Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Семченко А.В.
и судей Жолудовой Т.В, Рачиной К.А, при помощниках судьи Макушненко В.С, Колесниковой Е.Д, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Жолудовой Т.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ОСФР по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 28 февраля 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 21 декабря 2021 года.
Обязать Филиал N 2 Отделение Фонд пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж Кукушкина С.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период с 05.08.1982 по 27.06.1987, 20.08.1987 по 05.01.1988, 05.01.1988 по 28.12.1989, 28.12.1989 по 06.06.1990, 07.06.1990 по 26.01.1993, 20.11.1995 по 06.03.2000, 09.03.2000 по 31.01.2002, 03.04.2012 по 29.12.2012, 09.01.2013 по 31.05.2013.
Обязать Филиал N 2 Отделение Фонд пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области назначить Кукушкину С.В. страховую пенсию по старости с 30 августа 2021 года;
УСТАНОВИЛА:
Кукушкин С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N2 по городу Москве и Московской области, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил признать незаконным решение ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 21 декабря 2021 года N 210000258465/1103375/21 в части отказа во включении в специальный стаж Кукушкина С.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы, отказа в назначении пенсии; обязать ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды: с 05.08.1982 по 27.06.1987 учеба в высшем военном училище; с 20.08.1987 по 05.01.1988 работы в должности (производителя работ) прораба 6635 строительного участка Главного специального военно-строительного управления; с 05.01.1988 по 28.12.1989 работы в должности производителя работ 7343 строительного участка 533 ВСУ ГУСС МО; с 28.12.1989 по 06.06.1990 работы в должности производителя работ 76780 строительного участка 533 ВСУ ГУСС МО; с 07.06.1990 по 26.01.1993 служба в составе Вооруженных сил СССР; с 20.11.1995 по 06.03.2000 работы в ООО "Тригона" в должности старшего прораба; с 09.03.2000 по 31.01.2002 работы в ЗАО "МТК Телеком" в должности прораба; с 03.04.2012 по 29.12.2012 работы в ООО "Промстрой" в должности производителя работ; с 09.01.2013 по 31.05.2013 работы в ООО "Коттеджстрой" в должности производителя работ; обязать ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области назначить досрочную страховую пенсию по старости с 30 августа 2021 года.
В обоснование заявленных требований истец указывал на то, что 30 августа 2021 года обратился в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 21 декабря 2021 года N 210000258465/1103375/21 Кукушкину С.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, при этом истцу не были включены в специальный стаж вышеуказанные периоды учебы и работы, что истец полагал незаконным, поскольку специальный стаж им выработан, подтвержден необходимыми доказательствами и дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Определением суда от 28 февраля 2023 года на основании ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, прекратившего деятельность в связи с реорганизацией, на его правопреемника ОСФР по г. Москве и Московской области.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал, представитель ответчика возражал против удовлетворения иска.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Представитель ответчика ОСФР по г. Москве и Московской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен, в апелляционной жалобе просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав истца Бахиреву Т.В, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены в апелляционном порядке обжалуемого судебного постановления в части по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 - Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах".
Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, в разделе XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" поименованы мастера (десятники) и прорабы.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 в разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" предусмотрена должность производителя работ (позиция 22900006-2444).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 г. N 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем, понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью основных трудовых функций.
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 г, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 1 января 1992 г, рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Кукушкин С.В, ХХ.ХХ.ХХХХ года рождения, 30.08.2021 обратился в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 21.12.2021 N 210000258465/1103375/21 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Кукушкину С.В. было отказано в связи с тем, что отсутствует стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, который составляет 1 год 1 месяц 24 дня.
В специальный стаж истца не засчитаны следующие периоды:
- с 20.08.1987 по 06.06.1990 военная служба по контракту в должности производителя работ 533 военно-строительного управления Главного управления специального строительства МО СССР, так как в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.2002 N516 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включаются периоды работы;
- с 20.11.1995 по 06.03.2000 в должности прораба, так как документально не подтверждается занятость Кукушкина С.В. в должности прораба, что предусмотрено Списком N2 от 26.01.1991;
- с 09.03.2000 по 31.01.2002 в ЗАО "МТК Телеком" в должности прораба, с 03.04.2012 по 29.12.2012 в ООО "Промстрой" в должности производителя работ, с 09.01.2013 по 31.05.2013 в ООО "Коттеджстрой" в должности производителя работ, так как документально не подтверждается занятость Кукушкина С.В. в должности прораба, что предусмотрено Списком N2 от 26.01.1991.
