в пункт 4 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предусматривающих приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам Прокуратуры Российской Федерации, при наличии нереализованного до 1 января 2005 г. права Булавкиной О.М. как прокурорского работника, на улучшение жилищных условий, при условии признания ее в установленном порядке, нуждающейся в жилом помещении, включая постановку на учет в данном качестве, не опровергает факт реализации истцом права на получение жилого помещения в собственность путем приватизации комнаты N в общежитии по "адрес", предоставленного истцу в связи с прохождением службы в органах прокуратуры.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которым право на улучшение жилищных условий может быть реализовано один раз за весь период службы, причем данное правило распространяется и на тех сотрудников прокуратуры, которые по состоянию на 11 января 2018 г. (дата вступления в силу Федерального закона от 31 декабря 2017 г. N492-ФЗ) состоят на учете на улучшение жилищных условий, а также проживают в служебных жилых помещениях, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 мая 2022 г. N2 об отказе в признании нуждающейся Булавкиной О.М. в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и признании за истцом право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции в указанной части, полагая выводы суда апелляционной инстанции соответствующими установленным обстоятельствам дела и согласующимися с положениями норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Жилищное обеспечение прокуроров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N2202-1), постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 года N192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" и приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 года N624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями".
В соответствии с пунктом 1 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 обеспечение прокуроров жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется прокурорам, имеющим стаж службы в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры (пункт 3 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1).
Приказом Генпрокуратуры России от 2 октября 2018 г. N624 во исполнение приведенных норм Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" утверждены Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), Положение о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.
Пунктами 1.2, 1.3 Положения о предоставлении единовременной социальной выплаты предусмотрено, что право на получение единовременной социальной выплаты (занимаемого жилого помещения в собственность) имеют признанные нуждающимися в жилых помещениях прокуроры, имеющие стаж службы в органах прокуратуры Российской Федерации и ее организациях не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.
Единовременная социальная выплата предоставляется или занимаемое жилое помещение передается в собственность прокурорам один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации.
Решение о предоставлении прокурорам (гражданам) единовременной социальной выплаты принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается размер единовременной социальной выплаты, рассчитанный на день принятия соответствующего решения (п. 3.5 Положения о предоставлении единовременной социальной выплаты).
В силу пункта 3.8 Положения о предоставлении единовременной социальной выплаты прокуроры (граждане), состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях и проживающие в служебных жилых помещениях, вправе подать в жилищную комиссию по месту службы (по последнему месту службы) прокурора заявление на имя Генерального прокурора Российской Федерации о предоставлении вместо единовременной социальной выплаты занимаемого жилого помещения в собственность с приложением необходимых документов.
Заявления и необходимые документы, представленные прокурорами (гражданами) органов прокуратуры, подлежат рассмотрению комиссиями и при наличии оснований и условий для предоставления занимаемого жилого помещения в собственность направлению в Комиссию после согласования.
На основании пункта 3.12 Положения о предоставлении единовременной социальной выплаты решение о предоставлении прокурорам (гражданам) занимаемого жилого помещения в собственность принимается Генеральным прокурором Российской Федерации и оформляется его распоряжением, в котором указывается характеристика передаваемого жилого помещения.
Изменения в Федеральный закон от 17 января 1992 N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в том числе в связи введением статьи 44.1, устанавливающей принцип однократности обеспечения прокуроров жилыми помещениями, внесены Федеральным законом от 31 декабря 2017 N492-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 31 декабря 2017 N492-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" действие положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется в том числе на лиц из числа прокуроров, принятых на день вступления в силу настоящего Федерального закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях), а также проживающих в служебных жилых помещениях.
Правильно применив приведенные выше нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив, что жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" было предоставлено истцу в связи с работой Булавкиной О.М. в органах прокуратуры Российской Федерации, принадлежит истцу и ее дочери С.Т.К. на праве собственности, исходя из того, что истцом было реализовано право на предоставление в собственность жилого помещения, в связи с прохождением службы в органах прокуратуры, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 мая 2022 г. N2 об отказе в признании нуждающейся Булавкиной О.М. в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и признания за истцом права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений.
Доводы кассационной жалобы о том, что истцу Генеральной прокуратурой Российской Федерации или прокуратурой Новосибирской области не предоставлялось жилое помещение в порядке, предусмотренном действующим законодательством, не влекут отмену обжалуемого судебного постановления в указанной части, поскольку повторяют процессуальную позицию стороны истца, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств по делу, в связи с чем не являются основанием для отмены судебного акта в указанной части в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Применительно к положениям статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
То обстоятельство, что ордер на занятие жилой площади по ранее действовавшему законодательству был выдан органом местного самоуправления, выводов суда не опровергает, поскольку ордер органом местного самоуправления выдавался в отношении всего жилого фонда, вышеуказанное жилое помещение было предоставлено администрацией Ленинского района г. Новосибирска истцу как работнику прокуратуры.
