Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Вдовиной А.В., с участием прокурора Цветковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5598/2023 по административному исковому заявлению Александровой Ольги Владимировны, Бабушкиной Валентины Петровны, Сергеева Мирона Ильича о признании недействующими отдельных положений приказа Департамента городского имущества города Москвы от 8 сентября 2021 года N 227 "Об утверждении Порядка осуществления перерегистрации жителей города Москвы, включённых в список принятых на жилищный учёт",
УСТАНОВИЛ:
8 сентября 2021 года Департаментом городского имущества города Москвы принят Приказ N 227 "Об утверждении Порядка осуществления перерегистрации жителей города Москвы, включённых в список принятых на жилищный учёт" (далее - Приказ).
В соответствии с пунктом 4.1 Приложения к Приказу перерегистрация осуществляется на основании следующих документов (информации): документы, представляемые гражданами, принятыми на жилищный учёт, и членами их семей (супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединённые признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с гражданами, принятыми на жилищный учёт, в том числе вселённые ими в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда) (далее - члены семьи).
Семья Бабушкиной В.П. в составе 7 человек (она, фио (бабушка), фио (сын), Александрова О.В. (дочь), фио (внук), фио (внучка), фио (внучка) состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1996 года. Номер учётного дела - 55-01-955160-1996-0062. Дата последней перерегистрации учётного дела семьи Бабушкиной В.П. - 9 января 2014 года.
В связи с тем, что очередь на улучшение жилищных условий семьи Бабушкиной В.П. подошла, Департаментом городского имущества города Москвы 20 декабря 2021 года направлено уведомление N 33-6-714591/21-(0)-1 Бабушкиной В.П. о необходимости представления документов для проведения перерегистрации учётного дела.
Семьей Бабушкиной В.П. в Департамент городского имущества города Москвы представлены документы для перерегистрации учётного дела, в ходе экспертизы которых было установлено, что они представлены не в полном объёме, в связи с чем уведомлением от 21 февраля 2022 года N ДГИ-19853/22-(0)-2 запрошены недостающие документы, перерегистрация учётного дела приостановлена.
Семья несовершеннолетнего фио в составе 6 человек (он (сын), фио (мать), Сергеев И.Н. (бывший муж фио), фио (дочь), Сергеев М.И. (сын), фио (сын), фио (бывшая жена фио), фио (сын), Сергеев М.И. (сын), фио (муж фио) состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2004 года. Номер учётного дела - 54-01-954160-2004-0085.1. Последняя перерегистрация учётного дела проведена 24 декабря 2018 года.
В связи с заявлением фио Департаментом городского имущества города Москвы начат процесс перерегистрации учётного дела, однако, в связи с непредоставлением документов на фио (очередник) перерегистрация учётного дела также не произведена.
Отказ в перерегистрации учётных дел административных истцов Департаментом городского имущества города Москвы обоснован положениями Приказа.
Бабушкина В.П, Александрова О.В, Сергеев М.И, уточнив свои требования, обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими отдельных положений приказа Департамента городского имущества города Москвы от 8 сентября 2021 года N 227 "Об утверждении Порядка осуществления перерегистрации жителей города Москвы, включённых в список принятых на жилищный учёт".
В обоснование своих требований административные истцы указывают, что Бабушкина В.П. и Александрова О.В. занимают жилую площадь в Москве по договору социального найма, состоят более 25 лет на учёте как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Однако, в настоящее время перерегистрация их документов приостановлена на основании того, что новая супруга бывшего супруга административного истца Бабушкиной В.П, зарегистрированная в жилом помещении вместе с административными истцами - фио, которая не состоит на жилищном учёте, не представила необходимые для перерегистрации документы о наличии/отсутствии у неё недвижимости в адрес.
Законный представитель несовершеннолетнего фио неоднократно обращался в Департамент городского имущества города Москвы с заявлением о постановке ребёнка на жилищный учёт. Однако получал отказы, в связи с неполным предоставлением комплекта документов, в частности, непредоставления копии паспортов бывшей жены фио (фио) и её мужа, копии свидетельства о заключении брака между ними, заявление, включающее подписи фио и её мужа.
Административные истцы указывают, что Департаменту городского имущества города Москвы заведомо известно, что административные истцы лишены возможности представить запрашиваемые документы. В то же время, эти документы имеются в распоряжении Департамента городского имущества города Москвы, который действуя на основании оспариваемых положений Приказа, создаёт административным истцам непреодолимые препятствия для реализации их конституционного права на жилище.