В подтверждение занятости на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение пенсии, истец ссылался на трудовую книжку, диплом НВ N 742885, р.н. N 15092 от 27.06.1987, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ОО ПРОМСТРОЙ", ЗАО "ТЕЛКОМ", ЗАО "МТК ТЕЛЕКОМ", ООО "КОТТЕДЖСТРОЙ", в которых следует, что видами деятельности Общества являются строительные и строительно-монтажные работы, выписку из послужного списка личного дела капитана в запасе Кукушкина С.В, военный билет ГЛ N 042952, удостоверение N 16/10, выданное ОАО "ПКТИпромстрой", согласно которому истец периодически проходил аттестацию знания техники безопасности при монтажно-строительных работах, расчетную книжку Серия ЕЛ N 694961, выданную Войсковой частью N 14378, архивную справку от 25 февраля 2021 года N 4/113020.
В трудовой книжке Кукушкина С.В. имеются записи, что до поступления в ЛВВИСКУ трудового стажа не имеет - учащийся, с 01.09.1982 по 24.06.1987 учеба в Ленинградском высшем военном училище, с 01.06.1987 по 26.01.1993 - служба в рядах Вооруженных Сил, с 01.02.1993 принят на должность главного инженера Научно-производственный центр "НПЦ-РАНТ", 28.09.1995 уволен по собственному желанию.
В соответствии с выпиской из послужного списка личного дела капитана в запасе, на военную службу поступил 05.08.1982 через Гагаринский РВК г. Москвы, присягу принял 29.08.1982; с 05.08.1982 по 27.06.1987 курсант Ленинградского высшего военного инженерного училища им. Генерала армии А.Н. Комаровского (приказ нач. ЛВВИСУ N 125 от 05.08.1982); с 27.06.1987 по 20.08.1987 направлен в распоряжение Главного строительного военно-строительного управления (МО СССР N 0442 от 27.06.1987); с 20.08.1987 по 05.01.1988 - производитель работ в части - 6635 строительного участка Главного специального военно-строительного управления нач. ГВСУ N 081 от 20.08.1987); с 05.01.1988 по 28.12.1989 - производитель работ в части строительного участка 533 военно-строительного управления Главного управления капитального строительства МО СССР (приказ зам. МО по СиРВ N 1 от 05.01.1988); с 28.12.1989 по 06.06.1990 - производитель работ в части строительного участка 533 военно-строительного управления Главного управления капитального строительства МО СССР (приказ нач. 533 ВСУ N 06 от 28.12.1989); с 06.06.1990 по 28.02.1993 - инженер проектного отдела 17 Центральный проектный институт связи МО приказ нач. ГШ ВС СССР N 0100 от 06.06.1990); Уволен с военной службы в запас по ст. 51, п. 6, приказ Начальника ГШВС РФ N I - от 26.01.1993.
Согласно архивной справке от 25.02.2021 N 4/113020 в приказе командира войсковой части 14378 (533 военно-строительное управление) от 09.03.1998 значится: Лейтенанта Кукушкина С.В, назначенного приказом Зам. МО от 05.01.88 N 01 на должность прораба строительного участка 7343, прибывшего из войсковой части 10992 г. Ленинск Кзыл-Ординской обл, зачислить в списки личного состава, все виды обеспечения и полагать вступившим в исполнение служебных обязанностей".
Разрешая спор, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о включении в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов с 05.08.1982 по 27.06.1987, 20.08.1987 по 05.01.1988, 05.01.1988 по 28.12.1989, 28.12.1989 по 06.06.1990, 07.06.1990 по 26.01.1993, 20.11.1995 по 06.03.2000, 09.03.2000 по 31.01.2002, 03.04.2012 по 29.12.2012, 09.01.2013 по 31.05.2013, обязании назначить досрочную страховую пенсию с даты обращения 30.08.2021.
При этом суд сослался на положения части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, п. 3 постановления Правительства Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пп. "к" и "з" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, ст. 52 Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", и исходил из того, что действовавшее до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды обучения и прохождения службы могли быть включены при определённых условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости; после окончания обучения и периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР истца следовала работа, соответствующая Списку N2, характер работы и полная занятость в тяжелых условиях труда подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, при включении спорных периодов образуется необходимая продолжительность специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
С выводами суда о наличии оснований для включения в страховой стаж Кукушкина С.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов с 05.08.1982 по 27.06.1987, с 20.08.1987 по 05.01.1988, с 05.01.1988 по 28.12.1989, с 28.12.1989 по 06.06.1990, с 07.06.1990 по 26.01.1993, с 20.11.1995 по 06.03.2000, с 03.04.2012 по 29.12.2012, 09.01.2013 по 31.05.2013, назначения досрочной страховой пенсии по старости и их правовым обоснованием судебная коллегия согласиться не может, поскольку выводы суда в данной части постановлены при неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без установления обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела.
