Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Дороднов Г.И., рассмотрев жалобу заместителя начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации N 2 Управления персонифицированного учета ОСФР по Владимирской области ФИО4 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 13 июля 2023 года, решение судьи Собинского городского суда Владимирской области от 24 августа 2023 года, вынесенные в отношении председателя ГСК N 6 ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 13 июля 2023 года, производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя ГСК N 6 ФИО5 по части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с признанием утратившим силу положений закона, устанавливающего административную ответственность.
Решением судьи Собинского городского суда Владимирской области от 24 августа 2023 года, постановление мирового судьи судебного участка N 4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 13 июля 2023 года оставлено без изменения.
Заместитель начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации N 2 Управления персонифицированного учета ОСФР по Владимирской области ФИО4 обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой просит отменить постановление мирового судьи судебного участка N 4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 13 июля 2023 года и решение судьи Собинского городского суда Владимирской области от 24 августа 2023 года за необоснованностью.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Как усматривается из представленных материалов дела, 25 мая 2023года заместителем начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации N2 Управления персонифицированного учета Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области в отношении председателя ГСК-6 ЗАТО г. Радужный Владимирской области ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому последним в нарушении подпункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N27-ФЗ от 1 апреля 1996года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" нарушены сроки предоставления (до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом) в Управление персонифицированного учета Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области формы СЗВ-М за декабрь 2022года, предоставив их 24 января 2023года.
Постановлением мирового судьи судебного участка N4 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 13 июля 2023года производство по делу прекращено по пункту 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с признанием, утратившим силу положений закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Рассматривая дело в порядке статей 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья Собинского районного суда Владимирской области согласился с выводами мирового судьи и своим решением от 24 августа 2023года оставил без изменения постановление мирового судьи судебного участка N4 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 13 июля 2023года.
Между тем с данными судебными актами согласиться нельзя в виду следующего.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996года N27-ФЗ N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон N27-ФЗ) в редакции, действовавшей до 1 января 2023года, было предусмотрено, что страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, о фамилии, имени и отчестве, идентификационном номере налогоплательщика в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.
Указанные сведения представлялись в Пенсионный Фонд России по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 15 апреля 2021г. N103п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М) и порядка заполнения формы указанных сведений".
Статьей 17 Федерального закона N27-ФЗ предусматривает ответственность за неисполнение страхователем возложенных на него обязанности, что согласуется с конституционными принципами и требованиями публичной ответственности (см. постановления Конституционного суда Российской Федерации от 18 октября 2012г. N1862-О, от 17 июля 2018г. N1712-О).
В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации юридическая ответственность может наступить только за те деяния, которые закон, действующий во время их совершения, признает правонарушениями.
Из постановления Конституционного суда Российской Федерации от 4 февраля 2019г. N8-П следует, что обеспечение надлежащего исполнения вытекающей из социальной природы государства обязанности по уплате страховых взносов в рамках пенсионного страхования предполагает, что федеральным законом должны быть установлены необходимые формы отчетности и контроля за поведением субъектов указанной обязанности, адекватные возникающим правоотношениям, а также меры государственного принуждения, которые, в свою очередь, могут быть как восстановительными, так и штрафными.
Федеральным законом от 14 июля 2022года N237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон N27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 января 2023года обязанность страхователей по представлению сведений по форме СЗВ-М отменена.
Взамен формы СЗВ-М постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31 октября 2022года N245п Утверждена единая форма "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1) и порядок ее заполнения.
Вместе с тем частью 1 статьи 15 Федерального закона N237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2023года, сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются страхователями в соответствующие органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 января 2018г. N3-П разъяснил, что если деяние продолжает оставаться противоправным и наказуемым, правовая норма, закрепляющая конкретный состав соответствующего правонарушения, может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, к деяниям, совершенным во время действия этого закона, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем закрепленная положением, устанавливающим в настоящее время ответственность за то же деяние, или равна ей, и, во всяком случае, только в пределах установленного законом срока давности привлечения к ответственности за соответствующее правонарушение.
Согласно части 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения такого учета, а равно представление этих сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.
Таким образом, отмена обязанности по представлению сведений по форме СЗВ-М с 1 января 2023года, не является препятствием для привлечения страхователей к административной ответственности за непредставление таких сведений за периоды, истекшие до 1 января 2023года.
Суды при рассмотрении настоящего дела указанные обстоятельства не учли.
Аналогичный правовой подход выражен в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2023года N50-АД23-6-К8.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении нижестоящими инстанциями не выполнены в полном объеме требования статьей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило им всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 13 июля 2023 года, решение судьи Собинского городского суда Владимирской области от 24 августа 2023 года, вынесенные в отношении председателя ГСК N 6 ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Поскольку на дату рассмотрения во Втором кассационном суде общей юрисдикции жалобы заместителя начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации N 2 Управления персонифицированного учета ОСФР по Владимирской области ФИО4 срок давности привлечения председателя ГСК N 6 ФИО5 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу заместителя начальника отдела персонифицированного учета и обработки информации N 2 Управления персонифицированного учета ОСФР по Владимирской области ФИО4 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 13 июля 2023 года, решение судьи Собинского городского суда Владимирской области от 24 августа 2023 года, вынесенные в отношении председателя ГСК N 6 ФИО5 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 4 города Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области.
Судья Второго кассационного
суда общей юрисдикции Г.И. Дороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.