Таким образом, по мнению административных истцов, оспариваемые положения противоречат части 3 статьи 1, частям 1, 4 статьи 31, частям 1, 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, частям 3, 4 статьи 16 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения".
Учитывая изложенное, административные истцы просят признать недействующим Приказ Департамента городского имущества города Москвы от 8 сентября 2021 года "Об утверждении Порядка осуществления перерегистрации жителей города Москвы, включённых в список принятых на жилищный учёт" в части положений пункта 4.1 Приложения к Приказу:
1. Возложение на граждан обязанности представлять необходимые для перерегистрации документы независимо от их наличия у государственного органа и/или возможности государственного органа получить их без участия гражданина.
2. Возложение на гражданина обязанности представлять необходимые для перерегистрации документы (кроме заявления гражданина и документов, удостоверяющих его личность):
- относящиеся ко всем гражданам, зарегистрированным по месту жительства заявителя;
- независимо от того, состоят ли какие-либо из них на жилищном учёте.
3. Отнесение к членам семьи заявителя граждан, перечисленных в указанной норме права, в той мере, в которой к ним относятся бывшие супруги заявителя, новые супруги бывших супругов и их дети.
Определением суда от 16 октября 2023 года административные дела по административным исковым заявлениям Бабушкиной В.П, Александровой О.В. и фио объединены в одно производство.
В настоящем судебном заседании представитель административных истцов адвокат Аксенова Е.И. заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, дополнительно пояснив, что по её мнению, оспариваемые положения содержат правовую неопределённость, что является самостоятельным основанием для признании их недействующими.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества города Москвы и заинтересованного лица Правительства Москвы (по доверенности) фио требования административных истцов не признала, считала их необоснованными и неподлежащими удовлетворению, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Департаментом городского имущества города Москвы в пределах предоставленных полномочий, закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, права и охраняемые законом интересы административных истцов не нарушает, представила письменные возражения на иск.
Выслушав объяснения представителя административных истцов, объяснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица, изучив материалы дела, заслушав заключением прокурора Цветковой О.В, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемыми положениями урегулированы вопросы в сфере жилищных правоотношений.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В силу положений пунктов 4, 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесённые к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктом 5.1 статьи 16 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" предусмотрено, что порядок осуществления перерегистрации жителей города Москвы устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП Департамент городского имущества города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе, функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище.
Пунктом 3.1 постановления Правительства Москвы от 9 сентября 2008 года N 815-ПП "О порядке учёта граждан в целях реализации городских жилищных программ" предусмотрено, что Департамент городского имущества города Москвы осуществляет учёт и перерегистрацию граждан в рамках реализации городских жилищных программ преимущественно в электронном виде с использованием автоматизированных систем учёта Департамента городского имущества города Москвы.
Следовательно, принятие оспариваемого нормативного правового акта входило в компетенцию Департамента городского имущества города Москвы.
В соответствии с пунктом 10.6 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП руководитель Департамента городского имущества города Москвы подписывает в пределах своей компетенции правовые акты (приказы, распоряжения) Департамента, осуществляет контроль за их исполнением.
Частью 1 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию.
Оспариваемый в части Приказ размещён на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 13 сентября 2021 года, подписан руководителем Департамента городского имущества города Москвы, что соответствует требованиям вышеназванных законов.
Следовательно, оспариваемый в части Приказ введён в действие и опубликован в установленном порядке.
Административные истцы в обоснование своих требований указывают, что в противоречие требованиям Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" оспариваемые положения возлагают на граждан обязанность представлять необходимые для перерегистрации документы независимо от их наличия у государственного органа и/или возможности государственного органа получить их без участия гражданина.
Указанные доводы административных истцов основаны на неверном понимании оспариваемых положений, поскольку из буквального их толкования следует, что пункт 4.1 Приложения к Приказу не содержит перечня документов, которые необходимы для перерегистрации.
При этом запрет, предусмотренный статьёй 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", на требование органами, оказывающими государственные услуги, от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении этих органов, не является абсолютным. Частью 6 статьи 7 указанного Федерального закона предусмотрены исключения на перечисленные в ней документы, представляемые заявителями как в форме документа на бумажном носителе, так и в форме электронного документа.
Возможность возложения, на заявителя желающего получить государственную услугу, обязанности по предоставлению в органы, оказывающие эти услуги, документов третьих лиц, предусмотрена частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ.
Частью 5 статьи 21 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" предусмотрено, что при принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями города Москвы жилых помещений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, а также о совершении ими действий, указанных в статье 10 настоящего Закона.
Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Анализ указанных положений показывает, что содержащееся в оспариваемой норме требование по предоставлению документов, членами семьи заявителя, не противоречит федеральному законодательству, иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и обусловлено приведенными выше положениями Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Признание гражданина нуждающимся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, направлено на улучшение жилищных условий, как самого заявителя, так и членов его семьи, носит заявительный характер и основывается на добровольном участии в этом заявителя и членов его семьи.
Как следует из положений статьей 51-52 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 8-11 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" учёт жилищных условий, являющихся основанием для перерегистрации на жилищном учёте, необходим не только в отношении самого заявителя, включая учётную норму предоставления, действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, но и всех членов семьи, в том числе не состоящим на жилищном учёте.
При указанных обстоятельствах оспариваемой нормой справедливо определяется круг субъектов на основании документов (информации) которых осуществляется перерегистрация - граждане, принятые на жилищный учёт, и члены их семей.
При этом пункт 4.1 Приложения к Приказу к членам семьи относит: супруга (супругу) и их несовершеннолетних детей независимо от места их жительства; лиц, объединённых признаками родства или свойства, совместно проживающих в жилом помещении; граждан, проживающих совместно с гражданами, принятыми на жилищный учёт, в том числе вселённых ими в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке, либо на основании решения суда.
Приведённый в оспариваемой норме круг субъектов на основании документов (информации) которых осуществляется перерегистрация, изложен конкретно, ясно, содержащиеся, в оспариваемом пункте 4.1 Приложения к Приказу, нормативные установления недвусмысленны, что отвечает принципу правовой определенности.
Системное толкование указанных положений показывает, что понятие "члены семьи" вводится оспариваемой нормой для урегулирования общественных отношений в жилищной сфере и не тождественно понятию семьи в семейном законодательстве.
На федеральном уровне, в сфере жилищного законодательства, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи - часть 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также, если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определённый срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию (часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма (часть 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Законодатель субъекта Российской Федерации - Города федерального значения Москвы, в сфере жилищного законодательства понятие "члены семьи" вводит в части 2 статьи 1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Так указанным законоположением предусмотрено, что под членами семьи заявителя понимаются супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединённые признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселённые им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключённых с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
Таким образом, определяющим критерием для отнесения гражданина к числу членов семьи в рамках жилищного законодательства, как на федеральном, так и на региональном уровне, является регистрация в жилом помещении по месту жительства. Отсутствие между гражданами, зарегистрированными в одном жилом помещении семейных правоотношений, не является основанием для реализации гражданами жилищных прав в качестве отдельных семей.
Из сопоставительного анализа приведённых норм следует, что установленный в оспариваемом пункте 4.1 Приложения к Приказу круг субъектов, отнесенный к членам семьи заявителя, не выходит за рамки требований статей 31, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и соответствует им.
При этом оспариваемыми положениями, дословно воспроизводятся в части определения "члены семьи" положения части 2 статьи 1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Соответствие положений части 2 статьи 1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" неоднократно проверялось в судебном порядке требованиям федерального законодательства (решение Московского городского суда от 17 июня 2008 года, оставленное без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2008 года дело N N 5-Г08-63; решение Московского городского суда от 16 октября 2009 года по делу N 3-392/2009; решение Московского городского суда от 21 сентября 2010 года по делу N 3-0290/10; определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2019 г. N 3447-О).
Суды в приведенных постановлениях пришли к выводу о соответствии названных законоположений федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемые положения пункта 4.1 Приложения к Приказу определяя круг субъектов предоставляющих документы и информацию для прохождения перерегистрации жителей города Москвы нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках отдельных городских жилищных программ, в том числе представляющих собой дополнительный, по сравнению с предусмотренными федеральным законом, способ улучшения жилищных условий, который, как гарантирующий гражданам дополнительные права и льготы, отвечают основным началам жилищного законодательства, определённым в статье 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, и требуют отдельного правового регулирования. Данные положения не вводят ограничений жилищных прав, как на то необоснованно ссылаются административные истцы, в связи с чем не противоречат части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" проведение перерегистрации осуществляется без участия заявителя путём истребования у соответствующих организаций и, при необходимости, у граждан документов в целях подтверждения в полном объёме условий, послуживших основаниями для принятия граждан на жилищный учёт.
