Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Липецкой области
"Об утверждении государственной
программы Липецкой области
"Развитие кооперации и
коллективных форм собственности
в Липецкой области"
Государственная программа
Липецкой области "Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области"
I. Паспорт государственной программы Липецкой области "Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области" (далее - Государственная программа)
Ответственный исполнитель |
Управление сельского хозяйства Липецкой области |
Соисполнители |
Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области; управление по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области; управление экономики администрации Липецкой области; управление делами администрации Липецкой области. |
Сроки и этапы реализации государственной программы |
2014 - 2020 годы без выделения этапов. |
Подпрограммы |
Подпрограмма 1 "Развитие сети кооперативов всех направлений на 2014 - 2020 годы". Подпрограмма 2 "Реализация регионально значимых направлений в сфере сельскохозяйственной кооперации на 2017 - 2020 годы". Подпрограмма 3 "Создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры на 2014 - 2020". Подпрограмма 4 "Развитие народных предприятий в Липецкой области на 2014 - 2020 годы". |
Цель государственной программы |
Развитие коллективных форм собственности для обеспечения занятости и повышения уровня жизни населения. |
Индикаторы цели |
Количество граждан, вовлеченных в кооперативное движение, чел.; рост доходов граждан от участия в кооперативной деятельности, %; численность работников народных предприятий и закрытых акционерных обществ на конец отчетного периода, чел. |
Задачи государственной программы |
Задача 1. Создание и стимулирование развития на территории области кооперативов различной специализации. Задача 2. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации. Задача 3. Организация системы сбыта сельскохозяйственной продукции. Задача 4. Создание условий для развития народных предприятий и закрытых акционерных обществ. |
Показатели задач |
Показатели задачи 1: количество созданных кооперативов за год, ед.; доля работающих кооперативов, %; количество кооперативов второго и последующих уровней, ед.; объем займов, предоставленных сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами малым формам хозяйствования - членам кооперативов, млн. руб. Показатели задачи 2: объем сельскохозяйственной продукции, закупленной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами у членов кооператива, млн. руб.; объем произведенных кооперативными предприятиями пищевых продуктов, млрд. руб., количество кооперативов, реализовавших проекты модернизации и (или) развития материально-технической базы в сфере производства, переработки, хранения, транспортировки сельскохозяйственной продукции, ед. Показатель задачи 3: количество созданных кооперативных торговых объектов для организации сбыта сельскохозяйственной продукции, ед. Показатель задачи 4: количество народных предприятий и закрытых акционерных обществ, созданных в отчетном периоде, ед. |
Объемы финансирования за счет средств областного бюджета всего, в том числе по годам реализации государственной программы |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы из средств областного бюджета прогнозно составит 1 005 930,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 г. - 96 500,0 тыс. руб.; 2015 г. - 101 500,0 тыс. руб.; 2016 г. - 97 850,0 тыс. руб.; 2017 г. - 185 520,0 тыс. руб.; 2018 г. - 185 520,0 тыс. руб.; 2019 г. - 169 520,0 тыс. руб.; 2020 г. - 169 520,0 тыс. руб. Объемы финансирования на выполнение мероприятий государственной программы ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год. |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
За период реализации государственной программы ожидается: вовлечение в кооперативное движение не менее 20950 граждан; рост доходов граждан от участия в кооперативной деятельности в 2020 году к 2013 году - в 1,8 раза; создание 186 производственных и потребительских кооперативов различной специализации, в том числе 70 - снабженческо-сбытовых, 50 - перерабатывающих, 20 - кредитных, 46 - производственных в несельскохозяйственных сферах; увеличение доли работающих кооперативов до 90%; создание не менее 20 кооперативов второго и последующего уровней; увеличение объема займов, предоставленных сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, до 150 млн. руб.; увеличение объема сельскохозяйственной продукции, закупленной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами у членов кооператива, до 8,5 млрд. руб.; увеличение объемов произведенных кооперативными предприятиями пищевых продуктов до 5 млрд. руб.; реализация проектов модернизации и (или) развития материально-технической базы в сфере производства, переработки, хранения, транспортировки сельскохозяйственной продукции - не менее 60 кооперативами; создание 46 кооперативных торговых объектов для организации сбыта сельскохозяйственной продукции; увеличение численности работников народных предприятий и закрытых акционерных обществ - в 4 раза (до 1640 чел.); создание 36 народных предприятий и закрытых акционерных обществ. |
Подпрограмма 1
Паспорт подпрограммы 1 Государственной программы Липецкой области "Развитие сети кооперативов всех направлений на 2014 - 2020 годы" (далее - подпрограмма 1)
Текстовая часть
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1, описание основных проблем в развитии сети кооперативов всех направлений, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков ее развития
Основным направлением Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2010 года N 2136-р, является диверсификация сельской экономики, создание новой социально ориентированной модели развития. В современных условиях это невозможно без широкого распространения кооперативного движения.
Развитая кооперация является важнейшим механизмом повышения эффективности производства и социальной стабильности в обществе.
По данным органов государственной статистики, созданная в области кооперативная сеть по состоянию на 1 июня 2013 года насчитывает 652 потребительских и 18 производственных кооперативов.
Базой для развития других видов кооперативов является кредитная кооперация, которая осуществляет аккумулирование финансовых ресурсов и обеспечивает доступ к ним малых форм хозяйствования на селе, субъектов малого бизнеса и населения.
Кредитная кооперация в области развивается высокими темпами. За 2012 год и I полугодие 2013 года количество кредитных кооперативов увеличилось в 8 раз (с 30 до 250 кооперативов).
Однако активность вновь созданных кооперативов невысока, а отдельные кооперативы не могут приступить к фактической деятельности из-за недостатка финансовых средств. По итогам 6 месяцев 2013 года в расчете на 1 кооператив выдано всего 4 займа.
Изменение ситуации возможно через повышение капитализации кредитных кооперативов. Это может быть достигнуто как за счет развития клиентской базы, привлечения к участию в кредитных кооперативах малого и среднего бизнеса, так и путем расширения видов поддержки на региональном уровне, активного использования механизмов, облегчающих доступ кредитных кооперативов к банковским кредитам.
Организация кредитного кооператива в каждом сельском поселении позволит обеспечить баланс интересов между членами кооператива, желающими разместить свободные денежные средства на выгодных условиях, и членами кооператива - потенциальными заемщиками кредитных ресурсов.
Проблему обеспечения кооперативов и малых форм хозяйствования кредитными ресурсами частично решает Некоммерческая организация "Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства", предоставляющая кооперативам микрозаймы до 1 млн. руб. сроком до 1 года.
Однако специфика сельскохозяйственного производства, имеющего длительный производственный цикл, требует использования более долгосрочных займов, что создает необходимость организации в области Фонда развития кооперативов, предусматривающего выдачу займов до 3 млн. руб. сроком до трех лет.
Успешность развития сельской кооперации зарубежных стран обусловлена наличием многоуровневой системы кооперации, представляющей собой горизонтально и вертикально интегрированную систему кооперативов.