Доводы кассатора о том, что сам по себе факт наличия жилого помещения в собственности не имеет значения для признания прокурорского работника нуждающимся в жилом помещении, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения поскольку по данному делу установлен факт реализации истцом права на предоставление в собственность жилого помещения в связи с прохождением службы в органах прокуратуры, что в силу пункта 3 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 исключает возможность постановки истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы кассационной жалобы Булавкиной О.М. о том, что предоставленное жилое помещение было менее нормы предоставления, юридического значения не имеют, поскольку истец согласился с предоставлением жилого помещения и последующим признанием права собственности на предоставленное помещение.
Иные доводы кассационной жалобы истца не содержат указание на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения обжалуемого судебного постановления, влияли на законность и обоснованность апелляционного определения в указанной части, либо опровергали выводы судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда, были предметом исследования и оценки и отклонены как несостоятельные.
Несогласие истца с выводами суда апелляционной инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование к ним положений закона не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствуют о существенных нарушениях судом норм права, повлиявших на исход дела.
Однако, доводы кассационных жалоб Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Новосибирской области в части признания незаконным решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 мая 2022 г. N2 в части выводов о предоставлении Булавкиной О.М. служебного помещения в нарушение пункта 19 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", о проведении мероприятий по расторжению договора найма служебного жилого помещения от 7 мая 2018 г. N41 и освобождению Булавкиной О.М. служебного жилого помещения и решения жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области от 27 июля 2022 г. о снятии Булавкиной Олеси Михайловны с учета нуждающихся в служебных помещениях, заслуживают внимания.
В соответствии с пунктом 18 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурорам, не имеющим жилых помещений по месту службы, предоставляются служебные жилые помещения.
Подпунктом "а" пункта 19 статьи 44.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что в целях предоставления служебного жилого помещения не имеющим жилого помещения по месту службы признается, в том числе прокурор не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
В силу пункта 4 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 года N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации1 (в редакции, действовавшей до 11 января 2018 г.) обеспечение прокуроров жилыми помещениями осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели прокуратуре Российской Федерации, путем предоставления прокурору служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность по решению Генерального прокурора Российской Федерации.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются прокуроры, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 7 ноября 2008 г. N632-О-О, в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции, вступившей в силу 1 января 2005 г, порядок обеспечения жилыми помещениями прокуроров и следователей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06 декабря 2005 г. N737 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005-2006 годах" и пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. N192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями", указанная категория лиц обеспечивается жилыми помещениями, относящимися к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Тем самым предполагается, что соответствующими жилыми помещениями обеспечиваются те лица, которые состоят в служебных отношениях с органами прокуратуры Российской Федерации.
В связи с внесением Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N145-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" изменений в пункт 4 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12 ноября 2014 г. N616 было утверждено Временное положение о предоставлении прокурорам жилых помещении (действовавшее до 2 октября 2018 г.) (далее по тексту - Временное положение), которым определялся порядок предоставления прокурорам служебных, жилых помещений и жилых помещений в собственность.
Согласно Временному положению передача в собственность прокурор жилого помещения осуществлялась по решению Генерального прокурора Российской Федерации из состава жилых помещений, приобретенных прокуратурой Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Временным положением прокурор, прослуживший в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении, один раз за весь период службы был вправе безвозмездно получить жилое помещение в собственность при условии нуждаемости в жилом помещении.
Кроме того, при наличии названного условия право на получение в собственность жилого помещения сохранялось за отдельными категориями граждан, в том числе за лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, проживавшими на дату увольнения в жилых помещениях, предоставленных им прокуратурой Российской Федерации из состава жилых помещений, приобретенных за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 4 Временных положений служебные жилые помещения предоставляются прокурорам по решению Генерального прокурора Российской Федерации (заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, дислоцированных в Дальневосточном, Приволжском, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Сибирском, Уральском, Южном федеральных округах, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур), оформленному в виде распоряжения, с заключением договора найма служебного жилого помещения, типовая форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
В соответствии с пунктом 5 Временного положения нуждающимися в жилых помещениях признаются прокуроры:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) проживающие в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживающие в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке.
В силу пункта 10 Временных положений к полномочиям жилищной комиссии, в том числе относится, принятие решений о принятии прокуроров на учет нуждающихся в жилых помещениях, об отказе в принятии на учет либо о снятии с учета; внесение предложений лицам, уполномоченным на принятие решений в соответствии с настоящим Положением, о наличии основания для предоставления прокурорам служебных жилых помещений.
Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N492-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", которые вступили в силу 11 января 2018 г, указанный закон дополнен статьей 44.1 "Обеспечение прокуроров жилыми помещениями".
