Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Жуков А.А., рассмотрев жалобу защитника Рахимова Ш.У. по ордеру Харламовой Н.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Харцызского межрайонного суда от 2 ноября 2023 года, решение судьи Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 15 ноября 2023 года, вынесенные в отношении Рахимова ФИО5 угли по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Харцызского межрайонного суда от 2 ноября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 15 ноября 2023 года, Рахимов Ш.У. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Защитник Харламова Н.В. обратилась во Второй кассационный суд общей юрисдикции с жалобой, в которой ставит вопрос об изменении постановления в части дополнительного административного наказания.
В силу положений части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение представленных материалов и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Рахимова Ш.У. к административной ответственности) установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 02 ноября 2023 года в 10 часов 00 минут в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства по адресу: "адрес" выявлен гражданин Республики Узбекистан Рахимов Шохзод Умидбек угли, прибывший в Российскую Федерацию 22 июня 2022 года в порядке, не требующем получения визы, и с 13 октября 2022 года, в нарушение положений пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" уклонялся от выезда за пределы Российской Федерации после истечения законного срока пребывания (до 12 октября 2022 года, с учетом положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364, Распоряжения Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года N 1253-р, Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2022 года N 1267).
За период законного пребывания на территории РФ Рахимов Ш.У. патента не получал, с заявлением на оформление разрешения на временное проживание, вида на жительство или гражданства не обращался.
Тем самым Рахимов Ш.У, являясь гражданином Республики Узбекистан, по истечении законного срока пребывания уклоняется от выезда из Российской Федерации и прибывает на ее территории без документов, дающих право на законное пребывание в Российской Федерации (патента, миграционного учета, разрешение на временное пребывание, вида на жительство).
Данные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом в отношении гражданина Республики Узбекистан Рахимова Ш.У. протокола об административном правонарушении N 008165 от 02 ноября 2023 года по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая материалы дела об административном правонарушении, судья межрайонного суда пришел к выводу о наличии в действиях гражданина республики Узбекистан Рахимова Ш.У. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о доказанности его вины в совершении вмененного правонарушения.
Факт совершения Рахимовым Ш.У. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: объяснениями Рахимова Ш.У.; рапортом сотрудника полиции; сведениями АС ЦБДУИГ на Рахимова Ш.У.; протоколом об административном правонарушении N 008165 от 02 ноября 2023 года, и иными материалами дела, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, Рахимов Ш.У. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Постановление о привлечении Рахимова Ш.У. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения Рахимова Ш.У. к административной ответственности соблюден.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие автора жалобы с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
С учетом фактических обстоятельств и характера вмененного Рахимову Ш.У. административного правонарушения, объектом посягательства которого является установленный порядок обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, оснований для признания совершенного названным лицом административного правонарушения малозначительным не имеется.
Доводы жалобы о том, что назначенное Рахимову Ш.У. дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации влечет серьезное вмешательство в осуществление его права на уважение семейной жизни, со ссылкой на то, что у Рахимова Ш.У. в г. Харцызске проживают родители и родной брат, имеющих вид на жительство в Российской Федерации, не являются основанием для изменения судебных актов.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 марта 2014 года N 628-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" пришел к выводу о том, что семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.
Возможность назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении Рахимову Ш.У. административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей межрайонного суда соблюдены.
В связи с чем, назначение ему дополнительного наказания не повлечет серьезное вмешательство в осуществление его права на уважение семейной жизни, поскольку супруга и сын Рахимова Ш.У. граждане Республики Узбекистан, постоянно проживают на территории Республики Узбекистан, выдворение последнего не свидетельствует о невозможности его проживания и оказание помощи родителям за пределами Российской Федерации в случае наличия между ними действительной стойкой семейной связи.
Назначенное Рахимову Ш.У. административное наказание основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему примененных мер ответственности и их соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Харцызского межрайонного суда от 2 ноября 2023 года, решение судьи Верховного Суда Донецкой Народной Республики от 15 ноября 2023 года, вынесенные в отношении Рахимова ФИО7 угли по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Рахимова Ш.У. по ордеру адвоката Харламовой Н.В. - без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции А.А. Жуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.