В Липецкой области кооперативы разрозненны. Необходимо их объединение в отраслевые и областные союзы, формирование многоуровневой системы кооперации, что позволит более полно выражать и защищать интересы соответствующих кооперативов на областном и федеральном уровнях.
Диверсификация сельской экономики, повышение уровня жизни малых форм хозяйствования могут быть обеспечены за счет развития кооперации в несельскохозяйственных сферах. Поддержка развития несельскохозяйственной деятельности (туризма, народных промыслов и ремесел, оказание услуг) создаст механизм стимулирования объединения малых форм хозяйствования в кооперативы, что обеспечит занятость населения.
На достижение результатов подпрограммы 1 могут оказать влияние следующие группы рисков.
Финансовые, связанные с недостатком собственных средств у кооперативов и сложностью получения кредитных ресурсов.
Социальные риски. Обусловлены недостатком квалифицированных специалистов по вопросам организации и осуществления деятельности кооперативов, снижением численности трудоспособного населения, особенно в сельской местности.
Административные, в том числе:
риск, связанный с неэффективным использованием средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы 1;
риск недостаточного финансирования мероприятий.
Минимизация влияния финансовых, социальных рисков предусмотрена за счет мер поддержки, направленных на создание условий для доступа кооперативов к финансовым ресурсам, укрепление их материально-технической базы, организацию обучения, интеграцию кооперативов в ассоциации, союзы, кооперативы последующих уровней.
С целью минимизации влияния административных рисков на достижение цели и запланированных результатов ответственным исполнителем и соисполнителем в процессе реализации подпрограммы 1 возможно принятие следующих общих мер:
мониторинг реализации подпрограммы 1, позволяющий отслеживать выполнение запланированных мероприятий и достижения промежуточных показателей подпрограммы 1;
принятие решений, направленных на достижение эффективного взаимодействия исполнителей, соисполнителей и участников подпрограммы 1, а также осуществление контроля качества ее выполнения;
оперативное реагирование на изменения факторов внешней и внутренней среды и внесение соответствующих корректировок, в том числе корректировок показателей задач.
Социальная эффективность подпрограммы 1 будет заключаться в повышении доходности членов кооперативных предприятий за счет вовлечения малых форм хозяйствования в экономическую деятельность, в том числе в несельскохозяйственную сферу.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы 1, цели, задачи, описание основных целевых индикаторов, показателей задач подпрограммы 1, показателей государственных заданий подпрограммы 1
Приоритетами государственной политики в сфере реализации подпрограммы 1 являются:
стимулирование развития кооперативов различных видов;
формирование на территории области многоуровневой системы кооперации;
обеспечение занятости населения.
Развитию кооперативов различных видов будет способствовать создание условий для доступа их к финансовым ресурсам, государственная поддержка на начальном этапе деятельности, стимулирование их объединения в ассоциации, союзы, кооперативы второго и последующего уровней.
Подпрограмма 1 предусматривает решение следующих задач:
- задача 1: формирование многоуровневой системы кооперации;
- задача 2: обеспечение доступа малых форм хозяйствования к финансовым ресурсам;
- задача 3: стимулирование развития производственных кооперативов в несельскохозяйственных сферах.
К показателям задач относятся:
количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, вошедших в состав сельскохозяйственных потребительских кооперативов второго и последующего уровней в отчетном периоде (характеризует интеграцию кооперативов в объединения для отстаивания и защиты собственных интересов);
количество граждан - членов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (показывает развитие кредитной кооперации и, как следствие, развитие личных подсобных хозяйств);
количество производственных кооперативов, созданных в несельскохозяйственных сферах за год (показывает расширение занятости населения через развитие кооперации в иных сферах деятельности).
Следует отметить, что в перечень показателей задач подпрограммы 1 включены ведомственные показатели, необходимые для комплексного анализа основных направлений реализации подпрограммы 1, методика расчета которых отсутствует в действующей статистической практике и приведена в таблице 2.
Таблица 2
Методика расчета показателей задач подпрограммы 1
N |
Наименование показателей задач |
Ответственные за сбор показателей задач, методика расчета |
1. |
Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, вошедших в состав сельскохозяйственных потребительских кооперативов второго и последующего уровней в отчетном периоде, ед. |
Ответственный - управление сельского хозяйства области. Информация исполнительных органов власти и органов местного самоуправления области. |
2. |
Количество граждан - членов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, чел. |
Ответственный - управление сельского хозяйства области. Статистическая отчетность по формам 1 - 4 кооператив и информация исполнительных органов власти и органов местного самоуправления области. |
3. |
Количество производственных кооперативов, созданных в несельскохозяйственных сферах за год, ед. |
Информация исполнительных органов власти и органов местного самоуправления области. |
В результате реализации подпрограммы 1 к 2020 году ожидается:
создание не менее 20 кооперативов второго и последующего уровней;
создание 186 производственных и потребительских кооперативов различной специализации, в том числе 70 - снабженческо-сбытовых, 50 - перерабатывающих, 20 - кредитных, 46 - производственных в несельскохозяйственных сферах;
увеличение доли работающих кооперативов до 90%;
увеличение объема займов, предоставленных сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, до 150 млн. руб.
Показателей государственных заданий не имеется.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 1
Подпрограмму 1 предполагается реализовать в 2014 - 2020 годах без выделения этапов.
4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 1 с описанием всех механизмов и инструментов, реализация которых запланирована в составе основных мероприятий
Подпрограмма 1 представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, направленных на стимулирование развития кооперативов различных видов, в том числе развития кредитной кооперации и кооперации в несельскохозяйственных сферах, формирования многоуровневой системы кооперации.
На решение задачи 1 подпрограммы 1 "Формирование многоуровневой системы кооперации" направлены следующие основные мероприятия.
Основное мероприятие 1 "Организация и осуществление деятельности кооперативов".
Основное мероприятие будет реализовано посредством предоставления субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам:
на возмещение части затрат на организационные расходы, связанные с их созданием, в том числе кооперативов последующих уровней;
на проведение ревизий, предусмотренных Федеральным законом от 08 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
Основное мероприятие 2 подпрограммы 1 "Методическое, информационное и консультационное сопровождение развития кооперации".
В составе данного основного мероприятия предусмотрено предоставление субсидий некоммерческим организациям на организацию центра развития кооперативов и обеспечение его деятельности, направленной на разработку методической базы, первичных документов, бизнес-проектирование, оказание консультаций по организационным, бухгалтерским, налоговым вопросам, проведение маркетинговых исследований, ведение сайта.
Основное мероприятие 3 подпрограммы 1 "Повышение экономической и финансовой грамотности членов кооперативов".
В составе основного мероприятия запланированы такие инструменты, как организация и проведение семинаров, тренингов, круглых столов по вопросам эффективного ведения деятельности сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
На решение задачи 2 "Обеспечение доступа малых форм хозяйствования к финансовым ресурсам" направлены следующие основные мероприятия.