В соответствии с пунктом 25 статьи 44.1 Закона издан приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 2 октября 2018 года N624 "О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями", которым утверждено Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), и отменено Временное положение.
Из протокола заседания жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации следует, что в ходе рассмотрения вопроса о признании Булавкиной О.М. нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, комиссия пришла к выводу о предоставлении истцу служебного жилого помещения в нарушение пункта 18 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и указано прокуратуре Новосибирской области на проведение мероприятий по расторжению договора найма служебного жилого помещения общей площадью 67, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Жилищной комиссией прокуратуры Новосибирской области от 27 июля 2022 г. на основании подпункта 2 пункта 2.9 Положения о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов Приказом Генпрокуратуры России от 2 октября 2018 г. N624 было принято решение о расторжении с истцом договора найма служебного жилого помещения от 7 мая 2018 г. N41 о снятии истца с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях и расторжении с Булавкиной О.М. договора найма служебного жилого помещения.
Разрешая исковые требования о признании указанных выводов жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области незаконными, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что служебное жилое помещение было предоставлено истцу в соответствии с положениями Временного положения, в связи с чем, при разрешении вопроса о правомерности занятия истцом служебного жилого помещения по адресу: "адрес", не может применяться норма пункта 18 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", поскольку данная норма не действовала на момент принятия решения о предоставлении истцу служебного жилого помещения (21 декабря 2017 г.).
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда пришла к выводу о признании незаконными решение жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 мая 2022 г. N2 в части выводов о предоставлении Булавкиной О.М. служебного помещения в нарушение пункта 19 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", о проведении мероприятий по расторжению договора найма служебного жилого помещения от 7 мая 2018 г. N41 и освобождению Булавкиной О.М. служебного жилого помещения и решение жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области от 27 июля 2022 г. о снятии Булавкиной О.М. с учета нуждающихся в служебных помещениях.
Судом апелляционной инстанции не дана оценка соответствия процедуры предоставления Булавкиной О.М. служебного жилого помещения по адресу: "адрес", требованиям законодательства с учетом положений пункта 4 Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещении, утвержденного приказом Генпрокуратуры России от 12 ноября 2014 г. N616, согласно которым предоставление служебного жилого помещения прокурорам производится, в том числе, на основании решения прокурора субъекта Российской Федерации, оформленному в виде распоряжения, с заключением договора найма служебного жилого помещения, не определен материальный закон, подлежащий применению к сложившимся правоотношениям по предоставлению служебного жилого помещения.
При этом из материалов дела следует, что вышеуказанное служебное жилое помещение было предоставлено истцу распоряжением прокурора Новосибирской области от 7 мая 2018 г. N65-р, то есть изданному в период действия статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции в части признания незаконным решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 мая 2022 г. N2 в части выводов о предоставлении Булавкиной О.М. служебного помещения в нарушение пункта 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", о проведении мероприятий по расторжению договора найма служебного жилого помещения от 7 мая 2018 г. N41 и освобождению Булавкиной О.М. служебного жилого помещения и решения жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области от 27 июля 2022 г. о снятии Булавкиной Олеси Михайловны с учета нуждающихся в служебных помещениях, не соответствуют подлежащим применению нормам права, сделаны без установления юридически значимых обстоятельств и, следовательно, являются неправомерными.
Согласно пункту второму части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
Установленные судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции процессуальные и материальные нарушения по своему характеру и юридической значимости являются существенными, повлиявшими на исход дела, в связи с чем апелляционное определение в указанной выше части, нельзя признать законным, оно подлежит отмене в указанной части, и дело подлежит направлению в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить исковые требования Булавкиной О.М. в части признания незаконным решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 мая 2022 г. N2 в части выводов о предоставлении Булавкиной О.М. служебного помещения в нарушение пункта 19 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", о проведении мероприятий по расторжению договора найма служебного жилого помещения от 7 мая 2018 г. N41 и освобождению Булавкиной О.М. служебного жилого помещения и решения жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области от 27 июля 2022 г. о снятии Булавкиной Олеси Михайловны с учета нуждающихся в служебных помещениях, на основании норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 июля 2023 г. в части признания незаконным решения жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 25 мая 2022 г. N2 в части выводов о предоставлении Булавкиной О.М. служебного помещения в нарушение пункта 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", о проведении мероприятий по расторжению договора найма служебного жилого помещения от 7 мая 2018 г. N41 и освобождению Булавкиной О.М. служебного жилого помещения и решения жилищной комиссии прокуратуры Новосибирской области от 27 июля 2022 г. о снятии Булавкиной Олеси Михайловны с учета нуждающихся в служебных помещениях, отменить. В данной части направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 13 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Булавкиной Олеси Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.