Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кириченко А.Д, судей Кириченко А.Д. и Тарасовой С.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 августа 2023 года по гражданскому делу N 2-620/2023 по иску Булавиной И.В. к государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения", министерству социального развития Оренбургской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги.
Заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Булавина И.В. обратилась в суд с иском о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно и возложении обязанности назначить и выплатить ежемесячную денежную выплату на несовершеннолетнего ребенка Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 11 917 рублей ежемесячно с 13 ноября 2022 года.
Указала в обоснование заявленных требований, что 12 ноября 2022 года она обратилась к ответчику ГКУ "Центр социальной поддержки населения" с заявлением о назначении социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, на детей в возрасте от трёх до семи лет включительно. В назначении мер социальной поддержки ей было отказано со ссылкой на превышение среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума. С данным отказом она не согласна, считает нарушенным свое право на получение выплат.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Булавин И.П, ОСФР по Оренбургской области.
Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 7 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований Булавиной И.В. отказано.
Не согласившись с решением суда, Булавиной И.В. подана апелляционная жалоба.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 августа 2023 года решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 7 апреля 2023 года отменено, исковые требования Булавиной И.В. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" об отказе Булавиной И.В. в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно.
Возложена на ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" обязанность назначить Булавиной И.В. ежемесячную денежную выплату на несовершеннолетнего ребёнка Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N 368-пп "Об утверждении порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трёх до семи лет со дня обращения за назначением указанной выплаты - с 12 ноября 2022 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований, а также в удовлетворении исковых требований Булавиной И.В. к министерству социального развития Оренбургской области отказано.
В кассационной жалобе ответчиком ГКУ Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" ставится вопрос об отмене апелляционного определения по делу как незаконного, поскольку заявитель полагает невозможным применение к спорным правоотношениям положений налогового законодательства при исчислении совокупного дохода семьи в целях предоставления выплаты на детей.
В судебном заседании истец, представители ответчика и третьи лица не присутствовали, извещались судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и своевременно.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (действующим на момент возникновения спорных правоотношений) установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (подпункт "а" пункта 3 Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 (действующим на момент возникновения спорных правоотношений) утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
В силу пункта 2 преамбулы Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 Правительством Российской Федерации рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации утвердить порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно; а также установить при необходимости требования к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении указанной ежемесячной денежной выплаты.
Пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 предусмотрены виды доходов семьи, полученные в денежной форме, учитываемые при расчёте среднедушевого дохода семьи, в числе которых в пункте "м" указаны доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества.
Данные требования закреплены также в пункте 24 Постановления Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N 368-пп "Об утверждении порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно".
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384, пункт 25 Постановления Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N 368-пп).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Булавина И.В. является матерью несовершеннолетнего Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
12 ноября 2022 года. Булавина И.В. обратилась в ГКУ "Центр социальной поддержки населения" с заявлением о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трёх до семи лет.
Решением ГКУ "Центр социальной поддержки населения" от 18 ноября 2022 года N (филиал ГКУ "Центр социальной поддержки населения" в Центральном районе г. Оренбурга) Булавиной И.В. в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки отказано по причине превышения размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума.
Основанием к принятию такого решения послужила оценка сведений, предоставленных истцом о фактических доходах, полученных в 2021 года от реализации квартиры.
Согласно представленному договору купли-продажи от 26 января 2021 года, заключенному между Булавиной И.В. (покупатель) и Т. (продавец), покупатель купил, а продавец продал квартиру, расположенную по адресу: г. Оренбург, "адрес" 938, стоимостью 1 320 000 рублей. При этом часть стоимости - 1 188 000 рублей оплачивалась за счет целевых кредитных средств.
Из договора купли-продажи от 22 декабря 2021 года, заключенного между Булавиной И.В. (продавец) и Д. (покупатель), следует, что продавец продал, а покупатель купил квартиру, расположенную по адресу: г. Оренбург, "адрес" 938, стоимостью 1 250 000 рублей.
Как следует из пояснений истца, полученные от продажи квартиры денежные средства были потрачены на погашение ипотечного кредита в размере 1 200 000 рублей, 50 000 рублей было потрачено на услуги агентства по продаже недвижимости, представлены соответствующие квитанции о погашении задолженности, договор оказания риэлтерских услуг.
Полагая, что полученный истцом при продаже указанной квартиры сумма в размере 1 250 000 рублей необоснованно включена ответчиком в состав доходов при расчете среднедушевого дохода семьи, тогда как фактически доход отсутствовал, истец обратилась с настоящим иском в суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что при расчёте дохода истца в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 и Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N 368-пп для назначения ежемесячной денежной выплаты должна учитываться сумма от реализации недвижимого имущества в сумме 1 250 000 рублей, в связи с чем среднедушевой доход семьи превысил величину прожиточного минимума, и пришёл к выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований.
При этом оснований к применению к спорным правоотношениям налогового законодательства суд не нашел, указав, что оно не регулирует вопросы исчисления совокупного дохода семьи для целей предоставления выплат на детей.
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что при решении вопроса о назначении выплат по Указу Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 подлежат учету доходы от реализации и сдачи в аренду имущества на основании соответствующих сведений из налоговых органов.
Суд апелляционной инстанции, учитывая, что судом при разрешении спора были неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, был направлен запрос в УФНС России по Оренбургской области о том, являются ли вырученные истцом денежные средства от продажи вышеуказанной квартиры доходом физического лица.