Оспариваемые положения Приказа не содержат норм, которые бы противоречили приведенному законоположению, поскольку не предписывают обязательного участия заявителя в проведении перерегистрации. Кроме того, аналогичная норма о проведении перерегистрации без участия заявителя содержится в пунктах 10.1 и 10.2 оспариваемого Приказа.
В соответствии с частью 6 статьи 16, части 5 статьи 21 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" непосредственно перед принятием решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность жилых помещений с помощью города Москвы, а также не менее чем за год до планируемого принятия такого решения уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в полном объёме проводит проверку оснований, позволяющих жителям города Москвы состоять на жилищном учёте и дающих им право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью города Москвы, а также проверку совершения ими действий, указанных в статье 10 Закона, и осуществляет перерегистрацию учётного дела.
Порядок учёта граждан в целях реализации городских жилищных программ установлен постановлением Правительства Москвы от 9 сентября 2008 года N 815-ПП, согласно пунктам 7.2, 7.3 которого, в ходе перерегистрации без участия граждан осуществляется: запрос выписки и информации из автоматизированных систем учёта Департамента городского имущества города Москвы и Базового регистра, документов из органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы инженерных служб районов и (или) административных округов, управляющих организаций или аналогичных организаций, органов здравоохранения и других необходимых для проведения перерегистрации документов (пункт 7.2); в случае отсутствия возможности самостоятельного получения Департаментом городского имущества города Москвы документов, необходимых для проведения перерегистрации граждан, с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе посредством доступа к сведениям Базового регистра, документы, необходимые для проведения перерегистрации, запрашиваются Департаментом городского имущества города Москвы у граждан, состоящих на учёте (пункт 7.3).
Таким образом, документы, которые необходимы для перерегистрации учётных дел и могут быть на предусмотренной законом возможности получены Департаментом городского имущества города Москвы самостоятельно, не истребуются у граждан.
При этом перечень документов и информации получаемых уполномоченным должностным лицом Департамента городского имущества города Москвы с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе посредством доступа к сведениям Базового регистра, приведён в пунктах 4.3.1 - 4.3.18.2 Приказа.
Указанный перечень документов и информации является исчерпывающим.
Действующими нормативными правовыми актами как федерального, так и регионального уровня, не предусмотрена возможность получения Департаментом городского имущества города Москвы документов, перечисленных в пунктах 4.1.2-4.1.16.22 Приказа.
Следовательно, оспариваемые положения Приказа находятся в полном соответствии с нормами, обладающими большей юридической силой: пунктами 7.2, 7.3 Постановления Правительства Москвы от 9 сентября 2008 года N 815-ПП "О порядке учёта граждан в целях реализации городских жилищных программ" и с общей нормой пункта 4 статьи 16 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В силу пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального Конституционного закона от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты.
Согласно части первой статьи 96 указанного Федерального Конституционного закона правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, юридические лица и муниципальные образования в лице органов местного самоуправления, чьи права и свободы, по их мнению, нарушаются применёнными в конкретном деле федеральным конституционным законом, федеральным законом, нормативным актом Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституцией республики, уставом, законом либо иным нормативным актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также - в интересах таких граждан и юридических лиц - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, другие уполномоченные по правам в отдельных сферах или отдельных категорий лиц, предусмотренные федеральными законами, иные органы и должностные лица в соответствии с федеральным законом, общероссийские организации, которые в соответствии с федеральным законом могут представлять интересы таких граждан и юридических лиц.
Оспариваемым нормативным положением, по мнению административных истцов, нарушаются их конституционные права и свободы.
Вместе с тем, проверка конституционности нормативных правовых актов и лишение их юридической силы в случае противоречия Конституции Российской Федерации осуществляются в порядке конституционного судопроизводства.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречил бы Приказ в оспариваемой части, не имеется.
Приказ и приложение к нему приняты Департаментом городского имущества города Москвы по предмету совместного ведения Российской Федерации и её субъектов в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным и региональным законодательством, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, прав и свобод административных истцов не нарушают.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что основания позволяющие признать недействующим в оспариваемой части приказ Департамента городского имущества города Москвы от 8 сентября 2021 года N 227 "Об утверждении Порядка осуществления перерегистрации жителей города Москвы, включённых в список принятых на жилищный учёт" - отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Александровой Ольги Владимировны, Бабушкиной Валентины Петровны, Сергеева Мирона Ильича о признании недействующими отдельных положений приказа Департамента городского имущества города Москвы от 8 сентября 2021 года N 227 "Об утверждении Порядка осуществления перерегистрации жителей города Москвы, включённых в список принятых на жилищный учёт" - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 9 января 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.