Основное мероприятие 4 "Предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ в части предоставления субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам для формирования собственных средств кооператива с целью пополнения фонда финансовой взаимопомощи".
В рамках мероприятия будет осуществляться софинансирование мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, направленных на создание и пополнение фонда финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов.
Основное мероприятие 5 "Расширение деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов".
Основное мероприятие будет реализовано за счет предоставления субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам на возмещение:
части затрат на уплату процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на цели пополнения фондов финансовой взаимопомощи;
затрат на приобретение компьютерной техники и (или) лицензионного программного обеспечения для осуществления деятельности.
Основное мероприятие 6 "Обеспечение доступа кооперативов к микрозаймам".
В рамках основного мероприятия планируется создание и пополнение фонда развития кооперативов с целью последующего предоставления краткосрочных и среднесрочных займов кооперативам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства (кроме кредитных). Реализация мероприятия будет осуществляться за счет предоставления субсидий некоммерческим организациям.
Решение задачи 3 подпрограммы 1 "Стимулирование развития производственных кооперативов в несельскохозяйственных сферах" будет обеспечено в рамках основного мероприятия 7 "Развитие кооперации в приоритетных видах деятельности" через следующие виды поддержки:
предоставление субсидий производственным кооперативам (кроме сельскохозяйственных) в приоритетных видах деятельности на возмещение части затрат на создание и развитие кооператива;
предоставление субсидий производственным кооперативам (кроме сельскохозяйственных) в приоритетных видах деятельности на компенсацию части затрат по уплате процентов за пользование кредитами, полученными в российских кредитных организациях, направленными на строительство, ремонт, реконструкцию производственных зданий, сооружений и (или) приобретение оборудования, специализированного автотранспорта.
Выполнение основных мероприятий подпрограммы 1 создаст условия для стимулирования развития кооперации в различных сферах деятельности, формирования многоуровневой системы кооперации.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 1
Ресурсное обеспечение реализации основных мероприятий подпрограммы 1 осуществляется из средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.
Общий объем финансового обеспечения настоящей подпрограммы 1 за счет всех источников составляет 504 908,8 тыс. руб.
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы 1 из областного бюджета прогнозно составит - 284 950,0 тыс. руб., в том числе:
2014 г. - 35 000 тыс. руб.;
2015 г. - 40 000,0 тыс. руб.;
2016 г. - 36 350,0 тыс. руб.;
2017 г. - 50 900,0 тыс. руб.;
2018 г. - 50 900,0 тыс. руб.;
2019 г. - 35 900,0 тыс. руб.;
2020 г. - 35 900,0 тыс. руб.
Объем финансирования за счет бюджетов муниципальных образований составит 3 157,9 тыс. руб., в том числе:
2014 г. - 263,2 тыс. руб.;
2015 г. - 263,2 тыс. руб.;
2016 г. - 526,3 тыс. руб.;
2017 г. - 526,3 тыс. руб.;
2018 г. - 526,3 тыс. руб.;
2019 г. - 526,3 тыс. руб.;
2020 г. - 526,3 тыс. руб.
Объем финансирования за счет внебюджетных источников составит 216 800,9 тыс. руб., в том числе:
2014 г. - 14 917,7 тыс. руб.;
2015 г. - 34 956,7 тыс. руб.;
2016 г. - 34 956,7 тыс. руб.;
2017 г. - 29 242,4 тыс. руб.;
2018 г. - 34 242,4 тыс. руб.;
2019 г. - 34 242,4 тыс. руб.;
2020 г. - 34 242,4 тыс. руб.
Объем финансирования подпрограммы 1 за счет областного бюджета ежегодно уточняется в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год.
6. Условия предоставления и методика расчета межбюджетных субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ в части предоставления субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам для формирования собственных средств кооператива с целью пополнения фонда финансовой взаимопомощи
Методика расчета и условия предоставления межбюджетных субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (далее - муниципальные образования) на реализацию мероприятий по предоставлению субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам для формирования собственных средств кооператива с целью пополнения фонда финансовой взаимопомощи определяет порядок расчета, а также условия предоставления указанных субсидий.
Межбюджетные субсидии из областного бюджета предоставляются бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по предоставлению субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам для формирования собственных средств кооператива с целью пополнения фонда финансовой взаимопомощи.
Условиями предоставления субсидий являются:
наличие утвержденной муниципальной программы или иного нормативного правового акта муниципального образования области, предусматривающего мероприятия по предоставлению субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам для формирования собственных средств кооператива с целью пополнения фонда финансовой взаимопомощи;
выделение из бюджета муниципального образования не менее 5% средств, необходимых на мероприятие по предоставлению субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам для формирования собственных средств кооператива с целью пополнения фонда финансовой взаимопомощи.
Размер субсидий муниципальным образованиям определяется по формуле:
, где
- объем субсидии i-му муниципальному образованию;
- объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период на мероприятия, направленные на реализацию муниципальных программ или иных нормативных правовых актов муниципальных образований области по предоставлению субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам для формирования собственных средств кооператива на пополнение фонда финансовой взаимопомощи;
- объем средств областного бюджета, необходимый i-му муниципальному образованию, прошедшему отбор, на реализацию муниципальной программы или иного нормативного правового акта муниципального образования области по предоставлению субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам для формирования собственных средств кооператива на пополнение фонда финансовой взаимопомощи;
- суммарный объем средств областного бюджета, необходимый муниципальным образованиям области, прошедшим отбор, на реализацию муниципальных программ или иных нормативных правовых актов муниципальных образований области по предоставлению субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам для формирования собственных средств кооператива на пополнение фонда финансовой взаимопомощи.
Объем средств областного бюджета, необходимый i-му муниципальному образованию, определяется по формуле:
, где
- количество новых членов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов i-го муниципального образования, прошедшего отбор.