В период времени с 01.09.1982 по 24.06.1987 Кукушкин С.В. обучался в Ленинградском высшем военном училище, с 01.06.1987 по 26.01.1993 проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочия по утверждению перечней воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, включение в которые предоставляет право военнослужащим на зачет периода военной службы в этих должностях в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
По смыслу приведенных выше положений, законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абзаце втором пункта 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях.
Сведений о том, что истец проходил военную службу на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, включенных в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации, материалы дела не содержат.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17.10.2006 N 380-О, определении от 23.09.2010 N 1152-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с вредными условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ним службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 28.03.2017 N 512-О, абзац 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" устанавливает исчерпывающий перечень видов стажа, в который включается время прохождения военной службы по контракту и по призыву.
Кроме того, в силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 (ред. от 04.03.2021) "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом в соответствии с подпунктом "а" по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Также в соответствии с указанным пунктом предусматривалось, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Кроме того, в указанном пункте содержалось указание на то, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Данной нормой установлено ограничение по определению продолжительности периода работы или другой деятельности, приравниваемой к работе, дающей право на назначение пенсий на льготных условиях или в льготных размерах. Продолжительность такой работы и другой деятельности не должна превышать суммарную продолжительность имеющегося специального стажа по состоянию на 01.01.1992.
Таким образом, пенсионное законодательство, действовавшее до 1 января 1992 года, позволяло включать периоды военной службы как в общий, так и в специальный (льготный) стаж с соблюдением приведенных выше условий.
До поступления на военную службу Кукушкин С.В. не имел периодов работы.
В период, следовавший после окончания периода военной службы, с 01.02. 1993 по 28.09.1995 Кукушкин С.В. работал в должности главного инженера, которая не предусмотрена ни Списком N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173, ни Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Принимая во внимание, что работа истца, которая следовала за окончанием указанного периода, не относилась к льготной, а также с учетом ограничения, предусмотренного пунктом 109 Положения N 590 от 03.08.1972 при отсутствии специального стажа по состоянию на 01.01.1992, оснований для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов прохождения военной службы с 20.08.1987 по 05.01.1988, с 05.01.1988 по 28.12.1989, с 28.12.1989 по 06.06.1990, с 07.06.1990 по 26.01.1993 у суда первой инстанции.
Спорный период учебы истца в Ленинградском высшем военном училище пришелся на период с 01.09.1982 по 24.06.1987.
По действующему пенсионному законодательству указанный период не подлежит включению в специальный стаж.
В указанный спорный период подпунктом "и" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 г. N 590, предусматривалось включение обучения в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре в общий стаж работы в качестве рабочего или служащего.
При этом, указано, что при назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".
Таким образом, учеба в высшем учебном заведении относилась к подпункту "и" пункта 109 указанного Положения и могла быть включена только в общий трудовой стаж. Включение периода учебы в таком учебном учреждении в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях не было предусмотрено.
В указанном пункте 109 вышепоименованного Положения подпунктом "з" предусматривалось включение в общий стаж работы обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации, а также данным пунктом предусматривалось, что период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Вместе с тем, истец в спорный период обучался в высшем учебном заведении, в связи с чем на него не может распространяться подпункт "з" Положения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 г. N 590.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для включения периода 01.09.1982 по 24.06.1987 в специальный стаж истца.
Принимая решение об обязании включить в специальный стаж периоды работы Кукушкина С.В. с 20.11.1995 по 06.03.2000 в должности прораба в ООО "Тригона", с 03.04.2012 по 29.12.2012 в ООО "Промстрой", с 09.01.2013 по 31.05.2023 в ООО "Коттеджстрой" в должности производителя работ, суд первой инстанции не принял во внимание, что по данным индивидуального лицевого счета застрахованного лица указанные периоды трудовой деятельности отражены без указания кода особых условий труда. Доказательств, опровергающих сведения, содержащиеся в выписке индивидуального лицевого счета, в материалы дела не представлено. Трудовая книжка истца и представленные им выписки из ЕГРЮЛ, трудовой договор не подтверждают недостоверность представленных работодателями истца в целях его пенсионного обеспечения сведения и полную занятость истца на протяжении всех спорных периодов на работах, предусмотренных Списком N 2.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 указанного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными данными, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновения спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Характер работы гражданина, претендующего на назначение досрочной страховой пенсии, может быть подтвержден только определенными письменными доказательствами, после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования также и сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Документами, подтверждающими льготный характер работы, могут быть: табели учета рабочего времени, уточняющие справки работодателя, личная карточка формы Т-2, лицевые счета, штатные расписания, другие документы, из которых усматривается льготный характер работы.
