Московский городской суд в составе: судьи Михалевой Т.Д., при секретаре Мельниковой И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3340/2023 по административному исковому заявлению Арутюняна Сергея Леонидовича о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки,
УСТАНОВИЛ:
Арутюнян С.Л. обратился в Московский городской суд административным иском к Департаменту городского имущества города Москвы с требованиями пересмотреть кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0001051:1013, расположенного по адресу: г. Москва, 2-ой Обыденский переулок, дом 12а, по состоянию на 01 января 2021 года в связи с недостоверными сведениями, использованными при определении его кадастровой стоимости; установить кадастровую стоимость указанного объекта капитального
строительства по состоянию на 01 января 2021 года в размере 78 133 078 руб.49 коп.; определить, что принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; определить, что сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2022 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки; определить датой подачи Арутюняном С.Л. заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости - 24.11.2022.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001051:1013, расположенного по адресу: г. Москва, 2-ой Обыденский переулок, дом 12а.
При государственной кадастровой оценке объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2021 года кадастровая стоимость здания определена в размере 898053541 рублей 85 копеек.
Учитывая значительное увеличение кадастровой стоимости здания, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и и приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 06.08.2020 N П/0280 "Об утверждении порядка рассмотрения обращений о предоставлении разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, в том числе, формы предоставления таких разъяснений" административный истец обратился в Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования" с просьбой предоставить разъяснения, связанные с определением утвержденной распоряжением Департамента от 15.11.2021 N 51520 кадастровой стоимости здания.
Письмом от 04.02.2022 года N 03-9/22Р-1 Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" разъяснено, что здание по состоянию на 01 января 2021 года отнесено к подгруппе 6.1 "Объекты офисно-делового назначения.
Письмом от 09 03.2022 года N 03-145/22Р-1 Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр имущественных платежей и жилищного страхования" разъяснил, что основанием для отнесения здания по состоянию на 01 января 2021 года к подгруппе 6.1 "Объекты офисно-делового назначения (основная территория)" как и при государственной кадастровой оценке здания по состоянию на 01 января 2016 года, явилось письмо Департамента экономической политики и развития города Москвы от 24.06.2019 N ДПР-11-937/19 единственным основанием для отнесения здания по состоянию на 01 января 2021 года к подгруппе 6.1 "Объекты офисно-делового назначения (основная территория)" явился Акт, уже дважды признанный судом недостоверным (решение от 25.07.2018 и решение от 21.07.2020).
Административный истец считает, что при кадастровой оценке здания по состоянию на 01 января 2021 года были использованы те же сведения (Акт) о здании, недостоверность которых уже установлена вступившими в законную силу решениями Московского городского суда.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представителем Департамента городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения, из которых следует, что кадастровая стоимость нежилого здания определена в полном соответствии с требованиями, установленными требованиями Закона о государственной кадастровой оценке и методическими указаниями, с учетом имеющихся сведений о фактическом использовании объекта недвижимости.
В ходе рассмотрения дела в качестве административного ответчика привлечено Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городской центр имущественных платежей", представителем которого направлены в суд письменные пояснения, из которых следует, что административным истцом не подтверждена обоснованность отнесения указанного объекта недвижимости к группе 10 "Объекты социальной инфраструктуры", подгруппе 10.1 "Объекты социальной инфраструктуры".
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из нижеследующего.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Аналогичные разъяснения содержатся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" из которого следует, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" подготовка к проведению государственной кадастровой оценки осуществляется в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Методические указания о государственной кадастровой оценке, утвержденные приказом Росреестра от 4 августа 2021 г. N П/0336 (далее - Указания) определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
Как следует из представленных документов, Арутюнян С.Л. является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001051:1013, расположенного по адресу: г. Москва, 2-ой Обыденский переулок, дом 12а.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 15.11.2021 N 51520 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2021 года. Кадастровая стоимость спорного здания определена в размере 898 053 541 руб.
Здание, принадлежащее истцу, оценивалось исходя из его отнесения к группе "объекты офисно-делового назначения". При этом, основанием отнесения здания к указанной группе явился Акт обследования N 9013931 от 16.09.2014, составленный Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, в котором сотрудники Госинспекции пришли к выводу о том, что по состоянию на 16.09.2014 здание фактически используется для размещения офисов.
Решением Московского городского суда от 25 июля 2018 года, вступившим в законную силу, кадастровая стоимость спорного нежилого здания пересмотрена, по состоянию на 01 января 2016 года установлена в размере 81 980 176 рублей 77 копеек.
Решением Московского городского суда от 21 июля 2020 года, вступившим в законную силу, кадастровая стоимость спорного нежилого здания пересмотрена, по состоянию на 01января 2018 года установлена в размере 78 133 078 рублей 49 копеек.
На основании установленных обстоятельств по делу, суд пришел к выводу, что Акт обследования N 9013931 от 16.09.2014, составленный Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, не мог явиться основанием для отнесения здания, принадлежащего истцу (далее здание) к группе 7 "объекты офисно-делового назначения", поскольку он составлен с нарушением положений нормативно-правового акта и при расчете кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости следовало исходить из принадлежности здания к группе 10 "Объекты социальной инфраструктуры" подгруппе 10.1 "Объекты завершенного строительства".
Согласно письму Департамента экономической политики и развития города Москвы от 24.06.2019 N ДПР-11-937/19 основанием для отнесения здания по состоянию на 01 января 2021 года к подгруппе 6.1 "Объекты офисно-делового назначения (основная территория)" явился акт от 16.09.2014 N 9013931, который также согласно решению Московского городского суда от 28 июля 2018 года признан недостоверным. Других доказательств, подтверждающих обоснованность отнесения спорного здания к подгруппе 6.1 "Объекты офисно-делового назначения (основная территория)" административным ответчиком не представлено.
Как следует из разъяснений пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 09.07.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", и части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Исходя из того, что Акт Госинспекции по недвижимости, явившийся основанием для определения кадастровой стоимости, признан незаконным вступившими в законную силу решением суда, учитывая, что объективных доказательств, опровергающих отнесение спорного здания к группе 10 "Объекты социальной инфраструктуры" подгруппе 10.1 "Объекты завершенного строительства" сторонами не представлено, а решениями Московского городского суда, вступившими в законную силу установлено, что спорный объект недвижимости следует отнести к объектам социальной инфраструктуры, суд приходит к выводу о законности заявленных административным истцом требований об обязании Государственного бюджетного учреждения города Москвы пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001051:1013, расположенного по адресу: г. Москва, 2-ой Обыденский переулок, дом 12а к группе 10 "Объекты социальной инфраструктуры" подгруппе 10.1 "Объекты завершенного строительства".
Поскольку положениями статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что уполномоченный исполнительный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (в городе Москве указанным органом является Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городской центр имущественных платежей"), суд в данном случае, не может подменить возложенные законом функции указанного учреждения по расчету кадастровой стоимости, а потому, в удовлетворении заявленных требований в части установления кадастровой стоимости в размере 78 133 078 руб.49 коп истцу следует отказать. Указанная обязанность возложена на ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей" в силу вышеприведенных требований закона.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Арутюняна Сергея Леонидовича удовлетворить частично.
Обязать Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городской центр имущественных платежей" пересмотреть кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0001051:1013, расположенного по адресу: г. Москва, 2-ой Обыденский переулок, дом 12а, по состоянию на 01 января 2021 года исходя из отнесения к оценочной группе 10 "Объекты социальной инфраструктуры" подгруппе 10.1 "Объекты завершенного строительства".
В удовлетворении остальной части иска Арутюняна Сергея Леонидовича отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.