Подпрограмма 2
Паспорт подпрограммы 2 Государственной программы Липецкой области "Реализация регионально значимых направлений в сфере сельскохозяйственной кооперации на 2017 - 2020 годы" (далее - подпрограмма 2)
Ответственный исполнитель |
Управление сельского хозяйства Липецкой области. |
Цель подпрограммы |
Вовлечение граждан в кооперативное движение через развитие сельскохозяйственной кооперации. |
Задачи подпрограммы |
Задача 1. Создание условий для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в отрасли животноводства. Задача 2. Создание условий для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в отрасли растениеводства. |
Целевые индикаторы подпрограммы |
Численность членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (за исключением кредитных) - граждан, ведущих сельскохозяйственное производство. |
Показатели задач подпрограммы |
Показатель 1 задачи 1: выручка от реализации сельскохозяйственной продукции отрасли животноводства в сельскохозяйственных потребительских кооперативах; Показатель 2 задачи 1: количество созданных рабочих мест в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, занимающихся переработкой и хранением продукции животноводства. Показатель задачи 2: выручка от реализации сельскохозяйственной продукции отрасли растениеводства в сельскохозяйственных потребительских кооперативах. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2017 - 2020 годы. |
Объемы финансирования за счет средств областного бюджета всего, в том числе по годам реализации подпрограммы |
Прогнозируемый объем финансирования из областного бюджета составит 216000,0 тыс. руб., в том числе: 2017 г. - 54 000,0 тыс. руб.; 2018 г. - 54 000,0 тыс. руб.; 2019 г. - 54 000,0 тыс. руб.; 2020 г. - 54 000,0 тыс. руб. Объем расходов на выполнение мероприятий подпрограммы 2 ежегодно уточняется в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
За период реализации подпрограммы 2 ожидается: увеличение занятости сельского населения - прирост численности членов сельскохозяйственных кооперативов (за исключением кредитных) на 1164 чел; создание не менее 60 рабочих мест на кооперативных предприятиях по переработке продукции животноводства; прирост выручки от реализации сельскохозяйственной продукции отрасли животноводства в сельскохозяйственных потребительских кооперативах - в 1,9 раза (на 3,6 млрд. руб.); прирост выручки от реализации сельскохозяйственной продукции отрасли растениеводства в сельскохозяйственных потребительских кооперативах - в 2 раза (на 520 млн. руб.). |
Текстовая часть
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2, описание основных проблем в развитии сельскохозяйственной кооперации, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков ее развития
Подпрограмма 2 направлена на повышение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей, вовлечение сельского населения в кооперативное движение, развитие отрасли растениеводства и животноводства в малых формах хозяйствования.
Сельская кооперация представляет собой массовое, демократическое, социальное движение, призванное обеспечить достойный уровень жизни сельского населения, сохранность сельскохозяйственных земель, повысить уровень человеческого капитала.
Учитывая важную роль кооперации в развитии сельских территорий, в области принята областная целевая программа "Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов Липецкой области на 2010 - 2012 годы", утвержденная постановлением администрации области от 9 сентября 2009 года N 322.
За годы реализации указанной областной целевой программы количество кооперативов выросло в 6 раз. Построены мини-цеха по переработке молока - "Престиж" Тербунского района, "Липецкий" и "Органик-Л" Липецкого района, "Авванд" Усманского района. В 2013 году начинается строительство кооперативного молокозавода на базе СПССПК "Экомол" Липецкого района мощностью 65 тонн в сутки. В Чаплыгинском районе через кооперацию развивается молочное животноводство в 117 личных хозяйствах населения, которые в 2012 году произвели 444 тонны молока. Создан межрегиональный сельскохозяйственный потребительский кооператив "Объединенные производители молока", объединивший 26 сельхозтоваропроизводителей в целях регулирования закупочных цен на молоко. В результате доля кооперативов в закупках молока у населения увеличилась с 11% до 48%, что позволило снизить темпы сокращения численности поголовья коров в личных подсобных хозяйствах.
Развивается и кооперация по закупке и переработке мяса. В Чаплыгинском районе на базе кооперативов "Ломовской" и "Заготовитель" созданы убойные пункты. В СССПК "Ломовской" работают колбасный и консервный цеха. В результате за 2012 год в малых формах хозяйствования закуплено 874 тыс. тонн мяса, 55% которого направлено в собственную переработку.
С 2011 года в области наблюдается развитие кооперации в отрасли растениеводства. Создано более 50 снабженческо-сбытовых и 10 перерабатывающих потребительских кооператива. Наиболее крупные кооперативы (такие как "Лидер" и "Возрождение" Добринского района, "Астра" Добровского района, "Радуга" Елецкого района, "Ермак" и "Задонские зори" Задонского района, "Возрождение" и "Измалковский" Измалковского района, "Фаворит", "Березовский", "Садовод" Тербунского района, "Дары Черноземья" и "Мечта" Усманского района, "Липецкий" Липецкого района) получили в 2012 году выручку от реализации овощей, картофеля, зерна, плодов и ягод, рассады и цветов в сумме более 400 млн. рублей.
Однако темпы роста участия малых форм хозяйствования в производстве сельскохозяйственной продукции могли быть выше. Отсутствие системы и механизма обслуживания сельхозтоваропроизводителей малого и среднего агробизнеса, низкий уровень модернизации производства препятствуют их развитию.
Кооперативы особенно остро нуждаются в развитии системы сбыта, снабжения, финансирования, обслуживания, которая учитывала бы потребности и специфику их развития. Сельскохозяйственная потребительская кооперация заключает в себе большие потенциальные возможности роста темпов производства, экономического и социального развития села, являясь связующим звеном между различными сферами агропромышленного комплекса.
Основные проблемы, сдерживающие развитие кооперации: недостаток финансовых средств, низкий уровень обеспеченности материально-техническими ресурсами в малых формах хозяйствования, объединившихся в кооператив. Все это приводит к недостаточно высоким темпам развития сельскохозяйственного производства в индивидуальных хозяйствах населения, фермерских хозяйствах.
В ходе реализации подпрограммы 2 могут возникнуть следующие группы рисков:
экономические, к которым относится рост конкуренции со стороны крупных коммерческих предприятий агробизнеса;
финансовые, связанные с низкой доходностью кооперативов и низкой доступностью банковских кредитных ресурсов;
социальные риски, недостаточной информированностью кооперативов, низкой экономической и правовой грамотностью.
Важнейшими условиями успешной реализации подпрограммы 2 является минимизация указанных рисков. Снижение степени рисков будет осуществляться посредством:
проведения социально-экономической политики на всех уровнях власти, направленной на создание условий для устойчивого развития сельских территорий;
финансовой поддержки кооперативов;
информационного сопровождения;
активной работы по повышению экономической и правовой грамотности населения.
2. Приоритеты государственной политики в сфере развития сельскохозяйственной кооперации, цель, задачи, описание основных целевых индикаторов, показателей задач подпрограммы 2, показателей государственных заданий подпрограммы 2
Приоритетами государственной политики в сфере реализации подпрограммы 2 являются:
повышение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей за счет модернизации материально-технической базы кооперативов в сфере производства, переработки, хранения продукции растениеводства и животноводства;
повышение занятости и доходов сельского населения.
Развитию сельскохозяйственной кооперации будет способствовать поддержка технического переоснащения кооперативных предприятий, организация снабжения кооперативов семенами и кормами.
Целью подпрограммы 2 является вовлечение граждан в кооперативное движение через развитие сельскохозяйственной кооперации.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- задача 1: создание условий для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в отрасли животноводства;
- задача 2: создание условий для развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в отрасли растениеводства.
Целевым индикатором подпрограммы 2 является численность членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (за исключением кредитных) - граждан, ведущих сельскохозяйственное производство.
К показателям задач относятся:
выручка от реализации сельскохозяйственной продукции отрасли животноводства в сельскохозяйственных потребительских кооперативах;
количество созданных рабочих мест в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, занимающихся переработкой и хранением продукции животноводства;
выручка от реализации сельскохозяйственной продукции отрасли растениеводства в сельскохозяйственных потребительских кооперативах.
