Решение Долгоруковского районного Совета депутатов
Липецкой области
от 27 октября 2005 г. N 147-рс
"О проекте положения о муниципальных правовых актах органов
и должностных лиц местного самоуправления Долгоруковского района"
23 мая 2007 г., 29 апреля 2009 г., 19 августа 2011 г.
Рассмотрев проект положения о муниципальных правовых актах органов и должностных лиц местного самоуправления Долгоруковского района, внесенный в порядке нормотворческой инициативы председателем Долгоруковского районного Совета депутатов, в целях реализации Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", установления единых требований к муниципальным правовым актам органов и должностных лиц местного самоуправления Долгоруковского района, их подготовке, внесению, рассмотрению, принятию, опубликованию и систематизации, руководствуясь ст. 21 Устава Долгоруковского района, учитывая решение постоянной комиссии районного Совета депутатов по правовым вопросам и вопросам местного самоуправления, районный Совет депутатов решил:
1. Принять Положение о муниципальных правовых актах органов и должностных лиц местного самоуправления Долгоруковского района (прилагается).
2. Направить вышеназванное Положение Главе Долгоруковского района для подписания и официального опубликования.
3. Решение вступает в силу со дня принятия.
Председатель Долгоруковского районного Совета депутатов |
А. Тельнов |
Решением Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области от 19 августа 2011 г. N 279-рс в настоящее Положение внесены изменения
Положение
о муниципальных правовых актах органов
и должностных лиц местного самоуправления
Долгоруковского района
(утв. решением Долгоруковского районного Совета депутатов
Липецкой области от 27 октября 2005 г. N 147-рс)
23 мая 2007 г., 29 апреля 2009 г., 19 августа 2011 г.
Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 1. Общие положения
1. Настоящим Положением устанавливаются единые требования к муниципальным правовым актам и иным правовым актам органов и должностных лиц местного самоуправления Долгоруковского района, их подготовке, внесению, рассмотрению, принятию, опубликованию и систематизации.
2. Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Липецкой области, принятое населением района непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории района, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
3. Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.
Нормативные правовые акты Долгоруковского района (далее - нормативные правовые акты) принимаются Советом депутатов Долгоруковского района (далее - Совет района), Главой Долгоруковского района (далее - Глава района) по предметам их ведения либо местным референдумом.
Правовой акт - официальный письменный документ, принятый органами или должностными лицами местного самоуправления по конкретному вопросу. К ним относятся акты индивидуального применения, а также акты, рассчитанные на однократное применение или обращенные к конкретным лицам.
4. Подготовка проекта нормативного правового акта осуществляется субъектом нормотворческой инициативы либо органом, принимающим данный нормативный правовой акт.
5. Нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации, законам Липецкой области, Уставу Долгоруковского района и настоящему Положению.
6. К должностным лицам местного, самоуправления, принимающим муниципальные правовые акты, относятся: Глава района, председатель Совета района, руководители структурных подразделений администрации района, председатель Контрольно-счетной комиссии района.
Статья 2. Виды нормативных правовых актов и иных правовых актов
1. К муниципальным правовым актам района относятся:
- Устав района;
- решения местного референдума;
- решения Совета района;
- распоряжения председателя Совета района;
- постановления, распоряжения администрации района;
- совместные распоряжения администрации района и Совета района;
- распоряжения, приказы, представления и предписания Контрольно-счетной комиссии района;
- распоряжения и приказы руководителей структурных подразделений администрации (по вопросам, отнесенным к их полномочиям).
- иные нормативные правовые акты в соответствии с действующим законодательством.
2. Нормативными правовыми актами являются: Устав района, решения местного референдума, решения Совета района, постановления администрации района.
3. Устав района и решения, принятые на местном референдуме являются актами высшей юридической силы, имеют прямое действие и применяются на всей территории района.
Нормативные правовые акты и правовые акты не должны противоречить Уставу района и нормативным правовым актам, принятым на местном референдуме.
4. Совет района по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Липецкой области, Уставом района, принимает решения, устанавливающие правила (положения), обязательные для исполнения на территории района, а также решения по вопросам организации деятельности Совета района.
Решения Совета района, принятые в пределах его компетенции, обязательны к исполнению Главой района, администрацией района, должностными лицами администрации района, жителями района, организациями, независимо от форм собственности, и другими лицами, находящимися на территории района.
5. Глава района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Липецкой области, Уставом района, решениями Совета района, издает постановления администрации района по вопросам местного значения и по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района федеральными законами и законами Липецкой области, а также распоряжения по вопросам деятельности администрации района.
Постановления Главы администрации района обязательны для исполнения должностными лицами администрации района, жителями района, организациями, независимо от форм собственности, и другими лицами, находящимися на территории района.
6. Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами района осуществляется путем прямого волеизъявления населения, выраженного на местном референдуме и оформляется в виде решения.
Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения района, дополнительно требуется принятие нормативного правового или иного правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
7. Правовыми актами являются: распоряжения председателя Совета района, совместные распоряжения администрации района и Совета района, распоряжения администрации района, распоряжения и приказы руководителей структурных подразделений администрации, распоряжения, приказы, представления и предписания Контрольно-счетной комиссии района, регламент.
Распоряжение - правовой акт исполнительно-распорядительного характера.
Совместное распоряжение администрации района и Совета района - правовой акт исполнительно-распорядительного характера по вопросам совместной финансово-экономической и социальной деятельности соответствующих органов местного самоуправления.
Представления и предписания - правовые акты Контрольно-счетной комиссии района, издаваемые по результатам контрольных мероприятий для принятия мер по устранению выявленных нарушений.
Приказ - правовой акт функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам, издаваемый руководителем структурного подразделения администрации, председателем Контрольно-счетной комиссии района.
Регламент - правовой акт, определяющий порядок организации и деятельности органа местного самоуправления.
Статья 3. Подготовка нормативных правовых и правовых актов
1. Нормативные правовые акты готовятся с целью:
1) реализации федеральных и областных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и области;
2) нормативного регулирования соответствующей сферы общественных отношений различных сторон экономической и социальной жизни района;
3) определения статуса органов местного самоуправления;
4) содействия гражданам в реализации их прав и законных интересов.
2. Нормативные правовые акты имеют следующие реквизиты:
- герб района;
- наименование органа, принявшего акт;
- место составления или издания акта;
- наименование акта;
- заголовок, обозначающий предмет регулирования;
- текст документа;
- дату принятия акта, регистрационный номер акта;
- отметку о наличии приложения;
- подпись соответствующего должностного лица;
- визы согласования документа.
3. Разработка проектов нормативных правовых актов Совета района осуществляется на плановой основе.
Совет района разрабатывает и утверждает план нормотворческой деятельности на очередной календарный год с учетом предложений Главы района, администрации района, депутатов, организаций и граждан.
Предложения в план нормотворческой деятельности на очередной календарный год направляются в Совет района до 1 декабря текущего года.
4. Субъектами права нормотворческой инициативы являются: председатель Совета района, депутаты Совета района, комиссии Совета района, Глава района, администрация района, прокурор района, органы местного и территориального общественного самоуправления, инициативная группа граждан в порядке, установленном решением Совета района.
Статья 4. Требования, предъявляемые к нормативным правовым актам
1. Нормативные правовые акты должны отвечать следующим требованиям:
- устанавливать, изменять или отменять правовые нормы в пределах компетенции принявших их органов;
- устанавливать общеобязательные нормы для многократного применение;
- определять срок своего действия - постоянного действия или временного действия, определенного конкретной датой или периодом;
- соответствовать юридико-техническому оформлению документов.
2. В нормативных правовых актах не допускается содержание коррупционных факторов.
1) Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
2) Факторы, связанные с реализацией полномочий органов местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправлении их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию нормативных правовых актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3) Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании -отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов местного самоуправления (их должностных лиц);
д) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации но запросам граждан и организаций.
4) Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Статья 4-1. Утратила силу.
См. текст статьи 4-1
Статья 5. Порядок внесения проекта нормативного правового акта в Совет района
1. Проект нормативного правового акта вносится в Совет депутатов района субъектом нормотворческой инициативы не менее чем за сорок пять дней до даты его рассмотрения с приложением следующих сопроводительных материалов:
- сопроводительное письмо;
- пояснительная записка, в которой указываются: субъект права нормотворческой инициативы и разработчики акта; финансово-экономическое обоснование необходимости принятия акта, его цели и основные положения; перечень актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие данного акта; предложения о разработке актов, принятие которых необходимо для реализации данного акта;
- соответствующие приложения к проекту нормативного правового акта;
- иные материалы.
В сопроводительном письме указывается докладчик по данному вопросу и отметка об исполнителе.
Проект нормативного правового акта должен быть завизирован должностными лицами соответствующих структурных подразделений администрации района и согласован с должностными лицами и иными органами в порядке, установленном действующим законодательством.
Не допускается направлять в Совет депутатов района несколько проектов в одном сопроводительном письме.
2. К проекту нормативного правового акта прилагаются:
а) финансово-экономические расчеты;
б) статистические данные;
в) материалы обсуждения проекта акта в средствах массовой информации;
г) иные сведения, необходимые по усмотрению субъекта права нормотворческой инициативы для обоснования вносимых предложений.
3. Если форма представленного проекта, пояснительная записка и необходимые приложения не отвечают перечисленным требованиям настоящей статьи, такой проект в течение пяти дней со дня его регистрации в Совете района возвращается председателем Совета района, а в его отсутствие - заместителем председателя субъекту нормотворческой инициативы для выполнения требований, установленных настоящим Положением.
4. Проекты нормативных правовых актов о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств района или предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств районного бюджета, рассматриваются Советом района по представлению Главы района либо при наличии его заключения.