Согласно ответа УФНС России по Оренбургской области от 17 августа 2023 года N исходя из положений подпунктов 1 и 2 пункта статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложению подлежит не полная сумма полученного дохода от продажи квартиры, а сумма дохода, уменьшенная на размер имущественного налогового вычета, не превышающего в целом 1 000 000 рублей, или на сумму фактически произведённых налогоплательщиком и документально подтверждённых расходов, связанных с приобретением проданной квартиры.
С учетом представленных истцом документов, подтверждающих стоимость приобретения квартиры с использованием кредитных средств, а также стоимости ее отчуждения, использования полученных от продажи денежных средств для погашения ипотечных обязательств суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что денежные средства, полученные истцом от реализации квартиры, не подлежат учёту при расчёте среднедушевого дохода семьи для определения права на ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трёх до семи лет.
В связи с чем, среднедушевой доход семьи за 2021 год за вычетом денежной суммы от продажи квартиры не превышает величину прожиточного минимума на каждого члена семьи.
Истец, таким образом, имеет право на ее получение со дня её обращения с соответствующим заявлением, то есть с 12 ноября 2022 года, а оспариваемое решение ГКУ "Центр социальной поддержки населения" от 18 ноября 2022 года N об отказе истцу в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет является незаконным.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными и не усматривает оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (действующим на момент возникновения спорных правоотношений) установлена с 1 января 2020 года ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, которая предоставляется нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (подпункт "а" пункта 3 Указа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 (действующим на момент возникновения спорных правоотношений, далее Постановление N384) утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Пунктом 12 указанного Постановления N384 предусмотрено, что документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Постановления Правительства Российской Федерации N384 основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В силу пункта 21 Постановления N 384 при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества (подпункт "м").
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22 постановления N384).
Аналогичные по существу условия, порядок назначения и осуществления на территории Оренбургской области ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно установлены Законом Оренбургской области от 9 апреля 2020 года N 2177/580-VI-ОЗ "О ежемесячных денежных выплатах на детей в возрасте от трех до семи лет", а также принятым в соответствии с данным Законом Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 апреля 2020 года N 368-пп "Об утверждении порядка назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно".
В указанных выше нормативно-правовых актах, как действовавших на момент обращения истца к ответчику, так и в настоящее время, регулирующих вопросы назначения выплат на детей от 03 до 07 лет отсутствует понятие "доход".
Между тем, согласно пункту 23 Примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384, сведения о доходах от реализации недвижимого имущества, находящегося в собственности менее срока владения, указанного в статье 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества поступают в уполномоченные органы социальной защиты посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия с Федеральной налоговой службы России.
Таким образом, является правомерным и обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что сведения о доходах заявителя ответчиком должны быть получены от налогового органа с учетом положений действующего налогового законодательства.
При этом в пункте 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации оговорено, что в соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении доходов физических лиц, подлежащих налогообложению, учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
Вместе с тем, с учётом положений подпунктов 1 и 2 пункта статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложению подлежит не полная сумма полученного дохода от продажи квартиры, а сумма дохода, уменьшенная на размер имущественного налогового вычета, не превышающего в целом 1 000 000 рублей, или на сумму фактически произведённых налогоплательщиком и документально подтверждённых расходов, связанных с приобретением проданной квартиры.
Судами установлено и из материалов дела усматривается, что 26 января 2021 года Булавина И.В. приобрела квартиру по адресу: г. Оренбург, "адрес" 938, за 1 320 000 рублей, из которых 1 188 000 рублей получены в кредит на ее приобретение.
22 декабря 2021 года Булавина И.В. произвела отчуждение этой же квартиры за 1 250 000 рублей, из которых согласно пояснениям истца и представленных им квитанций 1 200 000 были направлены на погашение ранее взятых ипотечных обязательств на приобретение данной квартиры.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции обосновано исходил из того, что вырученные денежные средства от продажи данной квартиры не могут быть признаны доходом истца и они не подлежат учету при исчислении среднедушевого дохода членов семьи истца для целей оказания социальной поддержки нуждающимся семьям, имеющим детей, среднедушевой доход которых на каждого члена семьи не превышает величины прожиточного минимума.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, что денежные средства, полученные Булавиной И.В. от реализации своего недвижимого имущества и по сведениям Федеральной налоговой службы России не подлежащие налогообложению как доход физического лица, не являются доходом, подлежащим учету при определении среднедушевого дохода семьи и решения вопроса о назначении ежемесячного пособия на ребенка, как основанными на законе.
Доказательств того, что без учета денежных средств от продажи указанной квартиры, доход семьи истца достаточен и семья истца не является нуждающейся в спорных мерах социальной поддержки, материалы дела не содержат.
Отменяя решение суда как постановление с нарушением норм материального и процессуального права и удовлетворяя исковые требования Булавиной И.В, суд апелляционной инстанции исследовал необходимые юридически значимые обстоятельства, правильно применив к установленным обстоятельствам нормы материального права, обоснованно пришел к выводу, что у истца имеются основания для назначения ответчиком ежемесячной социальной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы, учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебном акте отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Установление обстоятельств и оценка доказательств по делу входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции не наделен правом переоценки доказательств по делу и иная оценка доказательств основанием для пересмотра в кассационном порядке принятых по делу судебных постановлений не является.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 24 августа 2023 года - оставить без изменения, кассационную жалобу государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" - без удовлетворения.
Председательствующий А.Д. Кириченко
Судьи Н.В. Бросова
С.М. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.