В перечень индикаторов и показателей задач подпрограммы 2 включены показатели, данные для расчета которых отсутствуют в действующей статистической практике. Ответственные за сбор показателей и порядок их расчета приведены в таблице 3.
Таблица 3
Методика расчета индикатора цели и показателей задач подпрограммы 2
N |
Наименование индикатора цели, показателей задач |
Ответственные за сбор индикатора цели и показателей задач, методика расчета |
1. |
Численность членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (за исключением кредитных) - граждан, ведущих сельскохозяйственное производство, ед. |
Ответственный - управление сельского хозяйства области. Статистическая отчетность по формам 1 - 4 кооператив и информация исполнительных органов власти и органов местного самоуправления области. Определяется суммированием граждан - членов снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов. |
2. |
Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции отрасли животноводства в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, млн. руб. |
Ответственный - управление сельского хозяйства области. Информация исполнительных органов власти и органов местного самоуправления области. |
3. |
Количество созданных рабочих мест в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, занимающихся переработкой и хранением продукции животноводства, ед. |
Ответственный - управление сельского хозяйства области. Информация исполнительных органов власти и органов местного самоуправления области. Определяется как сумма созданных рабочих мест в сельскохозяйственных кооперативах, занимающихся переработкой и хранением продукции животноводства. |
4. |
Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции отрасли растениеводства в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, млн. руб. |
Ответственный - управление сельского хозяйства области. Информация исполнительных органов власти и органов местного самоуправления области. |
В результате реализации подпрограммы 2 к 2020 году предполагается:
увеличение занятости сельского населения - прирост численности членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (за исключением кредитных) на 1164 чел;
создание не менее 60 рабочих мест на кооперативных предприятиях по переработке продукции животноводства;
прирост стоимости сельскохозяйственной продукции отрасли животноводства, закупленной у членов кооперативов - в 1,9 раза (на 3,6 млрд. руб.);
прирост стоимости сельскохозяйственной продукции отрасли растениеводства, закупленной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами у членов кооперативов - в 2 раза (на 520 млн. руб.).
Показателей государственных заданий не имеется.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 2
Подпрограмму 2 предусматривается реализовать в 2017 - 2020 годах без выделения этапов.
4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 2 с описанием всех механизмов и инструментов, реализация которых запланирована в составе основных мероприятий
Реализация основных мероприятий подпрограммы 2 направлена на решение задачи Государственной программы.
Для решения задач подпрограммы 2 необходимо реализовать ряд основных мероприятий, направленных на:
развитие сельскохозяйственной кооперации в отрасли растениеводства;
развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в сфере переработки и сбыта продукции отрасли животноводства.
Реализация основного мероприятия 1 "Развитие сельскохозяйственных кооперативов в сфере переработки и хранения продукции отрасли животноводства" будет осуществляться посредством предоставления субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на:
строительство и (или) реконструкцию производственных, складских зданий, помещений, сооружений по убою и (или) переработке и (или) хранению продукции отрасли животноводства;
приобретение технологического оборудования для убоя и (или) переработки и (или) хранения продукции отрасли животноводства и специализированных транспортных средств;
приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования и машин для производства продукции отрасли животноводства;
приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и (или) птицы и (или) племенного инкубационного яйца и (или) кормов для членов кооператива.
Реализация основного мероприятия 2 "Развитие сельскохозяйственных кооперативов в сфере производства, переработки и хранения продукции отрасли растениеводства" будет осуществляться посредством предоставления субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на:
строительство и (или) реконструкцию производственных, складских зданий, помещений, сооружений по производству и (или) переработке и (или) хранению продукции отрасли растениеводства;
приобретение технологического оборудования для переработки и (или) хранения продукции отрасли растениеводства;
приобретение сельскохозяйственной техники и (или) оборудования и (или) машин для выращивания продукции отрасли растениеводства;
приобретение семян и (или) посадочного материала для членов кооператива;
килограмм реализованной сельскохозяйственной продукции.
Выполнение основных мероприятий подпрограммы 2 создаст условия для вовлечения населения в кооперативное движение через развитие сельскохозяйственных кооперативов в отраслях животноводства и растениеводства.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 2
Ресурсное обеспечение реализации основных мероприятий подпрограммы 2 осуществляется из средств областного бюджета и внебюджетных источников.
Общий объем финансового обеспечения настоящей подпрограммы за счет всех источников составляет 466 666,8 тыс. руб.
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы 2 из областного бюджета прогнозно составит - 216 000,0 тыс. руб., в том числе:
2017 г. - 54 000,0 тыс. руб.;
2018 г. - 54 000,0 тыс. руб.;
2019 г. - 54 000,0 тыс. руб.;
2020 г. - 54 000,0 тыс. руб.
Объем финансирования за счет внебюджетных источников составит 250 666,8 тыс. руб., в том числе:
2017 г. - 62 666,7 тыс. руб.;
2018 г. - 62 666,7 тыс. руб.;
2019 г. - 62 666,7 тыс. руб.;
2020 г. - 62 666,7 тыс. руб.
В процессе реализации подпрограммы 2 планируется привлечение средств федерального бюджета по результатам отбора экономически значимых программ в соответствии с Правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042.
Ресурсное обеспечение подпрограммы 2 может быть скорректировано в течение периода ее действия с учетом особенностей реализации основных мероприятий, на которых она базируется, а также с учетом ежегодного утверждения бюджета Липецкой области на очередной финансовый год.
Подпрограмма 3
Паспорт подпрограммы 3 Государственной программы Липецкой области "Создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры на 2014 - 2020 годы" (далее - подпрограмма 3)
Ответственный исполнитель |
Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области. |
Цель подпрограммы |
Повышение эффективности деятельности кооперативов за счет организации системы сбыта сельскохозяйственной продукции. |
Задачи подпрограммы |
Задача 1. Расширение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, производимых кооперативными предприятиями Липецкой области. Задача 2. Создание условий для продвижения продукции кооперативов на внешние рынки. |
Целевой индикатор подпрограммы |
Увеличение объемов продаж сельскохозяйственных кооперативных рынков, кооперативных оптово-распределительных центров, кооперативных торговых предприятий к соответствующему периоду прошлого года, %. |
Показатели задач подпрограммы |
Показатель 1 задачи 1: создано сельскохозяйственных кооперативных рынков и (или) кооперативных оптово-распределительных (логистических) центров в отчетном периоде, ед. Показатель 2 задачи 1: организовано торговых мест для продажи кооперативами сельскохозяйственной продукции в год, ед. Показатель задачи 2: зарегистрировано торговых марок липецкой сельскохозяйственной продукции в год, ед. |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2014 - 2020 годы. |
Объемы финансирования за счет средств областного бюджета всего, в том числе по годам реализации подпрограммы |
Общий объем финансирования из областного бюджета составит 109 480,0 тыс. руб., в том числе: 2014 г. - 5 000,0 тыс. руб.; 2015 г. - 5 000,0 тыс. руб.; 2016 г. - 5 000,0 тыс. руб.; 2017 г. - 24 120,0 тыс. руб.; 2018 г. - 24 120,0 тыс. руб.; 2019 г. - 23 120,0 тыс. руб.; 2020 г. - 23 120,0 тыс. руб. Объем расходов на выполнение мероприятий подпрограммы 3 ежегодно уточняется в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
В результате реализации подпрограммы 3 ожидается: создание 46 кооперативных торговых объектов для сбыта сельскохозяйственной продукции, в том числе 12 кооперативных рынков и оптово-распределительных центров; создание дополнительно 1400 торговых мест для продажи сельскохозяйственной продукции; увеличение объемов продаж сельскохозяйственных кооперативных рынков, кооперативных оптово-распределительных центров, кооперативных торговых предприятий - в 2,1 раза; регистрация 11 торговых марок липецкой сельскохозяйственной продукции. |
Текстовая часть
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 3, описание основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков ее развития
В условиях рыночной экономики задача развития кооперативных предприятий не может быть решена без обеспечения их устойчивого положения на рынке, которое определяется способностью производить и сбывать товары более привлекательные для потребителей по ценовым и неценовым характеристикам.