5. Проекты нормативных правовых актов, внесенные в Совет района субъектами нормотворческой инициативы, кроме Главы района, в течение пяти календарных дней со дня их поступления в Совет района направляются Главе района для подготовки заключения. Указанное заключение представляется Главой района в Совет депутатов района в течение одного месяца со дня получения соответствующего проекта.
Отрицательное заключение Главы района не является препятствием для рассмотрения проекта нормативного правового акта Советом района.
Статья 6. Порядок рассмотрения нормативных правовых актов в Совете района
1. Проект нормативного правового акта, пояснительная записка к нему с приложением необходимых документов вносятся субъектом права нормотворческой инициативы в Совет района с учетом требований, установленных в статье 5 настоящего Положения.
Проекты нормативных правовых актов подлежат рассмотрению Советом района не позднее двух месяцев с момента официального поступления при наличии всех необходимых документов.
2. Субъект права нормотворческой инициативы, внесший проект нормативного правового акта, имеет право отозвать его в порядке, установленном Регламентом Совета района.
3. Порядок, правила, процедура и сроки подготовки и рассмотрения Советом района проектов нормативных правовых актов устанавливаются Регламентом Совета района.
Статья 7. Порядок подписания, официального опубликования нормативных правовых актов, правовых актов и вступления их в силу
1. Решения Совета района подписываются его председателем. Нормативные правовые акты Совета района, устанавливающие правила (положения), обязательные для исполнения на территории района, внесение изменений и дополнений в них, в течение пяти дней направляются Главе района для подписания и обнародования. Глава района имеет право отклонить указанный нормативный правовой акт. В этом случае нормативный правовой акт в течение десяти дней возвращается в Совет района с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если Глава района отклоняет нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Советом района. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, не менее двух третей, от установленной численности депутатов Совета района, он подлежит подписанию Главой района в течение семи дней и обнародованию.
Нормативный правовой акт, принятый Советом депутатов, направляется Главе района для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава района имеет право отклонить указанный нормативный правовой акт. В этом случае данный нормативный правовой акт в течение десяти дней возвращается в Совет депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если Глава района отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается районным Советом. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета депутатов, он подлежит подписанию Главой района в течение семи дней и обнародованию.
2. Датой принятия решения Совета района считается день его принятия на заседании Совета района.
3. Нормативные правовые акты района вступают в силу со дня их подписания, если иное не оговорено в самих актах.
4. Исключена.
См. текст части 4 статьи 7
5. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Неопубликованные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина и человека, не применяются.
6. Нормативные правовые акты Совета района о налогах и сборах вступают в силу в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
7. Нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления района, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории района, направляются в центральную районную библиотеку, где систематизируются и представляются для всеобщего ознакомления.
8. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами области, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти области.
Статья 7.1. Внесение муниципальных нормативных правовых актов в регистр муниципальных нормативных правовых актов Липецкой области, представление в органы прокуратуры
1. Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, а также дополнительные сведения к ним в соответствии с Законом Липецкой области N 228-ОЗ от 24.12.2008 г. "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Липецкой области" направляются в администрацию Липецкой области для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Липецкой области.
2. Нормативные правовые акты по вопросам, предусмотренным частью 2 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ от 17.07.2009 г. "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", направляются в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы в течение 10 дней со дня их принятия (подписания).
Статья 8. Толкование нормативных правовых и правовых актов
1. Официальное толкование нормативных правовых актов есть властно-обязательное разъяснение нормативных правовых актов правомочным нормотворческим органом.
Официальное толкование нормативных правовых актов производится в случае обнаружения неясностей в содержании нормативных правовых актов, неправильной или противоречивой практики их применения.
Официальные акты - разъяснения имеют ту же юридическую силу, что и разъясняемые ими нормативные правовые акты.
В процессе официального толкования не допускается внесение в толкуемые нормативные правовые акты поправок, дополнений и конкретизирующих предписаний.
2. Официальное толкование вступивших в силу решений Совета района вправе давать только Совет района, как по собственной инициативе, так и по запросам, путем принятия решений об официальном толковании.
Официальное толкование постановлений Главы района вправе давать только Глава района.
Статья 9. Вступление в силу
Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Долгоруковского района |
В. Никишин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Долгоруковского районного Совета депутатов Липецкой области от 27 октября 2005 г. N 147-рс "О проекте положения о муниципальных правовых актах органов и должностных лиц местного самоуправления Долгоруковского района"
Положение, утвержденное настоящим решением, вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения опубликован в газете Долгоруковского района "Сельские зори" от 12 ноября 2005 г. N 137
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области от 18 июня 2019 г. N 265-рс
Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.
Решение Совета депутатов Долгоруковского муниципального района Липецкой области от 19 августа 2011 г. N 279-рс
Изменения вступают в силу со дня их официального опубликования
Решение Совета депутатов Долгоруковского района Липецкой области от 29 апреля 2009 г. N 108-рс
Изменения вступают в силу со дня их официального опубликования
Решение Долгоруковского районного Совета депутатов Липецкой области от 23 мая 2007 г. N 336-рс