Обстоятельствами, имеющими юридическое значение, являлось установление занятости истца в спорные периоды в качестве производителя работ, работающего в строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации, ремонте зданий, сооружений и других объектов в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Между тем в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие полную занятость истца (не менее 80% рабочего времени) в указанной должности.
Истцом не представлено доказательств, подтверждающих полную занятость в спорные периоды в должности производителя работ, работодатели льготный характер работы не подтверждали и в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица Кукушкина С.В. указанные спорные периоды отражены без указания кода льготы условий труда. Доказательства, подтверждающие недостоверность сведений, отраженных в выписке индивидуального лицевого счета, истцом не представлено.
При указанных обстоятельствах решение суда в части обязания включить в специальный стаж периоды работы Кукушкина С.В. с 20.11.1995 по 06.03.2000 в должности прораба в ООО "Тригона", с 03.04.2012 по 29.12.2012 в ООО "Промстрой", с 09.01.2013 по 31.05.2023 в ООО "Коттеджстрой", постановлено при недоказанности установленных судом обстоятельств, неправильном применении норм материального права и подлежит отмене.
Судебная коллегия, принимая во внимание ответ Филиала N10 ОСФР по г. Москве и Московской области от 09.02.2023, которым подтверждается льготный характер работы Кукушкина С.В. с 09.03.2000 по 31.01.2002 в ЗАО "МТК Телеком" в должности прораба, соответствие сведений, внесенных в индивидуальный лицевой счет, соглашается с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж данного периода работы. Доводами апелляционной жалобы ответчика правильность выводов суда первой инстанции в данной части не опровергается.
Вместе с тем, учитывая, что при включении в специальный стаж данного периода, с учетом включенных пенсионным органом, у Кукушкина С.В. не образуется необходимая продолжительность специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии (10 лет со снижением возраста) в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований об обязании ответчика назначить досрочную страховую пенсию не соответствует требованиям законодательства.
С учетом вышеизложенного решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения от 21.12.2021 в части, об обязании Филиал N2 ОСФР по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж Кукушкина С.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды с 05.08.1982 по 27.06.1987, 20.08.1987 по 05.01.1988, 05.01.1988 по 28.12.1989, 28.12.1989 по 06.06.1990, 07.06.1990 по 26.01.1993, 20.11.1995 по 06.03.2000, 03.04.2012 по 29.12.2012, 09.01.2013 по 31.05.2013, об обязании Филиал N2 ОСФР по г. Москве и Московской области назначить досрочную страховую пенсию по старости не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 28 февраля 2023 года отменить в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения от 21.12.2021 в части, об обязании Филиал N2 ОСФР по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж Кукушкина С.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды с 05.08.1982 по 27.06.1987, 20.08.1987 по 05.01.1988, 05.01.1988 по 28.12.1989, 28.12.1989 по 06.06.1990, 07.06.1990 по 26.01.1993, 20.11.1995 по 06.03.2000, 03.04.2012 по 29.12.2012, 09.01.2013 по 31.05.2013, об обязании Филиал N2 ОСФР по г. Москве и Московской области назначить Кукушкину С.В. досрочную страховую пенсию по старости.
Принять в отмененной части по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Кукушкина С.В. к ОСФР по г. Москве Московской области о признании незаконным решения от 21.12.2021 в части, об обязании включить в специальный страховой стаж Кукушкина С.В, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды с 05.08.1982 по 27.06.1987, 20.08.1987 по 05.01.1988, 05.01.1988 по 28.12.1989, 28.12.1989 по 06.06.1990, 07.06.990 по 26.01.1993, 20.11.1995 по 06.03.2000, 03.04.2012 по 29.12.2012, 09.01.2013 по 31.05.2013, об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости отказать.
В остальной части решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 28 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОСФР по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.