Важным фактором развития является управление процессами товародвижения. Это направление особенно актуально для кооперативов, роль которых в последние годы возрастает. Именно эти хозяйствующие субъекты испытывают значительные трудности с реализацией произведенной продукции по причине отсутствия развитой инфраструктуры и каналов сбыта. При этом развитие современных форматов торговли предъявляет новые, более жесткие требования к качеству и товарному виду продукции, ее обязательной упаковке.
Отсутствие достаточно прочных связей между производителями, поставщиками и потребителями наряду с ограниченным доступом сельскохозяйственных потребительских кооперативов к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей делает невозможным для кооперативов дальнейшее наращивание производства сельскохозяйственной продукции без соответствующего развития инфраструктуры агропродовольственного рынка.
Вместе с тем, создание современных логистических центров требует значительных капитальных вложений.
Одним из способов выхода кооперативных предприятий на региональный и межрегиональные рынки является развитие собственной торговой сети. Открытие кооперативами специализированных объектов розничной торговли, предоставление торговых мест "шаговой" доступности в областном центре обеспечит гарантированный сбыт произведенной в регионе сельскохозяйственной продукции и полностью удовлетворить покупательский спрос на нее местными ресурсами.
Строительство сельскохозяйственных кооперативных рынков и кооперативных оптово-распределительных центров позволит кооперативным предприятиям выйти за пределы регионального рынка, поскольку обеспечит возможность формировать крупные партии товара и гарантирует стабильность поставок.
Еще одним фактором, который сдерживает выход кооперативов на внутренние и внешние рынки, не позволяет добиться рентабельности, необходимой для расширенного воспроизводства, является отсутствие узнаваемых широким кругом потребителей торговых марок липецкой продукции.
Создание имиджа липецкой сельскохозяйственной продукции, как безопасной и высококачественной, путем ее индивидуализации позволит в перспективе открыть каналы реализации в другие регионы.
Для решения существующих проблем необходимо обеспечить достаточный уровень государственной поддержки данного направления. При этом государственная поддержка должна осуществляться по программно-целевому принципу, преимущественно в виде предоставления субсидий.
Развитию эффективной системы товародвижения могут препятствовать следующие группы рисков.
Экономические. К ним относится возникновение дисбаланса спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию вследствие негативных тенденций на внутреннем и внешнем продовольственных рынках.
Финансовые, связанные с недостатком собственных средств у кооперативов и сложностью получения кредитных ресурсов.
Социальные риски. Обусловлены недостатком квалифицированных специалистов по вопросам исследований рынков сбыта, организации товародвижения продукции, в том числе на контрактной основе.
Административные, в том числе:
риск неэффективности организации и управления процессом реализации мероприятий подпрограммы 3;
риск, связанный с неэффективным использованием средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы 3;
риск недостаточного финансирования мероприятий подпрограммы 3.
Минимизация влияния экономических, финансовых, социальных рисков предусмотрена за счет мер поддержки, направленных на повышение качества производимой кооперативами продукции, создания условий для доступа кооперативов к финансовым ресурсам, организацию обучения, проведение исследований. В прогнозном периоде это усилит позиции кооперативов как на внутреннем рынке области, так и за ее пределами, будет способствовать наращиванию их потенциала по производству конкурентоспособной продукции и насыщению товарного и потребительского рынков качественной местной продукцией.
С целью минимизации влияния административных рисков на достижение цели и запланированных результатов ответственным исполнителем и соисполнителем в процессе реализации подпрограммы 3 возможно принятие следующих общих мер:
мониторинг реализации подпрограммы 3, позволяющий отслеживать выполнение запланированных мероприятий и достижения промежуточных показателей и индикаторов подпрограммы 3;
принятие решений, направленных на достижение эффективного взаимодействия исполнителей, соисполнителей и участников подпрограммы 3, а также осуществление контроля качества ее выполнения;
оперативное реагирование на изменения факторов внешней и внутренней среды и внесение соответствующих корректировок в подпрограмму 3, в том числе корректировок показателей и индикаторов.
Социальная эффективность подпрограммы 3 будет заключаться в повышении доходности членов кооперативных предприятий за счет роста производительности труда, использования новых эффективных технологий производства, развития каналов продвижения сельскохозяйственной продукции.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы 3, цели, задачи, описание основных целевых индикаторов, показателей задач подпрограммы 3, показателей государственных заданий подпрограммы 3
Приоритетами государственной политики в сфере реализации подпрограммы 3 являются:
повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;
повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
повышение доходов членов кооперативных предприятий.
Повышению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции будет способствовать развитие товаропроводящей инфраструктуры, включающей в себя как направление каналов товародвижения, так и требования к качеству и товарному виду продукции. Расширение рынков сбыта произведенной сельскохозяйственной продукции обеспечит стабильный уровень доходов членам кооперативов.
Целью подпрограммы 3 является повышение эффективности деятельности кооперативов за счет организации системы сбыта сельскохозяйственной продукции.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- задача 1: расширение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, производимых кооперативными предприятиями Липецкой области;
- задача 2: создание условий для продвижения продукции кооперативов на внешние рынки.
Индикатором, характеризующим достижение цели подпрограммы 3, является увеличение объемов продаж сельскохозяйственных кооперативных рынков, кооперативных оптово-распределительных центров, кооперативных торговых предприятий к соответствующему периоду прошлого года.
К показателям задач относятся:
создано сельскохозяйственных кооперативных рынков и (или) кооперативных оптово-распределительных (логистических) центров отчетном периоде;
организованно торговых мест для продажи кооперативами сельскохозяйственной продукции, в год;
зарегистрировано торговых марок липецкой сельскохозяйственной продукции в год.
Индикатор и показатели задач подпрограммы 3 не являются статистическими. Ответственным за сбор показателей является управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области. Порядок их расчета приведены в таблице 4.
Таблица 4
Методика расчета индикатора цели и показателей задач подпрограммы 3
N |
Наименование индикатора цели, показателей задач |
Методика расчета индикатора цели и показателей задач |
1. |
Увеличение объемов продаж сельскохозяйственных кооперативных рынков, кооперативных оптово-распределительных центров, кооперативных торговых предприятий к соответствующему периоду прошлого года, % |
Объемы продаж на сельскохозяйственных кооперативных рынках, кооперативных оптово-распределительных центрах, в кооперативных розничных предприятиях в соответствующем году определяются на основании информации исполнительных органов власти и органов местного самоуправления области. Определяется как отношение объемов продаж на сельскохозяйственных кооперативных рынках, кооперативных оптово-распределительных центрах, в кооперативных розничных предприятиях в отчетном году к объемам продаж на сельскохозяйственных кооперативных рынках, кооперативных оптово-распределительных центрах, в кооперативных розничных предприятиях в предыдущем году (в процентном отношении). |
2. |
Создано сельскохозяйственных кооперативных рынков и (или) кооперативных оптово-распределительных (логистических) центров в отчетном периоде, ед. |
Определяется как суммарное количество введенных в эксплуатацию в отчетном периоде сельскохозяйственных кооперативных рынков и кооперативных оптово-распределительных (логистических) центров на основании информации управления потребительского рынка и ценовой политики области, полученной от муниципальных образований области. |
3. |
Организовано торговых мест для продажи кооперативами сельскохозяйственной продукции в год, ед. |
Определяется как суммарное количество организованных торговых мест на сельскохозяйственных ярмарках, сельскохозяйственных кооперативных розничных рынках, а также открытых торговых объектах по реализации сельскохозяйственной продукции в городских округах, городских и сельских поселениях области. Суммарное количество организованных торговых мест на сельскохозяйственных ярмарках, сельскохозяйственных кооперативных розничных рынках, открытых торговых объектах по реализации сельскохозяйственной продукции в городских округах, городских и сельских поселениях области определяется на основании информации управления потребительского рынка и ценовой политики области, полученной от муниципальных образований области и от объектов торговли. |
|
Количество зарегистрированных торговых марок липецкой сельскохозяйственной продукции. |
Информация управления потребительского рынка и ценовой политики области, полученной от муниципальных образований области и от объектов торговли |
В результате реализации подпрограммы 3 планируется:
создание 46 кооперативных торговых объектов для сбыта сельскохозяйственной продукции, в том числе 12 кооперативных рынков и оптово-распределительных центров;
создание дополнительно 1400 торговых мест для продажи сельскохозяйственной продукции;
увеличение объемов продаж сельскохозяйственных кооперативных рынков, кооперативных оптово-распределительных центров, кооперативных торговых предприятий - в 2,1 раза;
регистрация 11 торговых марок липецкой сельскохозяйственной продукции.
Показателей государственных заданий не имеется.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 3
Подпрограмму 3 предполагается реализовать в 2014 - 2020 годах без выделения этапов.
4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 3 с описанием всех механизмов и инструментов, реализация которых запланирована в составе основных мероприятий
Подпрограмма 3 представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, направленных на повышение эффективности деятельности кооперативных предприятий, усиление конкурентных позиций местной сельскохозяйственной продукции за счет расширения рынков сбыта и индивидуализации сельскохозяйственной продукции, произведенной кооперативами.
На решение задачи 1 "Расширение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, производимых кооперативными предприятиями Липецкой области" направлено основное мероприятие 1 "Развитие сети кооперативных торговых объектов" подпрограммы 3. В его составе предусмотрены следующие механизмы поддержки:
предоставление субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию (включая приобретении оборудования, складской техники) сельскохозяйственных кооперативных рынков и (или) кооперативных оптово-распределительных (логистических) центров;
предоставление субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат по уплате процентов за пользование кредитами, полученными в кредитных организациях, направленными на строительство, реконструкцию и ремонт оптово-распределительных (логистических) центров, сельскохозяйственных кооперативных рынков, розничных предприятий по торговле сельскохозяйственной продукцией;
предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, направленных на приобретение и установку нестационарных торговых объектов для организации сельскохозяйственных ярмарок "Торговые ряды" с целью реализации продукции кооперативов.
Реализация основного мероприятия 1 позволит увеличить количество кооперативных торговых объектов и число торговых мест для непосредственной реализации кооперативами своей продукции, упростит доступ кооперативных предприятий на рынки области, обеспечит рост доходов членов кооперативов за счет организации системы гарантированного сбыта.
На решение задачи 2 подпрограммы 3 "Создание условий для продвижения продукции кооперативов на внешние рынки" направлено основное мероприятие 2 "Индивидуализация кооперативной продукции липецких товаропроизводителей". В его составе предусмотрены следующие механизмы поддержки:
предоставление субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам второго уровня, союзам кооперативов на разработку и регистрацию единой торговой марки (логотипа, бренда) для членов кооператива;
предоставление субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат, направленных на регистрацию торговой марки производимой сельскохозяйственной продукции.
Реализация основного мероприятия 2 позволит повысить качество производимой кооперативами продукции, обеспечит узнаваемость кооперативной продукции широким кругом потребителей, что обеспечит ее продвижение как на территории области, так и за ее пределами.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 3
Ресурсное обеспечение реализации основных мероприятий подпрограммы 3 осуществляется из средств областного бюджета и внебюджетных источников.
Объем финансового обеспечения настоящей подпрограммы за счет всех источников составляет 804 346,5 тыс. руб., в том числе:
2014 г. - 19 087,3 тыс. руб.;
2015 г. - 81 463,2 тыс. руб.;
2016 г. - 126 034,6 тыс. руб.;
2017 г. - 145 154,6 тыс. руб.;
2018 г. - 145 154,6 тыс. руб.;
2019 г. - 143 726,1 тыс. руб.;
2020 г. - 143 726,1 тыс. руб.
Общий объем финансирования из областного бюджета прогнозно составит - 109 480,0 тыс. руб., в том числе:
2014 г. - 5 000,0 тыс. руб.;
2015 г. - 5 000,0 тыс. руб.;
2016 г. - 5 000,0 тыс. руб.;
2017 г. - 24 120,0 тыс. руб.;
2018 г. - 24 120,0 тыс. руб.;
2019 г. - 23 120,0 тыс. руб.;
2020 г. - 23 120,0 тыс. руб.
Объем финансирования за счет внебюджетных источников прогнозно составит 694 866,5 тыс. руб., в том числе:
2014 г. - 14 087,3 тыс. руб.;
2015 г. - 76 463,2 тыс. руб.;
2016 г. - 121 034,6 тыс. руб.;
2017 г. - 121 034,6 тыс. руб.;
2018 г. - 121 034,6 тыс. руб.;
2019 г. - 120 606,1 тыс. руб.;
2020 г. - 120 606,1 тыс. руб.
Объем финансирования подпрограммы 3 за счет областного бюджета ежегодно уточняется в процессе исполнения областного бюджета и при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Подпрограмма 4
Паспорт подпрограммы 4 государственной программы Липецкой области "Развитие народных предприятий в Липецкой области на 2014 - 2020 годы" (далее - подпрограмма 4)
Текстовая часть
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 4, описание основных проблем развития народных предприятий, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков развития народных предприятий в области
Наряду с широко распространенными организационно-правовыми формами хозяйствования (открытыми и закрытыми акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью) существуют хорошо зарекомендовавшие себя во всем мире коллективные - народные и кооперативные предприятия.
Коллективные предприятия позволяют сочетать в себе высокие экономические достижения, опирающиеся на прямую заинтересованность работников в результатах труда, и обеспечить социальную стабильность в обществе.
Привлечение работников предприятия к участию в управлении собственностью регулируется Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", но практика создания народных предприятий не получила широкого распространения.
Принятие в 2012 году областной целевой программы "Развитие народных предприятий в Липецкой области на 2012 - 2014 годы", утвержденной постановлением администрации области от 22 июня 2012 года N 253, послужило существенным импульсом к развитию народных предприятий в области.
В настоящее время зарегистрированы шесть народных предприятий: в промышленности, транспорте, жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере услуг.
Наряду с достигнутыми результатами существует ряд проблем в создании народных предприятий:
низкая активность трудовых коллективов в процессе преобразования предприятий в народные;
слабая компетентность работников в вопросах, касающихся сущности народного предприятия, своих прав и обязанностей.
Кроме того, причиной, сдерживающей образование народных предприятий, является то, что среднесписочная численность работников в них не может составлять менее 51 человека.
Развитию коллективных форм собственности будет способствовать поддержка закрытых акционерных обществ, которые отвечают требованиям Федерального закона от 19 июля 1998 года N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" за исключением минимальной численности:
минимальный уставный капитал составляет не менее 1000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату подачи заявки;
среднесписочная численность работников не менее 20 человек за последний отчетный период;
работникам принадлежит количество акций закрытого акционерного общества, номинальная стоимость которых составляет более 75 процентов его уставного капитала, на дату окончания отчетного финансового года;
один работник-акционер (включая руководителей) владеет количеством акций, номинальная стоимость которых не превышает 5 процентов уставного капитала, на дату подачи заявки;
число работников, которые не являются акционерами закрытого акционерного общества, на дату окончания отчетного финансового года не превышает 10 процентов численности работников закрытого акционерного общества;
размер оплаты труда директора (генерального директора) за отчетный финансовый год не превышает более чем в 10 раз средний размер оплаты труда одного работника (далее - закрытые акционерные общества).
Подпрограмма 4 направлена на развитие коллективных форм собственности - народных предприятий и закрытых акционерных обществ, что позволит создать дополнительные рабочие места, стимулировать производственную активность работников.
При реализации подпрограммы 4 необходимо учитывать возможные риски:
изменения в законодательстве о народных предприятиях, налоговом законодательстве, денежно-кредитной политике, которые могут оказать влияние на процесс создания народных предприятий и закрытых акционерных обществ, соответственно повлиять на индикаторы (показатели) подпрограммы;
снижение уровня активности в процессе преобразования предприятий в народные;
недостаточное финансирование мероприятий подпрограммы.
К мерам управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение задач подпрограммы 4 относятся:
планирование реализации подпрограммы 4. Своевременное внесение изменений в состав мероприятий, сроки их реализации, в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на соответствующий год;
стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов по преобразованию в народные предприятия и закрытые акционерные общества;
контроль за выполнением индикаторов (показателей) на всех стадиях реализации подпрограммы 4.
2. Приоритеты государственной политики в сфере развития народных предприятий, цели, задачи, описание основных целевых индикаторов, показателей задач подпрограммы 4, показателей государственных заданий подпрограммы 4
Основными приоритетами государственной политики в сфере развития народных предприятий являются:
развитие коллективных форм хозяйствования, в том числе народных предприятий и закрытых акционерных обществ;
формирование социально-справедливых производственных отношений;
реализация экономического и социального потенциала, заложенного в развитии коллективных форм хозяйствования.
Задача подпрограммы 4: создание условий для развития народных предприятий и закрытых акционерных обществ.
Показатель задачи подпрограммы 4: количество народных предприятий и закрытых акционерных обществ, которым оказана поддержка на развитие основной деятельности в отчетном периоде, ед.
Показатель задачи подпрограммы 4 не является статистическим. Ответственным за сбор показателей и за значение показателя является управление экономики администрации Липецкой области.
Показателей государственных заданий подпрограммы 4 не имеется.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы 4
Срок реализации подпрограммы 4 охватывает период 2014 - 2020 годов без выделения этапов.
4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 4 с описанием всех механизмов и инструментов, реализация которых запланирована в составе основных мероприятий
Подпрограммой 4 предусмотрены следующие основные мероприятия.
Основное мероприятие 1 "Осуществление мероприятий по обеспечению развития народных предприятий и закрытых акционерных обществ".
В рамках данного основного мероприятия запланировано:
предоставление субсидий народным предприятиям на возмещение части затрат на организационные расходы, связанные с их созданием;
предоставление субсидий народным предприятиям и закрытым акционерным обществам на возмещение части затрат на приобретение основных средств для осуществления основной деятельности;
предоставление субсидий народным предприятиям и закрытым акционерным обществам на компенсацию затрат, связанных с уплатой первого лизингового платежа при заключении договора финансовой аренды (лизинга) оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств (за исключением легковых автомобилей), приборов, аппаратов, агрегатов, установок, машин, средств и технологий.
Основное мероприятие 2 "Создание благоприятных условий для преобразования юридических лиц в народные предприятия".
Реализация данного мероприятия запланирована в форме субсидий юридическим лицам при создании народных предприятий на возмещение затрат по правовой, консультативной, организационной поддержке и организации обучения работников.
Основное мероприятие 3 "Обеспечение доступа народных предприятий и закрытых акционерных обществ к займам".
Реализация данного мероприятия запланирована в виде предоставления субсидий некоммерческим организациям на предоставление займов народным предприятиям и закрытым акционерным обществам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 4
Источником финансирования подпрограммы 4 являются средства областного бюджета. Общий объем финансирования из областного бюджета прогнозно составляет 395500 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 56500 тыс. руб.;
2015 год - 56500 тыс. руб.;
2016 год - 56500 тыс. руб.;
2017 год - 56500 тыс. руб.;
2018 год - 56500 тыс. руб.;
2019 год - 56500 тыс. руб.
2020 год - 56500 тыс. руб.
Объемы расходов на выполнение подпрограммы 4 устанавливаются при формировании областного бюджета на очередной финансовый год, ежегодно уточняются в процессе исполнения областного бюджета.
<< Назад |
>> II. Текстовая часть |
|
Содержание Постановление Администрации Липецкой области от 30 октября 2013 г. N 490 "Об утверждении государственной программы Липецкой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.